К вопросу о выборе Принципов УНИДРУА в качестве применимого права в международном коммерческом арбитраже

(Николюкин С. В.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2008, N 3) Текст документа

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ПРИНЦИПОВ УНИДРУА В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕНИМОГО ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ

С. В. НИКОЛЮКИН

Николюкин С. В., заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института бизнеса и политики, кандидат юридических наук.

Стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих закону условий договора. Определение применимого права является основополагающим аспектом взаимодействия сторон контракта, а при возникновении спора требует его определения либо компетентным государственным арбитражным судом, либо международным коммерческим арбитражем. В настоящее время используются различные механизмы по решению проблем выбора применимого права, регулирующего отношения субъектов частной международной сделки. Как правило, стороны стремятся подчинить все правоотношения наиболее эффективному и взаимоприемлемому с точки зрения понимания иностранному праву. Под применимым правом следует понимать материально-правовые нормы, содержащиеся в нормативных актах национального законодательства, международно-правовых актах, международных обычаях, которые участники договора по взаимному согласию избирают. Распространенными являются случаи использования в качестве применимого права международных инструментов, таких как международные конвенции (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.), общие принципы права (например, Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА <1>), международные обычаи (например, Инкотермс-2000) и др. -------------------------------- <1> Стороны, желающие предусмотреть, что их соглашение будет регулироваться Принципами, могут использовать следующие слова, добавив по своему желанию любые исключения или изменения: "Настоящий договор будет регулироваться Принципами УНИДРУА (2004) (за исключением статей...)". См.: Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 / Пер. с англ. А. С. Комарова. М.: Статут, 2006. С. 1.

Кроме того, выбирая применимое право, участники сделки могут включить в нее условие о том, что все споры будут разрешаться в соответствии с национальным законодательством конкретного государства (государств), например общими положениями о праве, подлежащем применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц, содержащимися в разделе VI ГК РФ. Подчиняя спор международному коммерческому арбитражу, когда исключается подсудность государственным судам, контрагенты свободны в выборе широкого спектра источников материального права как нормативного, так и ненормативного характера. К примеру, п. 1 ст. 1186 ГК РФ содержит оговорку об установлении законом о международном коммерческом арбитраже особенностей определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем. Действующий Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" <2> (далее - Закон о международном коммерческом арбитраже) закрепляет положение, согласно которому стороны свободны в выборе норм права, применимых к существу спора. Как справедливо отмечает Т. Е. Абова, данное положение специфично только в том смысле, что оно поставлено во главу угла п. 1 ст. 28 Закона о международном коммерческом арбитраже <3>. -------------------------------- <2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1240. <3> Комментарий к Закону Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже": постатейный, научно-практический / Под ред. А. С. Комарова, С. Н. Лебедева, В. А. Мусина. Сост. Г. В. Севастьянов. СПб.: АНО "Редакция журнала "Третейский суд", 2007. С. 114 - 118.

Принцип свободы применимого участниками частной международной сделки права находит свое отражение и в регламентах большинства арбитражных (третейских) центров. Так, согласно регламенту МКАС, суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам (§ 26). Следует заметить, что редакция регламента МКАС 2005 г. в этой части практически полностью дублирует формулировку п. 1 ст. 28 Закона о международном коммерческом арбитраже. Арбитражный регламент Института Торговой палаты г. Стокгольма также закрепляет положение, когда третейский суд разрешает спор на основе правовой системы или правовых норм, определенных сторонами. В отсутствии такого соглашения арбитраж применяет право или нормы права, которые он полагает наиболее соответствующими для применения. При этом любое указание, сделанное сторонами на право конкретного государства, должно пониматься как непосредственно отсылающее к материальным нормам этого государства, а не к его коллизионным нормам (ст. 24) <4>. -------------------------------- <4> См.: Ануфриева Л. П. Международное частное право: В 3 т. Том 3. Трансграничные банкротства. Международный коммерческий арбитраж. Международный гражданский процесс. М.: Издательство БЕК, 2001. С. 593.

