Механизм формирования правопорядка

(Семенова М. Ю.) ("Административное и муниципальное право", 2008, N 3) Текст документа

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОПОРЯДКА

М. Ю. СЕМЕНОВА

Семенова Мария Юрьевна - соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, эксперт оценщик.

Связующим звеном между правом и правопорядком выступает механизм реализации права <1>. Реализация же права - это не что иное, как правомерное поведение. В этой связи особое значение приобретает вопрос о месте и роли правомерного поведения в этом механизме. -------------------------------- <1> При этом механизм реализации права рассматривается нами как часть более широкого понятия - механизма правового регулирования. Так, В. Н. Кудрявцев, выделяя механизм действия права, в сущности, говорит о реализации права. Он пишет: "Собственно говоря, действие права и состоит в том, что на основе правовых норм возникают конкретные права и обязанности субъектов, а затем эти права и обязанности реализуются в фактическом поведении людей" (Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978. С. 68). Ю. Г. Ткаченко отмечает, что правовое регулирование начинается с издания норм права, реализация же права предполагает, что нормы права уже созданы, что право существует и должен начаться процесс его реализации (см.: Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. С. 118).

Правомерное поведение, являясь оптимальной формой взаимодействия людей, выступает в качестве необходимого средства решения разнообразных социальных задач. К их числу следует отнести осуществление гражданами своих прав и свобод, укрепление законности и правопорядка и т. п. Вместе с тем правомерное поведение может быть направлено на реализацию и сугубо юридических задач (например, возникновение, изменение и прекращение правоотношений). Однако их решение зависит от того, каковы характер и место правомерного поведения в механизме формирования правового порядка. В этом смысле правомерное поведение выступает перед нами по крайней мере в следующих аспектах: во-первых, как один из основных элементов механизма реализации права, в виде актов реализации субъективных прав и юридических обязанностей; во-вторых, как вспомогательный элемент, в качестве обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, развитие, прекращение конкретных правоотношений, а также иные юридические последствия, т. е. юридические факты; в-третьих, в виде поведения, выступающего в форме применения права.

1. Юридические факты - правомерные действия

Представляется, однако, что с точки зрения стадийности, в порядке которой развертывается действие механизма реализации права, целесообразнее начать рассмотрение поставленного нами вопроса с категории "юридического факта". Действительно, хотя юридические факты - вспомогательный элемент <2>, но именно с них механизм реализации права начинает свое действие. Оценивая роль и значение юридических фактов, А. М. Васильев подчеркивает, что "юридические факты играют роль рубежей, отмечают вехи развития правоотношений. Поэтому они имеют определяющее значение среди юридических условий правового регулирования на уровне движения реальных правоотношений" <3>. Кроме того, юридические факты (имеются в виду юридические факты - правомерные действия) составляют необходимое звено в переходе от государственного нормативного регулирования общественных отношений к индивидуальному, поднормативному регулированию через предусмотренные в нормах права субъективные права и корреспондирующие с ними юридические обязанности <4>. Таким образом, юридические факты позволяют приблизить правовое регулирование к конкретной жизненной ситуации. Выполняя в механизме реализации права свою основную функцию оснований возникновения, изменения правоотношений, юридические факты тем самым обнаруживают тесную связь с юридическими обязанностями и субъективными правами <5>. При этом в ряде правоотношений юридические факты выполняют функцию гарантий законности. Так, Н. П. Воронина отмечает: "Юридические факты служат не только предпосылкой возникновения субъективного права на жилище, но и его гарантией, обеспечивающей реализацию названного права, позволяющей устранить произвол обязанных лиц и контролирующих органов, так как являются объективным критерием, с помощью которого компетентный орган судит о наличии (отсутствии) субъективного права" <6>. Таким образом, на стадии юридического факта уже находит свое проявление законность, которая, по всеобщему мнению, является "основой, стержнем механизма правового регулирования" <7>. -------------------------------- <2> В частности, С. С. Алексеев, подчеркивая вспомогательную роль юридических фактов, пишет, что "они выполняют лишь служебную роль, обеспечивая переход от одной стадии (регламентирование общественных отношений) к другой стадии (правоотношения)" (Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 152, 153). <3> Васильев А. М. Указ. соч. С. 232. <4> См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 344. <5> Например, В. Б. Исаков выделяет и такие функции юридических фактов в механизме правового регулирования, как функция предварительного регулятора общественных отношений; функция юридической реакции на правонарушение, и ряд других дополнительных функций (см.: Исаков В. Б. Функции фактических обстоятельств в механизме правового регулирования // Советское государство и право. 1975. N 2. С. 114 - 117). <6> Воронина Н. П. Роль юридических фактов в осуществлении конституционного права граждан на жилище // Государство и право в системе социального управления. Свердловск, 1981. С. 63. <7> См., например: Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1979. С. 284.

