Предупредительные меры профилактики преступного загрязнения атмосферы

(Исмаилова П. У.)

("Российский следователь", 2007, N 13)

Текст документа

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРЕСТУПНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

П. У. ИСМАИЛОВА

Исмаилова П. У., соискатель кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.

Экологические преступления не имеют геополитических границ, поэтому признание их государственной принадлежности фактически не имеет смысла, эти преступления имеют транснациональный характер.

Обеспечивая профилактику экологической преступности на отдельно взятой территории, мы получаем положительный эффект всей экологической системы.

Экологические преступления в общей структуре преступности в России составляют приблизительно 0,15%. Основное место в структуре экологических преступлений занимают незаконное занятие рыбным промыслом (45,9%), незаконная охота (24%), незаконная порубка леса (25%). На загрязнение водоемов и воздуха в общей массе экологических преступлений приходится 1,77%, а остальные преступления составляют 2,43%. Но все эти цифры не позволяют полностью судить о состоянии экологической преступности, так как ее латентность достигает 95 - 99%.

Для экологических преступлений существует специфика, позволяющая говорить о том, что потребности, формирующие причины совершения этих преступлений, чаще всего связаны именно с удовлетворением социальных потребностей. Например, загрязнение воздуха может совершаться для удовлетворения потребностей, достижения определенных экономических выгод, и в этом случае потребности переходят в плоскость социальных потребностей, где в погоне за ложными ценностями вред, причиняемый природе, выглядит допустимым.

Нельзя забывать, что вся человеческая деятельность происходит в условиях постоянного взаимодействия с природой. В сфере природопользования условиями, способствующими возникновению мотива преступного поведения, могут быть как неправильные личностные мотивы, так и недостатки в деятельности государственных органов и учреждений.

Необходимо учитывать в профилактических целях для совершенствования общевоспитательной работы, что преступность имеет социальный характер и социальную обусловленность, которая реализуется через личность. Важно с самого раннего возраста формировать у детей бережное, трепетное отношение к окружающему миру - животным и растениям. Будущее каждого общества определяется тем, какие качества будут сформированы у детей.

Экологическая преступность - это явление, которое находится в стадии становления, в этой связи существует необходимость научных разработок для выработки предупредительных профилактических мер.

На современном этапе предупреждение экологических преступлений ведется по двум направлениям:

- по линии выявления, пресечения, изобличения, наказания виновных, их исправления;

- по линии недопущения и предотвращения преступления мерами профилактики на общесоциальном и специально криминологическом уровнях.

Существует следующий ряд мероприятий, способных влиять на антикриминогенные процессы, способствующие загрязнению атмосферы:

1) разработка безотходных и малоотходных технологий, комплексное использование сырья, утилизация отходов;

2) строительство альтернативных производств для ослабления давления на природу;

3) усиление контроля за технологическим процессом производства в промышленности;

4) усиление персональной ответственности за экологическую обстановку;

5) социально-экологическое воспитание.

Для осуществления этих мероприятий необходимо разработать единую экологическую концепцию. На основе достоверной информации необходимо информировать о направлениях природоохранной деятельности, ее правовой базе.

Существенную роль в природоохранной функции играет эколого-правовое мышление. Эколого-правовое мышление складывается и формируется на базе эколого-правового воспитания.

Овладение минимальными экологическими знаниями необходимо для формирования экологической культуры каждого человека, не говоря уже о профессиональной подготовке руководящих работников и специалистов.

К субъектам профилактики загрязнения атмосферы относятся местные органы власти, органы государственного и хозяйственного управления, администрации учреждений и предприятий, органы внутренних дел, адвокатуры и юстиции, суды, общественные организации, отдельные граждане. Местные органы власти в соответствии с законом обязаны обеспечить соблюдение экологического правопорядка в соответствии с Постановлениями Правительства РФ "Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию" (N 1257 от 3 декабря 1993 г.) и "О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды" (N 943 от 22 сентября 1993 г.). Их реализация позволяет более четко организовать деятельность экологических служб предприятий и организаций.

К сожалению, местные органы власти и подчиненные им структуры управления вопросам укрепления законности, а тем более профилактике загрязнения атмосферы не всегда уделяют должное внимание, аргументируя такую позицию тем, что это обязанность правоохранительных органов. Нет оснований оспаривать роль правоохранительных органов в плане профилактики экологических преступлений, которая проводится ими на специально-криминологическом уровне в пределах своей компетенции. Работа правоохранительных органов осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

1) регулярные межведомственные совещания с должностными лицами природоохранных органов с целью координации действий;

2) проведение занятий с должностными лицами природоохранных органов с целью применения действующего законодательства;

3) уведомление населения о результатах работы, выявленных нарушениях и принятых мерах через средства массовой информации.

Название документа