В судебно-арбитражной практике достаточно распространенным является выбор сторонами в качестве применимого права "общих принципов права", "обычаев и обыкновений международной торговли". Считается, что одной из причин такого поведения сторон является их убеждение в том, что национальное право, ориентированное на регулирование внутренних отношений, как правило, не отвечает специфике международных торговых сделок. Поэтому, подчеркивая свое стремление выйти за рамки национального регулирования, стороны прямо указывают, что их договор будет подчиняться не какому-то определенному национальному праву, а применяется формула, отсылающая к нормам, носящим наднациональный или транснациональный характер. Среди источников транснационального права, использующихся в качестве применимого права, наиболее распространенным документом, регулирующим отношения субъектов в области международной торговли, являются Принципы международных коммерческих договоров, разработанные Международным институтом унификации частного права УНИДРУА (далее - Принципы УНИДРУА). Как отмечает Н. Г. Вилкова, причинами разработки данного документа явилось недостижение традиционными методами международно-правовой унификации ожидаемых результатов в виде единообразных правил, предлагающих универсальное регулирование и сводящих к минимуму необходимость обращения к национальному праву отдельных стран <5>. -------------------------------- <5> Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004. С. 207.

Хотя Принципы УНИДРУА не носят нормативно-обязательного характера и могут применяться сторонами сделки факультативно, их значение довольно велико. Как указывает А. П. Белов, суды, в том числе третейские, могут применять нормы Принципов УНИДРУА к отношениям сторон по сделке, если в применимом праве и в самой сделке нельзя найти ответ на какой-либо спорный вопрос, например о "затруднениях" (hardships), которые стороны испытывают при исполнении сделки <6>. -------------------------------- <6> Белов А. П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2001. С. 16.

Принципы УНИДРУА представляют абсолютно новый универсальный подход к праву международной торговли, поскольку они не являются международным договором, не требуют какого-либо формального присоединения к ним государств, а носят исключительно рекомендательный характер и "достаточно адекватно отражают наиболее характерные для современной международной торговой практики правовые решения" <7>. -------------------------------- <7> Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / Под ред. А. С. Комарова. М.: Издательско-консалтинговая компания "ДеКА", 2001. С. 203.

В соответствии с целями Принципов УНИДРУА они подлежат применению в следующих случаях: 1) если стороны согласились, что их договор будет регулироваться Принципами УНИДРУА; 2) когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться общими принципами права, lex mercatoria и т. п.; 3) когда стороны не выбрали право, регулирующее их договор; 4) использования их в целях толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов; 5) толкования и восполнения национального законодательства; 6) чтобы служить моделью для национального и международного законодательства <8>. -------------------------------- <8> Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 / Пер. с англ. А. С. Комарова. М.: Статут, 2006. С. 1 - 8.

Перечень способов возможного использования Принципов УНИДРУА, указанный в преамбуле, не является исчерпывающим. К примеру, Принципы УНИДРУА могут применяться в качестве отдельных положений при составлении договоров сторонами сделки, поскольку в них закрепляются нормы, имеющие значение практически для любого коммерческого договора. Возможно использование Принципов УНИДРУА в качестве замены подлежащего применению национального права. Это относится к случаям, когда невозможно либо затруднительно установить содержание национального права по какому-либо вопросу, т. е. если это связано с несоразмерными усилиями или расходами. Рассматривая Принципы УНИДРУА как наиболее распространенный в международной коммерческой практике документ ненормативного характера, важно отметить, что к общим положениям Принципов УНИДРУА, применимым при регулировании к гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом, относятся: 1) свобода сторон вступать в договор и определять его содержание; 2) обязательность договора и возможность его изменения или прекращения только в соответствии с его условиями, или по соглашению сторон, или иным образом; 3) приоритет императивных норм применимого права (национального, международного или наднационального) перед положениями Принципов УНИДРУА; 4) право сторон, кроме прямо оговоренных в Принципах УНИДРУА случаев, исключить применение Принципов УНИДРУА, отступить от любых их положений или изменить их действие; 5) учет международного характера Принципов УНИДРУА при их толковании и их целей, включая необходимость содействия достижению единообразия в применении; 6) решение вопросов, прямо не разрешенных в Принципах УНИДРУА, подлежащих разрешению в соответствии с их основополагающими общими принципами; 7) обязанность сторон действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой в международной торговле; 8) связанность сторон любым обычаем, относительно которого стороны договорились, и любой практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях, которые широко известны и постоянно соблюдаются в соответствующей области международной торговли, кроме случаев, когда применение таких обычаев было бы неразумным; 9) невозможность одной стороне поступать несовместимо с определенным пониманием, которое возникло по зависящим от нее причинам у другой стороны. 10) порядок уведомления любым способом, соответствующим обстоятельствам. Разрешая споры из внешнеэкономических договоров, арбитры МКАС всегда сталкиваются с вопросом применимого права к таким сделкам, в противном случае спор, "если он не регулируется только контрактом, невозможно разрешить" <9>. -------------------------------- <9> Белов А. П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2001. С. 265.

