Прогнозирование деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел в борьбе с преступностью

(Токалов Т. Б.) ("Российский следователь", 2007, N 14) Текст документа

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Т. Б. ТОКАЛОВ

Токалов Т. Б., кандидат юридических наук, доцент, докторант ВНИИ МВД России.

Как сложное социальное явление, преступность обусловлена причинами, лежащими в сфере социально-экономических и культурных условий жизни общества. Одним из значительных резервов обеспечения деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел в борьбе с преступностью является прогнозирование негативных тенденций последней на различные сроки, поскольку сам процесс прогнозирования повышает профессионализм действий этих аппаратов по сбору, накоплению, анализу и использованию разнообразной информации, относящейся к их компетенции. Процесс борьбы с преступностью не проходит быстро и гладко. Эта проблема не может решаться путем каких-либо "кампаний", без учета реальных объективных возможностей, имеющихся в обществе на каждом этапе его развития. При этом необходимо учитывать, что эти возможности нужно правильно использовать, создавая солидную научную базу для успешной организации борьбы с преступностью силами как государственных правоохранительных органов, так и обществом в целом <1>. -------------------------------- <1> Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 1990. 272 с.

Одним из необходимых условий борьбы с преступностью является научный подход к организации борьбы с этим явлением. На службу этой борьбе поставлены достижения различных общественных наук: социологии, политологии, психологии, педагогики, права, которые располагают богатым арсеналом средств и методов предупреждения разнообразных уголовных проявлений. В настоящее время многие из этих наук разрабатывают такие методы, которые дают возможность правильно организовывать работу с учетом перспективы. Применительно к теории и практике деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел данные методы используются для эффективного управления процессами борьбы с уголовными проявлениями не только в настоящем, но и в будущем. Специфика прогнозирования в различных областях общественной жизни зависит от принадлежности исследуемых проблем к той или иной отрасли знания. Так, в рамках государственно-правового (юридического) прогнозирования <2> одна группа ученых выделяет следующие его разновидности: криминологическое <3>, уголовно-исполнительное <4>, криминалистическое <5> и т. д. В таком аспекте Д. В. Гребельским рассматриваются и проблемы прогнозирования оперативно-розыскной деятельности, которые неоднократно являлись предметом специальных исследований <6>. -------------------------------- <2> См.: Сафаров Р. А. Прогнозирование и юридическая наука // Советское государство и право. 1969. N 3. <3> См.: Аванесов Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1975. С. 140 - 141. <4> См.: Шмаров И. В. Предупреждение преступности среди освобожденных от наказания. М., 1974. С. 7 - 8. <5> См.: Белкин Р. С. Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики. М., 1970. С. 110 - 115. <6> Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1972.

Рядом ученых высказан обоснованный вывод о том, что даже при будущем изменении способов отдельных преступных посягательств и их объектов в сфере производства и распределения материальных благ сохранятся корыстные преступления, совершаемые тайно, замаскированно. Заслуживает внимания мнение А. И. Долговой относительно того, что меры по борьбе с преступностью всегда должны приниматься заранее и быть максимально эффективными, а следовательно, научно обоснованными, прежде всего с прогностической точки зрения <7>. При этом прогнозирование важно не само по себе, не для пассивного созерцания возможных вариантов будущего, а прежде всего для научной разработки перспективных проблем <8>. -------------------------------- <7> Долгова А. И. Проблемы разработки стратегии борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы: Сб. статей / Под ред. А. И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 5 - 18. <8> Исиченко А. П. Оперативно-розыскная криминология: Учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001.

Следует заметить, что в настоящее время никто из ученых-правоведов не возражает против возможности прогнозирования преступности. Однако теоретические проблемы все еще недостаточно увязываются с современной практикой, не всегда учитываются возможности последней. Порой это приводит к явной недооценке роли прогнозирования. Нередки и случаи, когда отдельные руководители оперативных аппаратов органов внутренних дел, скептически относясь к прогнозированию (прогнозированию преступности), считают возможным лишь планирование мер борьбы с преступностью. Между тем прогнозирование не является альтернативой планированию, а представляет собой вспомогательное научное средство последнего. Планирование же имеет целью повышение качества прогнозирования. Отрицать необходимость прогнозирования социальных явлений и процессов и признавать только их планирование - значит, по существу, отрицать объективность и сложность содержания этих явлений и процессов, упрощать проблему, по существу, отождествлять прогнозирование и планирование, делать уступки субъективизму. В действительности же остается незыблемым положение об объективном характере социальных явлений и процессов, закономерности которых необходимо познавать, а также оценивать характер и степень их воздействия в будущем, чтобы можно было этими процессами управлять <9>. -------------------------------- <9> Аванесов Г. А. Современные требования, предъявляемые к методологии криминологического прогнозирования // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 26. М., 1977.

