Рћр‘ рјр§р•р‘рќрћрњ рџрћрўрћр‘р?р? "р®р’р•рќрђр›р¬рќрћр• рџр рђр’рћ"
Рђ.Рђ. РџР РћРќРРќ
Пронин А.А., доцент кафедры правового и документационного обеспечения управления Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург), член РАЮН, кандидат исторических наук.
В прошедшем году в издательстве "Феникс" вышло в свет учебное пособие "Ювенальное право" <1>. Книга допущена Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников, однако предназначена также студентам, обучающимся по специальности "Юриспруденция", специалистам различных ведомств, работающим с детьми.
<1> Пронин А.А. Ювенальное право: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 282, [1] с. (Высшее образование.) ISBN 978-5-222-17561-3. Тираж 2500 экз.
В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН в качестве основы для самого широкого спектра вопросов защиты детей была принята Конвенция о правах ребенка. На 2010 г. 193 страны стали участниками Конвенции в результате ратификации, принятия или присоединения к ней. Для России Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 г. и приобрела на ее территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет Комитет ООН по правам ребенка в составе десяти экспертов.
В 1996 г. было решено ежегодно отмечать 20 ноября - день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции - как День прав ребенка.
В Конвенции подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
С принятием в 1998 - 1999 гг. Федеральных законов "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <2> и "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <3> в отечественной юридической науке все чаще стали звучать предложения о выделении новой отрасли права, которая регулировала бы особый предмет - правоотношения с участием несовершеннолетних. Такая отрасль получила название ювенальной (лат. juvenis - молодой, юный).
<2> Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Рос. газ. 1998. 5 авг.
<3> Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ // Рос. газ. 1999. 30 июня.
С точки зрения профессора кафедры образовательного права РГППУ С.А. Ветошкина (и она разделяется нами), задачами ювенального права являются:
- установление правового статуса несовершеннолетнего (прав, обязанностей, ответственности);
- установление правового статуса субъектов, обеспечивающих права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего;
- установление правил поведения между несовершеннолетними и субъектами, обеспечивающими их права, обязанности и ответственность;
- установление правил поведения между субъектами, обеспечивающими права, обязанности и ответственность несовершеннолетних. Такими субъектами могут быть как физические лица (родители, педагоги и т.д.), так и юридические лица (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы МВД, прокуратуры, юстиции и т.д.) <4>.
<4> Ветошкин РЎ.Рђ. Ювенальное право: Учеб. РїРѕСЃРѕР±РёРµ. Екатеринбург: РР·Рґ-РІРѕ Р РѕСЃ. РіРѕСЃ. РїСЂРѕС„.-пед. СѓРЅ-та, 2009. 229 СЃ.
Обособление ювенального права как самостоятельной юридической отрасли находится в стадии становления. Не все ученые-правоведы видят смысл в выделении ювенального права из других отраслей российского права.
Наиболее важным в изучении ювенального права представляется понимание необходимости повышенной правовой защиты детей на основе научных знаний, обосновывающих принципы и методы данной деятельности, и участие в ней квалифицированных специалистов.
Пособие содержит богатый учебно-теоретический материал, существенно дополняющий изданный в России учебник для вузов по ювенальному праву <5>. Автором рассмотрены актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения, включая их следствие - социальное сиротство; социально-правовые аспекты профилактики наркозависимости несовершеннолетних; вопросы ювенального судопроизводства и ювенальной юстиции (понятие и нормативные основы ведения, отечественный и зарубежный опыт, законодательные инициативы и первые практические шаги, детская адвокатура). Особое внимание уделяется теме развития общественных инициатив в сфере уголовной юстиции и восстановительному правосудию, попыткам привлечь ребенка, его внутренние ресурсы к активной работе по преодолению собственных проблем (карательная и восстановительная модели уголовной юстиции, международное движение за восстановительное правосудие, особенности практики уголовного преследования несовершеннолетних в России, применение и содержание принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, нормативное регулирование института примирения в российском уголовном процессе и технологии организации примирения правонарушителей и их жертв). Приводится много примеров нарушения прав детей в России, судебная практика, опыт международной деятельности по защите прав детей.
<5> Ювенальное право: Учеб. для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. 317 с.
Основные понятия и определения, используемые в пособии, можно эффективно закрепить, обратившись к тексту глоссария (прил. 1).