В практике МКАС довольно часто обращение сторон и арбитров к Принципам УНИДРУА. Например, в контракте между российской организацией (истцом) и германской фирмой (ответчиком) было определено, что споры из него подлежат разрешению на основе общих принципов права lex mercatoria с одновременным указанием, что отношения по договору во всем, что в нем не предусмотрено, регулируются законодательством Германии и Российской Федерации. В ходе возникшего судебного разбирательства МКАС пришел к выводу, что сторонами не осуществлен выбор права конкретного государства. С учетом этого и обстоятельств дела судом признано, что для разрешения спора достаточно применение общих принципов lex mercatoria, в качестве которых применены Принципы УНИДРУА <10>. -------------------------------- <10> См.: дело N 11/2002, решение от 5 июня 2002 г. МКАС // Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2001 - 2002 гг. / Сост. М. Г. Розенберг. М.: "Статут", 2004. С. 353 - 359.

Похожее решение МКАС было вынесено 20.01.1997 по делу N 116/1996 <11>. Иск был предъявлен российской организацией к гонконгской фирме в связи с тем, что ответчик, которому в качестве предоплаты истцом была переведена часть стоимости товара, подлежавшего поставке по контракту, заключенному сторонами в мае 1995 г., товар не поставил и предоплату не возвратил. В связи с тем, что в контракте отсутствовали указания о применимом праве, а в ходе арбитражного разбирательства стороны договорились о разрешении спора в соответствии с Принципами УНИДРУА 1994 г., МКАС в соответствии со ст. 1.4 указанных Принципов УНИДРУА посчитал их применимыми в качестве права, регулирующего договор. -------------------------------- <11> Арбитражная практика за 1996 - 1997 гг. / Составитель М. Г. Розенберг. М.: Издательство "Статут", 1998. С. 151 - 153.

Как показывает практика Международного арбитражного суда Международной торговой палаты (далее - МАС), по спорам, разрешенным в 2003 г., 82% контрактов содержали положение о выборе применимого права, из них в 80% случаев стороны избирали национальное право. В 18% дел применимое право определял состав арбитров. В 292 случаях стороны в качестве применимого избрали право стран Европы. Кроме национального права, стороны договаривались о применении общих принципов справедливости, международного права, международного коммерческого права, права Европейского союза, а также Принципов УНИДРУА <12>. Так, при рассмотрении споров МАС отмечается четыре вида обращений к Принципам УНИДРУА: во-первых, в качестве применимого к контракту права в силу непосредственного или подразумеваемого выбора самими сторонами; во-вторых, применение Принципов УНИДРУА даже при выборе сторонами национального права, если имеются трудности в определении специфических правил применимого национального права; в-третьих, для заполнения пробелов в национальном праве и для международного толкования национального права; в-четвертых, для толкования или дополнения существующих унифицированных документов, например Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. <13>. -------------------------------- <12> Вилкова Н. Г. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров в арбитражной практике МТП // Венская конвенция о договорах международной купли-продажи: практика применения в России и за рубежом / Отв. ред. А. С. Комаров. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 106. <13> См.: Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004. С. 212.

Например, в решении по спору между английской фирмой и правительственным агентством одной из стран Ближнего Востока из договора на поставку оборудования в контракте содержалась отсылка к принципам естественного права Principles of natural Justice. По мнению стороны контракта, под указанными принципами следует понимать принципы английского права. Арбитры же сочли, что согласованная сторонами отсылка предполагала обращение к принципам, разработанным на международном уровне, имеющим одинаковое значение и для французского, и для английского права. На этом основании ими были применены Принципы УНИДРУА <14>. -------------------------------- <14> См: Вилкова Н. Г. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА / Раздаточный материал к семинару ШБ "Статут" 15 - 16 сентября 2004 г. С. 11.

