О праве учредителей (участников) на информацию при банкротстве хозяйственного общества
(Семерьянова Н. А.) ("Юридический мир", 2008, N 2) Текст документаО ПРАВЕ УЧРЕДИТЕЛЕЙ (УЧАСТНИКОВ) НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
Н. А. СЕМЕРЬЯНОВА
Семерьянова Н. А., старший преподаватель кафедры юриспруденции филиала ЮУрГУ г. Нижневартовска.
Порядок избрания представителя учредителей (участников) должника Законом о банкротстве 2002 года <1> не предусмотрен, что допускает возможность применения к порядку его избрания норм корпоративного законодательства. Вопрос об избрании представителя учредителей (участников) должника, на наш взгляд, должен решаться не позднее срока, установленного п. 4 ст. 64 Закона о банкротстве, если такой представитель еще не был избран до указанного времени. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
В ситуации выборов представителя учредителей (участников) должника большое значение имеет их информированность. К сожалению, подобная проблема не нашла должного разрешения в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Более того, в целом вопрос о полной и своевременной информированности участников правоотношений несостоятельности (банкротства) во многом не урегулирован в действующем законодательстве. Докажем этот посыл, обратившись к соответствующим положениям Закона о банкротстве. Правовой статус представителя учредителей (участников) должника в Законе о банкротстве не поименован, его права и обязанности содержатся в отдельных нормах закона. Попытка их систематизации приведет к неминуемому обращению к большому числу статей Закона о банкротстве, в которых отрывочно даются ссылки на персону представителя учредителей (участников) (п. 1 ст. 12; абз. 2 п. 2 ст. 12; ст. 35; п. 2 ст. 69; п. 2 ст. 71 и др.). На наш взгляд, в число основных прав такого представителя должно входить право на информацию обо всех изменениях в положении должника. Общепризнано, что для обеспечения интересов участников правоотношения несостоятельности необходимо опубликование сведений о введении процедур банкротства. Подобное оглашение информации неопределенному кругу лиц на ранних стадиях банкротства направлено в первую очередь на обеспечение прав кредиторов. Получение таких сведений дает им возможность как можно раньше заявить свои требования к должнику (п. 2 ст. 68 Закона о банкротстве). Рассмотрим, какие же права на информацию закрепил законодатель за учредителями (участниками) должника, соблюден ли баланс интересов участников правоотношения несостоятельности. Четкое нормативное закрепление права на информацию учредителей (участников) должника содержится в п. 3 ст. 68 Закона о банкротстве, который закрепляет обязанность руководителя должника информировать учредителей (участников) должника о введении наблюдения в течение 10 дней с даты вынесения судом соответствующего определения. Однако указанная норма не подкрепляется мерами ответственности. Говоря о праве учредителей (участников) или их представителя на информацию, вызывает недоумение игнорирование законодателем данного права в нормах п. 2 ст. 48 и п. 4 ст. 42 Закона о банкротстве. Указанные нормы содержат предписание арбитражному суду направлять уведомление юридическому лицу-должнику по таким важным для учредителей (участников) вопросам, как рассмотрение обоснованности требований заявителя по делу о банкротстве должника и о принятии судом заявления о признании должника банкротом. Однако положения Закона не содержат предписаний об уведомлении учредителей (участников) должника по каждому из указанных вопросов, что свидетельствует о законодательном игнорировании факта возможного расхождения интереса учредителей (участников) хозяйственного общества и самого юридического лица. В этой связи можно предположить, что рассматриваемые нормы Закона о банкротстве отождествляют интересы учредителей (участников) и самого юридического лица. На наш взгляд, анализ ст. 42, 48 и 68 Закона о банкротстве иллюстрирует непоследовательность законодательного подхода, в том числе отсутствие единства в понимании сущности юридического лица. Нормы Закона о банкротстве, если попытаться схематически классифицировать их по дуалистическому принципу, склоняются то в сторону теории фикции, то в сторону теории реальности юридических лиц. В связи с этим предлагаем дополнить п. 4 ст. 42 и п. 2 ст. 48 Закона о банкротстве обязанностью руководителя должника по уведомлению учредителей (участников) должника соответственно о принятии к рассмотрению арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и о рассмотрении обоснованности требований заявителя к должнику, тем самым соблюдая единообразие законодательного подхода в целях обеспечения интересов учредителей (участников) должника и достижения баланса интересов всех участников процесса несостоятельности (банкротства). Аналогичная ситуация просматривается и в нормах ст. 47 Закона о банкротстве, в соответствии с которой должник в течение 10 дней после получения определения о принятии заявления кредитора о признании должника банкротом вправе направить в арбитражный суд, а также заявителю отзыв на такое заявление. Приведенная норма вновь указывает на то, что законодатель отождествляет учредителя (участника) с должником и устанавливает единство их интересов. Считаем необходимым внести дополнение в ст. 47 Закона о банкротстве о праве учредителей (участников) на отзыв на заявление кредитора и на опровержение информации, содержащейся в заявлении о признании должника банкротом. Как нам представляется, следует нормативно закрепить право на информацию учредителей (участников) должника по всем вопросам, имеющим для них существенный интерес, соблюдая последовательность законодательного подхода.
Название документа