Прогнозирование, как отмечает Е. И. Каиржанов, в отличие от прогноза является процессом получения информации о будущем, о явлениях (событиях, фактах), которые не существуют в момент, когда делается предсказание. Иными словами, прогнозирование - это процесс научного предсказания будущего состояния прогнозируемого объекта на основе анализа его прошлого и настоящего, систематическое получение научно обоснованной информации относительно перспективного периода <10>. -------------------------------- <10> Каиржанов Е. И. Криминология. Общая часть. Алматы, 1995. 168 с.

Теоретическую основу прогнозирования преступности составляют выводы и достижения криминологии как науки о преступности, и особенно научные положения о преступности как социальном явлении, о факторах, влияющих на изменения преступности в различные исторические периоды. Теоретическое осмысление этих положений дает возможность найти главные причинно-следственные связи между различными явлениями и преступностью, определяющие ее изменение в перспективе. Изучение преступности, оперативной обстановки не может сводиться только к социальному или юридическому анализу. Теория и практика оперативно-розыскной деятельности, как отмечает И. И. Карпец, должны вместе решать стоящие перед ними проблемы. Однако, по его мнению, определяющее значение для прогнозирования оперативной обстановки приобретают комплексные социальные прогнозы, отвечающие потребностям научного управления, в том числе и борьбы с преступностью <11>. -------------------------------- <11> Карпец И. И. Современные проблемы уголовного права в криминологии. М., 1976.

Теория и практика криминологического прогнозирования, пройдя определенный этап развития, в настоящее время решают сложные задачи, относящиеся к проблеме организации борьбы с преступностью. По нашему мнению, в современный период уже неактуальна дискуссия о возможности или невозможности прогнозирования преступности. Прогнозирование не только возможно, но и необходимо. Ученых и практических работников интересуют вопросы, связанные с организацией борьбы с преступностью. Это вызвано тем, что современный уровень научных исследований в криминологии, основанная на них прогностическая деятельность вскрыли множество ранее неизвестных особенностей преступности, выявили новые проблемы (социально-психологические, экономические, демографические и др.). Преступность предстает как социальная система, состоящая из множества элементов, образующих целостное структурное единство. Естественно, при таком понимании изучаемого явления вопрос, каким образом можно воздействовать на преступность, стал тождествен вопросу, как организовать борьбу с этим социальным явлением. Однозначного ответа, на наш взгляд, здесь быть не может, так как требуется рассмотрение ряда взаимосвязанных проблем, в частности прогнозирования и планирования. При этом следует иметь в виду, что прогнозирование - важный и необходимый этап планомерной борьбы с преступностью; оно в первую очередь решает вопросы принятия заблаговременных руководящих решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, осуществляющих профилактические, предупредительные и иные мероприятия по борьбе с ней. Ю. М. Антонян, Ю. Д. Блувштейн, Г. Б. Чикоидзе отмечают, что прогнозирование также связано и с другой областью борьбы с преступностью - повседневным, непосредственным, оперативным руководством. Такое руководство, по их мнению, сформировалось в сложную систему методов, с помощью которых вырабатываются мероприятия, направленные на предупреждение и раскрытие преступлений в данный период времени и в будущем. При этом эти авторы указывают, что прогнозирование дает возможность установить общую цель борьбы с преступностью на том или ином отрезке времени, исходя из которой составляются конкретные планы (кратковременные и долгосрочные), доводимые до каждого заинтересованного органа государственного управления как в центре, так и на местах <12>. -------------------------------- <12> Антонян Ю. М., Блувштейн Ю. Д., Чикоидзе Г. Б. Прогнозирование преступного поведения и предупреждение преступлений // Сов. государство и право. 1977. N 4.

