К вопросу о правомерности действий сотрудников органов внутренних дел России при ограничении права собственности на автотранспортные средства

(Тутынин И. Б.) ("Транспортное право", 2007, N 3) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ПРИ ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

И. Б. ТУТЫНИН

Тутынин И. Б., преподаватель кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, капитан милиции, кандидат юридических наук.

В процессе осуществления своих профессиональных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел России приходится ограничивать имущественные права физических и юридических лиц. Причем такие правоограничения связаны с вовлечением лиц в уголовное судопроизводство, производство по делам об административных правонарушениях и др. Среди мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях согласно КоАП РФ имеются такие, которые ограничивают имущественные права: изъятие вещей и документов (ст. 27.10), задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14), временный запрет деятельности (ст. 27.16) и др. Перечисленные процессуальные действия являются инструментарием в деятельности органов внутренних дел для выполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с Законом РФ "О милиции", которые могут быть сопряжены с различными нарушениями. Например, в настоящее время существует проблема соблюдения законности сотрудниками ОВД при ограничении права собственности на автотранспортные средства физических и юридических лиц в связи с производством по делам об административных правонарушениях. Ограничение права собственности на автотранспортные средства достаточно часто встречается в правоприменительной практике. Например, в 2005 г. сотрудниками Управления ГИБДД УВД Смоленской области только одна из мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях - задержание транспортного средства - применялась 30686 раз. Поэтому с целью предотвращения неправомерных действий необходимо уточнить ряд конкретных действий сотрудников органов внутренних дел при изъятии автомобилей. Здесь и далее по тексту под изъятием мы предлагаем понимать применение сотрудниками органов внутренних дел мер, временно ограничивающих пользование автотранспортным средством или связанных с запретом его эксплуатировать <1>, в том числе задержание транспортного средства в связи с производством по делу об административном правонарушении. Последнее представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств <2>. -------------------------------- <1> См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. М.: Юристъ, 2002. <2> См.: п. 2 абз. 2 Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" // РГ. 2003. 23 дек.

Рассмотрим некоторые условия, соблюдение которых может предотвратить имущественные претензии со стороны владельца автотранспортного средства, адресованные к органу внутренних дел. Чтобы изъятие было законным, сотрудники милиции должны иметь на то материальные и процессуальные основания. Под процессуальными основаниями производства правоограничивающего действия принято понимать наличие процессуального документа, на основе которого происходит ограничение, вынесенного уполномоченным на то должностным лицом. Материальные основания обусловлены видом производства, целями, условиями применения процессуального действия и др. <3>. Например, материальное основание задержания транспортного средства в административном порядке регламентировано в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ: при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ст. 11.9, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.19, ст. 12.26 КоАП РФ, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания. -------------------------------- <3> Более подробно об этом см.: Тутынин И. Б., Шувалова Р. П. Рекомендации по применению наложения ареста на имущество в уголовном судопроизводстве (для следователей и дознавателей органов внутренних дел): Учебно-практическое пособие. Смоленск, 2006. С. 23 - 25.

В присутствии двух понятых необходимо отразить ход и результаты процессуального действия в протоколе. Бланк протокола о задержании транспортного средства в связи с производством по делам об административных правонарушениях приведен в приложении 1 к Приказу МВД России от 19 марта 2004 г. N 187 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759" <4>. О задержании транспортного средства может быть сделана запись в протоколе об административном правонарушении <5>. -------------------------------- <4> РГ. 2004. 13 апр. <5> Частичное указание реквизитов протокола об изъятии вещей и документов см.: ч. ч. 6 - 8 ст. 27.10 КоАП РФ. Содержание протокола об аресте транспортных средств см.: ч. 4 ст. 27.14 КоАП РФ.

