Актуальные проблемы ситуационного моделирования в судебно-экспертной деятельности

(Аминев Ф. Г.) ("Эксперт-криминалист", 2013, N 3) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <*>

Ф. Г. АМИНЕВ

Аминев Фарит Гизарович, директор Уфимского центра судебных экспертиз, доцент кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются современные возможности ситуационных экспертиз, а также проблемы их назначения. Показаны значение интеграции знаний и пути решения проблем ситуационного моделирования в судебно-экспертной деятельности.

Ключевые слова: ситуационное моделирование, экспертная ситуация, интеграционное исследование, судебный эксперт.

The article considers contemporary possibilities of situational expert evaluations and problems of commission thereof; shows the significance of integration of knowledge and the ways of solution of problems of situational simulation in judicial-expert activity.

Key words: situational simulation, expert situation, integrational research, judicial expert.

Повышение эффективности судебно-экспертного обеспечения правоохранительной деятельности возможно как в ходе непрерывного развития современных научно-технических средств и методов, повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников, использующих в своей работе эти средства (следователей, дознавателей, оперативных работников, судей, сотрудников судебно-экспертных учреждений), так и в результате внедрения современных положений теории судебной экспертизы и криминалистики в практику. Одним из важных направлений в этой деятельности является реализация концепции ситуационного подхода в правоприменительной деятельности, в частности ситуационное моделирование в судебно-экспертной деятельности. Общеизвестно, судебные экспертизы проводятся в условиях определенных экспертных ситуаций, знание которых позволяет успешно решать задачи конкретного исследования. Экспертная ситуация в криминалистике рассматривается как система факторов, служащих основанием для выдвижения наиболее вероятных экспертных версий, выбора методов их проверки, планирования исследования <1>. Другими словами, экспертная ситуация - это совокупность сложившихся на определенный момент экспертного исследования обстоятельств, на основе которых определяется программа деятельности эксперта для решения экспертной задачи. Следует полностью согласиться с мнением о том, что наиболее оптимальным средством познания и выработки путей решения экспертных (как и всех криминалистических) ситуаций является ситуационное моделирование - метод исследования ситуаций, включающий в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней различного рода мысленных экспериментов (прогнозирование направлений ее развития и (или) "проигрывание" на ней предполагаемых решений по управлению ситуацией с целью выбора оптимального) <2>. -------------------------------- <1> Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. С. 265. <2> Волчецкая Т. С. Криминалистическая ситуалогия: Монография / Под ред. проф. Н. П. Яблокова. Калининград, 1997. С. 154.