В свою очередь, Ю. М. Антонян, далее развивая указанное выше положение, отмечает, что в данном случае еще не заканчивается миссия прогнозов; с их помощью заблаговременно расписывается программа мероприятий по осуществлению планов, которые выполняются при оперативном руководстве практикой <13>. -------------------------------- <13> Антонян Ю. М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 26. М., 1977.

При этом заслуживает внимания мнение Г. А. Туманова относительно того, что выполнение поставленных перед практикой задач, сформулированных с помощью криминологических прогнозов, требует постоянного управления, которое осуществляется в основном посредством различного рода указаний, распоряжений, директив, приказов, планов (текущих и перспективных) <14>. -------------------------------- <14> Туманов Г. А. Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел. М., 1979.

Исходя из вышеизложенного, под прогнозированием деятельности оперативных аппаратов следует понимать систематизированный комплекс научно обоснованных (на базе научных знаний) социальных факторов, влияющих как на процесс развития криминальной среды, так и на общественно-экономическое преобразование обслуживаемого региона в определенном временном промежутке, результаты которого позволят выработать и реализовать управленческие решения (план). Как указание для непосредственной работы прогнозирование может рассматриваться реже, хотя способствует выработке не только стратегии, но и тактики борьбы с преступностью. В последнем случае решающую роль играет краткосрочное и сверхкраткосрочное прогнозирование (на любой срок в пределах до одного года). Такие прогнозы могут, очевидно, рассматриваться как основа для непосредственной работы. Прогнозирование всегда является средством углубления научных знаний об объективных основах изучаемых явлений и процессов. В силу этого его практическая ценность состоит в том, что оно готовит научную базу для принятия решений и разработки конкретных мер, ориентированных на обеспечение рациональной деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел по борьбе с преступностью. Применительно к этим аппаратам прогнозирование приобретает все большее значение прежде всего для подготовки сведений (информации) о будущем, которые используются в перспективном планировании, а также при разработке и принятии руководящих решений. Таким образом, по нашему мнению, прогнозирование является важнейшим атрибутом оптимального и эффективного управления. Благодаря прогнозам можно получить знание о будущем состоянии объекта управления. А это, как указывает Р. А. Сафаров, означает, что, располагая прогнозами, управление будет иметь возможность "сознательно направлять свои усилия, используя в каждом конкретном случае приемы, диктуемые прогностической информацией" <15>. -------------------------------- <15> Сафаров Р. А. Прогностический метод государственного управления // Советское государство и право. 1971. N 8. С. 75.

Именно поэтому необходимо заранее предвидеть основные линии и элементы управленческого процесса, закреплять их в целях обеспечения планомерности, ритмичности и результативности управленческой деятельности. Прогнозирование способствует определению наиболее приемлемой последовательности действий, осуществление которых дает возможность успешно бороться с преступностью. Прогностическая информация определяет, из каких циклов будет состоять управленческий процесс, способствует выработке необходимой совокупности операций, осуществляемых в каждом цикле, т. е. намечает оптимальный путь борьбы с преступностью. Ценность прогноза в том и состоит, что он дает опережающую информацию, заранее сообщает о причинах и факторах, которые могут вызвать отклонения от оптимального пути борьбы с преступностью, о тех ситуациях, в которых произойдет это отклонение, о времени возможного отклонения и т. д. <16>. -------------------------------- <16> Лебединский Н. Перспективные планы и прогнозы // Коммунист. 1968. N 9. С. 31.

Исходя из изложенного выше, можно попытаться сформулировать следующее понятие. Прогнозирование состояния и динамики преступности - это научно обоснованное предвидение изменений явлений и процессов, влияющих на уровень, структуру, характер и динамику преступности, оперативную обстановку и определяющих возможное их состояние в будущем. Прогнозирование оперативной обстановки, на наш взгляд, должно производиться таким образом, чтобы можно было всесторонне изучить и учесть объективные и субъективные условия, которые в конечном счете определяют ожидаемые в будущем тенденции и закономерности проявлений отдельных видов преступлений, их совершение определенной категорией преступников. Такой подход к прогнозированию обеспечит высокое качество перспективного планирования соответствующих оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению преступности.

Название документа