Развитие наркосистемы приостановлено

(Черкесов В. В.)

("Наркоконтроль", 2008, N 1)

Текст документа

РАЗВИТИЕ НАРКОСИСТЕМЫ ПРИОСТАНОВЛЕНО

В. В. ЧЕРКЕСОВ

Черкесов В. В., директор ФСКН России.

Масштабы наркоугрозы в конце прошлого века в России, как и во всем мире, вышли на один уровень с такими глобальными проблемами, как международный терроризм и локальные войны. Незаконный оборот наркотиков стал серьезной национальной угрозой социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. Это потребовало новых подходов к решению проблем, связанных с противодействием незаконному обороту наркотиков, профилактикой правонарушений, лечением и социальной реабилитацией лиц, больных наркоманией.

Были времена, когда наша страна в силу ее закрытости находилась вне глобальной зоны действия наркобизнеса и транснациональной преступности. После разрушения СССР и появления на постсоветском пространстве прозрачных границ она стала транзитной территорией для торговцев наркотиками, транспортирующих их в Европу из стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Развитие наркобизнеса как мощной сферы теневой экономики захватило и Россию. Она превратилась в активный рынок потребления разнообразных наркотиков.

Международный наркобизнес сумел быстро освоить территорию нашей страны и начал собирать на ней немалый "урожай" прибыли. Деньги от преступного бизнеса "отмывались" и переправлялись за границу, а России доставались тысячи больных людей и множество проблем медицинских, социальных, экономических, семейных. По официальным данным, к концу 90-х и началу 2000-х годов опыт употребления наркотиков в России имели около 6 миллионов человек, или примерно 4 процента населения. Динамика ежегодного роста количества больных с диагнозом "наркомания" в период с 1997 по 2002 г. в среднем составляла 26%. Таких масштабов распространения этой страшной угрозы новейшая российская история не знала. Наркотизация населения обусловила рост общеуголовной преступности. Резко возросло количество преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения.

Федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотиков был предусмотрен еще Законом 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах". В 2001 г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации с тревогой было отмечено, что мировая структура производства, переработки, транспортировки и распространения наркотиков сложилась и угрожает национальной безопасности нашей страны.

11 марта 2003 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ об образовании нового самостоятельного антинаркотического ведомства. Годы работы подтвердили своевременность и актуальность создания специального уполномоченного ведомства, перед которым были поставлены задачи остановить наркоагрессию, коренным образом изменить стратегию борьбы с наркобизнесом и выстроить новую государственную антинаркотическую политику.

Начиная с 2003 г. с созданием ФСКН России в нашей стране проводится новая государственная политика, включающая в себя комплекс взаимосвязанных мер законодательного, правоохранительного, социального, экономического, медицинского, пропагандистского и административного характера, цель которой - остановить развитие наркосистемы, изменить наркоситуацию, ликвидировать финансовую базу наркомафии.

Сегодня мы вправе говорить о том, что эта борьба ведется системно и жестко - подавляется организованная преступность, ликвидируются наркотрафики, подрываются финансовые основы наркомафии.

ФСКН России за пять лет своей деятельности нанесла существенный урон наркодельцам. За это время сотрудниками ведомства выявлено более 345 тысяч преступлений, пресечена деятельность около 2,5 тысячи преступных групп и сообществ, ликвидировано свыше 10 тысяч наркопритонов, проведено 360 международных полицейских операций. Более 171 тонны наркотических средств и психотропных веществ, в том числе свыше 7 тонн героина, около 148 тонн марихуаны и гашиша, почти 3 миллиарда условных средних разовых доз синтетических наркотиков нами изъяты и не дошли до потребителей. К уголовной ответственности привлечены свыше 123 тысяч участников наркоторговли.