Исходным положением определения применимого права при рассмотрении спора в международном коммерческом арбитраже является выбор этого права сторонами контракта. Принципы УНИДРУА, представляющие собой свод норм, охватывающих те положения, которые традиционно включаются в общую часть договорного права, достаточно адекватно отражают наиболее характерные для современной международной торговой практики правовые решения. Когда в контракте сторон имеется ссылка на Принципы УНИДРУА, их содержание становится частью контракта, что, в свою очередь, не исключает применения по не урегулированным в них вопросам соответствующего национального законодательства, предусмотренного соглашением сторон или определенного международным коммерческим арбитражем путем использования коллизионных норм.

Название документа Интервью: Интервью с Т. А. Акинфиевой и С. В. Сурис ("Трудовое право", 2008, N 3) Текст документа

ИНТЕРВЬЮ

Т. А. АКИНФИЕВА, С. В. СУРИС

Акинфиева Татьяна Андреевна, заместитель директора по ДМС, Доктор 2000.

Сурис Сергей Валентинович, заместитель директора, Международный медицинский центр "Он Клиник".

Т. А. АКИНФИЕВА

Корпоративный ДМС - новое явление, стремительно набирающее силу. В чем его плюсы и привлекательность?

Привлекательность в том, что страхователь или корпоративный клиент имеет возможность каким-то образом удержать своего работника. Забота о здоровье сотрудника является положительным моментом. Я знаю, что при выборе работы для многих очень важным является наличие социального пакета и ДМС в частности. Среди социальных пакетов есть ведь не только ДМС, а еще и какие-то другие услуги. Добровольное социальное страхование является, насколько мы знаем, превалирующим в выборе работы. И для страхователя это очень выгодно, потому что, заключая договор со страховой компанией по системе ДМС, он имеет ряд налогов и льгот, которые ему, в общем-то, даже выгоднее. Кроме того, что он заботится о своих работниках, еще имеет и свою выгоду при этом, потому что освобождается от некоторых налогов. У нас тут указано, что имеет право использовать 3% от фонда оплаты труда. Для организации это существенно. Организации по-разному используют эти 3% фонда оплаты труда, иногда делают так, чтобы каким-то образом стимулировать своих сотрудников, чтобы они знали, что это не просто так и не даром дается - при выборе лечебных учреждений что-то они доплачивают сами. То есть работник, допустим, хочет иметь, кроме амбулаторно-поликлинического, стационарное обслуживание или скорую помощь, и он готов за это доплачивать. Основную массу платит организация, но что-то каждый из работников может оплачивать и сам.

Вряд ли все так гладко, камни уже падают сейчас. В чем минусы?

Как правило, страховая компания оплачивает лечебному учреждению услуги, которые возникли при остром или обострении хронического заболевания. И не затрагивается никакая профилактика, то есть профилактикой страховые компании как бы не занимаются, хотя это тоже, в общем-то, зависит от страхователя. Если организация идет напрямую в лечебное учреждение, то она может составить свою программу. Это все зависит от количества денег, которыми располагает страхователь или какая-то организация - корпоративный клиент. Когда он идет напрямую, то может сказать, что в нашу программу входят еще и какие-то профилактические мероприятия. Может быть это будет "врач офиса", который будет постоянно приходить в организацию. Поэтому здесь, наверное, эти подводные камни. Хотя, с другой стороны, организация может и страховой компании сказать, что в нашу программу входят, допустим, какие-то профилактические мероприятия. Это достаточно редко бывает.

Пользователи ДМС жалуются на то, что в поликлиниках есть скрытые инструкции для врачей, не разрешающие лечить ряд сложных заболеваний. Ваши комментарии.

В том случае, когда это идет через систему добровольного медицинского страхования, разрабатывается программа для корпоративных клиентов, и обязательным условием является перечисление заболеваний, которые являются не страховым случаем, то есть лечение которых либо обеспечено государственными программами, либо оно просто чрезвычайно дорого и невозможно (дорогостоящие оперативные вмешательства, коронарное шунтирование, кардиологические, нейрохирургические различные операции). Поэтому страховые компании, как правило, дают перечень заболеваний и услуг, которые ими не оплачиваются. В общем-то, наверное, это и правильно. Например, сахарный диабет. Есть государственная программа, которая обеспечивает этих пациентов и препаратами, и наблюдением. Потому что препараты очень дорогостоящие, и лечить такого пациента в коммерческой структуре для страховой компании будет очень дорого. Хотя иногда они это включают.

