Российское законодательство, регламентировавшее деятельность пожарной охраны во второй половине XIX века
(Аксенов С. Г.)
("История государства и права", 2007, N 18)
Текст документа
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО,
РЕГЛАМЕНТИРОВАВШЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЖАРНОЙ
ОХРАНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
С. Г. АКСЕНОВ
Аксенов С. Г., начальник кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, член Российской академии юридических наук, кандидат юридических наук, доцент.
Анализируются проблемы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в России во второй половине XIX в. Рассматриваются проблемы деятельности специальных структур по борьбе с пожарами. Исследуется законодательство, предусматривающее наказание за поджоги и нарушение правил пожарной безопасности.
Большое внимание уделялось правилам пожарной безопасности во второй половине XIX в. В ранее принятых Строительном [1] и Пожарном [2] уставах 1832 г. отдельные положения изменились и дополнились (позднее в редакции 1857 г.).
Так, принят в 1864 г. Устав "О наказаниях, налагаемых мировыми судьями" [3], в котором предусматривалось в отдельных главах рассмотреть юридические нормы об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности при строительстве (статьи 65 - 68), на пароходах (ст. 87).
В главе 7 "О нарушениях Устава пожарного" (статьях 88 - 98) содержались нормы об ответственности за нарушение противопожарных правил, об ответственности виновных за случившиеся в результате этих нарушений пожары, за явку на пожар без специальных средств в тех городах и селениях, где такое требование было установлено, а также за неявку без уважительных причин по призыву руководства на тушение лесных пожаров, за несообщение полиции о случившихся пожарах.
Кассационная практика отмечала, что пункт "а" ст. 95 Устава должен применяться и при осторожном обращении с огнем внутри и вблизи нежилых строений, а вопрос о понятии близости решался судом исходя из обстоятельств дела. Эта статья могла быть применена даже в том случае, если огонь разводился при буре в 7 верстах от загоревшегося объекта.
Виновные подвергались штрафам в различных размерах за курение табака на улицах и площадях (ст. 92 Устава), за неявку на пожар с надлежащими специальными инструментами или за самовольное оставление места пожара (ст. 96 Устава).
Обязанность сообщить полиции о случившемся пожаре лежала на потерпевших от пожара (ст. 97 Устава).
По ст. 97 Устава, а не по ст. 91 Устава должны квалифицироваться действия, приведшие к возгоранию спирта и потребовавшие применения воды для тушения. Эта статья применялась и тогда, когда пожар был ликвидирован в самом начале.
Виновные в пожаре при неосторожном обращении с огнем должны были отвечать по ст. ст. 91 и 98 Устава. Небрежная чистка трубы от сажи в арендуемом доме, в результате которой загоралась прилегающая к ней балка, вела к ответственности по ст. ст. 89 и 98 Устава. Статья 98 применялась к виновному в случае пожара, возникшего от уничтожения собственного имущества при нарушении соответствующих правил.
Таким образом, на протяжении XIX в. Пожарный и Строительный уставы являлись одними из основных законодательных актов, регламентировавших деятельность государственной противопожарной службы.
Впоследствии, в 1886 г., Пожарный устав [4] вовсе исчез из нового издания Свода законов, а оставшиеся положения оказались разбросанными по многочисленным законодательным актам.
Конечно, в Строительном уставе [5] не в полной мере отражались вопросы, касающиеся противопожарных мер в городском и промышленном строительстве, в еще меньшей степени освещались вопросы, касающиеся противопожарных мер в сельском строительстве.
Со временем совершенствовалось законодательство в отношении наказаний для поджигателей. Так, Уставом "О наказаниях, налагаемых мировыми судьями" 1864 г. [6] (ст. 140 отделения 2 "Об угрозах и насилии" главы 11 "Об оскорблениях чести, угрозах и насилии") определялось: "За угрозу на словахъ лишить кого-либо жизни или произвести поджогъ виновные, не имевшие при томъ корыстной или иной преступной цели, подвергаются: аресту не свыше месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей".
Следовательно, статья заменила ст. 2113 Уложения "О наказаниях уголовных и исправительных" (позднее в редакции 1857 г.) [7]. Лицо подвергалось наказанию не только за прямую угрозу поджогом, но и за косвенную.
По Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. органы полиции принимали участие в производстве предварительного расследования дел о поджогах. Расследование осуществлялось в следующих формах: дознание; совершение отдельных следственных действий в порядке ст. 258 Устава; розыск поджигателей.
П. В. Макалинский писал, что "на практике сильно распространено мнение, будто полиция обязана произвести и передать следователю дознание въ течение 24 часовъ; несмотря на это, оно редко выполняется" [8].
В 1865 г. со стороны правительства велено было органам полиции ускорить производство дел о пожарах [9].
