Методы противодействия коррупции в ОВД
(Сторчилова Н. В.)
("Российский следователь", 2007, N 14)
Текст документа
МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОВД
Н. В. СТОРЧИЛОВА
Сторчилова Н. В., инспектор ОК УВД по ЮЗАО г. Москвы, капитан милиции.
Каждое государство и общество заинтересовано в том, чтобы деятельность правоохранительных органов основывалась на принципах законности и уважения прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение указанных принципов позволяет соблюсти баланс интересов всех членов общества, формирует определенную стабильность и служит гарантией защиты от произвола. Именно поэтому деятельность правоохранительных органов всегда должна находиться под пристальным вниманием государства.
Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые, имея в своем арсенале достаточно большой объем властных полномочий, сегодня несут основную нагрузку по противодействию преступности.
Создание органов внутренних дел предполагает, что работать в них будут лица не только профессионально подготовленные, но и отвечающие высоким нравственным принципам, для которых служение закону - главная задача. Однако в последние годы деятельность органов внутренних дел все больше криминализируется. Не последнюю роль здесь играет широкая распространенность коррупционных проявлений среди сотрудников ОВД. Это связано с тем, что не всегда и не во всем их деятельность соответствует букве закона. Преступления, которые совершают сотрудники органов внутренних дел в связи со своей служебной деятельностью, довольно распространены и представляют повышенную общественную опасность, так как не только нарушают нормальную работу правоохранительных органов, подрывают авторитет государственной власти, но и существенно нарушают права, свободы и законные интересы граждан страны. Преступник, наделенный знаниями закона, в том числе УК, обладающий властными полномочиями и имеющий в силу этого возможности применения различных средств принуждения к рядовым гражданам, вдвойне опасен.
Коррупционные проявления в системе органов внутренних дел носят не эпизодический, а массовый характер.
Милиция за годы реформ глубоко вросла в экономику, стала одним из крупных партнеров бизнеса, поставщиком разного рода услуг в вопросах безопасности, и можно констатировать, что в настоящее время должность сотрудника органов внутренних дел, его профессиональные полномочия все чаще и чаще становятся источником материального обогащения для определенных сотрудников, поэтому борьба с коррупцией в органах внутренних дел должна принять общегосударственный масштаб, огромные размеры которого позволят массово устанавливать факты коррупционных действий. Если раскручено очередное единичное громкое дело и посажен очередной коррумпированный сотрудник, то это вовсе не значит, что его коллега заживет честно. Очередное единичное громкое дело сделает коррупционеров вдвое осторожнее и бдительнее, но не более. Однако же если "засветка" станет массовым ежедневным повсеместным явлением, то с определенного периода времени эффективность должна будет увеличиться в несколько раз.
Одним из существенных методов борьбы с коррупцией является взаимодействие потерпевшей стороны коррупционного действия и подразделений правоохранительных органов, призванных бороться с коррупцией в них самих. Доказать факт совершения коррупционного действия без привлечения одной из участвующих сторон практически невозможно. Если коррупционер и предприниматель осторожны в своих действиях, их уличить практически невозможно. Целесообразно было бы поощрять "засветку" коррупционного действия одной из сторон-участниц. Это возможно, например, если чиновник требует взятку, занимается вымогательством, создает искусственные препятствия. Побуждаемый к участию в подобной сделке бизнесмен смог бы зафиксировать на аудио - или видеопленке факт вымогательства и процесс "платежа", затем предоставить материалы в правоохранительные органы. Взамен предприниматель вернет свои деньги, получит неприкосновенность в данном деле, а также избавит свой бизнес от нежелательного нахлебника.
Уличить в совершении коррупционных действий из незадействованных в сделку сторон может лучше всего коллега, напарник. Однако чистые на руку сотрудники ОВД зачастую по человеческим соображениям не захотят "заложить" своих нечестных коллег. Должностное лицо, предпочитающее жить бедно, но честно, далеко не всегда даст показание против своего коллеги-взяточника! Сложившаяся симпатия или дружба между честным и нечестным сотрудниками значительно уменьшает органам собственной безопасности вероятность успешного исхода дела. Поймать за руку коррупционера можно, лишь подобравшись к нему вплотную через окружение, которое вполне может отказаться от сотрудничества. Этот факт значительным образом усложняет возможность наказания виновных и уменьшает эффект.
Одним из эффективных методов борьбы с коррупцией является скоординированная деятельность и взаимодействие подразделений собственной безопасности правоохранительных органов. Основными направлениями их работы являются:
- совместное планирование и проведение операций по профилактике, выявлению, пресечению и раскрытию преступной деятельности сотрудников, в том числе в организованных формах;
- использование в интересах подразделений собственной безопасности ОВД сил и средств органов безопасности, в том числе возможностей оперативно-технических и оперативно-поисковых служб;
- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и иной информацией о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях сотрудников, а также причастных к ним лиц.
