Исторические аспекты развития процесса правового регулирования оборота оружия в Российском государстве

(Белоконь А. В.) ("Российский следователь", 2007, N 16) Текст документа

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

А. В. БЕЛОКОНЬ

Белоконь А. В., соискатель ВНИИ МВД России, старший инспектор УЛРР ГУВД Краснодарского края, старший лейтенант милиции.

Исторический опыт показывает, что вопросу правового регулирования оборота оружия со стороны государства всегда уделялось большое внимание, так как одним из наиболее социально опасных явлений, своеобразной почвой для совершения тяжких преступлений является незаконный оборот огнестрельного оружия. Как известно, правовое регулирование наиболее значимых социальных отношений осуществляется преимущественно с помощью запретов и санкций, целью которых является предупреждение либо пресечение общественно опасных деяний. К началу развития системы правового регулирования оборота оружия можно отнести появившийся в 1700 г. в Российской империи запрет на ношение остроконечных ножей <1>. -------------------------------- <1> См.: Полное собрание законов Российской империи. Т. 19. СПб., 1830. С. 11 - 12.

В дальнейшем правовое регулирование оборота оружия в Российской империи находит свое развитие в детализации субъектов правоотношений. Появившийся позже Устав благочиния, подписанный Екатериной II в Петербурге 8 апреля 1782 г., в ст. 213 предписывал "запрещение всем и каждому носить оружие, кому указание того не дозволяет, или предписывает" <2>. В 1782 г. появляется правовая основа вывоза оружия за пределы Российской империи, в этот год был издан Указ, регулирующий вывоз оружия за границу, предусматривающий уплату соответствующих таможенных пошлин <3>. Этот Указ давал полную свободу торговли, разрешалось продавать за границу всякого рода оружие, а также пушки, бомбы и прочие снаряды. -------------------------------- <2> Полное собрание законов Российской империи. Т. 21. СПб., 1830. N 15379. <3> См.: Полное собрание законов Российской империи. Т. 21. СПб., 1830. N 15441.

Существовала уголовная и административная ответственность за нарушение правил оборота оружия. Так, в "Уложенiи о наказанiях уголовныхъ и исправительныхъ" 1885 г. имелся специальный раздел, предусматривающий уголовную ответственность за незаконное производство, изготовление, торговлю и хранение боевого оружия и боеприпасов к нему. А в соответствии с "Уставом о наказанiях, налагаемыхъ Мировыми Судьями 1885 г." за хранение и ношение запрещенного оружия, за стрельбу из огнестрельного оружия в местах, где это запрещено, виновные подвергались денежному взысканию не свыше 25 рублей с конфискацией оружия <4>. -------------------------------- <4> См.: Шелковникова Е. Д. Теоретические и правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия. М., 1998. С. 57 - 58.

В 1867 г. на Кавказе появилась такая мера предупреждения преступлений с использованием оружия, как его добровольная сдача, которая успешно применяется в России уже больше века <5>. -------------------------------- <5> См.: Невский С. А. Борьба с незаконным оборотом оружия. М., 2003. С. 135.

