Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации - один из факторов совершения преступлений террористического характера

(Идаятов Р. И.) ("Российский следователь", 2007, N 18) Текст документа

НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Р. И. ИДАЯТОВ

Идаятов Р. И., соискатель кафедры уголовного права и криминологии ДГУ, старший преподаватель Каспийского филиала ДГУ.

В последние годы в Российской Федерации преступления, совершаемые против порядка управления (1997 г. - 85706, в 1998 г. - 92974, 1999 г. - 99468, 2000 г. - 96664 <1>, 2001 г. - 95310; 2002 г. - 107021; 2003 г. - 122544, 2004 г. - 172146, в 2005 г. - 182706; 2006 г. - 214033 <2>), в том числе незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, имеют устойчивое криминологическое влияние на динамику и структуру преступности в целом (в 1997 г. совершено 28 незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации; в 1998 г. - 54 <3>; в 1999 г. - 44; в 2000 г. - 44 <4>; в 2001 г. - 58; в 2002 г. - 93; в 2003 г. - 212 <5>, в 2004 г. - 330 <6>; в 2005 г. - 639 <7>; в 2006 г. - 1595 <8>). "Граница является весьма существенным элементом характеристики таможенных преступлений, поскольку при ее пересечении совершается подавляющее большинство преступлений. Прежде всего, это контрабанда (ст. 188 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ)" <9>. В последние годы нарушение неприкосновенности границы часто связано с совершением других опасных преступлений, таких как шпионаж, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков и т. д. -------------------------------- <1> См.: Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М., 2001. С. 543. <2> См.: Преступность, криминология, криминологическая защита. М., 2007. С. 360. <3> См.: Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 381. <4> См.: Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М., 2001. С. 544. <5> См.: Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее. М., 2004. С. 97. <6> См.: Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. М., 2005. С. 318. <7> См.: Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом / Под ред. А. И. Долговой. М., 2006. С. 127. <8> См.: Преступность, криминология, криминологическая защита. М., 2007. С. 360. <9> Жбанков В. А., Жбанкова Ю. М. Таможенная граница в аспекте выявления таможенных преступлений // Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России / Под общей редакцией профессора А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2005. С. 347.

Ведущее место по распространенности преступлений в виде незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации среди субъектов Российской Федерации занимает Республика Дагестан. По данным Информационного центра МВД РД, количество преступлений данной категории неуклонно возрастает: в 1997 г. - 1; в 1998 г. - 5; в 1999 г. - 10; в 2000 г. - 4; в 2001 г. - 21; в 2002 г. - 34; в 2003 г. - 13, в 2004 г. - 12; в 2005 г. - 15; в 2006 г. - 95. На государственной границе совершаются деяния, представляющие серьезную угрозу национальной безопасности России. Организация незаконного въезда и пребывания иностранных граждан рассматривается в преступных кругах республики как высокодоходный криминальный бизнес, сопряженный с вовлечением в него должностных лиц контролирующих органов. Соседняя с Дагестаном республика - Чечня стала своего рода форпостом одного из крайне радикальных течений исламского фундаментализма, стремящегося создать единое исламское государство на территории ряда республик Северного Кавказа. Осложнение криминальной ситуации в Российской Федерации, особенно в Республике Дагестан, обусловлено стремительным ростом незаконных вооруженных формирований через приграничные государства. Стремление организованных преступных сообществ к проникновению в Республику Дагестан сопряжено с активизацией незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации. Они имеют целью не только пересечь границу, но и преступным путем обеспечить "проникновение во власть". Например, в Чеченской Республике в военных лагерях под руководством Хаттаба обучались владению стрелковым оружием и ведению боевых действий многие приверженцы ваххабизма. Лагеря были расположены в селениях Сержен-Юрт и Урус-Мартан, руководил ими араб Абуджафар <10>. "Увеличивается также и количество насильственных посягательств, угроз в отношении работников приграничной службы" <11>. Как справедливо отмечает А. И. Долгова, "чем сложнее преступная деятельность, чем она масштабнее, тем более высокого уровня она требует, тем более создаваемые ею организации не только противостоят усилиям государства по обеспечению правопорядка, но и пытаются контролировать их посредством разложения государственного аппарата, шантажа, морального террора, в том числе с использованием подконтрольных средств массовой информации, других мер, вплоть до физического уничтожения неугодных" <12>. -------------------------------- <10> См.: Архив Верховного суда Республики Дагестан. Уголовное дело N 2-166\013 от 12 ноября 2000 г. <11> Петренко В. Г. О системно-деятельностном подходе к обеспечению собственной безопасности правоохранительных органов России // Власть: криминологические и правовые проблемы. М.: Рос. крим. ассоциация, 2001. С. 285. <12> Организованная преступность - 2. Проблемы, дискуссии, предложения / Под ред. А. И. Долговой и С. В. Дьякова. М., 1993. С. 100.

Террористическая деятельность на Северном Кавказе носит организованный характер и является интегративным результатом как широкомасштабной криминальной деятельности состоящих преимущественно или только из граждан России террористических организаций и групп с международными, межрегиональными связями, так и фактически внешней агрессии - так называемой суррогатной войны <13>. Материалы расследованных и рассмотренных судами уголовных дел указывают на причастность к данной войне международных террористических организаций и спецслужб ряда иностранных государств. Именно иностранные граждане выступали и выступают в качестве инструкторов, организаторов обучения, подготовки террористов и террористических акций, через них идут внушительные финансовые потоки. Как отмечает М. П. Клейменов <14>, их нахождение на территории России связано в том числе с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации, контрабандой. -------------------------------- <13> См.: Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект. М., 2003; Проявления организованной преступности на Государственной границе Российской Федерации // Преступность в России и проблемы борьбы с ней. М., 2001; Организованная преступность, миграция, политика. М., 2002 и др. <14> См.: Клейменов М. П. Введение в этнокриминологию. Омск, 2004. С. 56.