Каким оборудованием располагает ваша клиника?

Наша клиника многопрофильная, то есть у нас есть все за исключением стоматологии. Есть все врачи и достаточно хорошо клиника оснащена различным оборудованием. У нас есть оборудование, которое не является интересным для страховой компании, потому что, как правило, она лечит не страховые случаи. Это, в частности, ударно-волновая терапия. Этих аппаратов не так много по Москве, но они очень эффективны для лечения пяточных шпор, тендовагинитов и так далее. Это наш, так сказать, эксклюзив. У нас есть аппарат гидрофор, который позволяет безинъекционно, без нарушения целостности ткани вводить практически любые препараты на глубину до 10 сантиметров. То есть мы лечим радикулиты, аднекситы, что касается женской половой сферы. То есть препарат, минуя кровоток, направляется непосредственно в участок поражения, тем самым снижается дозировка и эффект достигается очень быстро. Можно вводить антибиотики, стероидные гормоны, то есть практически любые препараты. У нас очень хорошие аппараты УЗИ. Есть аппараты, которыми можно пользоваться на дому, то есть мы можем выезжать и практически всю ультразвуковую диагностику проводить на дому. Есть большой хороший стационарный аппарат Logic-5 Expert, имеющий все насадки, то есть можно проводить все современные методы исследования. Есть аппарат ЭКГ, которым тоже можно на дому все делать. И, естественно, можно в стационарных условиях снимать все показатели. Это Cardiomax FX-3010. Мы можем смотреть холтер-мониторирование, электрокардиограммы, ИАД, то есть это суточное мониторирование при различных нагрузках, без нагрузок и прочее. У нас есть рентген... Аппараты кабинета офтальмолога и ЛОР-врача. Они оборудованы современными специальными комбайнами, позволяющими проводить на передовом уровне и диагностику, и лечебные процедуры. Физиотерапия, в которой тоже представлены практически все виды физиотерапевтического лечения. У нас небольшие помещения, но тем не менее аппаратура такая, которая позволяет делать практически все. У нас есть "Сургитрон" - радиохирургическое лечение. Есть лазер, который тоже позволяет проводить различные оперативные вмешательства.

А профессиональный потенциал?

Кадровый потенциал у нас где-то 80% - штатные сотрудники, где-то 20% - те, которые являются совместителями. Из этих 80% в основном все врачи высшей категории. Есть все специалисты: врачи терапевтического профиля, эндокринологи, инфекционисты, врачи хирургического профиля... Очень сильная гинекология. Мы занимаемся ведением беременности, чем занимаются далеко не все. Занимаемся искусственной инсеминацией, лечением бесплодия очень активно, что дает хорошие результаты. Есть врач спермолог. Мы представлены практически всеми специалистами.

Какие наиболее типичные заболевания офисных работников? Какова их профилактика?

Чаще всего, если это здоровый человек, обращаются с заболеванием глаз, потому что все офисные сотрудники сейчас уже на нашем современном уровне работают с компьютерами. Ни для кого не секрет, что компьютеры оказывают определенное влияние на зрение, и поэтому много жалоб со стороны офтальмологии на усталость, утомляемость, неприятное чувство в глазах к концу рабочего дня. В основном офисные сотрудники, как правило, молодые люди, и они чаще всего обращаются в стоматологию и гинекологию. Если есть какие-то заболевания, то уже обращаются ко всем специалистам. Как правило, если это здоровый коллектив, то обращаются в стоматологию, гинекологию и офтальмологию.

Как можно заставить сотрудников бережнее относиться к своему здоровью?

Это, наверное, зависит от администрации, как они поставят этот вопрос. В практике есть разные варианты, можно премировать за отсутствие больничных листов... Например, лица, которые не прошли вакцинацию от гриппа, им в дальнейшем по гриппу не оплачивают больничный лист. То есть творческий подход работодателя к решению этого вопроса. Или если, например, человек не курит, то ему положена какая-то премия, или наоборот - тем, кто курит, премия не положена.

