Проблемы внутриорганизационной деятельности ОВД по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатыми веществами

(Долгополов А. А.)

("Административное право и процесс", 2008, N 2)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО

РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ И ВЗРЫВЧАТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

А. А. ДОЛГОПОЛОВ

Долгополов А. А., начальник УОЛРР и КЧДОД, ГУВД по Краснодарскому краю, кандидат юридических наук.

Общеизвестно, что результативность деятельности органов внутренних дел во многом определяется правильной организацией их деятельности.

Под организационной структурой органа внутренних дел понимается основанная на разделении функций совокупность подразделений и должностей, обеспечивающая их целостность в соответствии с взаиморасположением и упорядоченностью в них составляющих элементов данного органа.

Основные функции по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ нормативными правовыми актами МВД России возложены на лицензионно-разрешительные подразделения органов внутренних дел.

Организация деятельности, структура, функции органов внутренних дел в сфере контроля за оборотом оружия и взрывчатыми веществами должны быть построены таким образом, чтобы были выполнены возложенные на них задачи по реализации административно-правовых режимов по отношению к предметам и объектам своей деятельности.

Основными внутриорганизационными задачами МВД России в деятельности по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ являются: обеспечение эффективности деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД, ГУВД, УВД; выявление и прогнозирование негативных тенденций в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, принятие соответствующих мер реагирования по пресечению правонарушений, связанных с использованием оружия и взрывчатых материалов; разработка правовых и организационных основ разрешительной системы органов внутренних дел; выдача в пределах предоставленной компетенции лицензий и разрешений на осуществление частной детективной и охранной деятельности, оборота оружия и взрывчатых материалов; взаимодействие с органами государственной власти и управления, общественными объединениями по вопросам обеспечения сохранности огнестрельного оружия и боеприпасов, взрывчатых материалов; разъяснение положений законодательных актов об обороте оружия и других предметов, объектов и веществ лицензионно-разрешительной системы.

Содержание внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатыми веществами заключается в осуществлении ими комплекса управленческих функций, которые направлены на обеспечение эффективного и качественного выполнения возложенных на них задач, для чего должны быть реализованы следующие управленческие функции:

- анализ и оценка оперативной обстановки (информационно-аналитическая работа);

- планирование работы и принятие других (кроме планов) управленческих решений;

- доведение управленческих решений до исполнителей, организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности;

- организация взаимодействия между аппаратами и подразделениями милиции общественной безопасности, а также с другими службами органов внутренних дел;

- организация взаимодействия лицензионно-разрешительных подразделений с государственными органами и общественными организациями, участвующими в обеспечении правопорядка;

- контроль и проверка исполнения управленческих решений;

- организация внедрения передового опыта;

- работа с кадрами;

- учет и отчетность, оценка эффективности и качества работы.

Внутриорганизационные управленческие отношения в органах внутренних дел должны выстраиваться таким образом, чтобы решались те задачи, которые возложены на органы внутренних дел в области лицензионно-разрешительной деятельности в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ.

Реализуя свои полномочия, лицензионно-разрешительные подразделения обязаны выполнить ряд обязательных функций, в результате чего будет выдан соответствующий лицензионно-разрешительный документ либо в выдаче его будет отказано. Чтобы выполнить такие функции, лицензионно-разрешительные подразделения должны обладать соответствующим статусом, иметь организационно-штатное, материально-техническое, информационное, кадровое и иное обеспечение. Следовательно, внутриорганизационная структура лицензионно-разрешительных подразделений должна быть построена согласно тем функциям, которые должны быть выполнены органами внутренних дел по отношению к внешней среде, другими словами, по отношению к потребностям общества в обеспечении его безопасности при обороте оружия и взрывчатых веществ.

Например, в соответствии с п. 38 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, сотрудники лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел при регистрации либо перерегистрации оружия обязаны производить его осмотр на основании требований к техническому состоянию оружия и патронов, обеспечивающих их безопасное использование. Опрос всех сотрудников лицензионно-разрешительной работы Краснодарского края показал, что 88% сотрудников вынуждены периодически привлекать к техническому осмотру оружия экспертов в качестве специалистов из-за отсутствия нормативных документов, регламентирующих пригодность оружия и патронов к эксплуатации, 96% опрошенных ответили, что осмотром оружия занимаются сотрудники лицензионно-разрешительных подразделений, 89% из них не обладают специальными техническими познаниями в этой области, 2% сотрудников лицензионно-разрешительных подразделений заявили, что во всех делах на владельцев оружия, в осмотре которого принимали участие эксперты, имеются их заключения, 12% заявили, что в некоторых делах на владельцев оружия, в осмотре которого принимали участие эксперты, имеются их заключения. Ни порядок технического осмотра, ни форма документа, его подтверждающая, нормативными правовыми актами не установлены. Таким образом, очевидно, что для обеспечения устойчивого функционирования административно-правового режима, регулирующего порядок осмотра оружия, для выяснения его пригодности и эксплуатации должны быть установлены режимные правила, а также юридические, организационные, материально-технические гарантии. Должны быть изданы соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие режимные правила, определяющие порядок проведения технического осмотра, технические требования к оружию, технические средства для проведения технического осмотра и т. п. Гарантии функционирования режима должны устанавливать профессиональные требования к должностным лицам, осуществляющим технический осмотр оружия, материальную, техническую обеспеченность лицензионно-разрешительных подразделений и ряд других.

На основании изложенного можно сделать вывод, что для того, чтобы могли быть реализованы административно-правовые режимы в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатыми веществами, одновременно должны быть образованы административно-правовые режимы, регулирующие деятельность органов внутренних дел в этой сфере и, соответственно, деятельность лицензионно-разрешительных подразделений. Функционирование лицензионно-разрешительных подразделений должно быть регламентировано административно-правовыми режимами и до такой степени детализировано, в какой необходимо обеспечить неотвратимое достижение правовой цели, установленной правотворческим органом, - реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатыми веществами.

Таким образом, в структуре лицензионно-разрешительных служб органов внутренних дел должны быть образованы подразделения по выдаче лицензий и разрешений, входящих в компетенцию соответствующего органа внутренних дел, подразделения по контролю за оборотом оружия, подразделения по контролю за оборотом взрывчатых веществ, подразделения по контролю за частной детективной и охранной деятельностью, подразделения по контрольно-методическому обеспечению деятельности подчиненных органов внутренних дел, информационно-аналитические подразделения. Тогда внутриорганизационное построение лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел обеспечит выполнение внешних функций по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ.

Административно-правовой статус подразделений лицензионно-разрешительной работы должен соответствовать тем видам административно-правовых режимов, которые им предписано осуществлять. Аналогичным образом должны быть разработаны функции лицензионно-разрешительных подразделений, их структура, осуществляться внутриорганизационная деятельность, организовываться контроль за предметами и объектами разрешительной системы. Основные права, обязанности, которые определяют административно-правовой статус лицензионно-разрешительных подразделений, должны быть закреплены законодательно.

Реализация административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатыми материалами может быть осуществлена в полной мере только при образовании внутриорганизационных административно-правовых режимов деятельности органов внутренних дел в этой сфере, которые по своим основным параметрам: режимным правилам; режимным гарантиям - должны быть согласованы с административно-правовыми режимами оборота оружия и взрывчатых веществ, т. е. образованы комплексные административно-правовые режимы.

Название документа