Юридическим актам в российском праве принадлежит основное место среди всех юридических фактов, и они имеют место во всех его отраслях. Поэтому юридические акты отличаются большим разнообразием. К ним относятся: административные акты, процессуальные акты, договоры, заявления, жалобы граждан и др. Однако с точки зрения роли юридических актов в механизме реализации права целесообразнее выделить такие из них, как административные акты и договоры. Несмотря на то что и те и другие относятся к общей разновидности юридических фактов, они разнятся между собой в зависимости от метода правового регулирования, под которым понимается "устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений в данной области общественной жизни" <8>. Особенности того или иного метода правового регулирования проявляются по-разному: в определении субъектов правоотношений, в определении содержания их субъективных прав и юридических обязанностей и т. д. -------------------------------- <8> Теория государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. 1974. С. 516.

Среди правомерных действий юридические акты (административные акты и договоры в первую очередь) выделяются не случайно. Являясь юридическими фактами, они могут выполнять функцию индивидуального регламентатора регулируемых правом общественных отношений, т. е. иметь характер индивидуального предписания <9>. Юридические акты - правомерные действия - не только рычаг, при помощи которого приводится в действие механизм реализации права, но и средство, при помощи которого в большей или в меньшей степени конкретизируется содержание правоотношений. Однако было бы неверным связывать юридические факты лишь с динамикой правоотношений. Имеется в виду более отдаленная реакция юридического факта на поведение сторон. К примеру, договор служит не только основанием для возникновения и развития конкретного правоотношения, но и вместе с тем является регулятором поведения его участников, моделью поведения. Более того, стороны вольны выбрать любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, сами вправе сконструировать неизвестную действующему гражданскому законодательству модель, а также могут включить в договор по соглашению между собой любое, не противоречащее закону условие. -------------------------------- <9> См.: Алексеев С. С. Проблемы теории и права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 344.

Отдельные виды административных актов (финансовые акты, план перевозок грузов и др.) также могут выступать в качестве модели правомерного поведения участников конкретного отношения. В этом смысле мы можем констатировать, что в данном случае имеет место тесная взаимосвязь между указанными разновидностями юридических фактов (договоры, административные акты) и правовым порядком. Таким образом, правомерное поведение, выступая в роли юридического факта, не исчерпывает себя как только средство решения сугубо юридической задачи - возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Правомерные действия - юридические факты призваны решать и такие важные социальные задачи, как обеспечение прав и свобод граждан, законности, укрепление правопорядка, предупреждение правонарушений.

