Применение законодательства о банкротстве в процессе процедуры наблюдения

(Заболоцкая И. В.) ("Юрист", 2008, N 3) Текст документа

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ

И. В. ЗАБОЛОЦКАЯ

Заболоцкая И. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Смоленского филиала Московского университета МВД России.

С момента принятия первого Закона о банкротстве (1992 г.) не утихают споры по поводу общей направленности российского законодательства о банкротстве: прокредиторской либо продолжниковой. Эти термины появились вместе с самим Законом. Многие ученые и практики считают, что восстановительные процедуры имеют низкую эффективность и после их окончания должник признается банкротом, а кредиторы либо ничего не получают, либо получают гораздо меньше того, на что рассчитывали. Некоторые авторы утверждают, что наблюдение, закончившееся восстановлением платежеспособности, - это чаще всего захват бизнеса путем использования процедуры банкротства <1>. -------------------------------- <1> Телюкина М. В. Некоторые проблемы процедуры наблюдения в рамках дела о банкротстве должника // Законы России. Опыт, анализ, практика. 2006. N 3.

Тем не менее действующий Закон о банкротстве 2002 г. направлен на усиление продолжниковой направленности законодательства о банкротстве. Это значит, что восстановительные процедуры признаны приоритетными, а целью Закона остается восстановление платежеспособности должника. С этой позиции хотелось бы остановиться на одной из важных процедур банкротства - процедуре наблюдения и указать на некоторые проблемы, существующие при ее применении на практике. В ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ <2> "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ о банкротстве) дано понятие наблюдения - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Это первая и обязательная процедура банкротства. Она оценивается как компромисс между соблюдением интересов должника и кредиторов. В этот момент крайне важно сбалансировать интересы сторон: о неплатежеспособности должника уже достаточно хорошо известно (при этом назначена дата предстоящего судебного разбирательства), а с другой - определенные судебные мероприятия еще не начались. -------------------------------- <2> Российская газета. 2002. 2 ноября.

Согласно ст. 7 ФЗ о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Заявления названных лиц должны соответствовать требованиям ст. 37 - 41 ФЗ о банкротстве. В случае если до назначения судом заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику на рассмотрение суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления о признании должника банкротом рассматриваются судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве; данные заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в суд (п. 8 ст. 42 ФЗ о банкротстве). При изучении практики Арбитражного суда Смоленской области по делам о банкротстве нередко встречаются случаи, когда поступает заявление от кредитора, дело назначается к рассмотрению, но после этого поступает заявление о признании должника банкротом от другого кредитора либо уполномоченного органа. Заявление принимается к производству в качестве заявления о вступлении в дело, назначается к рассмотрению после даты рассмотрения дела (п. 8 ст. 42 Закона о банкротстве). В дальнейшем судом выносится определение об обоснованности размера требований кредитора либо уполномоченного органа (заявленного после принятия первого заявления) и включения их в реестр требований кредиторов. Представляется интересным, что Закон о банкротстве не определяет, в каком порядке должны рассматриваться эти требования (в частности, не сказано, что в первую очередь выясняется обоснованность требований кредитора, подавшего заявление более раним числом). Этот вопрос остается на разрешение суда <3>. -------------------------------- <3> Телюкина М. В. Там же.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия судом заявления должника к производству (п. 2 ст. 62 ФЗ о банкротстве). По другим заявлениям (кредитора, уполномоченного органа) наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику (п. 6 ст. 42, ст. 48, п. 1 ст. 62 ФЗ о банкротстве). Судебное заседание должно проводиться в срок не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления, которое изготавливается в пятидневный срок со дня поступления заявления о признании должника банкротом. По результатам рассмотрения обоснованности требований заявления к должнику суд выносит одно из следующих определений: - об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения; - об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу; - о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения. Определения суда, принимаемые в стадии наблюдения, имеют различное значение, в отношении некоторых из них Закон регламентирует направление определенным адресатам, а в определениях суда подчас не указывается, кому направить судебный акт. Согласно п. 4 ст. 42, п. 2 ст. 48 ФЗ о банкротстве суд должен направлять определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, регулирующему органу, заявленной саморегулируемой организации. Необходимо учитывать и требования, предъявляемые к определению суда, содержащиеся в п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 <4>. В них установлено, что в определении суда о введении наблюдения должны содержаться указания на признание требований заявителя обоснованными, включение их в реестр требований кредиторов в установленном размере и очередности их удовлетворения; в последующем кредиторы не обязаны предъявлять такие требования в порядке, предусмотренном ст. 71 ФЗ о банкротстве. Это положение не всегда учитывается, что показывает изучение практики Арбитражного суда Смоленской области. -------------------------------- <4> Вестник Высшего Арбитражного Суда. 2005. N 3.

