"Идеологи" терроризма - криминологическая характеристика

(Магомедова Г. М.) ("Военно-юридический журнал", 2007, N 12) Текст документа

"ИДЕОЛОГИ" ТЕРРОРИЗМА - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Г. М. МАГОМЕДОВА

Магомедова Г. М., соискатель кафедры уголовного права и криминологии Даггосуниверситета.

Изучение уголовных дел и материалов оперативно-розыскной деятельности позволяет следующим образом характеризовать идеологов терроризма, которых, в частности, М. В. Виноградов относит к первой, высшей ступени иерархии террористической деятельности <1>. -------------------------------- <1> См.: Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные акты с комментариями, научные статьи / Под ред. И. Л. Трунова. М., 2005. С. 237.

Идеологи террористической деятельности являются стержневой фигурой. Специфика экстремизма, как отмечалось, состоит в том, что именно фанатизм следует считать основным психологическим фактором, объединяющим террористические группировки. "Несмотря на значительные различия террористических групп и их целей, - пишет Д. М. Поуст, - существует поразительное единообразие в поведении террористов, в том, насколько одинаковы террористы от группы к группе в своей слепой приверженности своему делу и в их воле идти на самые крайние средства, в том числе жертвуя жизнью для дела" <2>. Другими словами, этическое сознание террориста с необходимостью содержит в себе абсолютную убежденность в собственной правоте, которая зачастую подтверждается авторитетом учителя, богами, предками, старейшинами, командирами и т. д. и т. п. -------------------------------- <2> Terrorism. 1987. Vol. 10. N 1. P. 25.

Идеологи разрабатывают конфессиональные или философские обоснования террора против конкретных лиц или социальных, национальных или религиозных групп. Типичный пример идеолога международного терроризма - шейх Яссин, духовный лидер палестинской террористической организации "Хезболла". Будучи инвалидом с детства, он никогда лично не принимал участия в террористических актах, но именно в его проповедях, богословских и философских работах содержались обоснования и программы террористической деятельности палестинцев. Его мотивация (как и всех других идеологов террористических организаций) базировалась на фанатической убежденности в собственной правоте и стремлении вести за собой к светлому будущему максимальное число сподвижников. Идеологи подобного типа отличаются, как правило, выдающимися способностями к убеждению окружающих, а наличие у них физических недостатков вызывает дополнительное сочувствие в глазах аудитории. Об идеологах "местного значения" мы читаем в свидетельских показаниях Магомедова, обвиняемого в совершении преступлений террористического характера. По его словам, из-за преследований со стороны сотрудников правоохранительных органов он потерял работу, дом, его жена, которая должна была родить, из-за волнений потеряла ребенка. Он писал письма руководству и в ФСБ с просьбой разобраться и помочь, обращался к имаму мечети, но милиция не оставляла его в покое. О его проблемах знали в мечети, и вот однажды подошел один человек и сказал, что есть люди, которые могут ему помочь, и привел Муслима. По словам Магомедова, он вежлив, начитан, хорошо знает Коран. Он обещал объяснить, почему преследуют мусульман, рассказать о джихаде, но попросил еще найти людей, интересующихся этими вопросами". По заявлению Магомедова, "они пришли из Чечни хорошо обученные, чтобы мстить за себя и за других униженных, чтобы делать здесь джихад" <3>. -------------------------------- <3> Абакаров И., Крайнова Н. Дело о банде // Новое дело. 2004. 14 мая.