При участии сотрудника ДПС ГИБДД или специалиста, а по возможности и при участии его владельца составляется, соответствующий протокол (акт технического состояния данного транспортного средства) с подробным описанием количественных и качественных характеристик, всех индивидуальных признаков, позволяющих выделить объект из числа ему подобных и обусловливающих его доказательственное значение, а также описью находящегося в автомобиле имущества. Данный документ может способствовать избежанию претензий владельца о якобы появившихся при изъятии и последующем хранении повреждениях, а также доказыванию реального ущерба в виде расходов по восстановлению нарушенного имущественного права владельца автомобиля и др. При этом целесообразно фиксировать фото - и киносъемкой или видеозаписью ход и результаты данного действия. Отметим, что в протоколе следует указать данные о том, как опечатан автомобиль (опечатываются конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство), должны быть подписи понятых, владельца или его представителя и сотрудников ОВД. Составленный о произведенном процессуальном действии протокол подписывается лицом, производившим изъятие транспортного средства, понятыми и присутствовавшими при этом лицами, в том числе лицом, у которого производилось изъятие, а в случае его отсутствия - совершеннолетним членом его семьи или представителем юридического лица. Копия протокола выдается лицу, у которого произведено изъятие автомобиля, а в его отсутствие - совершеннолетним членам его семьи либо представителям физического (юридического) лица, а также лицу, ответственному за хранение транспортного средства. Ответственность за сохранность изъятого автомобиля до момента определения места его хранения лежит на должностном лице, в производстве которого находится дело. Поэтому доступ водителя (владельца, представителя владельца) к изъятому транспортному средству осуществляется в присутствии лица, ответственного за его хранение. Далее возникает вопрос о том, как поступать с изъятым автомобилем. Например, таможенным органам для минимизации возможных расходов рекомендуется при наложении ареста или при проведении изъятия товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил, в качестве лица, которому вверяются арестованные (изъятые) товары и транспортные средства, определять фактического владельца такого имущества <6>. Такие рекомендации приемлемы и для деятельности сотрудников ОВД, но вариант передачи на хранение автомобиля владельцу не всегда возможен. Тем более, действия с задержанным в порядке ст. 27.13 КоАП РФ автомобилем регулируются особым образом. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759 утверждены "Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", согласно которым должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя от управления транспортным средством и направлению транспортного средства на специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств - специализированную стоянку. -------------------------------- <6> Письмо ГТК РФ от 14 января 2002 г. N 01-06/1306 "Об Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 202-О" // СПС.

Задержанное транспортное средство вывозится на специализированную стоянку при помощи другого наземного транспортного средства, с обязательным отражением необходимых данных в журнале учета задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение здесь не допускается, за исключением случаев, специально предусмотренных ГК или иным законом. Но в ГК ничего не говорится о возможности принудительного заключения договора хранения вообще и в отношении транспортных средств в частности. Гражданское законодательство не выделяет автотранспортные средства в отдельную категорию вещей и не устанавливает особый порядок обращения с ними. Автомобиль с точки зрения гражданского законодательства - обычная движимая вещь, пользование и распоряжение которой осуществляется по общим правилам гражданского оборота. В ст. 886 ГК РФ договор хранения определен как обязательство, по которому хранитель должен хранить вещь, переданную ему поклажедателем, и возвратить ее в сохранности. Договор относится к группе обязательств, направленных на выполнение работ (оказание услуг). Сторонами договора хранения являются хозяйствующий субъект, эксплуатирующий автостоянку, и владелец транспортного средства. Необходимые условия для заключения договора: транспортное средство помещается на место хранения, услуги по хранению оплачиваются, в подтверждение заключения договора владельцу транспортного средства выдаются сохранная расписка, квитанция, свидетельство или иной документ, подписанный хранителем (ч. 2 ст. 887 ГК РФ). Очевидно, что данный договор заключается принудительно, без согласия владельца транспортного средства. При этом навязывается одно из существенных условий договора - оплата услуг хранителя. Таким образом, по смыслу действующего законодательства, постановка транспортного средства на платную автостоянку без согласия его владельца с взиманием какой-либо оплаты за хранение, "даже с оплатой по обычному тарифу" <7>, является понуждением к заключению договора хранения, что запрещено законом. -------------------------------- <7> Новиков И. Договор хранения, навязанный ГИБДД, незаконен // Российская юстиция. 2000. N 3.

Но согласно п. 9 Правил задержания транспортного средства помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации, выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производятся на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением <8>. При этом плата за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от времени нахождения транспортного средства на стоянке. За исключением первых трех часов, за каждый полный час нахождения изъятого автомобиля на специализированной стоянке взимается плата за хранение транспортного средства. Сказанное свидетельствует о расхождении установлений законодательства и подзаконного нормативного акта. Тем более что издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, в том числе суммы, израсходованные на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, относятся на счет федерального бюджета (ч. ч. 1, 2 ст. 24.7 КоАП РФ). -------------------------------- <8> См.: форма типового договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, утвержденная Приказом МВД России от 19 марта 2004 г. N 187.