В результате ситуационного моделирования экспертного исследования объектов, связанных с расследуемым событием, можно установить: свойства и состояние использованных при совершении преступлений материальных объектов и действовавших при этом лиц; свойства и условия формирования факторов обстановки события преступления (пространственных, временных, ситуационных); механизм возникновения и протекания отдельных этапов, процессов преступления и их взаимодействие между собой и различного рода объектами. Анализ экспертной практики показывает, что для успешного применения ситуационного моделирования в судебно-экспертной деятельности необходимо решить ряд проблем. 1. Имеется настоятельная необходимость ознакомления сотрудников судебно-экспертных учреждений с теоретическими основами ситуационного моделирования: видами моделирования (материальное, мысленное, логико-математическое и кибернетическое, информационно-компьютерное; моделирование преступника, механизма преступления, экспертного исследования и т. д.); компонентами процесса моделирования (субъект моделирования; задача, решаемая субъектом; объект и способ моделирования и т. д.), этапами ситуационного моделирования (постановка проблемы; построение модели ситуации; абстрагирование от несущественных для исследования обстоятельств; диагностика ситуации; учет динамических факторов; определение ряда возможных альтернативных решений по управлению ситуацией; "проигрывание" решений на модели и выбор оптимального) и т. д. Эксперты должны быть ознакомлены с трудами ученых, занимавшихся исследованием криминалистических ситуаций, ситуационного (в том числе экспертного) моделирования, - Р. С. Белкина, Т. С. Волчецкой, И. Ф. Герасимова, Г. А. Густова, Л. Я. Драпкина и др. 2. Необходимо добиться максимального "насыщения" сотрудников судебно-экспертных учреждений актуальной информацией справочно-вспомогательного характера (современными информационно-поисковыми системами, справочными автоматизированными картотеками, коллекциями и др.) для создания наиболее достоверных информационных моделей. Большие надежды в информационном обеспечении ситуационного моделирования в судебно-экспертной деятельности на сегодняшний день возлагаются на интегрированную систему криминалистической регистрации, которая развивается за счет комплексного применения информационных, телекоммуникационных и геоинформационных технологий, технологий искусственного интеллекта и защиты информации в рамках целевой программы "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) органов внутренних дел". 3. Для эффективного ситуационного моделирования у экспертов и специалистов-криминалистов, участвующих в качестве специалистов в следственных действиях, необходимо выработать навыки криминалистического мышления, что поможет путем анализа множества информационных полей, обнаруженных и исследованных на местах происшествия, в ходе обысков и других следственных действий, представить органам следствия модель преступника и преступного события. 4. Ситуационное моделирование в судебно-экспертной деятельности предполагает проведение ситуационных экспертиз. В ситуационной экспертизе устанавливается комплекс различных признаков, объектов частных ситуаций, из которых складывается целостная картина всего исследуемого события; установление механизма данного события требует производства различных судебных экспертиз. Это подчеркивает интегральный характер ситуационной экспертизы <3>. -------------------------------- <3> Майлис Н. П. О функциях общей теории судебной экспертизы и о ситуационной экспертизе // Вестник криминалистики. Вып. 1(29). 2009. С. 9.

5. Еще одной проблемой, которая не позволяет успешно решить предыдущую и максимально использовать возможности экспертного ситуационного моделирования, является низкий уровень работы специалистов-криминалистов на местах происшествий по изъятию следов различных информационных полей: в среднем с одного места происшествия изымаются два-три вида, а чаще - один вид следов (по Российской Федерации в среднем 1,2 - 1,4 вида следов). Для ситуационного моделирования это крайне мало. В сочетании с низким качеством самих следов (когда многие из них признаются непригодными для идентификации) этот недостаток блокирует выдачу интегрированной поисковой диагностической информации, которая ориентирована на распознавание, различение и определение состояния, свойств, события, явления. Обнаружение, изъятие и исследование большого количества видов следов позволило бы составить полную картину - модель преступника и механизма преступления. Возможности моделирования по комплексу следов велики. Это видно по перечню установления комплекса свойств в результате высококвалифицированного исследования даже одного вида следов - следов рук. Так, по следам рук можно: а) установить особенности руки, оставившей след (например, отсутствие пальцев, наличие шрама); б) приблизительно определить возраст человека, оставившего след (по количеству папиллярных линий, умещающихся на отрезке папиллярного узора 0,5 см (12 - 13 линий - дети в возрасте 8 - 12 лет; 10 - 12 - подростки; 7 - 9 - взрослые люди); в) определить некоторые элементы механизма совершения преступления (например, каким образом человек держал оружие). В связи с тем что кора головного мозга и эпидермис ладонной поверхности кистей рук человека образовались из одного зародышевого листа, по типу папиллярного узора на ногтевых фалангах пальцев рук и ряду других признаков можно определить генетически заложенные умственные способности, энергетический потенциал, психические и другие свойства человека. За счет ДНК-анализа по потожировым следам человека можно провести ряд идентификационных и диагностических исследований: а) идентификацию человека по составу вещества потожирового следа (ПЖС); б) определить пол человека; в) установить возраст человека; г) решить вопрос о давности образования потожирового следа; д) выявить некоторые патологические особенности и состояния человека (например, хронические заболевания кожного покрова, нервно-психические расстройства, употребление психоактивных веществ); е) обнаружить следы парфюмерных изделий в ПЖС человека. Если к результатам исследования данного вида следов прибавить результаты исследования следов перчаток и обуви, следов орудий взлома, микроволокон, лакокрасочного покрытия, волос, крови, частиц растений и множества других, - то в итоге проведения ситуационных экспертиз получались бы полноценные модели преступника (включая его анатомические, функциональные, интеллектуальные, социальные признаки) и механизма преступления. Поэтому в качестве специалистов-криминалистов для участия в осмотрах мест происшествий должны быть отобраны судебные эксперты с опытом практической работы в должности не менее двух лет, имеющие право производства криминалистических экспертиз. Причем привлечение к этой деятельности экспертов ряда специальностей нецелесообразно, так как квалифицированные эксперты-почерковеды, химики и некоторые иные специалисты не отвечают требованиям, которые необходимы для работы на местах происшествий <4>. Для качественного проведения сложных осмотров обширных мест происшествий с последующим проведением ситуационных экспертиз лучше всего создавать группы из разнопрофильных опытных специалистов, имеющих навыки работы со следами преступления. -------------------------------- <4> Волынский А. Ф. Концептуальные основы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 35.