2. Акты реализации прав и обязанностей - завершающая стадия механизма реализации права

Возникшие в результате юридических фактов субъективные права и юридические обязанности - это следующая, но не завершающая стадия механизма реализации права, ибо они содержат конкретную модель правомерного поведения субъекта. Эти права и обязанности должны быть осуществлены. Для этой цели служит заключительная стадия этого механизма - реализация субъективных прав и юридических обязанностей <10>. Здесь происходит перевод общих предписаний правовых установлений в реальное поведение субъектов права. Акты реализации прав и обязанностей выступают в виде правомерного поведения, т. е. поведения, предписываемого законом. -------------------------------- <10> Интересна, на наш взгляд, позиция Ю. С. Решетова, который данный этап механизма реализации права называет "саморегулированием участниками реализации правовых норм собственного поведения". В частности, он пишет: "...реализацию норм права можно рассмотреть в плане выделения целостного участка правомерного поведения граждан, их организаций, являющихся непосредственными участниками общественных отношений, урегулированных нормами права" (см.: Решетов Ю. С. Реализация норм советского права. Системный анализ. Казань, 1989. С. 60).

Правовые нормы реализуются всегда поведением субъектов права, к которым они обращены. "Повиновение правовым требованиям составляет сущность процесса реализации права как совокупности фактических действий" <11>. Специфика обязывания как способ правового регулирования поведения людей заключается в том, что государство требует от них строго определенного варианта поведения, возлагает на субъектов прямую обязанность - совершить определенные положительные действия. Примером обязывания могут служить ст. ст. 57 - 59 Конституции Российской Федерации. В ст. 58, в частности, говорится: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Здесь прежде всего говорится об активных, энергичных действиях граждан. -------------------------------- <11> Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972. С. 25, 26.

Отметим: из всех правовых норм в большей степени нуждаются в подкреплении соответствующими средствами обязывающие нормы. В. В. Лазарев отмечает: "Если на субъекта возлагается обязанность к определенного рода деятельности, нужно по меньшей мере: 1) обеспечить его материальными средствами, 2) предоставить право требовать от третьих лиц содействия (или хотя бы невмешательства) в его законных действиях, 3) принять меры к осведомлению субъекта о содержании и результатах предписываемой деятельности, 4) определить формы контроля за действиями субъекта" <12>. Все перечисленные моменты особенно важны для характеристики деятельности органов государства. -------------------------------- <12> Лазарев В. В. Там же.

Обязывание как юридический способ регулирования поведения людей характеризуется не просто юридической обязанностью, а обязанностью положительного содержания (совершить известные действия). Они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т. е. выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению. Правомерные поведенческие акты, совершаемые в форме исполнения обязывающих правовых предписаний, играют заметную роль в управленческой сфере. Так, важнейшей обязанностью граждан выступает уплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции Российской Федерации), а в деятельности Правительства Российской Федерации она проявляется, в частности, в исполнении федерального бюджета (п. "а" ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации). Отмечая роль и значение исполнения в механизме реализации права, С. С. Алексеев справедливо пишет: "В наиболее точном, предельно строгом смысле о реализации права можно говорить при такой форме, как исполнение. Здесь действительно в юридических нормах, призванных вместе с другими правовыми средствами обеспечить гарантированный результат, закладываются известные программы поведения, которые затем должны в самом точном, прямом смысле осуществиться, перенестись в фактические отношения, претвориться в жизнь, реализоваться в активной деятельности субъектов" <13>. -------------------------------- <13> Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. С. 177.

