Рынок корпоративных ценных бумаг и его защита от угроз экономической безопасности в Российской Федерации: правовые аспекты
(Ананьева А. В.) ("Юридический мир", 2007, N 8) Текст документаРЫНОК КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕГО ЗАЩИТА ОТ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
А. В. АНАНЬЕВА
Ананьева А. В., соискатель кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
С позиции Концепции национальной безопасности Российской Федерации экономика является определяющим механизмом регулирования всех процессов жизнедеятельности личности, общества и государства <1>. -------------------------------- <1> Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 1008 "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации" (по состоянию на 16.10.2000) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 28. Ст. 3356.
Экономика России в настоящий момент находится в процессе становления, адаптируется к условиям не только внутреннего рынка, но и к условиям внешнеэкономического и внешнеполитического взаимодействия. Самым ярким индикатором реформирования системы экономических отношений в России является институт рынка корпоративных ценных бумаг. Одновременно рынок корпоративных ценных бумаг является и механизмом построения новых рыночных отношений и их отражением. Это становится возможным вследствие природы рынка корпоративных ценных бумаг. Ввиду правовой конструкции корпоративных ценных бумаг они являются аккумулятором права собственности инвесторов в акционерных обществах и обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью и отражают реальное состояние экономики. Этот аспект правовой конструкции отражается в увеличении либо уменьшении доли купли-продажи корпоративных ценных бумаг как на первичном, так и на вторичном рынке. С другой стороны, под влиянием объективных условий (изменение нормативной базы, принятие политических решений и др.) корпоративные ценные бумаги являются правовым механизмом изменения экономических отношений посредством перевода денежных средств из сферы накопления в сферу производства. Это основная функция рынка корпоративных ценных бумаг. Множество событий, происходящих за последние 15 лет, негативно отражались на состоянии экономики страны и функционировании рынка корпоративных ценных бумаг. Так, кризис 1998 года привел всю экономику в нестабильное состояние. Результатом этого стало то, что накопления граждан, инвестиции предпринимателей и государства, выраженные в том числе в корпоративных ценных бумагах, были уничтожены, рынок корпоративных ценных бумаг потерпел обвал и временно перестал выполнять свои функции. Низкий уровень доходности участия российских компаний на международном фондовом рынке определяется их низкой конкурентоспособностью. Сравнительные характеристики сделаны на основе международных исследований компании "Эрнест энд Янг" и отражены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей доходности в ходе проведения IPO в 2005 году
Страна Доля в общем Поступления объеме млн. долл. США
США 20% 33086
Китай 15% 24263
Франция 11% 18291
Австралия 6% 10106
Великобритания 5% 8138
Канада 4% 6294
Япония 4% 6231
Россия 3% 4923
Германия 3% 4707
Нидерланды 2% 3472
Италия 2% 3245
Южная Корея 2% 2903
Швейцария 2% 2846
Бельгия 2% 2767
Индия 1% 2283
ОАЭ 1% 1948
Бразилия 1% 1773
Саудовская Аравия 1% 1674
Израиль 1% 1663
Гибралтар 1% 1658
Австрия 1% 1634
Польша 1% 1530
Норвегия 1% 1388
Казахстан 1% 1362
Незначительная доля российских акционерных компаний выставляет свои акции на фондовую биржу. За 2005 год процедуру IPO прошли всего 14 акционерных компаний (см. рис. 1).
21
14
6
2004 2005 2006
Рис. 1. Динамика выхода российских компаний на биржу
Еще одной причиной дестабилизации функционирования рынка корпоративных ценных бумаг и как следствие - возникновения угроз экономической безопасности является стабильно высокое число нелегальных, полузаконных операций с корпоративными ценными бумагами, которые приводят к переводу собственности от легальных собственников (инвесторов) к преступным группировкам. Кроме того, отсутствует четкая система правовой и государственной защиты корпоративных ценных бумаг, принадлежащих государству, государственным корпорациям. Результатом отсутствия системы государственно-правовой защиты и системы государственного контроля над совершением сделок с корпоративными ценными бумагами в стратегических отраслях промышленности и ВПК стало то, что еще в 1996 году акции российских акционерных стратегических компаний были скуплены иностранными компаниями. Так, в авиационной промышленности корпорации "Nick corporation" (США) принадлежат 30% акций "Авиазапчасть" (Москва). Американские компании Боинг и Сикорский скупили 28% акций вертолетного завода М. Л. Миля. В алюминиевой отрасли активно в этом направлении действует компания "Trans - World Metals", зарегистрированная в Великобритании. В нефтяной сфере активно действует компания "CS First Boston", эта компания имеет 3,5% акций "Лукойла", 5% АО "Когалымнефтегаз", 14% "Пурнефтегаз". Алмазная промышленность в Якутии принадлежит южноафриканской компании "Де Бирс" <2>. -------------------------------- <2> Ежедневная канадская газета (The Globe and Mail). Выпуск от 08.10.1996. С. 11. Электронный ресурс: http:/www. globeandmail. com/.
