Основные направления деятельности оперативных подразделений ОВД по предупреждению, выявлению и раскрытию фактов взяточничества
(Бухаров Н. Н., Бозиев Т. О.) ("Российский следователь", 2008, N 7) Текст документаОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ФАКТОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Н. Н. БУХАРОВ, Т. О. БОЗИЕВ
Бухаров Н. Н., доцент, кандидат юридических наук.
Бозиев Т. О., кандидат юридических наук.
Эффективность общепрофилактической работы со взяточничеством во многом определяется тем, насколько полно и своевременно были выявлены и проанализированы условия, создающие благоприятную обстановку для совершения преступления. Условно их можно разделить на две группы. Первую из них образуют условия организационно-управленческого характера. К числу основных условий этой группы следует отнести следующие: - несовершенство, неэффективность государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего экономические отношения; - бюрократизм, формализм, волокита в отдельных звеньях органов государственной власти и органов местного самоуправления; - некомпетентность отдельных должностных лиц при принятии управленческих решений и др. Вторую группу образуют условия, носящие нормативно-правовой характер. В их числе следует прежде всего назвать такие, как: а) множественность подзаконных актов различного уровня, сформулированных неоднозначно или содержащих оценочные признаки, которые позволяют должностным лицам применять такие нормы по собственному усмотрению; б) недостатки действующего уголовного законодательства, в том числе: отсутствие правовых гарантий, исключающих необоснованные обвинения оперативных работников в провокации взятки (ст. 304 УК РФ) при проведении оперативного эксперимента; в) недостатки в деятельности правоохранительных органов, в том числе: - слабая оснащенность оперативных подразделений специальными техническими средствами; - стремление добиться признательных показаний от взяткодателя и взяткополучателя без их надлежащей проверки; - запоздалое проведение неотложных ОРМ на первоначальном этапе расследования; - низкий уровень взаимодействия подразделений БЭП с другими субъектами ОРД. Индивидуально-профилактическая работа осуществляется преимущественно с использованием сил и средств оперативно-розыскной деятельности. Объектами индивидуально-профилактического воздействия в первую очередь должны стать следующие категории граждан: ранее судимые за хищение, злоупотребление служебным положением, взяточничество и другие корыстные преступления; привлекавшиеся к уголовной ответственности за экономические и должностные преступления, а также лица, в отношении которых уголовные дела были прекращены по нереабилитирующим основаниям; работающие в органах государственной власти и органах местного самоуправления и поддерживающие сомнительные устойчивые связи с представителями криминального бизнеса. Определенную сложность представляют мероприятия по предотвращению замышляемых и подготавливаемых фактов взяточничества. Пути реагирования на полученную информацию о подготавливаемом взяточничестве могут быть различными. Их направленность определяется как особенностями личности субъектов взятки, так и характером их противоправного поведения. При получении первичной информации, которая не содержит поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, раскрытие взяточничества возможно только путем осуществления комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Основное направление документирования связано с выявлением предметов и документов, свидетельствующих о преступных действиях взяточников. Кроме того, существуют и другие материальные следы, установление и негласное изъятие и исследование которых позволяют создать цепочку косвенных доказательств преступной деятельности взяточников (например, записные книжки, телефонные справочники, блокноты и т. п.). Документы, в которых могут находить отражение преступные действия взяточников, можно разделить на: управленческие (бухгалтерская документация, контракты, соглашения и т. д.); технические (инструкции, правила; документы, дающие право и подтверждающие решение социально-бытовых вопросов, и др.) документы. Их изучение позволяет определить характер преступных действий взяточников, выявить лиц, причастных к деятельности, повлекшей получение, дачу взятки, а также граждан, в интересах которых действовали взяткополучатель и посредник. Выявленные документы следует изучать как по форме, так и по содержанию, обращая особое внимание на отсутствие необходимых реквизитов, подчистки, дописки, травления в бухгалтерских документах и документах, носящих организационно-распорядительный характер. Для разоблачения взяточников очень важно определить момент и способы реализации собранных оперативных материалов. К числу основных относятся следующие: задержание взяточников с поличным (в основном применяется, когда в ходе оперативной проверки получена информация о вымогательстве взятки (попытке ее вручить) и потерпевший согласен оказать содействие правоохранительным органам в изобличении вымогателя взятки (взяткодателя)); обнаружение у взяточников предметов и документов, указывающих на дачу, получение взятки (этот тактический прием реализации материалов оперативной проверки используется в тех случаях, когда задержать взяточников с поличным не представляется возможным либо нет уверенности в безусловной результативности такого задержания). Принимая решение о задержании с поличным подозреваемых во взяточничестве лиц, оперативный сотрудник должен тщательно проверить обоснованность заявления. Для подкрепления содержащихся в нем данных следует глубоко и обстоятельно документировать допускаемые вымогателем взятки злоупотребления (например, затягивание по надуманным предлогам решения вопроса с выдачей лицензии, в которой заинтересовано лицо, у которого вымогается взятка, и т. п.). В качестве предлога для обнаружения предметов и документов, свидетельствующих о взяточничестве, используются заявления, письма, жалобы граждан. В качестве способа - проверка соблюдения правил торговли, санитарных норм, техники безопасности и т. д. Большое значение для раскрытия взяточничества имеет оперативно-розыскное сопровождение расследования данной категории дел. Последнее обусловлено тем, что процесс доказывания по ним представляет большую сложность для следствия. Особенно если субъектами оперативной проверки становятся лица, занимающие высокие должности, обладающие большими полномочиями и финансовыми возможностями. Зачастую эти возможности оборачиваются фактами активного противодействия расследованию. Противодействие может выражаться в психическом или физическом воздействии на участников уголовного процесса, а также в приемах преступного воздействия на материальные следы преступления в целях воспрепятствования раскрытию преступления и установления истины по уголовному делу. В случаях активного противоправного воздействия на участников уголовного процесса целесообразно применение мер по охране жилья, имущества и личной охране лиц, подвергающихся воздействию; мер воздействия психологического характера на обвиняемого, на его близких родственников и друзей <1>. Однако, на наш взгляд, наиболее эффективными являются меры, направленные на своевременное прогнозирование возможного оказания субъектами преступления актов противодействия, например, имеются ли у субъекта покровители в органах государственной власти или связи с правоохранительными органами и т. п. В заключение хотелось бы отметить, что для успешного предупреждения, выявления и раскрытия фактов взяточничества, изобличения преступников оперативными аппаратами органов внутренних дел необходимо более эффективно использовать силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности. -------------------------------- <1> Черкесова А. А. Взяточничество и коррупция: вопросы раскрытия и расследования // Российский следователь. 2005. N 8. С. 11.
Название документа