Автотранспортная психология (концепция активной безопасности водителя)

(Цыганков Э. С., Зудин В. Н., Аиндинов Ф. Р.)

("Юридическая психология", 2007, N 4)

Текст документа

АВТОТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(КОНЦЕПЦИЯ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОДИТЕЛЯ)

Э. С. ЦЫГАНКОВ, В. Н. ЗУДИН, Ф. Р. АИНДИНОВ

Цыганков Э. С., профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой автомотоспорта РГУФК, директор Центра высшего водительского мастерства, заслуженный тренер России.

Зудин В. Н., преподаватель Центра высшего водительского мастерства.

Аиндинов Ф. Р., преподаватель Центра высшего водительского мастерства.

Проблема надежности водителей связана с ролью человеческого фактора, под которым понимается совокупность всех физических и психических свойств личности и их влияние на успешность трудовой деятельности водителя. Организация перевозок, обеспечивающих высокую надежность и безопасность движения, требует от водителя глубоких и разносторонних знаний. Он должен иметь хорошую подготовку не только по автомобильной технике, дорожному делу, организации дорожного движения, прикладной математике, теории автоматизированных систем управления и другим техническим наукам, но и по той дисциплине, которая необходима для оптимизации труда водителя и повышения его надежности. Такой дисциплиной является автотранспортная психология, которая изучает роль человеческого фактора для обеспечения эффективности и безопасности работы автомобильного транспорта.

Автомобильную безопасность обычно рассматривают в системе "В - А - Д - С" (водитель - автомобиль - дорога - среда), и на первый взгляд это кажется вполне научно и практически оправданно, так как каждый из компонентов этой системы вносит реальный "вклад" в проблему аварийности. Однако весомость каждого элемента не однозначна. По вине водителя происходит до 75% аварий, а по последним статистическим данным, приведенным начальником ДОБДД МВД России генерал-лейтенантом милиции В. Н. Кирьяновым, роль человеческого фактора поднялась до 79%. Поэтому представлять общую систему следует, прежде всего, начиная с человеческого фактора.

В 2007 г. на территории Российской Федерации обстановка с аварийностью на автомототранспорте оставалась сложной и напряженной. При снижении числа погибших (на 3,6%) возросло количество дорожно-транспортных происшествий (на 2,6%) и число раненых в них людей (на 3,8%). Всего за 12 месяцев в стране зарегистрировано 229140 ДТП, в которых погибли 32724 и получили ранения 285362 человека. Ухудшение положения с обеспечением безопасности дорожного движения отмечено в 14 регионах, где зафиксирован рост всех трех основных показателей аварийности. Количество ДТП увеличилось в 42 субъектах Федерации, число погибших - в 26 и раненых - в 49 субъектах Федерации.

При экспертизе дорожно-транспортных происшествий (ДТП) чаще всего встречается стандартная формулировка сотрудников ГИБДД: "Водитель не справился с управлением". Эта фраза становится универсальной для характеристики действий водителя в различных ситуациях и практически исключает возможности для серьезного анализа причин возникновения ДТП. Мы полагаем, что подавляющего количества аварий можно было бы избежать, если бы уровень профессиональной подготовки водителя позволял это сделать. В арсенале водителей высшей квалификации, в частности автогонщиков, насчитывается более 800 (!) приемов, позволяющих сократить тормозной путь, повысить управляемость при вынужденных экстренных маневрах, стабилизировать автомобиль при потере устойчивости и управляемости и т. д. Однако в арсенале выпускников автошкол не более 20 таких приемов, а у так называемых опытных водителей их не более 60. Для транспортных условий развитых европейских стран хватает и этого количества приемов, учитывая организацию дорожного движения, благоприятные дорожные условия и, что немаловажно, воспитанность и дисциплинированность участников движения, соблюдающих установленные правила. Российские условия существенно отличаются в негативную сторону, притом критика вполне применима и к дорогам, и к автомобилям, и прежде всего к сегодняшнему менталитету многих участников движения, превративших процесс движения в "школу выживания" на дорогах.