Принятый в 1876 г. Устав о пресечении преступлений в значительной степени смешивал полицейскую власть с судебной.
В дальнейшем, в 1903 г., было принято новое Уголовное уложение.
Таким образом, органы государственного управления в XIX в. вели непримиримую борьбу против таких опаснейших преступников, как поджигатели. Разрабатывалась целая система законодательных актов, направленных на борьбу с поджогами как с самыми опасными преступлениями. Производились расследования, виновные подвергались суровым мерам наказаний.
В 1873 г. в России была организована Комиссия для исследования общего положения сельского хозяйства, занималась она и пожарными делами. В качестве противопожарных мер ею рекомендовались: обязательное засаждение деревьями всех разрывов между дворами и строениями; правильная планировка селений после пожаров; повышение размера страховых платежей для строений, которые построены не по установленным правилам; увеличение разрывов между строениями (то есть пересмотр норм Строительного устава) [10].
Вышеизложенные рекомендации были утверждены нормативным актом 1878 г. В опубликованных Временных правилах о мерах предосторожности от пожаров вне городских поселений повторялись ранее изданные правила пожарной безопасности [11]. Правила эти определялись местными постановлениями, которые не противоречили действующему законодательству. Проекты местных постановлений поставлялись местными земскими собраниями и направлялись на утверждение губернатору. Публиковались в местных губернских ведомостях. Вывешивались на стенах жилых дворов и в общественных местах. Исполнение нормативных актов возлагалось на органы полиции.
Однако намеченные мероприятия не были осуществлены, и Сенат позднее счел невозможным лишать владельцев принадлежащих им усадебных участков, чтобы выполнить нормы Строительного устава.
Временные правила в новой редакции содержали раздел о мерах предосторожности против пожаров в лесах [12]. Нормативный акт рассылался по всем губерниям, земским собраниям и войсковым частям. Позднее, в 1892 г., опубликован циркуляр Лесного департамента для всего Российского государства [13].
Нормативным актом предусматривалось ответственным лицам постоянно следить за порядком в лесах и соблюдать противопожарное законодательство.
Тем не менее появлялись новые противопожарные нормы, правда, плохо между собой связанные юридической техникой. Только в 1914 г. эти нормы были сведены и опубликованы в едином сборнике нормативных актов [14]. Разрабатывалось новое противопожарное законодательство, в котором принимали активное участие видные ученые и практические работники [15].
Таким образом во второй половине XIX в. развивалось российское законодательство, предусматривающее наказания за поджоги и нарушение правил пожарной безопасности.
Литература
1. СЗ РИ. Т. XII. Ч. 1.
2. СЗ РИ. Т. XII. Ч. 2.
3. См.: Устав "О наказаниях, налагаемых мировыми судьями" 1864 г., ноября 20 // Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 8: Судебная реформа / Под ред. О. И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1991. С. 386 - 462.
4. СЗ РИ. Т. XII. Ч. 2.
5. СЗ РИ. Т. XII. Ч. 1.
6. См.: Устав "О наказаниях, налагаемых мировыми судьями" 1864 г., ноября 20 // Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 8: Судебная реформа / Под ред. О. И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1991. С. 386 - 462.
7. См.: Уложение "О наказаниях уголовных и исполнительных" 1845 г., августа 15 // Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 6: Законодательство первой половины XIX века / Под ред. О. И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1988. С. 160 - 408.
8. Макалинский П. В. Практическое руководство для судебных следователей. 6-е изд. СПб., 1907. С. 30.
9. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XL. Отд. 1. N 42467. С. 944.
10. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XLVIII. Отд. 1. N 52660. С. 722.
11. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. LIII. Отд. 1. N 58899. С. 180.
12. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. LIII. Отд. 1. N 58899. С. 477 - 478.
13. ПСЗ РИ. Собр. 3. Т. XII. N 8560. С. 318.
14. См.: Сборник законов о противопожарных мерах в Империи. Пг.: МВД России, 1914. 218 с.
15. См. подробнее: Бородин Д. Н. К Проекту пересмотра действующих карательных законов о поджоге, поджигателях и за неосторожное обращение с огнем. Киев, 1913. 36 с.; Краткая объяснительная записка к Проекту Пожарного устава / Сост. Д. Н. Бородин. Пг., 1916. 10 с.; Объяснительная записка к составленному Проекту изменений и дополнений к Уставу Императорского Российского пожарного общества / Сост. Д. Н. Бородин. СПб., 1912. 12 с.; Пожарная реформа (Проект законодательного предложения) / Сост. Д. Н. Бородин. СПб., 1913. 33 с.; Кузьменко Г. М. Правовое положение земского огневого страхования в городах // Страховое дело. 1912. N 5. С. 144 - 146; Ландезен Ф. Э. Опыт пожарного законодательства. Тверь, 1911. 62 с.
Название документа