Административно-правовые средства обеспечения безопасности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
(Кошелев И. Н.) ("Административное и муниципальное право", 2008, N 2) Текст документаАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. Н. КОШЕЛЕВ
Кошелев Иван Николаевич - старший оперуполномоченный по особо важным делам УВД Южного административного округа г. Москвы.
Проблемы обеспечения безопасности во всех ее проявлениях имеют весьма актуальное значение. Связано это с тем, что безопасность обеспечивает состояние защищенности личности, общества и государства. В настоящее время исследуются различные виды общественной безопасности. В криминологии выявляются проблемы криминологической безопасности. Под криминологической безопасностью понимается объективное состояние защищенности прав, обязанностей, свобод, законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, а также осознание людьми такой защищенности <1>. -------------------------------- <1> См.: Симоненко Д. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
Как отмечает А. А. Фомин, "безопасность - это социально-правовое явление, которое должно рассматриваться в единстве функционального и институционального подходов как совокупность механизмов предупреждения и эффективного реагирования на возникающие угрозы личности, обществу и государству, в результате чего достигается состояние защищенности социальных отношений, обеспечивается их устойчивость и нормальное функционирование, гарантируется независимость от влияния негативных факторов, стимулируется экономическое, политическое, культурное развитие общества" <2>. -------------------------------- <2> См.: Фомин А. А. Юридическая безопасность субъектов российского права (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008. С. 12.
Следует отметить, что в настоящее время проблемам безопасности в научной литературе уделяется достаточно пристальное внимание <3>. Однако ученым и специалистам практикам не удалось сформулировать приемлемое для всех определение безопасности. Данное обстоятельство связано с целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка. -------------------------------- <3> См.: Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998; Мирошниченко В. М. Национальная безопасность Российской Федерации. М., 2002; Воронов А. М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности. М., 2006; Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2006; Стахов А. И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации. М., 2006; Варгузова А. А. Классификация некоторых форм деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности Российской Федерации // Административная реформа: проблемы развития и совершенствования. М., 2006. С. 180; Симоненко Д. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; и др.
В частности, А. Б. Антонов, В. Г. Балашов, проанализировав категорию "безопасность" с философской и правовой точек зрения, отмечают, что "сегодня есть множество определений безопасности, каждое из которых по-своему раскрывает природу данного явления. Безопасность приобретает фактически значение философской категории, поскольку охватывает все аспекты жизни и играет в ней существенную и определяющую роль. Исследователям пока не удалось выявить четкие и существенные признаки этого явления, и оно выступает пока некоей абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. Представление о безопасности развивается от поверхностного к более глубокому пониманию данного явления" <4>. -------------------------------- <4> См.: Антонов А. Б., Балашов В. Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996. С. 26; Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Как определено в ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" <5>, безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Данное определение безопасности является общим для всех видов безопасности, в том числе для собственной безопасности органов внутренних дел, а также для личной безопасности сотрудников органов внутренних дел. Как отмечает А. Д. Сафронов, "безопасность есть одно из условий нормального функционирования и развития биологических, экологических, социальных, экономических и технических систем, одновременно являющееся для человека высокозначимым социальным благом" <6>. -------------------------------- <5> См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769. <6> См.: Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М., 2003. С. 5.
К. С. Бельский под личной безопасностью понимает правовое положение отдельного гражданина, при котором государство гарантирует ему персональную защиту от противоправных посягательств и угроз иного рода, а также предоставляет право на личную оборону, причем в строго указанных законом случаях с применением оружия для защиты жизни, здоровья и собственности <7>. -------------------------------- <7> См.: Бельский К. С. Полицейское право / Под ред. А. В. Куракина. М., 2004. С. 367.
Проблемы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при выполнении возложенных на них задач, связанных со служебной деятельностью, приобретают в настоящее время особую остроту и актуальность. Связано это с тем, что потери среди личного состава органов внутренних дел в три раза превышают потери полицейских США, в среднем по данным МВД России, ежегодно от рук преступников гибнет свыше 300 сотрудников. В 50% случаев основной причиной гибели сотрудников является утрата ими бдительности, каждый седьмой случай связан с проявлением нерешительности и медлительности в применении огнестрельного оружия <8>. -------------------------------- <8> См.: Фомин И. П. Личная безопасность в практической деятельности органов внутренних дел. Челябинск, 2006. С. 3.