Помимо этого необходимо отметить, что строгое и точное выполнение всеми субъектами (и в первую очередь государственными органами и должностными лицами) своих обязанностей самым непосредственным образом определяет уровень законности и состояние правопорядка, ибо состояние законности и правопорядка характеризуется строго правомерным поведением субъектов права. Вместе с тем следует подчеркнуть, что наиболее полно творческий потенциал права проявляется в таких формах его реализации, как использование и соблюдение. В. С. Нерсесянц справедливо отмечает, что "правовые дозволения и запреты призваны выразить и гарантировать всем членам общества максимально возможную на данном этапе его развития равную для всех меру свободы" <14>. Право в этом смысле выступает как такой регулятивный и охранительный механизм, который призван дать простор и гарантирует правомерное поведение. Дозволение в механизме реализации права проявляется неодинаково. В одном случае оно реализуется активным правомерным поведением самого управомоченного лица. Например, реализация права собственности, авторского права и пр. Здесь главное заключается в том, что наиболее полно проявляются собственные возможности лица, мера его собственного активного поведения. В другом случае дозволение реализуется правомерным поведением других лиц, которые обязаны совершить определенные положительные действия в пользу управомоченного. Управомочивающие нормы определяют возможности лиц удовлетворять свои интересы в различных сферах жизнедеятельности. В отличие от обязывающих норм они не предписывают какого-то строго определенного варианта поведения. Наделяя субъектов общественной жизни определенной свободой распоряжаться своими правами, они побуждают их к положительным поступкам. Если юридическая обязанность категорически требует совершения определенных правомерных действий, то субъективное право может остаться неиспользованным, и в этом случае не будет нарушения правовой нормы. Таким образом, устанавливая субъективное право, государство устанавливает возможный, но не обязательный вариант поведения управомоченного лица. -------------------------------- <14> Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997. С. 90.

Вместе с тем в практической деятельности довольно часто бывает так, что право субъекта есть одновременно его обязанность. Впервые на существование таких "правообязанностей" специальное внимание обратил С. Ф. Кечекьян. В частности, он писал: "Нередко возможность действовать, предоставленная лицу нормами права, является вместе с тем его обязанностью, составляет для него определенную общественную необходимость. Таковы полномочия должностных лиц, составляющие одновременно и их право, и их обязанность. Это и образует то, что можно называть компетенцией должностных лиц. Осуществление прав в отношении граждан и организаций составляет обязанность должностного лица по отношению к государству и его органам" <15>. Такое совпадение прав и обязанностей необычайно важно учитывать при анализе реализации права в деятельности должностных лиц. Так, в соответствии с п. 7 ст. 11 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О милиции" устанавливается, что сотрудники милиции вправе "задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления..." <16>. В указанном случае право сотрудника милиции по отношению к подозреваемому одновременно является его обязанностью перед государством, обществом. Только такая двусторонняя оценка действий милиции в указанном примере поможет раскрыть их значение для обеспечения охраны правопорядка. -------------------------------- <15> Кечекьян С. Ф. Указ. соч. С. 58. <16> Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. М., 1996. С. 199.

Запрет как способ регулирования поведения людей устанавливает пределы правомерного поведения, прямо указывая субъектам права, чего нельзя делать, как нельзя поступать. Соблюдение правового запрета нормы также характеризует правомерность поступка, но суть его здесь не в совершении действия, а в воздержании от него, в соответствии с запретом. Реализация правовых норм, запрещающих какие-либо действия, состоит в том, что граждане и организации не совершают этих действий. Таким образом, механизм реализации правового запрета определяется характером содержащегося в правовой норме предписания - не совершать нежелательных для государства и общества действий. Правовые запреты в большинстве своем являются выражением простых моральных требований, обращенных к человеку. При реализации таких запретов налицо гармоничное взаимодействие общечеловеческих ценностей и правового начала. На субъектов соблюдения правовых запретов возлагаются определенные юридические обязанности (не совершать тех или иных действий). Эти обязанности возникают непосредственно из предписаний правовых норм. При этом не требуется вспомогательных юридических действий в виде волеизъявления сторон или других юридических фактов, являющихся обязательным компонентом механизма осуществления всех иных видов правовых норм. В этом и заключается "простота" механизма реализации правовых запретов. Характерная особенность данной разновидности саморегулирования субъектами реализации норм права собственного поведения заключается в том, что адресаты нормы здесь не вступают в непосредственное взаимодействие с другими лицами, наделенными правами и обязанностями. Изучение различных видов правомерного поведения в зависимости от способов регулирования, таким образом, требует специального внимания, так как это связано с его решающим значением в формировании правового порядка.

