Деятельность органов и подразделений МВД России по противодействию террористическим угрозам на экологически опасных объектах
(Громов М. А.) ("Российский следователь", 2008, N 7) Текст документаДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ
М. А. ГРОМОВ
Громов М. А., профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России, доцент, кандидат юридических наук.
На первом в 2008 г. заседании Национального антитеррористического комитета было отмечено, что на территории Российской Федерации "опасность террористических и экстремистских проявлений сохраняется" (НАК, Н. Патрушев. 12 февраля 2008 г.). Среди многочисленных народно-хозяйственных и оборонных объектов наибольший интерес для террористов могут представлять, с одной стороны, важные, эффективно функционирующие и в то же время опасные при выводе их из строя по своим последствиям для населения и окружающей среды объекты, а с другой - недостаточно защищенные и плохо охраняемые, а следовательно, более доступные для совершения террористических актов и диверсий. Среди обозначенных объектов выделяются экологически опасные, к которым можно отнести: - предприятия: по производству химически агрессивных и ядовитых веществ, по обогащению и использованию радиоактивных веществ, производству взрывчатых веществ и изделий; - объекты их хранения (склады, резервуары, другие помещения и емкости); - емкости и контейнеры по транспортировке указанных экологически опасных веществ, изделий, продуктов производства; - АЭС; - трубопроводную газовую и нефтяную системы; - вирусологические и бактериологические исследовательские лаборатории. Под экологически опасным объектом понимается специфический по своим технологическим особенностям производства, хранения, перемещения и использования химически агрессивных, ядовитых, взрывоопасных, радиоактивных, вирусологических и бактериологических веществ (продуктов производства и изделий) важный объект, требующий наряду с применением специальных знаний о природе продуктов производства, их хранения, перемещения и использования, возможных тяжких последствиях существенных, дополнительных, комплексных мер по их защищенности от внутренних и внешних угроз. Обеспечение антитеррористической защищенности экологически опасных объектов - комплексная проблема, требующая совместных скоординированных действий хозяйствующих субъектов, правоохранительных органов, специальных служб и силовых структур. Для хозяйствующих субъектов важно точное выполнение приказов, планов и инструкций по внутренней охране экологически опасного объекта, соблюдению пропускного режима, техники безопасности и технологической дисциплины. Для органов и подразделений МВД России, других правоохранительных органов, специальных служб и силовых структур важна эффективная организация противодействия террористическим угрозам в направлениях: - предупреждения терроризма, как на федеральном, окружном, региональном уровнях, так и в районе дислокации экологически опасного объекта; - борьбы с терроризмом (выявление, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта); - минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма <1>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму" (в ред. Указа Президента РФ от 2 августа 2006 г. N 832) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 897.
Органы и подразделения МВД России объективно вовлечены в орбиту осуществления антитеррористической защищенности экологически опасных объектов. Во-первых, потому, что они в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами обязаны организовать и осуществлять охрану режимных объектов и закрытых территорий, в том числе экологически опасных объектов. Для этого в системе МВД России созданы и функционируют специальные органы внутренних дел, а также части и подразделения внутренних войск, которые выполняют задачи по обеспечению общественной безопасности, в том числе по предотвращению и пресечению террористических актов. В МВД России имеется Департамент по обеспечению правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах. Во-вторых, в настоящее время в органах и подразделениях МВД России на всех уровнях управления имеются группы, отделения, отделы по противодействию терроризму, призванные заниматься: активной профилактикой терроризма, оперативно-розыскной деятельностью по выявлению замыслов и действий террористов и их разработке, получением значимой оперативной информации для последующего упреждающего реагирования, предотвращением и пресечением террористического акта. При охране экологически опасных объектов применяются повышенные меры безопасности. К ним относятся их размещение в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) со строгим пропускным режимом, которые предусматривают: - установление контролируемых и запретных зон