В последние годы проблема миграции приобрела особую актуальность в связи с "прозрачностью" границ со странами СНГ, усилившейся внутренней миграцией, появлением массы беженцев, незаконным привлечением иностранной рабочей силы и т. д. <15>. Так, по имеющимся данным, на территорию России ежегодно прибывает до 20 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, при этом свыше 5 млн. лиц данной категории находится на территории РФ нелегально. "Миграционные процессы развиваются, как правило, стихийно, вызывают немало негативных последствий (в том числе в виде совершения мигрантами различных правонарушений), порождая социальную напряженность в обществе" <16>. Нарастают процессы массовой неконтролируемой миграции через границу беженцев из районов вооруженных конфликтов и также граждан третьих стран на территорию России <17>. По материалам уголовных дел, данным спецслужб, военных аналитиков, за последние пять лет в качестве участников преступных организаций террористического характера и террористических групп в 2000 - 2005 гг. выявлен 461 гражданин 42 иностранных государств, в том числе: 51 - из Йемена, 46 - из Саудовской Аравии, 42 - из Турции, 31 - из Грузии, 24 - из Сирии, 21 - из Палестины, 20 - из Иордании, 19 - из Таджикистана, 17 - из Казахстана, 13 - из Украины. Среди погибших в результате боевых столкновений были негры, не имеющие при себе каких-либо документов, удостоверяющих личность <18>. -------------------------------- <15> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. Л. Л. Кругликов. М., 2005. С. 995. <16> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В. М. Лебедев. М., 2005. С. 809. <17> См.: Зверев Н. К. Соблюдение законности в сфере обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации // Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России / Под общей редакцией профессора А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2005. С. 347. <18> См.: Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом. М., 2006. С. 57.

Динамика незаконного пересечения Государственной границы в Российской Федерации в целом подвержена определенным колебаниям в силу субъективных факторов. Анализ выявленных рассматриваемых преступлений в Республике Дагестан показывает наличие определенных колебаний в динамике этого преступления, которое невозможно объяснить какими-либо объективными факторами. По данным Информационного центра МВД РД, в 1997 г. возбуждено по ст. 322 УК РФ 1 уголовное дело, по которому привлечено 1 виновное лицо за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации. В 1998 г. общее число рассматриваемых преступлений по сравнению с 1997 г. возросло в пять раз. В 1999 г. по 10 фактам незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации к уголовной ответственности были привлечены 4 человека, а в 2000 г. возбуждено всего 4 уголовных дела рассматриваемой категории, из которых 4 раскрыты и к ответственности привлечены 8 человек. В 2000 г. в Республике Дагестан широко проводились операции по захвату и привлечению к уголовной ответственности организаторов и участников незаконных вооруженных формирований, приверженцев ваххабизма и экстремизма. Поэтому в этом году совершено наименьшее количество незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации и наибольшее число преступников привлечено к уголовной ответственности. К сожалению, в 2001 г. статистика резко меняется в худшую сторону: было возбуждено 21 уголовное дело, всего привлечено к уголовной ответственности 17 человек. "С 2003 по первое полугодие 2005 года за незаконный переход государственной границы в республике привлечено к уголовной ответственности (по ст. 322 УК РФ) и осуждено 117 лиц" <19>. Небольшой рост рассматриваемых преступлений показывает статистика 2006 г. - совершено 95 незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации. -------------------------------- <19> Яралиев И. Я. Действовать на опережение // Дагестанская правда. 2005. 23 сент.

Приведенные данные о числе лиц, выявленных и осужденных за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, свидетельствуют о довольно пассивном отношении к борьбе с этим преступлением. По 1332 фактам незаконных пересечений Государственной границы в Российской Федерации, зарегистрированных за период 2001 - 2005 гг., выявлено 688 лиц, совершивших преступления: в 2001 г. - 23 (58); в 2002 г. - 51 (93); в 2003 г. - 106 (212) <20>, в 2004 г. - 178 (330) <21>, в 2005 г. - 330 (639) <22>. -------------------------------- <20> См.: Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее. М., 2004. С. 97. <21> См.: Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. М., 2005. С. 318. <22> См.: Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом / Под ред. А. И. Долговой. М., 2006. С. 127.

На современном этапе основное внимание важно уделить борьбе с такими угрозами национальной безопасности, как использование национально-этнического фактора в политической борьбе и активизация незаконных вооруженных формирований. Необходимы срочные меры борьбы с экстремизмом, бандитизмом и терроризмом. В комплексе общесоциальных мер профилактики рассматриваемых преступлений возникает необходимость укрепления административных границ со стороны приграничных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации, в частности со стороны Дагестана. "Мерами борьбы с преступлениями террористического характера представляется пресечение каналов поставки в Южный федеральный округ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ (а также его хищение с мест дислокации воинских частей), наркотических средств и денежных средств, предназначенных для оплаты совершаемых преступлений; продолжение активных действий по окончательному разгрому незаконных вооруженных формирований, идеологической и материальной базы поддержки и распространения религиозного и политического экстремизма на Северном Кавказе, а также опорной базы международного терроризма; выявление и привлечение к уголовной ответственности пособников незаконных вооруженных формирований и религиозных экстремистов" <23>. -------------------------------- <23> Казаков Р. Ю. Региональные характеристики преступности террористического характера // Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект: Сб. статей. М.: Рос. крим. ассоциация, 2003. С. 112.

Название документа