Сегодня все больше критики адресуется к автошколам, обеспечивающим начальную подготовку водителей. Хотя все признают низкое качество обучения и широкомасштабную подготовку "потенциальных аварийщиков", обвинить эту устаревшую систему в массовой аварийности, уносящей ежегодно до 30 тыс. погибших на дорогах, невозможно. Этот институт начальной подготовки во всем мире призван подготовить начинающих водителей к получению права на управление автомобилем, т. е. системой тестов-упражнений оценить возможность человека к самостоятельному управлению автомобилем. В разных странах мира эта система отличается по количеству и качеству контрольных упражнений. Наши требования более либеральны, хотя условия движения более сложные. Робкие попытки НИЦ ГИБДД совместно с РГУФК усилить начальную подготовку и усложнить имеющиеся нормативы натолкнулись на массовую критику специалистов автошкол. Так, например, введение нового норматива "Разгон - торможение" на дистанции 20 м вызвало такую реакцию, как будто было предложено ввести в программу элементы высшего водительского мастерства.

Однако, как мы отмечали ранее, не следует искать в системе начальной подготовки ключ к аварийности. Этот ключ следует искать в самой концепции безопасности, и в частности в реальной оценке условий движения и в создании эффективной системы защиты от аварий, т. е. в педагогической системе контраварийной подготовки, позволяющей противопоставить сложным и экстремальным условиям движения систему самозащиты - активной безопасности водителя.

Опыт, накопленный в автоспорте и других прикладных и экстремальных видах спорта, позволяет по-новому взглянуть на проблему безопасности в стране и предложить современную концепцию понимания феномена аварийности на автомобильном транспорте и противостояния ему (см. таблицу).

Характеристика условий движения по критерию безопасности

Уровень

безопасности

Степень

безопасности безопасно внимание! опасно! очень опасно!!!

Зоны Зона Зона

безопасности относительной Зона риска критических Аварийная зона

безопасности условий

Условия

движения нормальные сложные экстремальные катастрофические

Характеристика Стабильно - Негативные Внезапная Полная потеря

условий благоприят - изменения потеря устой - устойчивости и

движения ные условия объективных и чивости и управляемости,

по всем субъективных управляемости движение автомо -

компонентам факторов автомобиля биля по законам

системы ВАДС (превышение из-за ошибок баллистики, пси -

(состояние оптимального в прогнозе хологический

водителя, скоростного или управле - отказ от управ -

характеристи - режима, со - нии, грубые ления ("двига -

ка дорожного кращение нарушения тельный шок"),

покрытия, дистанций и ПДД, отказ невозможность

техническое интервалов, или поврежде - остановки из-за

состояние ограничение ние системы дефицита времени

автомобиля, или ухудшение автомобиля, и дистанции,

режим движе - обзора, сни - лимит времени грубая ошибка

ния в рамках жение коэффи - и дистанции, в экстремальных

ПДД, ненагру - циента сцеп - стресс, поте - условиях

женный поток, ления, нару - ря работоспо -

освещенность, шение ПДД, собности из -

отсутствие технические за болезни

внешних помех неисправности или алкоголь -

и др.) автомобиля, ного опьяне -

снижение ра - ния

ботоспособ -

ности водите -

ля, сложные

метеоусловия)

Особенности стандартные, опережающие, нестандарт - экстраординар -

приемов рациональные, компенсатор - ные, вариа - ные. Система

управления элементарные ные, дозиро - тивные, самостраховки,

по координа - ванные по творчески в том числе

ции движений времени и сконструиро - меры, смягчающие

и не лимити - усилиям ванные из последствия

рованные по имеющегося ДТП

времени арсенала

применительно

к конкретным

условиям

В таблице представлена структура новой концепции безопасности дорожного движения, в которой используется классификация ситуационных зон ("зон безопасности") в соответствии с характеристикой условий движения и возможностями водителя в обеспечении собственной безопасности.

Выделено четыре основные зоны: зона относительной безопасности, зона риска, зона критических условий и аварийная зона, хотя следует заранее оговориться, что представленная модель достаточно упрощена и требует более подробной классификации и аргументации.