6. У специалиста-криминалиста, призванного проводить ситуалогические интеграционные исследования вещной обстановки места происшествия с предварительным исследованием обнаруженных следов и последующим установлением свойств преступника, должен быть более высокий уровень подготовки по основам традиционных криминалистических экспертиз и по навыкам обнаружения, фиксации, изъятия следов преступника, а также по использованию компьютерных технологий, чем у эксперта, производящего экспертизы в кабинете. Поэтому необходимо обеспечить качественную профессиональную подготовку специалиста-криминалиста с последующим регулярным повышением квалификации в специализированном учебном заведении. Соглашаясь с тезисом Е. Р. Россинской об изучении юристами всех специализаций раздела "Криминалистическая техника" с использованием специально разработанных компьютерных тренажеров <5>, следует добавить, что для подготовки судебных экспертов, производящих ситуационные экспертизы на месте происшествия, крайне необходимо проведение занятий не только на вышеназванных тренажерах, но и на криминалистических полигонах, оснащенных современными системами видеозаписи, фиксации, смены следовой обстановки и другим высокотехнологичным, в том числе мультимедийным, оборудованием. -------------------------------- <5> См.: Россинская Е. Р. Современные проблемы криминалистической дидактики // Кримiналiстика XXI столiття: Матерiали мiжнар. наук.-практ. конф., 25 - 26 листоп. 2010 р. Харьков, 2010. С. 798.

7. Сложные нестандартные задачи при проведении ситуационного моделирования в судебной экспертизе, к сожалению, не всегда решаются успешно. И одной из причин является отсутствие у исполнителя (эксперта) творческого подхода к исследованию. Для устранения этого недостатка необходимо провести колоссальную работу: во-первых, обеспечить тщательный отбор кандидатов в судебные эксперты (преимущество отдавая лицам с творческим потенциалом); во-вторых, пересмотреть ряд инструкций и наставлений по производству судебных экспертиз в системе правоохранительных органов в сторону обязательного исполнения требований о необходимости творческого решения нестандартных задач как в ходе проведения судебных экспертиз, так и при участии в следственных действиях и т. п. 8. Ситуационное моделирование в судебно-экспертной деятельности использовалось бы чаще и эффективнее, если бы эксперты знакомились с оценкой результатов реализации этого моделирования. По нашему мнению, самой наглядной и доступной формой оценки может являться привлечение к проверке показаний на месте эксперта, участвовавшего в осмотре этого же места происшествия в качестве специалиста. В ходе участия в таком следственном действии эксперт сопоставляет результаты ситуационного анализа, проведенного им ранее, с обстановкой, обстоятельствами и действиями, которые подозреваемый (обвиняемый, потерпевший или свидетель) воспроизводит на месте события. Имеются и другие формы оценки ситуационного моделирования. Если результаты моделирования оценены следователем, судьей положительно и подтверждены по ходу расследования, следует вывод, что ситуационное моделирование проведено правильно, и эксперт получает подтверждение качества проведенного им экспертного ситуационного моделирования и, соответственно, подтверждение своего высокого уровня квалификации. В противном случае (ситуационное моделирование не подтверждается ходом и результатом расследования) эксперт должен скорректировать процесс ситуационного моделирования и в дальнейшем не допускать просчетов.

Название документа