Обеспечение экономической безопасности региональными подразделениями органов внутренних дел

(Долматов И. В.)

("Налоги" (журнал), 2008, Специальный выпуск, Январь)

Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

И. В. ДОЛМАТОВ

Долматов И. В., к. э.н., сотрудник МВД России.

Анализ показал, что в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Московской области взаимодействовали с различными службами органов внутренних дел. Наибольшее взаимодействие достигнуто с подразделениями по борьбе с налоговыми преступлениями и по борьбе с организованной преступностью, а также с Федеральной миграционной службой, что обусловлено спецификой правоохранительной деятельности, усилением влияния на экономику и социальную сферу области организованных преступных групп, миграционных потоков. Организация более тесного взаимодействия предполагает проведение совместных мероприятий, согласование стратегических и тактических планов работы подразделений.

Не менее важно отрегулировать механизмы взаимодействия с налоговыми органами. При этом необходимо не только получать требуемую информацию в результате такого взаимодействия с налоговыми органами, но и решать возложенные задачи, вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности региона.

Особое внимание следует уделить подготовке методических рекомендаций по организации обмена информационными ресурсами, порядка взаимодействия. Представляется, что возникает необходимость в подготовке совместных нормативных правовых актов по той или иной проблематике, а также поиске компромиссов по их решению в рамках действующего законодательства (например, по вопросам доступа к информационным ресурсам).

В первую очередь необходимо урегулировать вопросы взаимного доступа к информационным ресурсам и взаимного информирования, упорядочения статистической отчетности о совместно проведенных мероприятиях.

Практика показала эффективность совместного использования сил и средств при борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями и правонарушениями, в том числе при проведении проверочных мероприятий; при передаче материалов из органов по борьбе с налоговыми преступлениями в налоговые органы и наоборот, разработке совместных планов по проверке крупнейших налогоплательщиков.

Органами внутренних дел необходимо усилить работу и в направлении обеспечения безопасности, борьбы с коррупцией в налоговых органах, охраны зданий, помещений и защиты работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей; проведения совместной предупредительно-профилактической работы и т. д.

Единство целей и задач, стоящих перед правоохранительными органами в деле противодействия теневой экономике, обусловливает и унификацию форм, методов и средств достижения этих целей. При этом задачи каждого правоохранительного органа определяются законодательством и не должны дублироваться.

В настоящее время отсутствуют специализированные правоохранительные органы, основной задачей которых было бы противодействие экономической преступности как составной части теневой экономики. Для сравнения подобные органы давно созданы и функционируют во многих развитых странах (Служба внутренних доходов США, Служба внутренних доходов Великобритании, Федеральная налоговая администрация Швеции и др.).

Органы внутренних дел России решают задачи, которые закреплены в ст. 2 Закона РФ "О милиции", важнейшими из них являются предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также выявление и раскрытие преступлений. В нормативно-правовых актах определены основные функции МВД России по борьбе с экономической преступностью. Основная часть преступлений экономической направленности, которые не относятся к экономическим или налоговым преступлениям, раскрывается подразделениями по борьбе с организованной преступностью. Несмотря на то что функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (включая экономическую) возложены на органы прокуратуры, в России пока не сложилась единая система противодействия экономическим преступлениям и правонарушениям.

В настоящее время органы внутренних дел являются центральным правоохранительным органом, на который возложено решение задач по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями. Анализ всех основных направлений деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями и правонарушениями показывает ряд существенных проблем.

1. Недостаточная правовая урегулированность порядка осуществления деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями. Данная проблема имеет два аспекта: с одной стороны, недостаточно полно урегулированы некоторые направления деятельности правоохранительных органов по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям, а с другой - некоторые направления чрезмерно загромождены процедурно (так называемые административные барьеры), что приводит к возможностям злоупотребления со стороны правоохранительных органов.

Так, не установлен порядок реализации прав, закрепленных в п. п. 25 и 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции", что приводит на практике к произволу со стороны проверяющих сотрудников милиции. Анализ Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" не позволяет сделать окончательный вывод о наличии или отсутствии у органов Федеральной службы безопасности проверочных полномочий в сфере обеспечения экономической безопасности.

2. Отсутствует единая государственная политика по противодействию теневой экономике, обеспечению экономической безопасности, что приводит к ряду негативных последствий: правоохранительные органы дублируют друг друга, ряд приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности правоохранительными средствами остается без должного "прикрытия", меры, принимаемые правоохранительными органами по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями, носят разрозненный, несистемный характер.

3. Недостаточное взаимодействие правоохранительных органов между собой по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям. Его причины кроются в отсутствии единой государственной политики по противодействию экономической преступности, отсутствии четкого разграничения полномочий правоохранительных органов, в трудностях информационного обмена (в том числе сложности в обеспечении конфиденциальности передаваемых сведений), в кадровых проблемах и др.

4. Недостаточно налажено взаимодействие между контролирующими и правоохранительными органами. Система противодействия экономическим правонарушениям и преступлениям предполагает активное использование правоохранительными органами информации о состоянии, структуре, динамике и тенденциях теневой экономики, о размерах ущерба, причиняемого экономическими преступлениями и правонарушениями. В настоящее время в правоохранительных органах информационно-аналитическая работа в этом направлении практически не ведется. С другой стороны, правоохранительные органы в недостаточной мере учитывают разработки Госкомстата России, Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и других ведомств и общественных институтов по оценке теневой экономики.

5. Неготовность правоохранительных органов решать задачи, связанные с противодействием экономической преступности. Экономические преступления совершаются, как правило, с использованием сложных "схем", включающих в т. ч. использование офшоров, на их совершение направлены силы лучших специалистов в экономической и финансовой сферах, при их совершении используются последние разработки техники и технологии, а также высокотехнологичные средства телекоммуникации. Большинство же выявляемых и раскрываемых экономических преступлений составляют лишь вершину криминального "айсберга". Анализ деятельности правоохранительных органов показывает, что причинами неготовности государства к эффективному противодействию экономической преступности являются: недостаточное кадровое обеспечение, недостаточное финансирование мероприятий по выявлению и раскрытию экономических преступлений (в частности, недофинансирование расходов на содержание агентурного аппарата и выплату вознаграждений за помощь в раскрытии преступлений).

6. Недостаточно учитываются в практической деятельности результаты научных исследований в области теневой экономики, борьбы с экономической преступностью и обеспечения экономической безопасности.

7. Коррумпированность правоохранительных органов. Экономическая преступность всегда связана с огромными денежными потоками, которые оказываются в распоряжении преступников.

Название документа