Административно-правовые и организационные средства обеспечения безопасности сотрудников ОВД закреплены в Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции" <9>, Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" <10>, Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <11> и др. -------------------------------- <9> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503. <10> См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 770. <11> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1455.
Сотрудникам милиции предоставлен ряд прав по обеспечению собственной безопасности. Так, согласно Закону Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции" <12> сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в следующих случаях: для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции; для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления (ст. 14). -------------------------------- <12> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях: для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием (ст. 15). В соответствии с ФЗ от 20.04.1995 "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <13> следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, подлежат государственной защите (ст. 2). -------------------------------- <13> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1455.
Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: - личная охрана, охрана жилища и имущества; - выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; - временное помещение в безопасное место; - обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; - перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; - переселение на другое место жительства; - замена документов, изменение внешности. Сотрудник органа внутренних дел, личная безопасность которого обеспечивается, имеет право: - знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности; - просить о применении или неприменении в отношении его конкретных мер безопасности; - требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его кроме осуществляемых иных мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или отмены каких-либо из осуществляемых мер; - обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности. Сотрудник органа внутренних дел, личная безопасность которого обеспечивается, обязан: - выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность; - незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действиях в отношении его; - бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в личное пользование для обеспечения безопасности; - не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры. П. П. Сергун, исследуя специфику службы в органах внутренних дел, говорит о том, что в современный период необходима Концепция государственной охраны сотрудников органов внутренних дел. Объективная необходимость данной концепции обусловлена тем, что охранные механизмы в отношении личного состава органов внутренних дел не отвечают современному состоянию развития российского общества и складывающейся ситуации в области борьбы с преступностью <14>. -------------------------------- <14> См.: Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации (состояние и теория развития). М., 1998. С. 220.
В этой связи было бы вполне оправданно принять нормативный правовой акт, в котором целесообразно закрепить административно-правовые механизмы обеспечения собственной безопасности в целом и сотрудников органов внутренних дел в частности. Данный нормативный правовой акт должен иметь статус федерального закона. Для более эффективного обеспечения личной безопасности сотрудник органов внутренних дел должен конкретно представлять свое поведение и действия в экстремальной ситуации, психологически быть готовым к самозащите и в случае необходимости к нейтрализации нападающих. С этой целью каждому сотруднику необходимо моделировать свое поведение и действия в различных ситуациях, что даст возможность лучше запомнить и овладеть необходимыми действиями и приемами, выработать психологическую готовность к оптимальному поведению, своевременно распознать и правильно оценить опасную для здоровья и жизни ситуацию, ограничить возможность внезапного нападения со стороны злоумышленников, оградить себя и своих близких от преступных посягательств. Каждому сотруднику органа внутренних дел, безопасность которого находится под угрозой, необходимо обратить внимание на места вероятного нападения злоумышленников на него и членов его семьи. Практически внезапное нападение может произойти в любом месте, в любое время суток, одиночное или групповое, безоружное или вооруженное. Злоумышленники при подготовке преступления в отношении сотрудников органов внутренних дел, как правило, выбирают малонаселенные места, тихие и слабоосвещенные улицы, переулки, пустыри, нежилые строения, парки, скверы, проходные дворы, подземные переходы, подъезды домов, лифты. Нападение (захват) может