Перевод денежных средств: новые требования антиотмывочного законодательства

(Евстифеев И. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПЕРЕВОД ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ АНТИОТМЫВОЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2008 года

И. В. ЕВСТИФЕЕВ

Евстифеев И. В., юрист коммерческого банка.

В середине января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2007 N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон 275-ФЗ), которым определяются дополнительные требования к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом последствия введения новых требований в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов выходят за пределы профессионального сообщества и затрагивают интересы широкого круга лиц (юридических и физических). Именно этим обусловливается значительное внимание к проблемам применения новых требований со стороны профессионального сообщества, различных профессиональных объединений и средств массовой информации. Для банковского сообщества первостепенное значение имеют нормы подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Закона 275-ФЗ. Данной нормой вводится общее требование о сопровождении безналичных расчетов и переводов средств без открытия счета, осуществляемых на территории Российской Федерации и из Российской Федерации, за исключением связанных с указанными в пункте 1.1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон 115-ФЗ) операциями, на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом и обязанность отказа в совершении перевода в случае отсутствия соответствующей информации. Ее расширительное толкование может привести к тому, что банки в целях самосохранения начнут при малейшем сомнении отказывать клиентам в проведении операций <1>. Подобное поведение банков мотивирует обширная практика последних лет отзыва банковских лицензий со ссылкой на неисполнение норм антиотмывочного законодательства. Даже доведение Банком России до сведения своих территориальных учреждений соответствующего письма с рекомендациями о применении только предупредительных мер воздействия не изменяет принципиально ситуации, поскольку письмо не носит нормативного характера, официально опубликовано не было и, следовательно, не отменяет действия общих норм статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <2>. -------------------------------- <1> Газета. 14.01.2008. N 4. <2> Письмо Банка России от 14.01.2008 N 5-Т // СПС "КонсультантПлюс".

Применение же банками новых правил на практике вызывает значительные трудности. Они обусловливаются отсутствием терминологической четкости, введением ранее неизвестных терминов и нерешенностью многих процедурных вопросов на уровне подзаконных актов. Ситуацию также усугубляет обязательность с даты вступления в силу Закона 275-ФЗ широкого применения его норм большинством банков и их взаимодействия в процессе перевода средств без возможности руководства единообразными стандартами на основе официальных разъяснений регулирующих органов. Начало обсуждения вопросов применения пункта 3.1. статьи 7 Закона 115-ФЗ представляется целесообразным с уяснения смысла терминов "безналичные расчеты" и "перевод средств без открытия счета", поскольку на банки возлагается обязанность отказа в совершении перевода в случае отсутствия соответствующей информации. По тексту Закона 115-ФЗ содержание указанных терминов не раскрывается. Их легальное определение также отсутствует в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности". Приведенные обстоятельства оправдывают обращение к общим нормам законодательства Российской Федерации, включая нормативные акты Банка России, и судебной практике. Перемещение финансовых средств происходит в рамках денежного оборота, который подчиняется закону денежного обращения. Двум сферам денежного оборота - наличному и безналичному денежному обращению - соответствуют две формы перемещения денежных средств - наличные и безналичные расчеты <3>. -------------------------------- <3> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.04.2000 N 164-О // СПС "КонсультантПлюс".

Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (пункт 3 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации). Переводы средств без открытия счета также осуществляются через банк лицом, не имеющим счет в данном банке, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или не вытекает из существа этих отношений (пункт 3 статьи 863 Гражданского кодекса Российской Федерации). Такие переводы относятся к безналичным расчетам <4>. -------------------------------- <4> Письмо Банка России от 04.01.2003 N 17-44/1 // СПС "КонсультантПлюс".

Регламентация безналичных расчетов является компетенцией Банка России, который на основании статьи 80 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В настоящее время основными нормативными актами Банка России в сфере безналичных расчетов можно считать Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение 2-П) и Положение Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - Положение 222-П). Упомянутые акты допускают безналичные расчеты в форме расчетов платежными поручениями, включая переводы средств без открытия счета; расчетов по аккредитиву; расчетов чеками; расчетов по инкассо. При этом в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Однако действие Положений 2-П и 222-П не распространяется на платежи в иностранной валюте в разрешенных валютным законодательством Российской Федерации случаях, а также на переводы средств в связи с операциями банков по привлечению/размещению денежных средств. В первом из отмеченных случаев необходимость соблюдения требований пункта 3.1. статьи 7 Закона 115-ФЗ обусловливается тем, что иностранная валюта в соответствии со статьей 82 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" может использоваться в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары (работы, услуги). Во втором случае соблюдения требований пункта 3.1. статьи 7 Закона 115-ФЗ, вероятно, не потребуется, поскольку операции банков по привлечению/размещению средств не рассматриваются в качестве безналичных расчетов. Такие операции имеют иную правовую природу <5>. -------------------------------- <5> Информационное письмо Президиума ВАС России от 29.12.2001 N 65 // Вестник ВАС России. 2002. N 3.

Отдельного внимания в контексте выяснения объема понятия "безналичные расчеты и перевод средств без открытия счета" заслуживают операции с использованием банковских карт. Правовая регламентация операций с банковскими картами основывается на нормах Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение 266-П), которое рассматривает банковские карты в качестве разновидности платежных карт как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом. Закрепляемый в Положении 266-П подход с необходимостью ведет к включению в сферу действия пункта 3.1. статьи 7 Закона 115-ФЗ операций с банковскими картами, если с использованием карты осуществляется оплата товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в иностранной валюте - за пределами территории Российской Федерации. Исключительно важное практическое значение также имеет уяснение смысла термина "на территории Российской Федерации и из Российской Федерации", поскольку участниками расчетов помимо обслуживающих банков и банков-корреспондентов выступают плательщики и получатели средств. При кажущейся на первый взгляд очевидности ответа сложности с квалификацией возникают в случаях использования плательщиками систем клиент-банк/интернет-банк, а также проведения операций с банковскими картами. Применение клиентами таких технологий исключает необходимость их личного присутствия в офисе банка и позволяет инициировать безналичные переводы средств практически из любой точки земного шара. Однако решающим моментом для всех приведенных случаев, видимо, должно служить наличие банковских счетов плательщика/получателя средств на территории Российской Федерации либо только плательщика средств для платежей из Российской Федерации. Еще одну серьезную проблему скрывает выражение "на всех этапах их проведения", использованное законодателем в абзаце первом пункта 3.1. статьи 7 Закона 115-ФЗ. Буквальное исполнение банками данного требования может препятствовать завершению перевода средств получателю. В ситуации же дифференциации Законом 115-ФЗ терминов "перевод" и "зачисление" отказ банка от зачисления/выдачи средств получателю при отсутствии дополнительной информации о плательщике средств не может признаваться правомерным. В заключение хотелось бы упомянуть о проведении Банком России работы по адаптации правил безналичных расчетов к новым требованиям антиотмывочного законодательства и возможности решения в ближайшее время многих проблем практического применения требований Закона 275-ФЗ, в том числе месте указания в расчетном документе сведений о плательщике - физическом лице.

Название документа