Новая Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд

(Зуев С.) ("Законность", 2007, N 8) Текст документа

НОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЗНАВАТЕЛЮ, ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

С. ЗУЕВ

С. Зуев, начальник кафедры уголовного процесса Челябинского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

27 мая 2007 г. вступил в действие Приказ МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, Минобороны РФ "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" <1>. Этим нормативным актом признан утратившим силу Приказ ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР РФ от 13 мая 1998 г. "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд". -------------------------------- <1> Российская газета. 2007. 16 мая.

Преемственность двух нормативных подзаконных актов очевидна, что вызывает необходимость анализа положительных сторон и недостатков новой Инструкции. Во-первых, Приказ, утвердивший Инструкцию 2007 г., дополнительно подписали первые лица Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерства обороны Российской Федерации, что должно положительно сказаться на согласованности применения сил и средств различных силовых структур в единой системе противодействия преступности. Во-вторых, результаты оперативно-розыскной деятельности, согласно Инструкции 2007 г., могут представляться не только органу дознания, следователю, прокурору или в суд, но и дознавателю. Тем самым становится легитимным право дознавателей обращаться к органам, осуществляющим ОРД, с поручениями о проведении оперативно-розыскных мероприятий и представлении результатов их работы. Вместе с тем Инструкция 1998 г. позволяла органам, осуществляющим ОРД, инициативно представлять результаты ОРД. В Инструкции 2007 г. этот вопрос не регламентирован. Однако известно, что инициатива о проведении ОРМ может исходить не только от лиц, занимающихся уголовно-процессуальной деятельностью, но и от руководителя органа, осуществляющего ОРД. Такая ситуация характерна для выявления признаков преступления оперативно-розыскными методами до возбуждения уголовного дела. Поэтому лицо, в чьем производстве окажется уголовное дело, должно быть извещено о проводимых ОРМ по данному делу, чтобы согласовать проводимые мероприятия, а также своевременно направить запрос о представлении полученных результатов. В-третьих, согласно п. 10 ч. II Инструкции 2007 г. представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд осуществляется на основании постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Такое постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела. Кроме того, согласно Инструкции 2007 г., лицу, в чьем производстве находится уголовное дело, также направляются: - копии судебных решений о проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; - копия постановления о проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента; - результаты проведения проверочной закупки, в ходе которой не удалось в достаточной степени задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние (вместе с материалами повторной проверочной закупки). Все перечисленные документы имеют важное значение для уголовного дела, поскольку от этого зависит оценка законности проведения ОРМ, достоверности и допустимости представленных результатов ОРД. В-четвертых, в Инструкции 1998 г. подробно регламентировался вопрос о защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и обеспечении безопасности ее участников, а в Инструкции 2007 г. этого нет, что вряд ли можно считать правильным. Инструкция 1998 г. содержала такие действенные меры защиты, как: 1) разработка плана мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ; 2) запрет в предоставлении результатов ОРД в уголовный процесс в случаях, если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД. По всей видимости, в условиях действия Инструкции 2007 г. вопросы о защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, а также безопасности участников ОРМ должны решаться в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", а также Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Несмотря на эти недостатки Инструкции 2007 г. следует признать ее появление достаточно прогрессивным шагом по укреплению межотраслевого института привлечения результатов ОРД в уголовный процесс и надеяться, что практика правоприменения это подтвердит.

Название документа