Система органов внутренних дел на транспорте на современном этапе
(Огородников В. И., Паршин В. С.) ("Транспортное право", 2007, N 3) Текст документаСИСТЕМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В. И. ОГОРОДНИКОВ, В. С. ПАРШИН
Система органов внутренних дел характеризуется следующими положениями: наличием элементов (подсистем); субординационными и координационными связями элементов; целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью. Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система внутренних дел и ее звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения: внутрисистемные и внешние, т. е. внесистемные с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, т. е. вертикальными и сотрудничества-согласования, т. е. горизонтальными. Система органов внутренних дел построена на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства, а также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач, поскольку объект управления - сфера внутренних дел требует определенной системы органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства. Конституционная обязанность органов внутренних дел во главе с Министерством внутренних дел РФ (МВД России) - соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, борьба с преступностью. В этой сфере действуют очень важные правовые документы, которые во многом определяют задачи, функции и структуру органов внутренних дел. К ним в первую очередь относятся Концепция развития органов внутренних дел внутренних войск МВД России (утверждена Президентом Российской Федерации); Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Перечисленные документы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты составляют прочную основу функционирования и дальнейшего совершенствования системы МВД. В системе исполнительной власти Российской Федерации Министерство внутренних дел с подчиненными ему органами и внутренними войсками является центральным звеном обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. Необходимость его преобразования обусловлена изменениями в экономической, политической, социальной жизни России, обострением криминогенной обстановки и возрастающими требованиями общества к деятельности системы МВД в условиях построения демократического правового государства. Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации находятся в двойном подчинении: подчиняются вышестоящим органам внутренних дел и соответствующим органам исполнительной власти субъектов Федерации (правительству республики, администрации края, области, города, округа). Особая роль в системе внутренних дел принадлежит деятельности данных органов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Система органов внутренних дел на транспорте в силу специфичности задач и сферы ее деятельности построена иначе. В отличие от территориальных органов региональные органы внутренних дел на транспорте не находятся в двойном подчинении. Каждый нижестоящий орган внутренних дел на транспорте подчинен только по вертикали вышестоящим органам внутренних дел на транспорте. Система органов внутренних дел на транспорте построена также с учетом существующей системы органов управления железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Она построена таким образом, чтобы звенья этой системы могли успешно решать возложенные на них задачи по обеспечению личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности на транспорте, по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране перевозимых грузов, личного имущества и прав граждан, пользующихся услугами транспорта, а также работающих на его объектах. Возглавляет систему органов внутренних дел на транспорте Главное управление внутренних дел на транспорте МВД России (ГУВДТ), которое непосредственно подчиняется руководству МВД России. В регионах органами внутренних дел на транспорте являются управления (отделы) внутренних дел (например, Юго-Восточное управление внутренних дел на транспорте, Дальневосточное управление внутренних дел на транспорте, Московское управление внутренних дел на железнодорожном транспорте, Московское управление внутренних дел на воздушном транспорте, Якутский отдел внутренних дел на транспорте, Северо-Западное управление внутренних дел на транспорте и др.). Руководство управлениями (отделами) внутренних дел на транспорте осуществляет Главное управление органов внутренних дел на транспорте МВД России. Порядок руководства определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Нижестоящими звеньями системы органов внутренних дел на транспорте являются линейные управления (отделы, отделения) - ЛОВД. Они образуются на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, в авиационных, морских, речных портах в зависимости от штатной численности личного состава, объема работы, характеристики обслуживаемых ими объектов транспорта с учетом уровня преступности и других факторов, влияющих на состояние криминогенной обстановки. Указанные исключения в системе органов внутренних дел являются отражением объективной необходимости постоянного приспособления субъекта управления к объекту управления, т. е. соответствия системы органов внутренних дел конкретным задачам и содержанию их деятельности. Кроме территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте в систему МВД России входят службы и подразделения милиции, противопожарной службы, следственные аппараты, органы исполнения уголовных наказаний, внутренних войск, органы материально-технического и военного снабжения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие органы, подразделения, предприятия, учреждения и организации. Действующая система органов внутренних дел как система взаимозависимых элементов, связанных едиными общими целями и задачами, закреплена юридически в законодательных и иных нормативных актах. Поэтому систему органов внутренних дел на транспорте можно представить в виде трех уровней: МВД России - главное управление внутренних дел на транспорте; Управление (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ); Линейные отделы (отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном, водном транспорте и входящие в их состав линейные пункты милиции, а также подчиненные им подразделения и учреждения. Отсюда каждый уровень имеет определенные различия в содержании задач и объеме выполняемых функций <1>. -------------------------------- <1> См.: Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. А. П. Коренева. М.: Московская академия МВД России, Щит-М, 2001. С. 3 - 7.