Огромную роль и значение в успешной работе по борьбе с коррупцией в ОВД играет информация, которая, как известно, является основой планирования и координации любой деятельности. Не вызывает сомнения, что наличие полной и достоверной информации необходимо для анализа положения дел в данной сфере, принятия соответствующих оперативных и профилактических мер, однако информационное обеспечение на сегодняшний день далеко не идеально, хочется рассказать о некоторых рекомендациях, которые предлагают ученые, занимающиеся проблемами коррупции в нашей стране.
Главным направлением развития системы информационного обеспечения деятельности по координации и взаимодействию органов по противодействию коррупции могут стать единые методические, организационно-правовые и программно-технические решения, выработанные на основе системного подхода, что позволит значительно снизить ведомственную разобщенность, обеспечить на этой основе заинтересованное сотрудничество и взаимодействие.
Необходимо усилить практическую реализацию принятых изменений в законодательстве, проявлять настойчивость и последовательность в действиях по раскрытию коррупционных преступлений. Успех в противодействии коррупции в ОВД позволит реально повлиять на криминальные процессы в государстве.
Одним из эффективных направлений профилактической борьбы с коррупцией является внесение изменений в действующее законодательство, препятствующее или, по крайней мере, не способствующее вступлению должностных лиц в коррупционные сделки.
По разным причинам нормативно-правовую базу, направленную на борьбу с коррупцией, в современной России полностью сформировать не удалось. Однако, если будет принят закон, это совсем не означает, что будут соблюдаться установленные предписания. Законодателю любого уровня следует учитывать активное сопротивление существующих старых неформальных норм поведения, обычаев и традиций вновь принимаемым законам и иным нормативным правовым актам, которое усиливается с появлением новых неформальных правил, "кодексов" поведения.
Говоря о методах противодействия коррупции в ОВД, необходимо поговорить и о вопросах профилактики коррупционных проявлений.
Одним из главных направлений профилактики является осуществление мер профилактического воздействия на коррупционные проявления. Под мерами следует понимать совокупность мер, осуществляемых государством в экономической, политической, духовной и иных сферах, при которой опосредованно происходит ограничение возникновения и развития криминогенных процессов в государстве и обществе, в том числе и системе органов внутренних дел.
Важнейшим среди мер профилактического воздействия является усиление социальной защищенности сотрудников ОВД. В первую очередь это относится к формированию реального механизма материального стимулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел. Главным шагом в этом направлении могло бы стать существенное повышение их денежного довольствия.
Целесообразно разработать эффективную систему обеспечения жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел. При поступлении на службу сотрудник органов внутренних дел заключал бы контракт о том, что он обязуется честно и добросовестно нести службу, а государство со своей стороны наряду с иными социальными льготами обязуется предоставить ему в течение первых лет работы служебное жилье. Причем в данном контракте можно предусмотреть вероятность полной передачи в собственность указанного жилья при безупречной службе в течение определенного срока службы.
Другим направлением мер профилактического воздействия на коррупционные процессы в органах внутренних дел является разработка нового механизма подбора кадров для службы в милиции. Необходимо пересмотреть существующий порядок проверки кандидатов для службы в органах внутренних дел. Указанные проверки следует проводить на более высоком профессиональном уровне, выясняя о потенциальных кандидатах максимальный объем информации, на службу в органы должны приниматься лица с обязательным средним либо высшим юридическим образованием, на конкурсной основе.
В учебный процесс высших образовательных учреждений МВД России наряду с другими предметами следует включить рассмотрение вопросов борьбы с коррупцией, действий сотрудников при попытках отдельных граждан, а также представителей криминальных структур предложить взятку, изучение мер ответственности за коррупционные деяния.
Перспективным инструментом профилактики коррупционных проявлений следует считать проведение эффективной политики применения дисциплинарных мер.
Определенное значение в профилактике коррупционных и иных негативных явлений имеет профессиональная воспитательная работа с сотрудниками ОВД.
Одним из основных шагов в деле борьбы с коррупцией будет являться совершенствование уголовной политики в отношении взяточничества и иных форм коррупции. Необходимо исключить все виды наказания, кроме лишения свободы, из санкций статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают наказание за совершение коррупционных деяний. Институт конфискации имущества, полученного преступным путем, должен быть восстановлен в полном объеме. К одной из мер профилактического воздействия, влияющих на уровень распространения коррупции в органах внутренних дел, можно отнести деятельность государственных средств массовой информации, которая должна быть направлена на формирование позитивного мнения у граждан о деятельности органов государственной власти и управления, в том числе и правоохранительных органов. Думается, что данная деятельность могла бы осуществляться путем увеличения на телевидении и радио передач правового характера, в которых бы разъяснялись населению пагубность, бесперспективность и опасность коррупционных действий, необходимость в различных ситуациях действовать лишь законными средствами.
Коррупция была и является одним из типичных преступлений в России. Вся история нашего государства показывает, что попытки борьбы со взяточничеством самыми жестокими мерами, какими бы они ни были, не приносят желаемого успеха, и все действующие и разрабатываемые методы будут неэффективны до тех пор, пока негативное и тлетворное явление коррупции не искоренится в структурах и подразделениях, призванных с ним бороться.
Название документа