К вопросу о трансформации правовой модели услуг в сферу обслуживания

(Ситдикова Л. Б.) ("Юридический мир", 2008, N 2) Текст документа

К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ УСЛУГ В СФЕРУ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Любовь Борисовна, профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений г. Москвы, кандидат юридических наук.

В экономической литературе как советского периода времени, так и в современных представлениях производится смешение понятий "услуга" и "обслуживание", на что неоднократно обращали внимание ученые-цивилисты. С учетом изложенного возникает необходимость, в рамках нашего исследования, остановиться на рассмотрении соотношения данных понятий с точки зрения права. Так, в юридической литературе советского периода времени понятие "обслуживание" включало любую деятельность, направленную на удовлетворение чьих-либо потребностей. Указанный вывод вытекал из сделанных в экономической литературе суждений, определяющих обслуживание как производство материальных и нематериальных услуг, доведение их и других материальных ценностей до потребителя <1>. В свою очередь, под гражданско-правовым отношением обслуживания понималось правоотношение, опосредующее указанную деятельность, т. е. обслуживание. -------------------------------- <1> Сфера обслуживания населения: региональные проблемы / Под ред. А. И. Кочерги. Киев, 1980. С. 73; Затикян А. Т. Бытовое обслуживание населения в социалистическом воспроизводстве. Ереван, 1989. С. 14.

Так, О. А. Красавчиков полагал, что все гражданско-правовые договоры могут опосредовать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей третьих лиц, т. е. оформлять процесс обслуживания <2>. А. Ю. Кабалкин, указывая также на тождественность данных терминов, приходит к выводу, что "так называемый договор оказания услуг поглощается элементами всех других договоров... что свидетельствует о неприемлемости предложения конструировать специальную гражданско-правовую категорию "договоры услуг" <3>. В подтверждение своей позиции он ссылается на Ю. Х. Калмыкова <4>, полагающего, что правовое регулирование об обязательстве по оказанию услуг должно включать в себя договоры, которым сопутствуют признаки услуги. Аналогичное высказывание содержится и в работе Е. А. Суханова и А. Е. Шерстобитова <5>, которые использовали указанные термины в качестве синонимов, при этом ссылались на опыт правового регулирования сферы обслуживания в ряде соцстран. Так, ГК ЧССР выделил самостоятельный четвертый раздел "Услуги", дав им определение: "...организация оказывает гражданам услуги в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей". Причем общие постановления об оказании услуг закреплены в параграфах 222 - 238, которые объединены в десять глав по их видам. Закрепленная в ГК ЧССР концепция получила в значительной степени выражение в гражданском законодательстве ГДР. Четвертая глава ГК ГДР посвящена исключительно оказанию услуг. Глава об оказании услуг охватывала восемь разделов, размещенных в следующей последовательности: общие постановления, услуги по домашнему хозяйству и ремонту, строительные работы, личные услуги, путешествие и отдых, прокат, хранение вещей, услуги сообщений и связи. Таким образом, в гражданском законодательстве двух европейских социалистических стран сравнительно отчетливо была выражена идея группировки договоров услуг в сфере обслуживания <6>. -------------------------------- <2> Красавчиков О. А. Сфера обслуживания: гражданско-правовой аспект // Гражданское право и сфера обслуживания. Свердловск, 1984. С. 6. <3> Кабалкин А. Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М., 1972. С. 38 - 48. <4> Калмыков Ю. Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве // Советское государство и право. 1966. N 5. С. 116 - 119. <5> Суханов Е. А., Шерстобитов А. Е. Договор на обслуживание граждан // Вестник МГУ. Сер. II. Право. 1984. N 4. С. 21 - 27. <6> См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 62 - 66.

В то время как Е. Д. Шешенин, разделяя данные понятия, исходил из особой характеристики услуги как правового явления: "...в сферу услуг входят только те экономические отношения, когда граждане для удовлетворения своих потребностей получают "особую потребительную стоимость в виде деятельности обслуживающей организации... обслуживание же включает все сферы удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан" <7>. Заметим, что в деятельности по оказанию услуг прослеживается наличие черт имущественного характера. -------------------------------- <7> Шешенин Е. Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. Сб. статей 1925 - 1989 гг. М., 2001. С. 355.