В последние годы коренным образом изменилась стратегия борьбы с наркопреступностью. Теперь правоохранительная система страны переориентирована на переход от преследования потребителей наркотиков за совершение малозначимых преступлений к подавлению организованной преступности, контролирующей наркотрафики, крупные сети сбыта, легализующей доходы от наркобизнеса.

На счету органов наркоконтроля немало успешно проведенных сложных операций. Например, наркополицейские Санкт-Петербурга в прошлом году задержали 34-летнего гражданина, который перевозил 6 килограммов 3-метилфентанила, так называемого белого китайца (что соответствует сотням миллионов средних разовых доз и по токсическому воздействию эквивалентно 300 килограммам героина). Результатом операции стала ликвидация деятельности международной организованной преступной группы, осуществлявшей в крупных масштабах производство и распространение 3-метилфентанила. Была выявлена многоуровневая, жестко структурированная преступная группа, которая по конспирации напоминала шпионскую сеть. В реализации "белого китайца" участвовали сотни людей. Наши сотрудники обнаружили лабораторию, снабжавшую наркотиками практически всю европейскую часть России и подпольный склад, в котором хранилось около 20 килограммов зелья, более 15 килограммов прекурсоров, а также оборудование для изготовления наркотиков. Во время обыска у одного из членов преступной группировки изъято более 200 тысяч долларов США и свыше миллиона рублей.

Московские наркополицейские в мае 2007 г. задержали более 436 кг контрабандного героина. Это самая крупная партия, когда-либо изымавшаяся правоохранительными органами в Московском регионе. Еще в 2006 г. в Управлении ФСКН России по г. Москве стало известно, что организованная криминальная структура занимается ввозом и реализацией на территории Московского региона особо крупных партий героина. В ходе оперативных мероприятий удалось выявить организаторов поставок наркотика, способы транспортировки, установить роль каждого члена преступной группы. В апреле 2007 г. была получена информация о подготовке к отправке в Россию особо крупной партии наркотиков.

Операция проводилась при поддержке ряда территориальных органов наркоконтроля по маршруту движения груза от государственной границы в Москву. При задержании преступников в их автомашине было обнаружено и изъято 197 упаковок с наркотиками, каждая из которых весила не менее 2 кг. Дальнейшая экспертиза показала, что в 196 упаковках находился высококачественный героин, а еще в одной - гашиш. Общая стоимость превысила 9 млрд. рублей (353 млн. долл. США). По подозрению в причастности к перевозке наркотиков задержано 4 человека.

В Пермском крае в декабре прошедшего года сотрудники наркоконтроля задержали автомобиль "КамАЗ", в котором наркодельцы перевозили 77 килограммов героина.

Органы наркоконтроля все увереннее борются с легализацией преступных доходов. Только в 2007 г. было выявлено почти 1400 преступлений такого рода. Общая сумма легализованных за прошедший год денежных средств, полученных преступным путем, по оконченным предварительным расследованием уголовным делам составила около двух миллиардов рублей.

В 2007 г. выявлено и ликвидировано около 1,3 тысячи мест незаконного изготовления и переработки наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 33 специально оборудованные подпольные химические лаборатории.

В частности, в Москве наши сотрудники ликвидировали подпольную лабораторию по производству синтетических наркотиков. Мощность ее позволяла изготавливать более 10 кг амфетамина в месяц. В ходе операции изъята крупная партия наркотика высокой степени очистки (более 2 тысяч средних разовых доз), приготовленного к сбыту, оборудование для его производства, прекурсоры. Организатор незаконного производства и специалист, осуществлявший синтез, арестованы.

Несмотря на предпринимаемые меры, подпольное изготовление синтетических наркотиков продолжает оставаться серьезной проблемой как для России, так и для мирового сообщества. Во многих европейских государствах потребление синтетических наркотиков вышло на второе место после наркотиков растительного происхождения.