При приеме транспортных средств на специализированную стоянку для хранения лицом, ответственным за хранение транспортных средств на специализированной стоянке, составляется акт приема-выдачи в двух экземплярах в момент приема транспортного средства и дооформляется (листок выдачи) при выдаче транспортного средства по окончании хранения. Данный документ поможет избежать претензий владельца о якобы появившихся при изъятии и последующем хранении повреждениях, а также будет способствовать доказыванию реального ущерба в виде расходов по восстановлению нарушенного имущественного права владельца автомобиля и др. Первый экземпляр акта приема-выдачи находится у лица, ответственного за хранение транспортного средства. Второй экземпляр выдается владельцу (представителю владельца) транспортного средства, а в случае отсутствия или неустановления владельца передается в орган, осуществивший задержание транспортного средства. Принятое по акту приема-выдачи на хранение транспортное средство регистрируется в журнале учета задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку. После составления акта приема-выдачи и внесения соответствующих данных в журнал учета задержанных транспортных средств места доступа в транспортное средство (двери, капот, багажник, лючок бензобака, люк крыши) опечатываются лицом, ответственным за хранение транспортного средства на специализированной стоянке, а задержанное транспортное средство помещается на отведенное для хранения место. В случае невозможности опечатания одного или нескольких мест доступа в транспортное средство об этом делается отметка в акте приема-выдачи транспортного средства. Напомним, что лицо, которому вверяется для хранения арестованный (изъятый) автомобиль, должно предупреждаться о действующих в отношении арестованного (изъятого) имущества запретах, нарушение которых влечет установленную законом ответственность. Для обеспечения прав владельца (водителя) необходимо своевременно поставить его в известность о месте хранения изъятого автотранспортного средства. При задержании автотранспортного средства в отсутствие водителя об этом необходимо незамедлительно сообщить в дежурную часть территориального ОВД. Оперативный дежурный ОВД обязан информировать владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства, принимая в случае необходимости меры для установления такого владельца (представителя владельца). Рассматривая вопрос о возможности изъятия автотранспортных средств должностными лицами ОВД в процессе проведения проверок соблюдения административного законодательства, необходимо указать на возможность признания обнаруженного автомобиля бесхозяйным. Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. Порядок приобретения права собственности на движимые вещи (ч. 2 ст. 130 ГК РФ - движимое имущество), от которых собственник отказался, изложен в ст. 226 ГК РФ. При этом под движимыми вещами, от которых собственник отказался (брошенными вещами), понимаются движимые вещи, брошенные собственником; движимые вещи, оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них. С учетом специального порядка, предусмотренного действующим гражданским законодательством Российской Федерации в отношении отдельных бесхозяйных вещей, могут изыматься движимые вещи, общая стоимость которых составляет не менее суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда. При обнаружении автомобиля, предположительно являющегося бесхозным, составляется акт обнаружения бесхозного имущества <9>. В целях обеспечения полного, всестороннего и объективного рассмотрения материалов об изъятии должны быть получены соответствующие объяснения от уполномоченных лиц юридического лица, истребованы документы, а также приняты меры, необходимые для получения доказательств, подтверждающих право собственности какого-либо лица на изъятое имущество либо невозможность установления собственника <10>. -------------------------------- <9> См.: реквизит 3 раздела 1 статистической карточки о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности - форма N 4 (Приложение N 4 к Приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 // РГ. 2006. 25 янв. <10> Виговский Е. В., Виговская М. Е. О полномочиях органов прокуратуры и органов внутренних дел в системе законодательства об административных правонарушениях // www. consultant. ru.

Если до признания судом автомобиля бесхозяйным будет установлен его собственник, представивший документы, подтверждающие его право собственности, руководителем ОВД должно быть принято решение о возврате автомобиля собственнику. В связи с производством по делу об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо (сотрудник подразделения УВД, принявший решение о задержании транспортного средства, либо другое должностное лицо ГИБДД), убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, дает разрешение (в письменной форме) на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе о задержании транспортного средства. Выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится по предъявлении: - письменного разрешения уполномоченного должностного лица ОВД (отметка в протоколе задержания транспортного средства); - документа об уплате за транспортировку, хранение транспортного средства; - документов, удостоверяющих личность получателя; - документов, подтверждающих право получателя на владение, пользование, распоряжение или получение транспортного средства. При этом важно, чтобы факт передачи владельцу (представителю владельца) транспортного средства был документально удостоверен, с отражением наличия (отсутствия) претензий в адрес сотрудников ОВД. Надеемся, что рассмотренные выше вопросы позволят обратить внимание правоприменителей на важность принимаемых процессуальных решений и производимых принудительных действий, которые должны быть без чрезмерного ограничения права частной собственности. Ведь как указано в ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952 г.), "каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности" <11>. Обязанность государства состоит в защите и уважении права собственности. Помимо того что это уважение должно исходить от государства и воплощаться в виде принятия законодательных, исполнительных и иных мер, защищающих право собственности от незаконных посягательств со стороны кого бы то ни было <12>, прежде всего необходимо уважительное отношение к имущественным правам физических и юридических лиц самих правоприменителей. -------------------------------- <11> Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Т. Н. Москалькова и др. М.: Издательство "Спарк", 1998. С. 49. <12> Бордунов В. Д. Государство - ответчик (Краткий практический путеводитель по Европейской конвенции о защите прав и основных свобод) // КонсультантПлюс, 2004.

Название документа