произойти из мимо проезжающего и притормаживающего автомобиля, в "попутном" автомобиле, а также при подвозе незнакомых людей в личном или служебном автомобиле, в местах массового скопления людей: митинг, спортивное зрелище, базар, вокзал, метрополитен и т. д. Каждый сотрудник органа внутренних дел должен знать номера телефонов дежурного по отделению, отделу и управлению. Угрозы по телефону. При поступлении угрозы по телефону необходимо в разговоре с абонентом выяснить причины и мотивы угрозы, внимательно собирать информацию о звонившем. Это особенно важно, если нет возможности определить номер абонента или записать разговор на магнитную ленту. Прежде всего обратите внимание на характер звонка - не был ли он междугородным (из автомобиля, радиотелефона). Затем обратите внимание на начало разговора: первые слова звонившего, представился ли он, уточнил ли, с кем говорит, или сразу начал угрожать <15>. -------------------------------- <15> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Очень важны следующие детали: слова произносились: быстро или медленно, внятно или нет, с заиканием, с акцентом, дефектами речи и другими особенностями; манера говорить: спокойная и уверенная, невнятная и бессвязная, вежливая или непристойная, озлобленная или равнодушная, эмоциональная или бесцветная; наличие посторонних шумов, сопровождавших разговор: другой голос, подсказывавший, что говорить, тишина или шум станков, машин, телефонных разговоров, транспорта (поезд, уличный шум, гул метро и др.) <16>. -------------------------------- <16> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Сразу после разговора надо по этим пунктам письменно зафиксировать все, что вам удалось заметить. Не надейтесь на свою память, в экстремальной ситуации и при волнении она часто подводит. Если события, по которому вам начали угрожать, не было, не спешите сообщать об этом своему собеседнику, иначе вы потеряете информационное преимущество. Выясняйте детали, узнавайте их под предлогом необходимости убедиться в осведомленности собеседника, требуйте новых доказательств. В ходе беседы через родственников или сослуживцев, присутствующих при разговоре, свяжитесь с дежурным (или с руководством) органа внутренних дел с целью установления номера телефона и местонахождения звонившего. Если абонент прервал разговор, положите свою трубку рядом с телефонным аппаратом - канал связи еще будет сохраняться больше часа. О поступившей угрозе доложите рапортом своему руководителю, который обязан принять меры по установлению звонившего с угрозой подчиненному и решить вопрос о возможности его задержания по горячим следам <17>. -------------------------------- <17> См.: Иванов Б. В. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Челябинск, 2006. С. 15.
Угрозы в письменной форме и по почте. При получении угроз в письменной форме необходимо принять меры по сохранению возможных отпечатков пальцев рук на бумаге (конверте), вложив их в плотно закрываемый полиэтиленовый пакет, для последующего проведения графической, дактилоскопической и одорологической экспертиз. Особую осторожность рекомендуется проявлять при получении бандеролей, посылок и других почтовых отправлений. Нужно тщательно осмотреть получаемый предмет, обратить внимание на наличие адреса отправителя, стандартность упаковки, необычность размеров бандероли. При возникновении подозрения о наличии взрывчатых веществ или других вложений (сильнодействующие вещества) обратиться через руководство в специальные подразделения <18>. -------------------------------- <18> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Меры безопасности в квартире. Во избежание проникновения нападающих в квартиру сотрудника органа внутренних дел целесообразно: укрепить дверь квартиры, оборудовать ее глазком, цепочкой, задвижкой. Желательно дверь сделать открывающейся наружу и не ставить на нее снаружи прочную дверную ручку. Внутреннюю дверную ручку нужно надежно закрепить; если квартира расположена на первом или самом верхнем этаже дома и существует реальная опасность проникновения с улицы или через близко расположенное окно лестничного пролета, оборудовать окна и двери балкона металлическими сетками или решетками; при попытке постороннего лица открыть дверь квартиры ключом или взломать ее необходимо блокировать дверь мебелью, по телефону сообщить в ближайшее отделение милиции (телефоны должны запоминаться или находиться на телефонном столике) или дежурному по месту службы и приготовиться к самозащите имеющимися подручными средствами. При отсутствии телефона попытаться привлечь внимание окружающих: позвать на помощь соседей, разбить окно, выходящее на улицу, и т. д.; если в квартире внезапно погас свет, не следует без предварительной проверки выходить на лестничную площадку. Не исключено, что свет отключен злоумышленником с целью выманить сотрудника из квартиры; если сотрудник проживает одни, то не следует распространяться об этом в кругу