Что же касается права граждан на охоту, то оно также было строго регламентировано законом. Такого права были, в частности, лишены: клирики; лица, состоящие под надзором полиции; лица, наказанные за повреждение чужих лесов или за нарушение правил охоты. Для охоты на чужой земле помимо охотничьего билета требовалось получение письменного дозволения владельцев, казенного и удельного ведомств либо обер-гофмейстера <6>. -------------------------------- <6> См.: Бакаев А. А., Шелковникова Е. Д. Контроль над оборотом оружия: ретроспективный взгляд в прошлое. М., 1997. С. 5.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в Российской империи существовала хотя и не всеобъемлющая, но довольно стройная законодательная система, регламентирующая оборот оружия под строгим контролем государства. В 1917 г. в связи с разрушением царской России и приходом новой власти коренным образом изменилась вся выстроенная на то время система правового регулирования оборота оружия. Были признаны недействительными все выданные полицией разрешения на ношение и хранение оружия, охрана правопорядка новой Советской властью была поручена новым органам, одним из которых являлась Рабоче-крестьянская милиция. В связи с большим количеством оружия, которое скопилось у населения за годы войны, одной из целей правового регулирования оборота оружия стало разоружение населения, что было закреплено в изданном Советом Народных Комисаров РСФСР 10 февраля 1918 г. Декрете "О сдаче оружия", в соответствии с которым граждане обязаны были сдать все хранящееся у них оружие под угрозой лишения свободы сроком от одного года. Оружие не изымалось только у членов партии, но и им разрешено было хранить не более одной винтовки и одного револьвера. В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920 г. "О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращения с ним" на милицию совместно с ВЧК возлагаются функции по контролю за порядком приобретения, хранения и использования оружия. Декретом СНК РСФСР от 28 июля 1920 г. "Об охоте" было установлено право владения охотничьим ружьем лишь тем лицам, которым органом Народного комиссариата был выдан охотничий билет. Регистрация охотничьего оружия и боеприпасов велась органами НКВД. Данный Декрет можно рассматривать как первую попытку послереволюционной России построения системы правового регулирования оборота охотничьего, а значит, гражданского, оружия. В 1922 г. был принят и вступил в силу первый Уголовный кодекс РСФСР, который предусматривал ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения. Позже, в 1924 г., уголовная ответственность за незаконное хранение оружия сменилась административной (принудительные работы либо штраф до 300 рублей), но уже в 1927 г. статья была сформулирована в следующей редакции: "Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения влечет принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до одной тысячи рублей, с конфискацией, во всяком случае, названных веществ, снарядов или оружия". В дальнейшем в связи с участившимися случаями хищения оружия Уголовный кодекс был дополнен статьями, предусматривающими ответственность за данное нарушение. Постановление ЦИК СССР от 12 декабря 1924 г. "О порядке производства, торговли, хранения, использования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ" разделило оружие на три категории, в каждой из которых был приведен подробный перечень его разновидностей, также оно установило порядок изготовления, приобретения, использования и хранения оружия только на основании разрешения, выданного органами ОГПУ и милицией. Постановление СНК РСФСР от 17 февраля 1932 г. ответственными за выдачу разрешений на приобретение, хранение и использование охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих веществ определило органы Главного управления Рабоче-крестьянской милиции, которые и осуществляли надзор за соблюдением установленных правил. Также в середине 30-х годов появился запрет на изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и тому подобное холодное оружие без разрешения НКВД. Во время Великой Отечественной войны правовое регулирование оборота оружия осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении", дела о преступлениях в сфере оборота оружия рассматривались военным трибуналом. После окончания Великой Отечественной войны жесткость правового регулирования оборота оружия несколько ослабла, и с 1953 по 1959 г. гладкоствольное оружие находилось в свободной продаже, однако положение изменилось в связи с изданием Постановления Совета Министров СССР от 11 мая 1959 г. N 478, отменившего продажу гладкоствольного оружия без соответствующего разрешения. В 60-е годы совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая оборот оружия, четко определяются субъекты и объекты правоотношений в этой сфере. В 70-х годах в связи с принятием Советом Министров СССР 23 июля 1975 г. Постановления N 646 "Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей" была увеличена штатная численность милиции, что позволило сформировать специальные подразделения, осуществляющие контроль за оборотом оружия. Впоследствии был принят целый ряд нормативных актов, регулирующих оборот оружия, деятельность милиции по осуществлению контроля за оборотом оружия. Приказом МВД СССР от 1 декабря 1987 г. N 246 была утверждена Инструкция о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, изготовления холодного клинкового оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боевыми припасами к нему и охотничьими ножами. Впоследствии данный Приказ был отменен лишь после издания в 1993 г. Федерального закона "Об оружии", на сегодняшний день действует Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. "Об оружии". В настоящее время можно констатировать, что в России сложилась стройная многоуровневая система правового регулирования оборота оружия. Первый уровень образуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, устанавливающие порядок оборота оружия. К ним прежде всего относятся Закон Российской Федерации "Об оружии", иные законодательные акты, регулирующие оборот оружия, в том числе принадлежащего государственным военизированным организациям. Второй уровень составляют постановления Правительства Российской Федерации в этой области, например Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации". В третий уровень входят нормативные правовые акты федеральных министерств в сфере оборота оружия, среди которых ведущее положение занимают Приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации, такие как от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", от 7 октября 1997 г. N 650 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 "О мерах по обеспечению боевым ручным стрелковым оружием Центрального банка РФ (в том числе Российского объединения инкассации), Сберегательного банка Российской Федерации, Главного центра специальной связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и их территориальных подразделений" и ряд других.

Название документа