С какими страховыми компаниями вы работаете? Ваше мнение о законодательной базе ДМС.

У нас 32 страховые компании в настоящий момент, с которыми мы работаем, среди них очень уважаемые и крупные компании. Это "Ингосстрах", "РЕСО-гарантия", "Якорь", "Россия", "Оранта", "Югория", "Русская страховая компания", "ЭРГО-Русь", "ЭКО-полис", "РОСНО" (только начали работать), "Русский мир", "Северное страховое общество", "КапиталСтрахование", "Ренессанс-Страхование". С "СОГАЗ" начали недавно работать. Очень много страховых компаний, пока не все в равной доле нас обеспечивают клиентами, но тем не менее договора есть со всеми. Мы проводили очень активную кампанию по вакцинации. Очень активно работали страховые компании, в частности "АИГ Лайф" (раньше AIG они назывались). Тоже очень крупная компания с иностранным капиталом, с которой мы тоже очень активно работаем. Эта работа по вакцинации продолжается, у нас самая низкая цена на рынке. Вроде бы сейчас продлили эту кампанию по вакцинации, сказали, что эпидемия будет только в феврале, но, в основном, я думаю, что мы уже закончили эту кампанию по вакцинации. Еще мы работаем по программам выдачи справки из ГИБДД и выдачи справки формы N 086 для поступающих в вузы. Мы имеем возможность выезжать на профосмотр. Для работодателя у нас есть интересные программы, которые не всегда может предложить именно страховая компания, то есть в отличие от страховой компании - медицинский центр. Профилактика все-таки не является страховым случаем, это не болезнь, нет риска. У нас есть программы профилактических медосмотров; возможны программы предрейсовых медосмотров водителя; программа "Врач офиса", то есть когда за 50 - 60 тысяч рублей в год предприятие получает на регулярной основе врача (причем у нас выезжает в ряд предприятий доктор наук), который выезжает прямо в офис, может провести необходимые обследования, назначить лечение, послушать, провести даже ЭКГ, забрать анализы при необходимости, выдать больничный, организовать за дополнительную оплату какие-то дополнительные услуги (специалистов, массаж с выездом к ним же). Это очень удобная программа для предприятия. Это должно быть интересно предприятию. Законодательная база актуальна, но, безусловно, не совершенна, потому что, насколько я знаю, собираются менять это законодательство, так как очень много претензий со стороны корпоративных клиентов. Известно, что каждый корпоративный клиент платит 0,3 - 0,4% в Фонд обязательного медицинского страхования. Но, допустим, его работники, поскольку они застрахованы по ДМС, не пользуются этим. Получается что эти деньги, в общем-то, не используются организацией. Поэтому, насколько я знаю, сейчас был бы действительно очень интересен закон, если бы его приняли, что эти деньги организация, которая направляет в ОМС, имела бы право использовать для добровольного медицинского страхования. Это было бы еще более выгодно, и они могли бы направлять больше средств на добровольное медицинское страхование. Добровольное медицинское страхование пока, во всяком случае, более комфортное, эффективное, привлекательное для пациентов, потому что все-таки у нас нет очередей, есть все специалисты, к которым хочет попасть пациент. Пока еще городская сеть оставляет желать лучшего в этом плане, в плане сервиса, наличия хороших специалистов. Этот закон был бы кстати. Насколько я знаю, он обсуждается. Страховая компания может точнее сказать, каким образом они заключают договора. Насколько я знаю, официально все это делается через систему тендеров. Каждая организация обязана объявить конкурс, и несколько страховых компаний, желающих принять участие, подают документы. Это все коллегиально рассматривается, выбираются лучшие предложения по цене, по наполненности программы и так далее. То есть организация выбирает себе страховую компанию и уже с ней заключает договора.

С. В. СУРИС

Корпоративный ДМС - новое явление, стремительно набирающее силу. В чем его плюсы и привлекательность?