малознакомых людей, договариваться о встрече с неизвестными лицами у себя в квартире (доме); при входе в неосвещенный подъезд можно имитировать, что вы не один. Входить необходимо уверенно, но осторожно, приготовившись к защите, не рекомендуется входить в лифт с подозрительным лицом, а если попутчик уже вошел в лифт, повернитесь к нему лицом и контролируйте его поведение <19>. -------------------------------- <19> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Меры безопасности на работе. Для минимизации возможностей проникновения злоумышленников в служебный кабинет рекомендуется: не оставлять ключи от кабинета в доступных для посторонних лиц и неохраняемых местах; закрывайте свой кабинет, даже если уходите всего на несколько минут; не оставляйте незнакомых лиц и случайных посетителей одних в кабинете; не принимайте посетителей при открытом сейфе, расположенных на столе документах, особенно секретных; при приеме посетителей уберите со стола острые и колющие предметы, исключите возможность внезапного нападения, завладения табельным оружием и взятия вас в качестве заложника; отказывайтесь от угощения со стороны неизвестных лиц во избежание подмешивания в пищу отравляющих и сильнодействующих веществ; с посетителями держите себя хладнокровно, если их действия становятся агрессивными, пригласите сослуживцев и локализуйте конфликтную ситуацию; будьте бдительными при подходах к месту работы - обращайте внимание на необычные предметы, провода, идущие к помещениям, подозрительное поведение окружающих лиц <20>. -------------------------------- <20> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Меры безопасности в общественных местах. В период ухудшения криминогенной обстановки в стране наши улицы стали опасными, особенно в утреннее, вечернее или ночное время. Чтобы обезопасить себя и своих близких от преступных посягательств на улице, предлагается руководствоваться следующими рекомендациями: разработать различные варианты маршрутов на работу и по личным делам, чаще менять их; знать местонахождение подразделений правоохранительных органов, расположенных в районе места жительства и по маршруту движения; знать расположение опасных в криминогенном отношении мест, где необходимо быть предельно осторожным и внимательным; для обеспечения собственной безопасности лучше удлинить маршрут и идти через людные и хорошо освещенные места, избегая передвижения через густо засаженные скверы, заброшенные помещения и другие места, где возможно внезапное нападение. В темных и плохо освещенных кварталах желательно передвигаться посередине улицы; ходить по тротуару следует лицом к направлению уличного движения автотранспорта; не подходить близко к стенам зданий, дверям подъездов, огибать угол дома следует, увеличив радиус; разговаривая по телефону, повернуться лицом к прохожим, чтобы избежать нападения сзади; при преследовании вас необходимо ускорить движение, перейти на другую сторону улицы или к многолюдным местам. Запомните преследователей, с помощью милиции или других лиц (в соответствии с обстановкой) задержите их; при угрозе физической расправы во время встречи с неизвестными лицами действуйте по обстановке, по возможности выясните причины и мотивы угрозы, запомните приметы угрожавших, заявите об угрозе в отделение милиции, по прибытии на службу подробным рапортом доложите о происшедшем руководству. Если вам угрожали в присутствии других лиц, запишите их данные с целью получения в дальнейшем свидетельских показаний; при угрозе кому-либо из членов вашей семьи подробно опросите их о характере угрозы, приметах угрожавших лиц, выясните, связана ли угроза с вашей работой <21>. О всех случаях угроз своевременно доложите рапортом (по телефону) руководству подразделения с подробным изложением происшедшего <22>. -------------------------------- <21> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php. <22> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Меры безопасности при передвижении в автомобиле. Особую бдительность должны проявлять сотрудники органов внутренних дел, использующие для передвижения личный или служебный автотранспорт, который сам по себе притягивает криминогенные элементы с целью завладения им как материальной ценностью. Чтобы обезопасить себя, рекомендуется: не оставлять автомобиль без присмотра с открытыми замками или с работающим двигателем; при выходе из автомобиля вынимать ключи из замка зажигания; по возможности оборудовать автомобиль дистанционной сигнализацией, пульт управления которой хранить отдельно от ключей зажигания и дверных замков; не подсаживать к себе в автомобиль неизвестных лиц, даже если они едут в попутном направлении или предлагают крупную сумму денег и т. д.; парковать автомобиль в хорошо просматриваемых местах; при подходе к автомобилю обратить внимание на окружение, нет ли поблизости подозрительных лиц, предметов, проводов и на состояние транспортного средства - замки дверей, капота, крышки