Библиографический список и приводимый в качестве приложения к пособию перечень основных нормативно-правовых и судебных документов по защите детства в Российской Федерации, вобравший в себя действующие в нашей стране международно-правовые акты, федеральные законы, указы Верховного Совета РСФСР, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, акты Конституционного и Верховного судов РФ, Генеральной прокуратуры (прил. 2), будут представлять интерес и значимость как для студентов, изучающих ювенальное право, так и для лиц, осуществляющих научные изыскания по схожей проблематике, и практикующих специалистов, работающих с детьми.
Учитывая, что объект ювенального права - общественные отношения с участием несовершеннолетних - весьма обширен, перечень вопросов, рассмотренных в тексте пособия и составляющих предмет науки ювенального права, не является исчерпывающим.
За рамками настоящей книги остались вопросы правового регулирования в следующих областях, также относимых нами с С.А. Ветошкиным к регулируемым ювенальным правом:
- стимулирования рождаемости населения;
- социальной защиты семьи;
- статуса несовершеннолетнего в конституционном, гражданском, трудовом и образовательном праве;
- иных общественных отношений, связанных с защитой прав несовершеннолетних и их юридической ответственности;
- юридической ответственности физических и юридических лиц за нарушения ювенального законодательства.
Задача автора была скромной: актуализировать проблемы в сфере социально-правовой защиты детства и очертить известные на сегодня возможные пути постепенного их решения.
Р’ 2005 Рі. Президент Р Р¤ обнародовал несколько национальных проектов, направленных РЅР° улучшение условий жизни тех граждан, которые находятся РІ наиболее неблагополучном положении. Рти проекты дают возможность улучшить Рё социальное обеспечение детей. Реализуемые РІ рамках проектов меры направлены РЅР°:
1) улучшение критической демографической ситуации в стране (увеличение пособия на детей в возрасте до полутора лет; предоставление матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, отпуска по уходу за ребенком с оплатой в размере 40% от предыдущего заработка; компенсация расходов семей на оплату пребывания ребенка в дошкольном учреждении; наделение "материнским капиталом" семей, где рождается второй ребенок <6>);
<6> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей: Федер. закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ // Рос. газ. 2006. 12 дек.; О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федер. закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ // Рос. газ. 2006. 31 дек. и др.
2) улучшение здоровья детей и подростков (в федеральной целевой программе "Дети России" предусмотрены обеспечение охраны материнства и нормальных родов, охрана здоровья детей и подростков, меры по сокращению заболеваний, инвалидности и смертности среди детей и подростков <7>);
<7> О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы: Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 14. Ст. 1688.
3) расширение поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, и уменьшение числа детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях <8>;
<8> Об опеке и попечительстве: Федер. закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ // Рос. газ. 2008. 30 апр.
4) создание благоприятных условий для совершенствования системы образования (восстановление роли общедоступного дошкольного образования; постепенное увеличение финансирования образования; вовлечение социально уязвимых групп детей в образовательный процесс, снижение неравенства в доступе к образованию детей в городах и сельской местности; адаптация содержания образования к текущим потребностям российского общества и экономики, а также разработка долгосрочной стратегии приведения образования в соответствие требованиям рынка труда). Образование дает возможность детям в полной мере реализовать свой потенциал, когда они станут взрослыми.
Несмотря РЅР° порождающие умеренный оптимизм перечисленные меры, РѕРґРёРЅ РёР· основных принципов Конвенции РћРћРќ Рѕ правах ребенка - приоритет интересов детей для общества - РІ Р РѕСЃСЃРёРё остается скорее далеким РѕС‚ реальности благим пожеланием, нежели четко поставленной целью. Ртому можно найти немало оправданий. Однако очень РјРЅРѕРіРѕРµ зависит РѕС‚ гражданской позиции Рё правильного понимания своего профессионального долга тех специалистов, которые работают СЃ детьми. Никто РЅРµ выполнит Р·Р° РЅРёС… то, что РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ Рё должны сделать.
Автор пособия надеется, что знания, полученные из данной книги, помогут в этом.
Материалы книги прошли апробацию в ходе преподавательской и консультационной деятельности автора в ряде вузов и образовательных центров Екатеринбурга и области, на всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Думается, что они могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при изучении таких дисциплин, как "Ювенальное право", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Педагогико-правовая работа со спецконтингентом", "Юридическая психология", "Педагогическая и юридическая антропология".