Определение о введении наблюдения направляется лицам, участвующим в деле, и дополнительно в кредитные организации, подразделения судебных приставов, уполномоченные органы (п. 2 ст. 63 ФЗ о банкротстве). Необходимость направления определения в указанные организации вызвана тем, что согласно ст. 63 ФЗ о банкротстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения наступают определенные последствия (кредиторы предъявляют требования к должнику, приостанавливается исполнение по исполнительным листам, запрещается выдел доли, выплаты дивидендов, запрещаются определенные сделки). Изучение судебных дел показало, что исполнение требований п. 2 ст. 63 ФЗ о банкротстве не всегда можно проверить (в определении не указано, кому его следует направить, уведомления о вручении отсутствуют). Особую проблему вызывает извещение утвержденного временного управляющего. Саморегулируемая организация представляет список кандидатур без указания почтового адреса (офиса арбитражного управляющего). В таких ситуациях суд вынужден извещать временного управляющего через саморегулируемую организацию (из практики Арбитражного суда Смоленской области). При введении наблюдения особо актуален вопрос частичного исполнения должником требований кредитора-заявителя в период после принятия судом заявления о банкротстве должника и до проведения специального заседания по проверке обоснованности требований кредитора. Встречаются случаи, когда должники полностью погасили задолженность уже после назначения дела к рассмотрению. Следовательно, суд своим определением во введении наблюдения отказывает, производство по делу прекращается. Изучение практики арбитражных судов показывает, что не всегда выполняются требования ФЗ о банкротстве по подготовке дел о банкротстве к рассмотрению по существу. Допускаются нарушения пятидневного срока принятия заявлений (п. 2 ст. 42 ФЗ). В определениях суда о назначении вопроса об обоснованности требований заявителя не запрашивается отзыв должника. А это очень важно для него, так как в отзыве на заявление должно быть указано: - имеются ли у должника возражения на требования заявителя, доказательства необоснованности при их наличии; - общая сумма задолженности перед кредиторами работниками должника, обязательными платежами, сведения о счетах в кредитных учреждениях; - могут быть указаны и иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения. Здесь важное значение имеют сведения об имуществе должника, о дебиторской задолженности, поскольку они влияют на решение вопроса о финансировании процедуры банкротства и о погашении кредиторской задолженности. Оценивая цели и задачи процедуры наблюдения, можно утверждать, что с экономической точки зрения наблюдение - процедура пассивная, поскольку в течение этого периода предприятие-должник продолжает обычную хозяйственную деятельность, его руководство действует почти так же, как раньше. Деятельность временного управляющего носит контрольный аналитический характер. Функционируя одновременно с руководством должника, он не управляет организацией, не совершает сделки с имуществом должника, а играет роль наблюдателя, подотчетного арбитражному суду <5>. Не всегда можно согласиться с таким узким видением функций временного управляющего. -------------------------------- <5> Юлова Е. С. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб. пособие. М.: МГИУ, 2007.

Правовое положение, цели и задачи, а также назначение временного управляющего также вызывают множество противоречивых мнений. Порядок утверждения арбитражного управляющего основан на принципах соответствия кандидатуры требованиям, формирования саморегулируемой организацией арбитражных управляющих списка кандидатур арбитражных управляющих на коллегиальной основе, в частности свободного доступа заинтересованных лиц к проведению указанной процедуры <6>. -------------------------------- <6> Голдина И. Проблемы утверждения арбитражного управляющего // ЭЖ-Юрист. 2007. N 8.

Не всегда возможно утверждение временного управляющего вместе с введением наблюдения: во-первых, в силу закона по заявлению руководителя должника, когда наблюдение вводится при приеме заявления; во-вторых, на основании п. 3 ст. 49 ФЗ о банкротстве в случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру арбитражного управляющего, суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении кандидатуры управляющего, но не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. На практике в таком порядке утверждаются кандидатуры арбитражных управляющих по многим делам. Временные управляющие не утверждаются одновременно с процедурой наблюдения в связи с непредставлением саморегулирующими организациями арбитражных управляющих, рекомендуемых для утверждения. Эту проблему поднимают и многие авторы в своих научных публикациях <7>. -------------------------------- <7> Голдина И. Там же; Проблемы саморегулирования в деятельности арбитражных управляющих // Антикризисное и внешнее управление. 2006. N 6. С. 10.

Анализируя многочисленные аспекты деятельности временного управляющего, необходимо помнить, что ФЗ о банкротстве определяет фигуру временного управляющего, назначенного судом, как лицо, контролирующее деятельность органов управления для обеспечения целей наблюдения. Но эти функции достаточно серьезны и важны. Чего стоит только правильный, грамотный анализ финансового состояния должника (он состоит из многих составляющих), выявление кредиторов, установление размеров их требований. Особое внимание уделяется подготовке и проведению общего собрания, решающего важнейшие вопросы данной процедуры банкротства. Все это выражается в подготовке многочисленной документации, предоставляемой арбитражному суду. Для продолжения и укрепления продолжникового характера действующего Закона о банкротстве необходимо четко и неукоснительно соблюдать его положения, в частности касающиеся действий всех участников процедуры наблюдения. Немаловажную роль в этом играет и соблюдение арбитражными судами норм процессуального законодательства, о которых говорилось выше.

------------------------------------------------------------------

Название документа