Следует также отметить, что в экономической литературе считается, что услуга, как и товар, обладает двойственной структурой (имеет двойственный характер. - Л. С.), который, по мнению В. А. Яковлева, заключается в диалектическом единстве двух сторон услуги - услуги как процесса труда, как одной из форм труда и услуги как результата конкретного труда, его полезного эффекта, имеющего потребительскую стоимость <8>. В дальнейшем реализация данного подхода получила свое обоснование в статье И. А. Шундика, который отмечает, что сфера услуг сама воспроизводит фонд своего существования и развития, а труд, затраченный в данной сфере, является источником доходов участников производства услуг, которые не представляют собой результат перераспределения стоимости, созданный в материальном производстве, в пользу сферы услуг. При этом труд, создающий услугу, является трудом производительным, если он, с одной стороны, обладает полезным эффектом, позволяющим ему участвовать в воспроизводстве, прежде всего личного фактора, а с другой - является источником прибыли, следовательно, участвует в воспроизводстве <9>. -------------------------------- <8> Яковлев В. А. Услуги: вопросы теории и методологии. Краснодар, 1973. С. 16. <9> Шундик И. А. Социально-экономический аспект услуг нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус. 2006. N 3. С. 4.

В качестве одного из аргументов к вышесказанному Л. И. Тыкоцкий приводит различия между вещами и услугами, которые следует искать не в экономическом содержании, а в их физической форме <10>, и "физическая неотделимость процесса создания продукта и самого продукта труда не препятствует их раздельному научному анализу, тем более что экономическое содержание процесса производства услуги и продукта-услуги различны. Первая сторона явления (процесс труда) выражается в категории "обслуживание", вторая (продукт труда) - в категории "услуга" <11>. Исходя из такого понимания, можно сделать вывод, что в экономическом аспекте и "услуга", и "обслуживание" отражают единство процесса и продукта труда и охватывают все явления услуги в целом. -------------------------------- <10> Физическая форма услуги характеризуется тем, что услуга представляет собой деятельность, не имеющую овеществленного результата, но создающую определенный полезный эффект. <11> Тыкоцкий Л. И. Производительный труд и услуги. Вопросы теории. Вильнюс, 1973. С. 42 - 46.

Отсутствие однозначного понимания рассматриваемых дефиниций в дальнейшем послужило исследованию данной проблемы в монографическом исследовании Н. А. Баринова. В результате исследования соотношения понятий "сфера услуг" и "сфера обслуживания" автор приходит к выводу, что "сфера услуг - это сфера, где производятся услуги, а сфера обслуживания - это сфера, где кроме производства осуществляется также доведение произведенных услуг до потребителя, где удовлетворяются потребности граждан в услугах" <12>. Разделяя изложенную позицию Н. А. Баринова, Д. П. Стригунова, исследуя вопрос соотношений понятий "услуга" и "обслуживание" в сфере туризма, в то же время отмечает, что термин "услуга" употребляется как экономическая категория, т. е. "включает не только услуги в их традиционном понимании, но и работы" <13>. Подкрепляя свои доводы, автор ссылается на то, что "туристическое обслуживание, подлежащее регулированию нормами гл. 39 ГК РФ, включает в себя как оказание услуг, так и выполнение работ" <14>. -------------------------------- <12> Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2001. С. 7 - 35. <13> Стригунова Д. П. Соотношение понятий "услуга" и "обслуживание" в сфере туризма // Современное право. 2005. N 4. С. 25. <14> Там же. С. 25.

Таким образом, при определении категории "обслуживание" цивилисты исходили из теоретических предпосылок экономической теории и, воспринимая понятийный аппарат последнего под обслуживанием, по сути, понимали деятельность, направленную на удовлетворение чьих-либо потребностей. В то же время среди ученых не было единства в отношении того, какие разновидности договоров можно отнести к договорам обслуживания. Основываясь на вышеуказанных теоретических посылках, а также учитывая недостаточность разработанности категории "обслуживание", представляется возможным осуществить попытку конструирования соотношения понятий "услуга" и "обслуживание". В настоящее время более адекватными по отношению к состоянию современного гражданского законодательства на первый взгляд можно признать выводы, сформулированные Н. А. Бариновым, в которых процесс обслуживания может выступать объектом гражданского права только в качестве услуги <15>. При таком подходе отношения обслуживания являются разновидностью отношений по оказанию услуг. По нашему же мнению, такое разделение понятий "услуга" и "обслуживание" носит искусственный характер, связанный с принятой терминологией советского периода времени, и отражает переходный процесс обновления гражданского законодательства. Следует признать, что в сферу обслуживания могут входить элементы различных видов договоров, как-то: купли-продажи, элементы договора найма и т. д. Использование понятий "торговое", "жилищно-коммунальное", "бытовое", "туристское обслуживание" на сегодняшний день носит условный характер и свидетельствует лишь о том, в какой сфере экономических, товарно-денежных отношений происходит оказание, предоставление услуг (выполнение работ) в дополнение к основным отношениям. Непосредственно отношения по купле-продаже как товарной сделке нельзя рассматривать как обслуживание. В то же время обслуживание, тесно связанное с торговлей, торговым оборотом, торговыми отношениями, условно называется термином "торговое обслуживание". При этом торговля действительно связана с услугами информационно-консультационного характера, упаковкой товара и т. д., что является неотъемлемым элементом в сфере торговли. К сфере бытового обслуживания можно также отнести жилищно-коммунальные услуги, под которыми следует понимать не сами жилищные правоотношения, связанные с договором найма жилого помещения, а обслуживание граждан коммунальными услугами: газо-, водо-, энергоснабжением <16>, отоплением, освещением жилых помещений, уборкой мест общего пользования и т. д. -------------------------------- <15> Баринов Н. А. Указ. соч. С. 21. <16> М. И. Брагинский, который в свое время предлагал деление договоров на договоры по производству работ и договоры услуг, относил к последнему виду снабжение энергией и газом. См.: Брагинский М. И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. С. 34 - 36; Л. А. Куликова, анализируя судебную практику арбитражных судов, отмечала, что при рассмотрении исков энергоснабжающей организацией, связанных с просрочкой оплаты электрической и тепловой энергии, арбитражные суды в одних случаях признают отношения по энергоснабжению вытекающими из договоров купли-продажи, а в других - из договора на оказание услуг. См.: Куликова Л. О договоре энергоснабжения // Хозяйство и право. 1996. N 6. С. 80; О. М. Олейник также указывала, что в некоторых подзаконных нормативных актах, например в Правилах предоставления коммунальных услуг, сохраняется квалификация договора энергоснабжения как договора об оказании услуг. См.: Олейник О. Правовые проблемы энергоснабжения // Хозяйство и право. 2000. N 5 (тематическое приложение). С. 26. Такое же положение сохраняется и в ст. 4 новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, введенных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2501.

