Аналитическая деятельность в системе обеспечения экономической безопасности России
(Валина Ю. А.)
("Налоги" (журнал), 2008, Специальный выпуск, Январь)
Текст документа
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Ю. А. ВАЛИНА
Валина Ю. А., соискатель Академия экономической безопасности МВД России.
В настоящее время в России система управления обеспечением экономической безопасности находится в стадии становления, предполагает усиление аналитической деятельности правоохранительных органов. Отмечаются факты слабой методической базы, недостатка информации в сфере предупреждения, выявления и пресечения экономической преступности, что не способствует повышению эффективности и оперативности мероприятий по обеспечению стабильности и безопасности экономики.
В настоящее время необходимо своевременно принимать меры превентивного характера при противодействии криминальным угрозам экономической безопасности России, исходящим от теневой экономики и экономической преступности. Это прежде всего угрозы, связанные с организованной преступностью, профессиональной общеуголовной преступностью и непосредственно экономической преступностью, то есть с наиболее общественно опасными видами преступности. Наиболее опасными являются такие виды криминальной экономики, в основе которых финансовая преступность и инкорпорирование криминала в деятельность официальных финансовых институтов, как добыча и оборот драгметаллов и драгоценных камней; добыча и оборот в области стратегических ресурсов (энергоносители; лес; моредобыча; браконьерство в промышленных масштабах в живой природе); наркобизнес; контрабанда; незаконная торговля оружием; организация нелегальной миграции; торговля живым товаром и др.
Все большее распространение получает вовлечение в теневую экономику интеллектуальных, информационных, научно-технических ресурсов, новых и новейших технологий. Так называемые новые технологии также становятся привлекательными для криминальных структур.
Специфика всех данных видов преступности заключается в их явно выраженном экономическом характере, они негативно сказываются в первую очередь на функционировании различных экономико-правовых институтов. Данные явления официально признаны общественно опасными и наказуемы в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Анализ процессов интеграции требует также определения угроз интеграционных процессов, выявления центробежных сил и оценки степени их действия. Кроме того, необходимо получать оценки воздействия параметров, управляющих процессами противодействия экономической преступности. Это требует создания специального аппарата оценки состояния экономической безопасности, развития аналитической деятельности в правоохранительных структурах.
Анализ структуры преступлений экономической направленности в основных сферах экономики позволяет отметить увеличение их числа в сфере потребительского рынка, в финансово-кредитной системе, во внешнеэкономической деятельности, то есть в тех сферах экономики, которые получили наибольшее развитие в период трансформации российской экономики и ее либерализации.
Анализ структуры преступлений экономической направленности в отраслях экономики позволяет отметить, что наибольшая их доля приходится на агропромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, лесную и деревообрабатывающую промышленность, а также сферу водных биологических ресурсов. Исходя из криминализации этих отраслей экономики Российской Федерации, целесообразно включить в систему мониторинга состояния экономической безопасности наблюдение за состоянием указанных отраслей, особенно в области формирования, использования и распределения финансовых ресурсов.
Характеристика структуры преступности в сфере экономической деятельности позволяет отметить, что наиболее распространенными являются преступления, связанные с изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг, контрабандой, незаконным оборотом драгоценных металлов, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, а также с незаконным предпринимательством.
По данным МВД России, в настоящее время получили распространение преступления, которые связаны с несанкционированным захватом имущества, с преднамеренным банкротством предприятий. Появляются новые схемы преступлений в кредитно-банковской системе, на потребительском рынке, увеличиваются преступления в налоговой сфере. Не преодолена тенденция распространения теневой экономической деятельности. Все это предполагает проведение мониторинга как финансово-экономического состояния сфер экономики, отраслей, предприятий и организаций, так и структуры и динамики экономической преступности, комплексной оценки состояния экономической безопасности государства, региона, территорий.
Аналитические исследования по оценке и распределению преступности необходимо проводить в региональном разрезе, то есть по федеральным округам и регионам Российской Федерации, что позволит в динамике определить тенденции и территориальное распределение преступлений, включая и преступления экономической направленности. Наиболее криминогенными являются сферы экономики территорий и регионов Центрального федерального округа, а также Приволжского и Сибирского федеральных округов.
Характерной особенностью является контраст между большим объемом собираемых данных и трудностью их использования в принятии решений по пресечению преступлений экономической направленности. Это особенно важно иметь в виду при разработке и применении нового законодательства и новой политики в области обеспечения экономической безопасности.
Вопросы аналитического обеспечения управленческой деятельности нельзя отнести к периферии интересов и внимания научных работников и практики. Этим вопросам посвящена достаточно обширная научная и учебная литература, они нашли отражение в ряде ведомственных нормативных актов.
Оценивая по достоинству вклад предыдущих исследователей, отмечается в целом определенное отставание аналитической практики от возросших требований, предъявляемых к управлению органами внутренних дел, функционирующими в радикально изменившейся политической и социально-экономической среде и существенно осложнившейся криминальной обстановке.
Необходимо отметить, что в деятельности органов внутренних дел наблюдались периоды активного внедрения научных идей и методов в аналитическую практику. Это в основном семидесятые годы прошлого столетия. В отдельные периоды в силу главным образом субъективных причин снижение уровня качества аналитической деятельности и внимания к научным идеям и масштабам становилось угрожающим. Это особенно заметно в период руководства органами внутренних дел, для которого характерны нигилистическое отношение к науке и теории, тяготение к административно-командному стилю управления.