Добровольное медицинское страхование введено в нашей стране в дополнение к обязательному медицинскому страхованию. Учитывая то, что проблемы здравоохранения включены в национальные проекты, то, видимо, национальное здравоохранение испытывает большие трудности, которые в значительной степени должны быть компенсированы добровольными медицинскими страхованиями. Это дополнительное вливание денег в систему здравоохранения, как государственного, так и частного, что позволяет повысить качество медицинского обслуживания населения. Корпоративное страхование - забота о сотрудниках, создание дополнительных стимулов для долгой работы на одном месте. Корпоративное страхование является самым весомым фактором в социальном пакете. Кроме того, это выгодно как для сотрудников фирмы, которые получают возможность получать качественную медицинскую помощь, так и для самой фирмы, поскольку деньги, вложенные в добровольное медицинское страхование, по Закону о страховании снимаются с прибыли и с налогооблагаемой базы. В чем еще привлекательность? Обычно у нас пациент и медицинское учреждение остаются один на один, в случае возникновения каких-то проблем у пациента, он, в общем-то, достаточно беззащитен, то есть, с одной стороны, выступает вся система здравоохранения, а с другой стороны, одинокий человек или его родственники. В системе медицинского страхования на защите интересов пациента, кроме его самого, стоит еще и страховая компания, которая обладает большим штатом квалифицированных медицинских экспертов, юристов и имеет, конечно, больше возможностей для защиты прав пациента. Я считаю, что в этом как раз и есть привлекательность добровольного медицинского страхования вообще и корпоративного в частности. Кроме того, при корпоративном страховании со страховой компанией общается не частный страхователь, интересами которого теоретически могут пренебречь как незначительной фигуры, а юридическое лицо. Корпоративный клиент очень ценен для страховой компании, поэтому интересы каждого сотрудника организации будут защищены сильнее, чем при индивидуальном страховании.

Вряд ли все так гладко, камни уже падают сейчас. В чем минусы?

Добровольное медицинское страхование в нашей стране появилось относительно недавно. Что такое в историческом плане, какие-то 10 - 15 лет - ничто. Все зарождалось с нуля. Конечно, есть проблемы, порой возникают недоразумения. В средствах массовой информации сейчас идет не всегда, к сожалению, квалифицированная кампания о врачебных ошибках. В некоторых случаях за врачебные ошибки выдаются тяжелые заболевания или их осложнения, не зависящие от действий медицинского персонала.

Это прецедент. А если рассматривать систему в целом? Есть какие-то недочеты? Имеются в виду какие-то камни преткновения, то есть проблематика самого направления в целом.

Недовольство некоторых сотрудников организаций при корпоративном страховании объясняется тем, что при корпоративном страховании очень трудно участь интересы каждого конкретного сотрудника. В данном случае организация определяет для своих сотрудников программу медицинского страхования и лечебное учреждение. Второй минус в том, что сотрудники одной фирмы, застрахованные по ДМС, не всегда хотят встречаться со своими коллегами по работе в поликлинике, обращаясь к врачу по какому-либо деликатному поводу. Некоторые фирмы, заключая договор добровольно медицинского страхования, предоставляют своим сотрудникам право выбирать различные медицинские учреждения, которые предлагаются в рамках этого договора. В этом случае разглашение нежелательной информации коллегами в значительной мере исключается.

Пользователи ДМС жалуются на то, что в поликлиниках есть скрытые инструкции для врачей, не разрешающие лечить ряд сложных заболеваний. Ваши комментарии.

Нет, это не так. Во-первых, любая программа ДМС предусматривает ряд исключений. Государство изначально не включило в обязательное и добровольное медицинское страхование целый ряд тяжелых заболеваний, лечение которых требует значительных затрат. Они финансируются за счет средств госбюджета. Сюда относятся онкологические, психические, тяжелые инфекционные заболевания и так далее. Исключением являются и услуги, оказываемые с косметической целью, пластические операции, и все медицинские мероприятия, проводимые по желанию клиента. К сожалению, люди не привыкли к этой системе, считают, что раз они или за них заплатили деньги, то они имеют право на все. Что касается медицинских учреждений, то в своей работе со страховыми пациентами они руководствуются местными или федеральными стандартами качества медицинской помощи. Если пациенту необходимо выполнить дорогостоящее исследование для постановки правильного диагноза, то ограничений нет ни со стороны медицинского учреждения, ни со стороны страховой компании. Если же это желание пациента или назначение связано с недостаточной квалификацией врача, то, конечно, это ограничивается как внутренними распоряжениями, так и программами страхования. Рисковать жизнью и здоровьем человека ради экономии нескольких тысяч рублей аморально и преступно. Поэтому такую тайную инструкцию никто никогда не издаст.