Анализируя на предмет соответствия понятию "услуги" такие виды деятельности, как медицинское обслуживание и обслуживание в сфере общественного питания, Д. П. Гордеев приходит к выводу, что их правовая природа имеет определенные сходства с жилищно-коммунальными услугами <17>. Такого же вывода придерживается ряд авторов: Я. Парций <18>, А. Аполлонов и Э. Страунинг <19>, а также А. Бочин <20>. -------------------------------- <17> Гордеев Д. П. Правовая природа жилищно-коммунальных услуг // Жилищное право. 2002. N 4. С. 29. <18> Я. Парций, исследуя характер отношений продавца товара и потребителя по поводу гарантийного ремонта, приходит к выводу, что по своей природе договор между продавцом и третьим лицом является договором об оказании возмездных услуг, который регулируется гл. 39 ГК РФ. См.: Парций Я. Е. Договорные отношения продавца товара с гарантийной мастерской // Хозяйство и право. 1999. N 4. С. 108. <19> Авторы отмечают, что отношения по оказанию коммунальных услуг являются одной из разновидностей обязательств по возмездному оказанию услуг. См.: Аполлонов А., Страунинг Э. Споры между юридическими лицами по договорам об оказании коммунальных услуг // Закон. 2001. N 11. С. 101. <20> А. Бочин, рассматривая договор подачи питьевой воды и оказания услуг по приему сточных вод, приходит к выводу, что возникающие отношения регулируются нормами гл. 30 ГК РФ "Энергоснабжение", а также гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг". См.: Бочин А. Договор подачи питьевой воды и оказания услуг по приему сточных вод // Законодательство и экономика. 2002. N 9. С. 14.

В связи с этим вызывает интерес и позиция Н. В. Сирика, который, анализируя понятия "обслуживание" и "услуга" применительно к сфере туризма, считает, что обслуживание является собирательной категорией, использующейся для характеристики деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей граждан, и, "осуществляя эту деятельность, организации оказывают услуги, выполняют работы, продают в розницу товары" <21>. Вывод, к которому приходит автор, по нашему мнению, позволяет осуществлять регламентированные отношения по предоставлению туристу комплексной туристской услуги одним обязательством (исполнитель обязуется предоставить туристу весь комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию и т. д.) - договором оказания туристских услуг. -------------------------------- <21> Сирик Н. В. Договор на оказание туристских услуг в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

Таким образом, основополагающим элементом в сфере обслуживания может выступать как услуга, так и (или) работа <22>, что, по нашему мнению, позволяет рассматривать обслуживание как понятие более широкое по отношению к услуге или работе, а последние являются составной частью первого. -------------------------------- <22> Следует отметить, что к сфере бытового обслуживания следует относить проведение ремонтных, профилактических работ по индивидуальным заказам гражданам, которые оформляются договором бытового подряда.

Учитывая вышеизложенное, представляется вполне допустимым осуществлять трансформацию общей легальной правовой модели услуг как объекта гражданских прав в сферу обслуживания. В этом плане данная правовая конструкция позволяет рассматривать обслуживание в широком его понимании, включающее в себя услугу и (или) работу.

------------------------------------------------------------------

Название документа