К середине восьмидесятых годов, начало так называемой перестройки, приходит осознание неспособности с помощью административно-командных методов решать многие накопившиеся не только социально-экономические, но и правоохранительные проблемы. Возрождается научный интерес к проблемам управления органами внутренних дел, активизируются исследования по управлению его информационно-аналитическим обеспечением.
Однако, несмотря на позитивные сдвиги и общую положительную оценку работ этого периода, они не могли соответствовать тем реальным изменениям, которые произошли в девяностые годы. Изменяются приоритеты целей правоохранительной деятельности, обусловленные, с одной стороны, задачами приведения ее в соответствие с требованиями формирования демократического правового государства, с другой - актуализацией и существенным возрастанием объема и значимости задач, связанных с обеспечением экономической и других видов безопасности, противодействием организованной преступности и коррупции, таким явлениям, как терроризм, разные формы экстремизма, наркомания и др. Актуализируются в связи с этим и усложняющиеся управленческие задачи, приобретает все большее понимание необходимость теоретического осмысления происходящих в обществе процессов.
Определяя основные направления развития научных основ управления органами внутренних дел, все чаще называются связанные с исследованием проблем методического характера. Одним из таких направлений является разработка прикладных вопросов аналитической деятельности, ее места и роли в повышении эффективности управления органами внутренних дел. Отмечается, что сложившиеся методы сбора, обработки и анализа оперативной информации органами внутренних дел не отвечают своему исследовательскому назначению и познавательному характеру и сводятся обычно к простейшим расчетным операциям с данными ведомственной статистической отчетности, не способным вскрывать и объяснять причины имеющихся серьезных проблем управления оперативно-служебной деятельностью, обеспечивать поиск эффективных путей и средств их разрешения.
Проблемы, возникающие в связи с реформированием системы органов внутренних дел, проводимой административной реформой, предъявляют повышенные требования к решению названных проблем на каждом уровне организации системы управления правоохранительными органами. Выполнение соответствующих требований, их соблюдение невозможны без включения в механизм управления органами внутренних дел научных знаний и методов, которые повышают уровень обоснованности и снижают возможность принятия субъективных и ошибочных решений. Все это представляет главную область приложения усилий, основное назначение аналитической функции, определяющие ее методологическую роль в управлении органами внутренних дел.
В обоснование того, что аналитическая деятельность предполагает совершенствование методического обеспечения оперативно-служебной работы на принципиально новой основе с применением современных средств сбора и обработки информации.
В изучении и решении сложных комплексных вопросов управления органами внутренних дел методическая роль аналитической деятельности выражается в том, что она обеспечивает объективно необходимое соблюдение при этом междисциплинарного подхода, использующего положения и данные различных отраслей знания. В системе обеспечения экономической безопасности экономические и юридические аспекты тесно переплетаются, предполагают проведение совместных исследований и изучение информации.
Следует отметить, что аналитическая деятельность сопровождает управление на всех его этапах, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организационное обеспечение, контроль, придавая тем самым процессу управления научно обоснованный характер, опирающийся на соответствующие закономерности и принципы управления.
Аналитическая деятельность при методическом обеспечении оперативно-служебной работы позволяет подойти к определению целей не формально и поверхностно, а с учетом объективных потребностей и реальных возможностей достижения определенных результатов в каждом конкретном случае принятия соответствующих управленческих решений в системе обеспечения экономической безопасности.
Исходя из того, что существуют различные виды целей (долгосрочные и краткосрочные, промежуточные и конечные, траекторные и точечные, качественные и количественные и др.), аналитическое обоснование цели в конкретной управленческой ситуации должно иметь в виду это разнообразие и находить тот вид цели, который отвечает потребностям данной ситуации, и адекватное ее содержательное формирование в системе обеспечения экономической безопасности.
Включение в механизм научного управления аналитической деятельности обосновывается тем, что она представляет своеобразное системообразующее начало процесса управления на основе научного обоснования. В связи с этим целесообразно рассмотреть связь методов управления как способов воздействия с методами определения целей и выбора средств соответствующих организационных воздействий на деятельность органов внутренних дел на основе анализа и оценки складывающейся обстановки и возникающих проблемных ситуаций и обстоятельств в системе обеспечения экономической безопасности. Научность применения административных, экономических и социально-психологических методов воздействия определяется не самой их природой, а научным подходом, который, опираясь на закономерные особенности каждого из этих методов, использует их в интересах повышения уровня экономической безопасности.
Поскольку управление можно рассматривать как с позиции его содержания, так и с позиции технологии, постольку можно говорить о двух основных аспектах аналитического обеспечения управления органами внутренних дел - содержательном и технологическом. При этом сама аналитическая деятельность, безусловно, должна быть отнесена к классу технологического инструментария, способа и необходимого условия разработки оптимальных управленческих решений по обеспечению экономической безопасности.
Аналитическое обеспечение, занимая особое место в числе иных функций управления, будучи непосредственно связанным с ними и выступая необходимым условием для успешной их реализации, все-таки наиболее тесно связано с процессом подготовки управленческих решений, в зависимости от характера которых аналитическая деятельность может быть подразделена на аналитическое сопровождение стратегических и тактических решений, а также обеспечение управления в особых условиях, связанных с проведением превентивных мер по обеспечению экономической безопасности.
Название документа