3. Применение права

Механизм формирования правового порядка трудно представить без такой формы правомерного поведения, как правоприменение. Анализу применения права в современной юридической литературе уделяется самое пристальное внимание <17>. Эти исследования имеют важное значение и для выяснения места и роли этой юридически важной деятельности в механизме реализации права. При этом отметим: включение правоприменения в этот механизм должно быть всегда целесообразным, поскольку в общей цепи реализации происходит увеличение фактического состава, в том числе и за счет правоприменительных актов. -------------------------------- <17> См.: Вопленко Н. Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983; Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972; Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. Вопросы теории. Свердловск, 1973; Карташов В. Н. Применение права. Ярославль, 1990; Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978; Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972; он же. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.

В юридической литературе довольно часто употребляются такие словосочетания, как "исполнение индивидуально-правового акта", "исполнение правоприменительного акта", "реализация судебного решения", "исполнение приговора" и т. п. Думается, что все названное можно охватить понятием "поведение участников индивидуально-регламентированных общественных отношений" <18>. Ведь термин "исполнение индивидуально-правового акта" не может выразить всего богатства поведения, которое следует за индивидуально-правовым регулированием. Это поведение осуществляется не только в форме исполнения, но и путем использования и соблюдения. Отличает при этом правоприменение прежде всего то, что используют права, исполняют обязанности, соблюдают запреты индивидуальные и коллективные субъекты, являющиеся непосредственными участниками урегулированного диспозицией той или иной нормы права общественного отношения. Правомерное поведение предстает тут в качестве непосредственно-результативного момента, итога нормативно-правового регулирования. Причем однотипные акты данного правомерного поведения могут повторяться изо дня в день, их участники всегда (или почти всегда) реализуют свою собственную волю. -------------------------------- <18> См., например: Решетов Ю. С. Реализация норм советского права. Системный анализ. Казань, 1989. С. 64, 65.

Правоприменение же - это форма государственно-властной, юридически значимой деятельности, в ходе которой осуществляется индивидуально-правовое регулирование. Правомерные поведенческие акты, посредством которых оно воплощается в жизнь, носят государственно-властный характер, всегда конкретны. Субъект, наделенный властными полномочиями, всегда реализует не свою собственную волю, а волю государства, общества. Необходимо отметить, что такой акт правомерного поведения, как применение права, выступает на разных стадиях механизма формирования правопорядка. В одном случае правомерное поведение может выступать как юридический факт (для того, кому акт применения адресован), в другом - как акт реализации прав и обязанностей (для органа, издавшего этот акт). Это весьма важно с точки зрения тех последствий, которые влечет акт применения права. Действительно, ведь качество юридического факта и качество акта реализации прав и обязанностей в различных актах применения права имеет неодинаковое значение. В таком акте применения права, как решение суда о передаче имущества собственнику, наиболее контрастно выступает свойство юридического факта. В приговоре суда, содержащем общественное порицание осужденного, более ярко вырисовывается свойство акта реализации норм права. При этом отметим, что в любых случаях задача правоприменения - внести организующее начало в те акты правомерного поведения, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии правового порядка. Резюмируя, можно сказать, что правомерное поведение участников общественных отношений на различных этапах действия механизма реализации права проявляется по-разному и роль его неодинакова. На стадии юридического факта правомерное поведение выполняет роль средства, при помощи которого происходит переход от одной стадии механизма реализации права к другой, важнейшей функцией правомерного поведения на этом этапе является то, что оно влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Помимо нее, правомерное поведение играет роль индивидуального регламентатора регулируемых правом общественных отношений. На этапе реализации субъективных прав и юридических обязанностей правомерное поведение выступает перед нами уже как тот результат, на достижение которого направлено действие всего механизма реализации права. "Когда в обществе его члены действуют на основе и в соответствии с требованиями правовых норм, можно считать, что право реализовано, цели правового регулирования достигнуты" <19>. Анализ реализации норм права в этом аспекте позволяет уяснить, каким образом непосредственно достигается ее результат. Такой анализ вскрывает активную роль самих субъектов общественных отношений в их движении, стабилизации, осуществлении. Здесь фактически происходит саморегулирование участниками общественных отношений собственного поведения, поскольку само это поведение согласуется с предписаниями правовых норм по воле самих этих субъектов без вмешательства каких-либо специальных органов. К. Маркс, говоря о правовых нормах, отмечал, что "законы не являются репрессивными мерами против свободы... Напротив, законы - это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народа" <20>. Государственно-правовое регулирование в современном обществе осуществляется с учетом самодеятельности членов. Им должна предоставляться довольно обширная область свободы выбора решений. -------------------------------- <19> Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1979. С. 331. <20> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 62 - 63.