на границе и в пределах ЗАТО; - ограничение на въезд и постоянное проживание граждан на территории ЗАТО; - ограничение на полеты летательных аппаратов над территорией ЗАТО; - применение нескольких рубежей вооруженной охраны, в ряде случаев разных ведомств (МВД, ФСБ, ведомственной охраны); - использование инженерно-технических средств охраны, средств электронной защиты. Основными требованиями к охране и обороне экологически опасных объектов являются: - готовность участвующих в охране и задействуемых для отражения возможного нападения сил и средств; - организованность, бдительность несения охранной службы; - слаженность действий при обороне экологически опасного объекта. Оборона должна быть хорошо организованной, вооруженной, устойчивой, готовой к действиям, так как террористы используют фактор внезапности, нападения совершаются хорошо подготовленными и вооруженными группами боевиков. Устойчивость обороны обеспечивается эшелонированием сил и средств по глубине, организованной системой огня, инженерным оборудованием экологически опасных объектов, готовностью к ведению оборонительного боя. Эшелонирование сил и средств по глубине предполагает создание нескольких рубежей обороны и резерва для отражения террористической атаки, особенно на наиболее вероятных направлениях проникновения на объект террористов. Инженерное оборудование играет существенную роль в антитеррористической защищенности объекта. Оно должно обеспечить защиту сотрудников и военнослужащих от нападающих боевиков, а также затруднить их проникновение на экологически опасный объект. Инженерное обеспечение объекта может включать: - укрепление дверей, ворот, периметра охраняемого объекта (забора), окон, переходов из помещения в другое помещение, с одного этажа на другой этаж здания; - сигнализацию и видеонаблюдение; - специальные кодовые и электронные замки; - установку видеонаблюдения для обзора подступов к объекту с пульта управления оперативного дежурного; - оборудование огневых позиций для сотрудников и военнослужащих; - освещение местности прожекторами; - установку спецсредств (имитационных взрывпакетов, светошумовых устройств и т. д.). Обеспечение обороны экологически опасного объекта целесообразно осуществлять взаимодействующими разноведомственными силами и средствами из органов и подразделений МВД России, ФСБ России, МО России, ведомственной охраны объекта, формируемых в объединенную группировку под единым руководством в соответствии с оперативным планом и решением руководителя Национального антитеррористического комитета РФ (НАК). Возможно и такое решение НАК, когда руководство объединенной группировкой и проведение операции могут быть возложены на представителя МВД России. В связи с этим при формировании объединенной группировки МВД России для проведения контртеррористической операции по противодействию вооруженному нападению на экологически опасный объект: во-первых, целесообразно назначить командующим данной группировкой и руководителем операции представителя от органов и подразделений МВД России; во-вторых, в состав объединенной группировки включить силы и средства органов и подразделений МВД России, воинских частей МО России, подразделений федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (МЧС России) и других органов; в-третьих, обязательно сформировать необходимые функциональные группы <2>, среди которых наряду со штабными группами (организации управления и взаимодействия, обеспечения связи, информационно-аналитической, группой ведения переговоров) и такие функциональные группы, как: оцепления, блокирования, оперативно-боевые, захвата, снайперов, прикрытия и применения спецсредств, ликвидации угрозы взрывов, медицинского обеспечения и др. -------------------------------- <2> Приказ МВД России от 10 сентября 2002 г. N 870 "О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах".
При слаженности действий групп в составе объединенной группировки МВД России и умелом руководстве операция по отражению нападения боевиков на экологически опасный объект может быть успешной. Для успешного выполнения задачи по антитеррористической защищенности экологически опасных объектов необходимо: - совершенствование антитеррористического законодательства в направлении формирования единой государственной системы реагирования на экстремистские и террористические угрозы; - закрепление в законодательных и иных нормативных правовых актах: порядка формирования и применения объединенных сил и средств, определения задач и функций групп и подразделений объединенной группировки, ее целесообразного структурного построения, порядка выделения сил и средств от различных органов и подразделений МВД России и приданных сил, рекомендаций по расчетам численности и составу групп в составе группировки.
Название документа