Наркополицейские все больше выявляют преступления со сложными квалифицированными составами, а также преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких. Об активизации правоохранительной деятельности лучше слов говорят цифры. По сравнению с дореформенным 2002 г. в прошлом году в России в два раза больше было выявлено и пресечено тяжких и особо тяжких преступлений, практически в два раза - преступлений, связанных со сбытом наркотиков; в три раза - преступлений, связанных с их контрабандой, в полтора раза - преступлений, совершенных в организованной форме; более чем в 12 раз, по сравнению с 2002 г., ликвидировано наркопритонов.

Целенаправленные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту способствовали снижению предложения на нелегальном рынке ряда наркотиков. Удалось не только нанести наркобизнесу серьезный финансовый ущерб, но и существенно ограничить доступность наркотиков для потребителей, в первую очередь для подростков и молодежи. Их стоимость в России за последние три года возросла в среднем в два-три раза. В некоторых регионах проявилось такое явление, как дефицит наркотического зелья.

И тем не менее с проблемой распространения наркотиков придется бороться еще не один год. Фактически Россия противостоит наркоагрессии, которая носит международный характер. В этих условиях очень важно бороться с наркобизнесом на международном уровне объединенными усилиями всех государств мира.

Сегодня более половины наркотиков, находящихся в нелегальном обороте в России, имеют зарубежное происхождение. Основная часть, прежде всего героин, поступает к нам из Афганистана. Активной мерой противодействия афганской наркоугрозе стало проведение с 2003 г. международной операции "Канал". Если в начале участниками ее были лишь шесть стран - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в 2005 г. - уже 12, то в 2007 г. в работе международного штаба под руководством ФСКН России участвовали представители 21 государства Европы и Азии, а также США. Особенность этой операции в том, что комплексно решаются задачи по выявлению и пресечению каналов незаконного перемещения наркотиков и их прекурсоров через границы государств - участников операции, в акваториях Балтийского и Каспийского морей, блокируются межрегиональные и международные каналы поставок синтетических наркотиков из стран Европы и ликвидируются подпольные лаборатории по их производству. Результаты "Канала" позволяют сделать вывод о том, что создана и функционирует система полноценного обмена оперативной и аналитической информацией, управления крупными международными операциями.

Служба сотрудничает с десятками правоохранительных ведомств стран ближнего и дальнего зарубежья - проводятся совместные операции, идет обмен информацией. Без такого сотрудничества эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков ожидать не приходится.

В настоящее время правовую базу сотрудничества ФСКН России с компетентными органами зарубежных государств составляют более 50 двухсторонних договоров. Наиболее плодотворно развиваются и укрепляются взаимоотношения с компетентными органами государств - участников СНГ: Таджикистана, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Белоруссии, а также США и стран Европы.

ФСКН России не только осуществляет обмен опытом и оперативной информацией с правоохранительными органами и спецслужбами зарубежных стран, но и проводит многочисленные полицейские операции по пресечению деятельности транснациональных организованных групп. В 2007 г. сотрудниками Оперативно-розыскного департамента ФСКН России проведено более 16 международных и 13 межрегиональных контролируемых поставок наркотиков, что позволило выявить и ликвидировать крупные звенья наркомафии.

В настоящее время в сфере международного сотрудничества для обеспечения взаимодействия ФСКН России с зарубежными партнерами полным ходом идет формирование института официальных представителей Службы за рубежом. Деятельность представительств будет направлена на дальнейшее повышение эффективности взаимодействия ФСКН России с правоохранительными ведомствами стран ближнего и дальнего зарубежья в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. ФСКН России разрешено иметь 50 официальных представителей. Они должны осуществлять свои функции при дипломатических представительствах Российской Федерации в иностранных государствах. Такие представительства уже действуют в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, США. В скором времени офицеры связи ФСКН России будут направлены в ряд стран Европы и Азии.