Усложнение характера оперативно-служебных задач, решаемых ОВД на транспорте, связанное с действием факторов экономического и политического кризиса, роста преступности, групповых и массовых противоправных проявлений, межнациональных конфликтов, предъявляет к сотрудникам милиции повышенные требования, остро ставит проблему нравственной устойчивости кадров и морально-психологической подготовки личного состава. А изучение и конструктивное использование социально-психологических закономерностей приобретает существенное практическое значение. В настоящее время престиж и авторитет ОВД на транспорте среди населения явно не соответствует требованиям времени. Причины этого различные, и не только объективного характера, но и субъективные, и одна из них - низкая культура общения сотрудников с гражданами, черствость, равнодушие, высокомерие, незнание элементарных законов психологии общения. По данным социологических исследований, проведенным в 2004 г. в Москве и Московской области, в которых приняло участие 197 человек в возрасте от 16 до 70 лет, работу сотрудников транспортной милиции вполне удовлетворительно оценили 17,3%, в основном удовлетворительно - 13,4%, не совсем удовлетворительно - 46,1%, неудовлетворительно - 6,7%, затруднялись ответить - 16,5%. В то же время эффективность оперативных мероприятий в большинстве случаев напрямую зависит от отношения населения к сотрудникам, которые их проводят. Население оценивает деятельность транспортной милиции не только по ее профессиональным качествам, но и таким параметрам, как спокойствие в районе вокзалов, на станциях, аэропортах, в пути следования поездов, видимость и плотность милицейских сил, готовность прийти на помощь в ситуации некриминогенного характера. Сотрудник милиции должен уметь оказать первую медицинскую и психологическую помощь, быстро и эффективно установить контакт с населением, представителями общественности и средствами массовой информации, обладать способностью умело вмешаться и оказать помощь в разрешении заурядных конфликтов, знать специфику работы железнодорожного транспорта, политическую и экономическую ситуацию в стране, в регионе. Поэтапные преобразования согласно Концепции будут производиться на основе следующих принципов: - целостности и единства системы МВД России при сочетании вертикальной федеральной подчиненности с самостоятельностью органов внутренних дел субъектов Федерации и местных органов охраны общественного порядка; - научной обоснованности, преемственности, плановости и постепенности осуществления всех преобразований; - надежности управления, ориентированного на обеспечение устойчивости и мобильности всех звеньев системы, организацию адекватного и оперативного реагирования на любые изменения оперативной обстановки; - рациональной минимизации объема функций, их конкретизации и распределения между различными звеньями системы; - оптимальной простоты и гибкости организационных структур; - приоритетной ориентации деятельности всех служб, независимо от их функциональной специализации, на решение задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. Направлениями совершенствования управления и развития системы и структуры МВД России являются: - сохранение вертикали подчиненности подразделений федерального значения (внутренние войска, региональные подразделения по борьбе с организованной преступностью, органы внутренних дел на транспорте и режимных объектах и др.); - четкое разграничение полномочий МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по руководству подразделениями криминальной милиции, следственными аппаратами, государственной противопожарной службой и органами исполнения наказания; - передача части функций по организации деятельности милиции общественной безопасности на уровень субъектов Федерации и органов местного самоуправления при сохранении ее управляемости МВД России. Нуждаются в совершенствовании и оптимизации оперативно-розыскные подразделения и службы милиции общественной безопасности, штабные подразделения, система реагирования на чрезвычайные ситуации, дежурные части как органы межотраслевого управления, входящие в структуру штабных подразделений; в повышении правового статуса начальников штабов всех уровней. Предстоит оптимизировать структуру и функции кадровых аппаратов, создать подразделения обеспечения собственной безопасности и другие организационно-структурные подразделения. Повышение внимания к психолого-педагогическим аспектам профессиональной подготовки сотрудников, наблюдаемое в последнее время, обусловлено изменениями в концепции милицейской деятельности. Смещение акцентов этой деятельности в сторону функций по социальной защите населения диктует необходимость вооружения милиции глубокими психологическими знаниями. Железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности. Значительная часть проводимых следственно-оперативных и профилактических мероприятий связана с движением транспорта. Преступления в подвижном составе представляют определенную опасность в раскрытии. Поэтому для ОВД на транспорте, учитывая специфику ее деятельности, необходима разработка специальных обучающих и консультативных программ по основным сферам взаимодействия милиции и населения <2>. -------------------------------- <2> См.: Карпушкин С. И. Формирование гражданской и правовой культуры молодых сотрудников органов внутренних дел на транспорте // Правоохранительная деятельность на транспорте: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 1999. С. 54 - 56.
С практической точки зрения эти программы должны включать: обучение методам установления взаимоотношений с населением и разрешения конфликтов, возникающих между людьми и требующих вмешательства милиции; методам оказания оперативной психологической помощи при вмешательстве в семейно-бытовые и другие конфликты; способам сохранения индивидуальной выдержки милиции и борьбы со стрессами. Это психологическое обучение должно быть направлено на область установления взаимоотношений с гражданами, на приобретение навыков, которые должны помочь сотруднику избежать конфликтов в процессе общения, или компетентно, разумно вести себя в конфликтных ситуациях. Назрела необходимость разработки программ для сотрудников криминальной милиции по методам установления доверительных отношений с людьми в целях привлечения их к негласному сотрудничеству и работы с ними. Такое обучение вооружит сотрудников милиции знаниями и навыками, применение которых поможет уменьшить вероятность насилия в конфликтных ситуациях. При изучении методов разрешения конфликтов будут приобретены навыки психологического общения с жертвами насилия, навыки распознавать и устанавливать контакт с психическими больными. Содержание и условия труда милиционера обусловливают необходимость разработки специальных программ по вопросам, относящимся к умению сотрудника милиции сохранять выдержку в условиях сильных стрессов. Задачей таких программ является обучение сотрудников методам распознавания физиологических и психических проявлений стресса, методам релаксации и мобилизации <3>. -------------------------------- <3> См.: Сальников В. П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л.: ВПУ МВД СССР, 1989.
Такие разработки программ позволят не только учить слушателей, курсантов в образовательных учреждениях МВД России и практических работников правильно вести себя в различных напряженных ситуациях, но и управляться с постоянными раздражителями, являющимися характерными для милицейской деятельности: нерегулярными часами работы, постоянно меняющимися сменами, ночными дежурствами, переработками и т. д.
Название документа