Каким оборудованием располагает ваша клиника?

Клиника располагает современным импортным и отечественным оборудованием. К услугам пациентов ультразвуковые диагностические аппараты с цветным доплеровским картированием и возможностью получать трехмерное изображение органов в режиме реального времени, рентгеновские аппараты, позволяющие максимально снизить дозу излучения при проведении исследований, стоматологические установки и многое другое. Наша клиника располагает оборудованной по последнему слову техники клинической и микробиологической лабораториями. Наши пациенты обследуются и лечатся на самом современном уровне.

А профессиональный потенциал?

Персонал очень важная составляющая, у нас работают очень хорошие специалисты по каждому из направлений, мы стремимся таким образом повышать качество оказываемых услуг. Для этого привлекаем к работе врачей из стационаров и научно-исследовательских институтов Москвы, по каждому направлению медицинской деятельности клиника имеет возможность привлекать научных консультантов - профессоров, ведущих специалистов в данной области. Кроме того, администрация клиники прилагает все усилия, чтобы наши врачи постоянно повышали квалификацию, повышали свой профессиональный уровень, защищали диссертации, повышали квалификационные категории, регулярно учились на курсах последипломного образования, посещали научные конференции, заседания научных обществ.

Какие наиболее типичные заболевания офисных работников? Какова их профилактика?

Офисные работники живут и болеют всеми теми же заболеваниями, характерными для данного региона и данной страны. Что чаще всего бывает? Поскольку в офисах имеются системы кондиционирования воздуха, то очень быстро распространяются простудные вирусные заболевания. Офисные работники основную часть рабочего времени проводят сидя на стуле, следовательно, им присуще все заболевания, связанные с малоподвижным образом жизни - избыточный вес, остеохондроз позвоночника, геморрой; напряженная работа за компьютером ведет к усталости или заболеваниям глаз. Офисные заболевания проще предупреждать простыми профилактическими мероприятиями, такими, как производственная гимнастика, зарядка для глаз, занятия физкультурой и спортом в свободное от работы время.

Все же, какие заболевания наиболее типичны?

Достаточно распространены у офисных работников синдром хронической усталости, стрессовые состояния, астенический синдром и депрессии. Рост этих заболеваний наблюдается во всем мире вследствие того, что человек не выдерживают такого напряженного темпа жизни. Постоянный страх потерять работу, не продвинуться по службе и прочее вызывают очень много нервных срывов у людей.

Как можно заставить сотрудников бережнее относиться к своему здоровью?

Есть два способа. Первый - убеждать людей заботиться о своем здоровье с юных лет, пропагандировать здоровый образ жизни. Второй способ - экономический. А именно наличие вредных привычек, факторов, повышающих риск возникновения заболеваний, влечет за собой возрастание стоимости медицинской страховки. В нашей стране население пока еще недостаточно серьезно относится к своему здоровью, и добровольным медицинским страхованием охвачено еще очень мало людей, но уже сегодня возможность потерять работу часто болеющему резко возрастает.

С какими страховыми компаниями вы работаете? Ваше мнение о законодательной базе ДМС?

Мы работаем с 60-ю компаниями. Это "РОСНО", "Ингосстрах", "ЖАСО", "Росгосстрах" и многие другие. Возможно, законодательная база добровольного медицинского страхования и не отработана во всех тонкостях, тем не менее позволяет работать и особых проблем не возникает. Поскольку и лечебные учреждения заинтересованы в страховых компаниях, в получении клиентов, и страховые компании заинтересованы в хороших клиниках. Если происходит расторжение договора, то проблемы возникают у обеих сторон.

Корр.: То есть Вы считаете, что Закон работает вполне эффективно?

Все вопросы, возникающие в процессе работы, разрешаются страховыми компаниями и лечебными учреждениями путем переговоров и взаимных уступок. До суда стараются дело не доводить. Честно говоря, я даже не знаю случая, чтобы лечебное учреждение судилось со страховой компанией. На мой взгляд, правовая база достаточная - если не помогает Закон о медицинском страховании, то в дело вступают Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс РФ.

Название документа