Наше ведомство является составной частью международной системы борьбы с наркопреступностью и, осуществляя борьбу с наркобизнесом, руководствуется не только внутри российскими требованиями к организации оперативной и следственной работы, но и международными обязательствами нашей страны, в том числе и по информированию соответствующих структур ООН. В 2007 г. ФСКН проведено 6068 изъятий значительных, по классификации ООН, партий наркотиков, что на 11,4% больше, чем за предшествующий год.

Заметно в последние годы изменилась наркоситуация в России. Если с 1991 по 2002 г. ежегодный средний прирост числа наркобольных доходил до 26%, то за последние четыре года - только 0,5%. Снизился уровень наркотизации населения, в первую очередь среди молодежи. По данным проведенного в 2007 г. Всероссийского мониторинга, число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, сократилось в стране по сравнению с 2004 г. на 800 тысяч человек и составляет около 5,1 миллиона человек.

Осуществляя борьбу с наркопреступностью и повышая ее эффективность, мы отчетливо понимаем, что только силовыми средствами наркотизацию населения не предотвратить. Поэтому другим важнейшим направлением нашей работы стала активизация профилактической деятельности. Именно она призвана обеспечить снижение спроса на наркотики, способствовать развитию новых возможностей для лечения и реабилитации наркозависимых граждан. Принятие Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", координатором которой является ФСКН России, создало политические и административные основы для концентрации усилий федеральных органов исполнительной власти на профилактике наркомании, лечении и реабилитации больных наркоманией.

В настоящее время в рамках реализации программы в Администрацию Президента Российской Федерации направлен на согласование проект Концепции государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации.

Вклад в реализацию антинаркотической политики в стране вносит Общественный совет, созданный при ФСКН России. В его работе принимают активное участие известные общественные деятели, ученые, представители творческой интеллигенции и духовенства. В субъектах Российской Федерации приняты и реализуются антинаркотические программы.

ФСКН России совместно с органами социальной защиты населения и негосударственными организациями проводятся мероприятия, направленные на предупреждение наркомании среди детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Примером является реализация Национальной антинаркотической программы "Неприкосновенный запас - дети Отечества", объединившая сегодня 258 общественных организаций. Под ее флагом собрано около 300 тысяч детей и подростков, с которыми ведется индивидуально-профилактическая и воспитательная работа.

Для повышения эффективности борьбы с наркопреступностью и активизации профилактической работы в октябре 2007 г. Указом Президента РФ образован Государственный антинаркотический комитет (ГАК). В стране выстраивается целостная система координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, наделенная механизмами принятия обязательных решений и контроля за их исполнением. При создании Комитета учтены опыт работы Национального антитеррористического комитета, показавшего свою эффективность в подавлении терроризма, а также международная практика создания и деятельности аналогичных государственных структур, решающих вопросы противодействия наркопреступности и профилактики наркомании.

При сохранении за ФСКН России правоохранительных и координирующих полномочий собственно в сфере борьбы с наркопреступностью, ГАК консолидирует имеющиеся государственные ресурсы и обеспечивает в едином замысле комплексную деятельность органов исполнительной власти федерального, субъектного и местного уровней по противодействию незаконному обороту наркотиков на качественно иных принципах. Он наделен для этого соответствующими полномочиями.

Мы уверены, что деятельность Государственного антинаркотического комитета позволит эффективнее реализовывать необходимые меры по организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, активнее совершенствовать нормативные правовые акты в этой сфере, а также обеспечит возможность согласованного и оперативного решения наиболее важных вопросов по разработке и реализации антинаркотических программ, научно-методическому обеспечению антинаркотической работы, профилактике наркомании.

Анализ развития наркоситуации и оценка основных итогов работы Службы позволяют выделить приоритетные для ФСКН России задачи на будущее. В рамках государственной стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков необходимо сосредоточить основные усилия на выявлении организованных форм наркопреступности, пресечении тяжких и особо тяжких преступлений, связанных со сбытом и контрабандой наркотиков, отмыванием преступных доходов. Главная цель этой борьбы - защитить население нашей страны от наркотической угрозы.

Название документа