Вместе с тем довольно часто в реальной жизни правовая ситуация складывается таким образом, что субъект самостоятельно не может достичь желаемого результата или же его достижение связано с определенными трудностями. Правоприменение имеет специальную направленность на претворение права в жизнь, правоприменительные органы оказывают специальную помощь в реализации прав и обязанностей другими субъектами права. Правоприменитель направляет, организует, стимулирует поведение других субъектов, реализующих нормы права. Именно эти факторы оказывают огромное влияние на динамику правового порядка. Венцом работы механизма реализации права и всего механизма правового регулирования является правовой порядок. А. М. Васильев пишет, что правопорядок выступает в данном случае как "итоговая категория, фиксирующая объективные результаты преломления в реальных общественных процессах государственной воли во всех ее проявлениях. Она проявляется как общий юридический критерий эффективности правового регулирования, ибо его результаты выявляются при сопоставлении нормативных требований с общим состоянием правопорядка" <21>. В этой связи весьма целесообразно остановиться на анализе эффективности действия механизма реализации права. С. С. Алексеев указывает: "После того как правовые явления раскрылись перед исследователем во всех своих качествах и определениях, становится возможным продолжить исследование дальше - изучить, насколько эффективно они "работают" в реальных жизненных отношениях..." <22>. -------------------------------- <21> Васильев А. М. Указ. соч. С. 179, 180. <22> Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 25.

Вообще эффективность права с чисто юридической, специально-правовой стороны характеризуется безотказной и четкой работой всех компонентов правовой системы, всех элементов механизма реализации права, слаженностью, действенностью всей взаимосвязанной цепи юридических средств. В плане рассмотренного нами вопроса о роли и месте правомерных действий в механизме реализации права следует подчеркнуть, что эффективность воздействия права на поведение субъектов общественной жизни должна оцениваться с точки зрения того, в какой мере удалось средствами права обеспечить правомерное поведение. В связи с этим небезынтересно проследить за тем, как влияют такие звенья механизма реализации права, как юридические факты и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, на его эффективность. Юридические факты - правомерные действия являются одним из тех моментов, которые влияют на эффективность действия механизма реализации права. Прежде всего, это связано с выполнением юридическими фактами своей основной функции - оснований возникновения, изменения, прекращения правоотношений. С наступлением правомерных юридических фактов появляется возможность конкретизировать субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений, что позволяет им действовать со знанием дела. В этом плане велика роль такой разновидности юридических фактов - правомерных действий, как юридические акты. Выполняя функцию индивидуального, поднормативного регулирования общественных отношений, они в значительной мере оказывают влияние на эффективность действия механизма реализации права. Например, с помощью договоров достигается необходимая гибкость правового регулирования общественных отношений. Кроме того, "юридические (и тем более фактические) составы, закрепленные в гипотезе нормы, способны выполнять функцию "предварительного регулятора" общественных отношений" <23>. Это особенно проявляется тогда, когда правовым последствием выступает предоставление того или иного блага - жилья, пенсии, премии и т. д. Вместе с тем данная функция юридических фактов приобретает важное значение в сфере охраны прав и законных интересов граждан, правопорядка. В качестве примера сошлемся на такой юридический факт, как разрешение органов внутренних дел на приобретение охотничьего и газового оружия. Как справедливо отмечает В. Б. Исаков, "признание за разрешением значения юридического факта повышает положительное его воздействие на общественные отношения еще до возникновения (на базе всего юридического состава) правоотношения в целом" <24>. Это также один из путей влияния юридических фактов - правомерных действий на эффективность действия механизма реализации права. -------------------------------- <23> Исаков В. Б. Функции фактических обстоятельств в механизме правового регулирования // Советское государство и право. 1975. N 2. С. 115. <24> Исаков В. Б. Указ. соч. С. 115.

Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей являются уже прямым показателем эффективности действия механизма реализации права, его желаемым результатом. В этом плане следует согласиться с мнением о том, что "эффективность - это проблема процесса реализации права, в котором важную роль играют факторы, способствующие превращению нормы права в общественное отношение" <25>. Именно на стадии осуществления субъективных прав и юридических обязанностей мы можем оценить эффективность той или иной правовой нормы. Как раз на этой стадии механизма реализации права сверяется уровень практического воплощения в общественных отношениях правовых принципов с нормативными требованиями. Более того, процессы реализации Конституции органично связаны с данным компонентом механизма формирования правового порядка - с саморегулированием участниками правореализации собственного поведения. Речь идет в первую очередь о принципе прямого, непосредственного действия конституционных норм. Он нашел закрепление в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации и конкретизацию в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Эти конституционные новеллы создают все необходимые юридические предпосылки для превращения Основного Закона в непосредственно действующее право, позволяют говорить о Конституции как непосредственной юридической основе правопорядка. -------------------------------- <25> Кульчар Кальман. Основы социологии права. М., 1981. С. 238.

Для сравнения обратимся к предыдущему опыту конституционного развития России. В этой связи следует выделить известную ритуальность и бездействие конституционных положений, что, в свою очередь, воспитывало у граждан и должностных лиц отношение к конституционным нормам как к чисто декларативным. Действия органов власти, должностных лиц не были связаны нормами Конституции. "Обретение нашим обществом новой Конституции может дать прогрессивный общественный эффект в том случае, если она будет воспринята как выраженная в законе приоритетная социальная ценность, которая послужит обновлению и развитию всей законодательной системы, укреплению правопорядка и устойчивости государства и его институтов" <26>. Правореализующая саморегуляторная деятельность находит в осуществлении Конституции наиболее полное, адекватное воплощение. -------------------------------- <26> Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. С. 25.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать, на наш взгляд, следующие выводы. Вопросы совершенствования всего механизма правового регулирования не могут быть положительно решены без учета правомерного поведения субъекта, реализующего права и обязанности, определяемые правовыми предписаниями государства. В процессе реализации права представляется возможность обнаружить те "сбои", те слабые места, которые нельзя предусмотреть при издании правовой нормы. От решения этой задачи во многом зависит и улучшение деятельности правоохранительных органов, на которые возложена обязанность обеспечения правопорядка. Своевременное обнаружение этих "сбоев" и слабых мест и отыскание путей их устранения в значительной степени влияет на эффективность действия механизма реализации права. В этой связи представляется, что наиболее емким мерилом эффективности действия механизма реализации права является состояние реального правового порядка в стране, который в концентрированном и обобщенном виде позволяет оценивать работу этого механизма. Целью исследования в данном случае становится сопоставление состояния правопорядка с действием всех звеньев механизма реализации права, выяснение факторов, являющихся причиной эффективности или неэффективности его работы (поскольку часть социальных факторов в зависимости от конкретной ситуации может играть как положительную, так и отрицательную роль). Все это приводит к выводу о том, что проблемы эффективности действия механизма реализации права невозможно изучать умозрительным путем, без сбора и анализа информации, раскрывающей социальные, юридические, организационные и психологические факторы, оказывающие существенное влияние на правомерное поведение членов общества, на состояние реального правового порядка в нем.

Название документа