И в этом смысле следует заметить, что настоящую опасность представляют те, кто использует эту ситуацию в исламе в своих целях. В частности, лидеры ваххабизма, на что нам указывает теологический анализ, больше обеспокоены интерпретацией отдельных частей Корана, которые обслуживают их цели, чем непосредственным комментированием его текста, другими словами, больше придают значения букве Святого писания, чем его смыслу. Основные мотивы лидеров террористической деятельности носят идейный или псевдоидейный характер, направленный на радикальное изменение власти, политики, экономики, бизнеса, преступной среды во имя собственных эгоистических политических, идеологических и экономических целей, прикрытых лозунгами о борьбе за интересы соответствующих слоев населения и разрешение их накопившихся социальных, национальных, религиозных и иных противоречий. Этот прием широко используется в обычной политической борьбе, но он является особо распространенным в организационной террористической деятельности. В ходе беседы с данной категорией террористов нами было подмечено, что у большинства из них почти полностью отсутствует какой-либо самоупрек нравственного характера по поводу совершенного преступления. Большинство опрошенных ни в коей мере не признают, что совершали аморальные действия. Мы полагаем, что такое почти поголовное отрицание своей вины во многом является проявлением психологической защиты. Оно вызвано тем, что признание вины пагубным образом отозвалось бы на самооценке этих людей - их престиже, способствовало бы его значительному снижению в глазах окружающих. В качестве примера можно привести выдержки из интервью, в котором Ш. Басаев признал, что он был "плохим парнем, бандитом и террористом", однако заявил, что, по его мнению, "русские сами террористы". Он заявил, что нападение на Беслан было выполнено, "чтобы остановить убийство тысяч и тысяч чеченских детей, чеченских женщин и стариков" <4>. -------------------------------- <4> Басаев назвал себя "плохим парнем" // http://www. vzglyad. ru/ news/2005/7/29/2562.php.

Важной особенностью террористов-идеологов престижного типа является потребность в самоутверждении. Надо отметить, что самоутверждение, как известно, один из самых мощных стимулов человеческой активности. В психологическом аспекте оно как бы нейтрально и становится криминологически значимым лишь в зависимости от того, какими способами реализуется. У лиц, самоутверждающихся преступным путем, представление о себе и самооценка расходятся с их реальным положением в социальной среде. Поэтому многие из них ощущают неудовлетворенность собой, пониженность своей самооценки. Эти ощущения и связанные с ними переживания часто бывают бессознательными. В общении с другими такие люди могут оценивать себя достаточно высоко, но это, как правило, не более чем попытка компенсации на вербальном уровне. На самом деле часто происходит рассогласование их притязаний с их реальными, объективными достижениями и возможностями. Этот разрыв приводит к определенному поведению, в данном случае к преступному, как способу самоутверждения и защиты представления о себе. Такого рода мотив мы видим у известного героя Достоевского Раскольникова, который хотел доказать себе самому, что он не "тварь дрожащая". Они неплохие психологи и отлично разбираются в том, что говорилось выше о психологии террористов, хотя, видимо, и не в таких терминах (во всяком случае, точно не в терминах психоанализа). Это они внушают будущему исполнителю мысль о том, что он имеет ценность только как участник великого дела утверждения справедливости на всей земле. Это они убеждают его в том, что такой акт - не самоубийство, строго запрещенное в исламе, а подвиг, за который следует немедленная награда. А вот неверные не имеют права жить. Надо слепо слушаться своих командиров, ибо они передают приказы Всевышнего. Таких податливых и готовых на смерть ищут и вербуют в мечетях и религиозных школах. К ним присматриваются: регулярно ли молятся, ревностны ли в вере. Если кандидат подходит, его постепенно вводят в организацию, и, наконец, он добирается до учебных лагерей. Там приступают к настоящей обработке: готовят бойца, но не забывают и об идеологической обработке. Показывают видеозаписи предыдущих актов, водят на могилы погибших террористов, объясняют, сколь почетно лежать рядом с ними. Они ощущают свою принадлежность к группе избранных - избранных для великого дела. Так появляется то, что психоаналитики именуют групповым нарциссизмом. Не стоит верить разговорам о том, что их зомбируют, накачивают наркотиками - опиумом, героином, амфетаминами. Это неумелая пропаганда неопытных борцов с терроризмом и не более. На террористический акт идут только убежденные, а не одурманенные бойцы. Их награда - на небесах, а не в этой жизни. Аналогичным образом высказывался один из высокопоставленных американских военных, захваченный в свое время в заложники террористами из итальянских "Красных бригад", сказал после освобождения, что террористы - это "группа преданных своему делу образованных людей, которые верят в то, что они делают, и относятся к этому очень серьезно" <5>. -------------------------------- <5> Млечин Л. М. Кто взорвал Америку? М.: ЗАО "Изд-во "Центрполиграф", 2002. С. 102.

Идеологи исламских террористических организаций базируются в духовных учебных заведениях (медресе), что позволяет им вести пропаганду своих идей в проповедях и выступлениях, а также формировать круг учеников, составляющих руководящие структуры организации.

Название документа