В настоящее время мнения относительно целесообразности привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и в российский ВПК расходятся. Сегодня в России действует ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", которые допускают к участию в стратегических акционерных обществах иностранных инвесторов. Однако, генерал-майор авиации, член Комитета Госдумы по обороне Николай Безбородов считает, что "финансовая зависимость от иностранных государств губит нашу оборонную отрасль" <3>. -------------------------------- <3> Информационно-аналитический журнал "Социальное партнерство". 2004. N 3. С. 9 - 13.
Такие противоречия нивелируются при помощи единообразного толкования и применения законов. Существующая нормативная база нуждается в приведении ее в соответствие с действительностью, а также в устранении имеющихся противоречий. В частности, в настоящее время ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" противоречит ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части иностранных инвестиций. Таким образом, бесперебойное функционирование рынка корпоративных ценных бумаг обеспечивает поступательное развитие экономики России, рост производства и уровень продаж акционерных обществ, делает их привлекательными для инвестиций. Компании, участвующие в процессах фондового рынка России и мира становятся привлекательными для инвестиций. Деятельность таких акционерных обществ прозрачна для мирового сообщества, бренды таких компаний известны мировым корпорациям и органам государственной власти России и иностранных государств. Среди таких компаний есть и акционерные общества, имеющие долю ценных бумаг, принадлежащих государству либо органам местного самоуправления. В настоящее время Российская Федерация является акционером 3783 акционерных обществ, из них акционером 549 стратегических открытых акционерных обществ с разной долей участия в уставном капитале <4>. -------------------------------- <4> Указ Президента Рос. Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" (по состоянию на 23.02.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3313.
Среди таких компаний ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Первый канал", ОАО "Российская государственная страховая компания" ("Росгосстрах"), ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" и др. Очевидно, что корпоративные ценные бумаги, принадлежащие государству, нуждаются в его защите, необходим государственный контроль над совершением сделок с этими ценными бумагами. Корпоративные ценные бумаги, принадлежащие государству, должны находиться под контролем государства, должны надлежащим образом управляться и быть прибыльными. В настоящее время государство уже обозначило указанные акционерные общества как стратегические, определило для себя актуальность проблемы защиты права собственности на эти объекты и проблемы их корпоративного управления. Вместе с тем необходимо не только продекларировать и отнести акционерные общества к стратегическим, но и на законодательном уровне обеспечить их защиту. Для этого необходимо на федеральном уровне построить государственно-правовую систему, позволяющую вести учет корпоративных ценных бумаг, принадлежащих государству, давать согласие на осуществление сделок с этими ценными бумагами и проводить их регистрацию. Необходимость данной государственно-правовой системы, ее механизмы построения и функционирования будут изложены далее.
Распределение акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности по отраслям экономики (по состоянию на 2006 г.)
3617,43%
>>>>>>>> >>>>>>>> >>>>>>>> >>>>>>>> >>>>>>>> >>>>>>>> >>>>>>>> 1870,23% >>>>>>>> >>>>>>>> \\\\\\\ >>>>>>>> \\\\\\\ >>>>>>>> \\\\\\\ >>>>>>>> 1111,13% \\\\\\\ >>>>>>>> \\\\\\\ >>>>>>>> 903,11% <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> 725,9% ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> |||||| ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> |||||| ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> |||||| ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> |||||| ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> |||||| ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> |||||| ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> 67,1% |||||| ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> |||||| ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>> ///// |||||| ------ <<<<<<<< \\\\\\\ >>>>>>>>
/// Лесное хозяйство
||| Транспорт и связь
--- Строительство
<<< Сельское хозяйство
\\\ Промышленность
>>> Непроизводственная сфера
Рис. 2. Акционерные общества в Российской Федерации
Корпоративные ценные бумаги, принадлежащие государству, могут быть использованы в качестве финансового инструмента: - дивиденды от деятельности компаний; - повышение капитализации компаний; - привлечение инвестиций, необходимых для стимулирования производства и обновления промышленности; - реструктурирование бизнеса, в котором государство имеет свою часть имущества. Такое сложное структурирование деятельности корпоративных ценных бумаг подходит под определение рынка - это "сфера свободного товарно-денежного обращения, товарооборота, определенное экономическое пространство по производству и сбыту продукции на основе товарообмена или за деньги" <5>. -------------------------------- <5> Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2003. 1136 с.
В настоящее время в России уже сформировались рыночные отношения и рыночная экономика, и именно эти события и законы формируют общественные отношения, которые складываются в сфере защиты государственного имущества, то есть в сфере защиты корпоративных ценных бумаг. Российская экономика уже сделала переход от плановой экономики к рыночной. Соответственно поменялись и методы государственного регулирования. На смену силовым методам пришли правовые методы. То есть "право силы" сменилась "силой права". Органы государственной власти позиционируют свои методы государственной власти как правовое регулирование жизни страны <6>. -------------------------------- <6> Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. 2-е изд., доп. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 335.
Однако в настоящее время еще трудно назвать Российскую Федерацию правовым государством. Хотя в Конституции Российской Федерации декларируется именно такое определение России: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" <7>. -------------------------------- <7> Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (по состоянию на 30.12.2006) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
Для практической реализации положений Конституции Российской Федерации в указанной сфере также необходимо устранить недостатки правового регулирования отношений в сфере рынка корпоративных ценных бумаг и его защиты от угроз экономической безопасности, а также недостатки правовой защиты интересов государства при функционировании рынка корпоративных ценных бумаг.
Название документа