Зона относительной безопасности относится к ситуациям со стабильно благоприятными условиями по всем компонентам системы "В - А - Д - С" (состояние водителя, характеристика дорожного покрытия, техническое состояние автомобиля, режим движения в рамках ПДД, ненагруженный поток, освещенность, отсутствие внешних помех и др.). Соответственно этому для управления автомобилем в нормальных условиях могут и должны применяться стандартные приемы управления, на освоении которых по идее построена нормативная база обучения водителей, т. е. программа автошкол.

Зона риска относится к ситуациям со сложными условиями движения, требует от водителя повышенного внимания, готовности к применению опережающих, компенсаторных и защитных действий, строго дозированных по времени в связи с превышением оптимального скоростного режима движения, сокращением дистанции и интервалов, ограничением и ухудшением обзора, снижением коэффициента сцепления, нарушением ПДД в предопасной стадии, появлением неисправностей в системах автомобиля, снижением работоспособности водителя (в том числе и при алкогольном опьянении), ухудшением метеоусловий.

В общепринятой концепции безопасности эти условия должны быть исключены из практики вождения, и поэтому они не нашли необходимого отражения в обучении. Однако их следует признать как реальные, возможные и прогнозируемые, возникающие вследствие либо допущенных ошибок, либо особенностей внешних условий. Рассматривая сложившуюся ситуацию на дорогах и особенно на перегруженных городских магистралях, следует констатировать, что эти условия характерны для большинства регионов России и стали скорее нормой, чем исключением из правил.

Зона риска охватывает широкий спектр условий и негативных проявлений. В ней заложены первопричины многих аварийных ситуаций. Если в зоне нормальных условий у водителя есть время поправить последствия допущенной ошибки, то в зоне риска дефицит времени и расстояния сводит временной норматив к возможностям двигательной реакции, при условии, что она существует как результат обучения и тренировки.

Последние годы отмечены бурным ростом передовых технологий, обеспечивающих активную безопасность автомобилей. Ведущие концерны оснащают свои модели системами АБС, антипробуксовочными, стабилизации курсовой устойчивости, активными дифференциалами и др. В определенных условиях эти системы позволяют расширить диапазон безопасности водителя в зоне риска. Однако запрограммированное включение многих систем ставит водителя в условия, когда автомобиль имеет два лица, т. е. по-разному реагирует на управляющие действия.

Зону риска можно характеризовать как предопасную зону, и степень опасности может изменяться не только вследствие изменения внешних условий, но и из-за неадекватных реакций водителя на особенности скоростного режима движения. Попытка ПДД ограничить скорость движения в городах, на загородных дорогах, на скоростных автомагистралях - это вынужденная мера удержать водителя в рамках среднестатистического мастерства и безопасности, заложенной в конструкции автомобиля по времени срабатывания систем и механизмов. Но термин "среднестатистическое мастерство" - это миф, так как он не подтвержден системой базовой подготовки водителя для действий в сложных ситуациях.

Зона критических условий включает в себя экстремальные ситуации движения (потеря устойчивости и управляемости, отказ или повреждение систем или механизмов автомобиля, острый дефицит времени и дистанции, возникновение стресса и потеря работоспособности из-за болезни или алкогольного опьянения, неожиданные помехи или непредсказуемые действия участников движения, грубые нарушения ПДД и др.). Выход из экстремальных ситуаций требует применения и соответственно освоения нестандартных, вариативных, в том числе творчески сконструированных, элементов или двигательных композиций из ранее изученных приемов применительно к возникшей ситуации. Действия такого рода требуют специальной подготовки по программе высшего водительского мастерства. Арсенал таких приемов включает в себя нестандартные, а в отдельных случаях уникальные приемы, систематизированные в отдельных видах автомобильного спорта: шоссейно-кольцевые гонки, трековые гонки, автокросс, авторалли, гонки по бездорожью, гонки "на выживание" и др.

Аварийная зона связана с катастрофическими ситуациями, характеризующимися полной потерей устойчивости и управляемости, вынужденным баллистическим движением автомобиля при сопутствующем отказе или невозможности управления. Применительно к данным ситуациям водитель должен осваивать экстраординарные приемы самостраховки, в том числе меры, смягчающие последствия ДТП.

Выделение в рамках системы контраварийного обучения названных зон безопасности позволяет более четко сформулировать требования к уровням подготовки водителей и придать учебно-тренировочной работе целеполагающий характер.

Название документа