багажника, шины и т. п.; при остановке сотрудником Госавтоинспекции обратить внимание на форму одежды, наличие нагрудного знака и его номер. При возникновении подозрений (значительное расстояние до поста Госавтоинспекции, "глухое" место, неправильная экипировка, использование преступного лексикона) о принадлежности проверяющего к органам Госавтоинспекции, не выключая двигателя и при закрытых замках дверей, предложить ему осуществить проверку на ближайшем посту ДПС; при попытке остановить автомобиль неизвестными лицами закрыть внутренние запоры дверей, не глушить двигатель, попытаться сманеврировать или развернуться в обратном направлении, включить звуковой или световые сигналы либо сигнализацию; в случае захвата автомобиля неизвестными, если сотрудник находится за рулем, необходимо попытаться привлечь внимание сотрудников Госавтоинспекции, нарушив правила дорожного движения. С помощью сотрудников Госавтоинспекции попытаться задержать правонарушителей. Если это не удалось, подробным рапортом доложить о происшедшем руководству органа внутренних дел с целью установления и задержания преступников <23>. -------------------------------- <23> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Выявление слежки. Выявить слежку со стороны преступных элементов можно тремя способами: личной проверкой; с помощью контрнаблюдения; путем перехвата радиопереговоров между лицами, ведущими слежку. Приемы личной проверки весьма разнообразны и многочисленны, они зависят во многом от субъективных особенностей человека и условий, в которых они применяются <24>. -------------------------------- <24> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Личная проверка при передвижении пешком. Прежде всего необходимо изучить обстановку у места постоянного пребывания с целью выявления поста наблюдения или мест их вероятного расположения. При передвижении пешком можно использовать наиболее характерные способы обнаружения слежки: переход нешироких улиц с одной стороны на другую, предварительно посмотрев по сторонам. Чтобы увеличить время осмотра предполагаемых лиц, ведущих слежку, можно выбрать момент, когда к месту перехода приближается автомашина или должен загореться запрещающий сигнал светофора; достаточно легендированное изменение движения на противоположное (заход в магазин, другие учреждения, использование подземных переходов, имеющих зигзагообразную лестницу); неожиданная остановка на маршруте (эффективна, где нет укрытий для лиц, ведущих наблюдение); осмотр окружающей обстановки, использование отражений в витринах; психологическое воздействие на возможное наблюдение (преднамеренное сближение, "случайно" оставленные предметы и др.) <25>. -------------------------------- <25> См.: Фомин И. П. Личная безопасность в практической деятельности органов внутренних дел. Челябинск, 2006. С. 21.
В некоторых случаях для проведения личной проверки используются открытые приемы: переход улиц в запрещенном месте: неожиданные остановки в труднодоступных для наблюдения местах (проходные дворы, подъезды, переулки и др.); резкое изменение направления движения; неоправданный пропуск автотранспорта на остановках; частые пересадки с одного вида транспорта на другой; просмотр потока автомашин из салона общественного транспорта; переход с одной платформы на другую в момент отхода (прихода) поезда в метро; выход из вагона при закрытии дверей; пропуск поездов в метро; проход по всему составу загородного поезда. При обнаружении возможной слежки необходимо незамедлительно доложить рапортом непосредственному руководству с подробным изложением условий выявления наблюдения, с указанием примет лиц, ведущих наблюдение, описания транспортных средств и других факторов. Личная безопасность при передвижении на автомашине. Личная безопасность при передвижении на автомашине должна способствовать созданию условий для изучения обстановки на трассе (маршруте движения) как впереди, так и сзади. Можно предложить несколько вариантов проверочных действий: желательно, чтобы магистраль, по которой проходит маршрут движения, не имела объездных путей или параллельных улиц для ведения опережающего или встречного наблюдения; если маршрут проходит по магистрали с оживленным движением, то одна из автомашин группы наблюдения вынуждена держаться близко к автомашине наблюдаемого, как правило, сзади; удобный момент для выявления слежки - это правильное использование регулируемых перекрестков; если есть возможность выезда на автомашине с водителем, то можно использовать высадку пассажиров, а через некоторое время забрать их в заранее обусловленном месте; нарушение правил дорожного движения на автомашине; положительный результат дает использование разворотов и поворотов, желательно легендированных <26>. -------------------------------- <26> См.: Обеспечение собственной безопасности сотрудников правоохранительных органов // http://www. zakon-grif. ru/swat/articles/view/101.php.
Название документа