Особенности проведения контролируемой поставки наркотических средств и психотропных веществ

(Макаров Б. В.) ("Наркоконтроль", 2007, N 3) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПОСТАВКИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Б. В. МАКАРОВ

Макаров Б. В., г. Нижний Новгород.

В современных условиях незаконное перемещение через границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, огнестрельного оружия и других предметов, оборот которых запрещен, осуществляют, как правило, транснациональные организованные преступные сообщества. Такие преступные формирования имеют развитую инфраструктуру и действуют строго конспиративно, посвящая исполнителей лишь в отдельные элементы операции. Однако задержание правоохранительными органами отдельной партии груза у перевозчика расценивается организаторами таких преступных сообществ как естественные издержки, это не сказывается на размере общей прибыли и не приводит к разрушению преступной сети. Исходя из этого и ставя своей целью привлечение к ответственности организаторов таких преступлений, общество рассматривает контролируемое правоохранительными органами незаконное перемещение товаров и предметов как одно из эффективных средств борьбы с транснациональной преступностью. Нормативное определение контролируемой поставки как метода выявления правоохранительными органами преступлений и лиц, причастных к ним, а также правовые основы ее проведения приведены в ряде многосторонних и двусторонних международных договоров Российской Федерации. В Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г., которая была ратифицирована СССР 18 декабря 1990 г. и вступила в силу для СССР 17 апреля 1991 г. (Венская конвенция 1988 г.) <1>, указывается, что контролируемая поставка означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств, психотропных веществ или заменяющих их веществ с ведома и под надзором их компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении правонарушений с наркотическими средствами и психотропными веществами. -------------------------------- <1> Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.

Там же указывается, что государства-участники, если это позволяют основные принципы их национальных правовых систем, принимают в рамках своих возможностей необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе взаимоприемлемых соглашений или взаимных договоренностей с целью выявления лиц, участвующих в правонарушениях, связанных с наркотическими средствами, и их уголовного преследования. Причем здесь же специально оговаривается, что решения об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом отдельном случае и могут при необходимости учитывать финансовые договоренности и взаимопонимания в отношении осуществления юрисдикции, достигнутые соответствующими государствами-участниками. Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия соответствующих государств-участников могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием либо полной или частичной заменой наркотических средств или психотропных веществ. Венская конвенция 1988 г. явилась первым международным соглашением, одобряющим практику контролируемой поставки в отношении наркотических и психотропных средств. При подготовке предшествующих конвенций ООН удавалось договариваться только о необязательности конфискации наркотических средств и лишь таким образом косвенно признавать возможность этого метода. Это объясняется прежде всего различием правовых систем государств, отсутствием у правоохранительных органов технических возможностей и профессионального опыта. Исходя из этого подчеркнуто, что контролируемая поставка на территории нескольких государств возможна лишь при условии, что это позволяют национальные правовые системы этих государств. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" <2> закрепил основания, условия, порядок проведения контролируемой поставки и органы исполнительной власти, имеющие полномочия на ее осуществление. -------------------------------- <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.

Применительно к борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ определение данного мероприятия изложено в Федеральном законе от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" <3>. Под контролируемой поставкой в этом Законе понимается оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию России наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования. -------------------------------- <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219.

В Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" содержится указание на то, что контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем следует отметить, что специальному законодательному регулированию подлежат только те контролируемые поставки, в ходе которых осуществляется контроль над таким перемещением товаров (предметов), которое образует преступление (наркотических средств и психотропных веществ и т. п.). Правоохранительные органы России, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, могут проводить любые виды контролируемых поставок, в том числе внешних и транзитных, лишь при наличии оснований и с соблюдением условий, указанных соответственно в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности". Тактическими задачами контролируемой поставки являются: 1) установление каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ; 2) установление их отправителей и получателей; 3) установление лиц, совершивших или совершающих преступления с использованием контролируемых предметов; 4) обеспечение доказательств преступной деятельности, т. е. создание условий, при которых следы совершаемого преступления отражаются на допускаемых уголовно-процессуальным законом носителях информации. Цели контролируемой поставки совпадают с целями оперативно-розыскной деятельности (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности). Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, самостоятельно определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Субъектом, фактически перемещающим контролируемые предметы, может быть: 1) лицо, осведомленное о незаконном характере перемещения контролируемых предметов и совершающее таким образом противоправное деяние; 2) лицо, не осведомленное о противоправном характере перемещения, используемое преступниками "втемную"; 3) сотрудник органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, внедренный в преступное формирование; 4) лицо, оказывающее содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе. Для проведения контролируемой поставки, в том числе внешней и транзитной, лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, обязано вынести постановление, в котором указываются занимаемая им должность, существо добытых сведений, преступление, признаки которого содержатся в имеющихся данных о лицах, фактах или событиях (со ссылкой на соответствующие статьи УК России), а также содержится информация о том, когда, где и в отношении каких предметов предполагается осуществить контролируемую поставку. В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" постановление утверждается руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Уведомления прокурора или согласования с ним закон не требует. Поставки подразделяются на проводимые путем: 1) наблюдения за грузовыми перевозками (железнодорожным, морским, речным, автомобильным, авиационным транспортом, в том числе в тайниках); 2) слежения за почтовыми отправлениями (письма, бандероли, посылки, в том числе и на подставные адреса), а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров. В зависимости от избранной тактики контроля выделяются контролируемые поставки: 1) обычные (когда обнаруженные оружие, наркотики и т. п. не изымаются до завершения операции); 2) "чистые" или "подменные" (когда в целях уменьшения риска потери контролируемого предмета или по соображениям безопасности производят его полное или частичное изъятие на первоначальном этапе операции с подменой на муляж). В данном случае следует особо подчеркнуть, что предметы, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей среды, служащие основой изготовления оружия массового поражения и т. п., подлежат безусловной замене. Кроме того, контролируемые поставки можно также разделить на два вида: 1) сопровождаемые (когда контролируемый правоохранительными органами предмет находится среди вещей, в грузе или багаже, следовавшем вместе с владельцем или другим лицом, либо в непосредственном открытом их сопровождении); 2) несопровождаемые (когда контролируемый предмет находится в несопровождаемом грузе, багаже или почтовом отправлении). Контролируемые поставки в зависимости от источника информации, являющегося поводом для их проведения, подразделяются на: 1) проводимые на основе информации, полученной непосредственно оперативным подразделением от оперативно-технических служб и иных подразделений соответствующего правоохранительного органа; 2) проводимые на основе информации лиц, содействующих оперативным подразделениям на конфиденциальной основе; 3) проводимые на основе информации, полученной от других правоохранительных и иных органов соответствующего государства; 4) проводимые на основе информации, полученной от международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Осуществление контролируемых поставок для выявления административных правонарушений не допускается. Практика правоохранительных органов показывает, что необходимыми условиями проведения международных и транзитных контролируемых поставок являются следующие: 1) отсутствуют законодательные и иные препятствия на территориях, через которые будет осуществляться контролируемая поставка; 2) факт обнаружения контролируемых предметов не предан огласке в той мере, которая сделает проведение операции невозможной; 3) вероятность установления организаторов поставки, оптовых сбытчиков и перекупщиков контролируемых предметов достаточно высока и оправдывает проведение такой операции; 4) имеющиеся силы и средства позволяют на протяжении всего маршрута следования осуществлять надлежащий контроль и в случае необходимости беспрепятственно изъять контролируемые предметы; 5) существует достаточный запас времени для разработки и согласования плана с взаимодействующими органами. Несоблюдение какого-либо из названных выше условий может привести к отрицательному результату. В организации и проведении внешних и транзитных контролируемых поставок важное значение имеют вопросы таможенного контроля. В связи с этим следует учитывать, что в соответствии с законодательством таможенный контроль могут осуществлять лишь должностные лица таможенных органов Российской Федерации. Другие лица, в том числе сотрудники органов внутренних дел и пограничной службы ФСБ России, могут лишь участвовать в таможенном досмотре. Контроль международных почтовых отправлений, пересылаемых в Российскую Федерацию или из нее, осуществляется, как правило, в выборочном порядке. Основной целью такого контроля является предотвращение перемещения наркотических средств и психотропных веществ. Следует учитывать, что на основании УПК России производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется только в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Но если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК России, то применяются правила международного договора. Таким образом, при принятии решения о проведении контролируемой поставки в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, уголовное дело в России не возбуждается лишь в том случае, если это предусмотрено международным договором. В Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" не содержится специальных разъяснений по вопросу о возбуждении уголовного дела в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в частности контролируемой поставки. При отсутствии соответствующих международно-правовых положений необходимо руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства, определяющего, что при наличии оснований возбуждение уголовного дела обязательно. Поводами для возбуждения уголовного дела в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и УПК России могут быть результаты оперативно-розыскной деятельности. Уголовное дело, возбужденное при таких условиях, на основании соответствующих положений международных договоров, регулирующих оказание правовой помощи, и УПК России может быть передано для расследования компетентным органам заинтересованного государства. В случае если осуществление злоумышленниками в рамках контролируемой поставки перемещения товаров, являющееся соответствующим преступлением, не доводится до конца по не зависящим от них обстоятельствам, действия правонарушителей расцениваются как покушение на совершение соответствующего преступления. Результаты контролируемой поставки могут использоваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным Приказом от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 <4>. -------------------------------- <4> См.: Российская газета. 2007. 16 мая.

Название документа