Органы внутренних дел и средства массовой информации как субъекты общественных отношений: особенности функционирования и взаимодействия

(Завражина С. В.) ("История государства и права", 2007, N 13) Текст документа

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С. В. ЗАВРАЖИНА

Завражина С. В., адъюнкт кафедры истории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России.

Функционирование каждого социального института осуществляется в рамках достижения своих целей, задач, способы решения которых индивидуальны. Эффективное взаимодействие (в узком смысле этого термина) социальных институтов возможно лишь при условии согласования их усилий, направленного на реализацию общих интересов, или посредством достижения компромисса, когда интересы различны. Mass media - главный канал формирования общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, позитивного отношения населения к милиции. СМИ акцентируют "объект всеобщего интереса" и одновременно выступают в качестве проводника, по которому в массовое сознание внедряются "нужные образы рациональных и эмоциональных оценок и отношений" <1>. Взаимодействие населения, ОВД и СМИ развивается на нескольких уровнях. Во-первых, это взаимоотношения социальных институтов (правоохранительной и массово-коммуникативной систем и общественного мнения населения) <2>; во-вторых - индивидов, представителей этих социальных институтов. В последнем случае взаимодействие, с одной стороны, носит ролевой характер, с другой - персонифицированный, личностный. -------------------------------- <1> Сараф А. Я. Социальная обусловленность общественного мнения // Организация общественных связей органов внутренних дел: Сб. науч. трудов. М.: Академия МВД России, 1997. С. 6 - 7. <2> См.: Томин В. Т. Взаимодействие правоохранительной и массово-коммуникативной систем в правовом и нравственном воспитании трудящихся // Проблемы нравственного воспитания населения. Горький, 1979. С. 187 - 192.

Следует отметить, что и правоохранительные органы, и средства массовой информации как субъекты общественных отношений занимают двойственное положение. Это не только самостоятельные институты политической системы общества, но и институциональные подсистемы государства (милиция) и массовой информации (СМИ). Как институциональная подсистема массовой информации СМИ заняты поиском, получением, передачей, производством и распространением информации. Как институт политической системы общества, они осуществляют пропагандистскую, идеологическую, агитационную, воспитательную и гедонистическую функции <3>. Правоохранительные же органы в качестве одного из государственных институтов выполняют задачу охраны законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Ряд функций ОВД как самостоятельного общественного института совпадает с функциями СМИ (воспитание, пропаганда и т. д.). -------------------------------- <3> Гедонистическая функция - доставление удовольствия, наслаждения, развлечения. От "гедонизм" - этическое учение, утверждающее, что удовольствие, наслаждение является высшим благом, целью жизни. О гедонистической функции СМИ см.: Наумкин Ю. В. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью. Ташкент, 1990. С. 10 - 11.

СМИ - единственный социальный институт, способный предоставить в распоряжение ОВД широчайшую аудиторию, а также имеющий специфические, воздействующие на чувства и эмоции людей на уровне подсознания средства, формы и методы. Согласно данным исследования ВНИИ МВД России, для большинства (около 60%) взрослого населения России основными источниками получения информации о деятельности милиции были электронные СМИ - теле - и радиопередачи. Несмотря на традиционное отношение к прессе как лидеру в формировании общественного мнения, этим каналом в первую очередь пользовалось чуть больше трети населения <4>. Значение данных источников информации о деятельности ОВД за последние годы существенно возросло. Аудитория средств массовой информации по правоохранительной тематике, которая пользуется этими каналами как первоисточником, выросла более чем в два раза. В связи с распространением компьютерных технологий актуализируется вопрос о взаимодействии ОВД с такими средствами массовой информации, получившими в настоящее время широкое распространение в России, как Интернет. Сегодня сеть Интернет имеет около 15 млн. абонентов более чем в 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7 - 10% <5>. -------------------------------- <4> Кочеткова С. В. Сотрудничество ОВД со СМИ по формированию позитивного общественного мнения о работе милиции // Региональные проблемы борьбы с преступностью: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2000. С. 89. <5> Кулагин Н. И., Ростов В. Н. Взаимодействие органов расследования с учреждениями массовой информации: Учебное пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2004. С. 51.

Интернет в настоящее время больше, чем просто средство массовой коммуникации. Многие газеты, теле - и радиоканалы имеют свои Web-страницы в Сети, развитие системы средств массовой информации и коммуникации все больше ведет к созданию смешанных, интегрированных сетей широкого профиля, объединяющих все лучшее, заимствованное у компьютера, телефона, телевидения. Особенностью данного вида СМИ является практически неограниченный пространством и временем доступ к информации, помещенной в систему для всеобщего пользования. Подходя к вопросу непосредственного взаимодействия МВД и СМИ, следует отметить, что в 1992 г. в рамках управлений внутренних дел регионов созданы специальные подразделения по связям со средствами массовой информации и общественностью, с апреля 1997 г. - отделы (отделения, группы) информации и общественных связей органов внутренних дел. Аналитическая работа, проведенная подразделениями МВД РФ, позволила актуализировать ряд проблем, возникающих в ходе взаимоотношений ОВД, СМИ и населения. Это, в свою очередь, обусловило необходимость разработки специальной комплексной программы формирования объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Названная программа устанавливает приоритетность для сотрудников органов внутренних дел во взаимоотношениях с гражданами. Единая информационная политика органов внутренних дел должна основываться на объективности, оперативности, регулярности, а также открытости информации о деятельности милиции в рамках действующего законодательства. Особенно важным выглядит признание органами внутренних дел общественного мнения одним из основных критериев оценки своей деятельности, осуществление мониторинга общественного мнения о работе органов внутренних дел и обязательном использовании его результатов в совершенствовании оперативно-служебной деятельности. В качестве одного из важнейших факторов, стимулирующих появление негативного отношения населения к милиции, в программе формирования общественного мнения о деятельности органов внутренних дел признаются серьезные недостатки в воспитании их сотрудников, в обучении их социально-психологическим основам работы с различными категориями населения, в том числе и с представителями СМИ. В этой связи МВД РФ представляется необходимым предусмотреть в рабочих программах и тематических планах образовательных учреждений МВД России занятия, раскрывающие особенности служебных контактов сотрудников органов внутренних дел с представителями различных социально-демографических групп населения, разрабатывать и издавать на основе обобщения положительного опыта методические рекомендации подразделениям органов внутренних дел о содержании, формах и методах работы по завоеванию доверия населения. Учитывая специфику сложившегося информационного воздействия на общественное мнение средств массовой информации, МВД РФ видит необходимость сместить акцент во взаимодействии с ними в сторону усиления работы с электронными (телевидение, радио) СМИ как наиболее массовыми каналами связи с населением. Такая переориентация требует новых подходов. Наиболее эффективными формами информирования граждан о состоянии правопорядка и работы правоохранительных органов, несущими большой пропагандистский заряд, таким образом, становятся прямые контакты работников органов внутренних дел и населения (встречи с населением, "горячие" телефонные линии и др.). Для конструктивного взаимодействия с представителями СМИ планируется целенаправленное укомплектование подразделений (отделов) информации и общественных связей органов внутренних дел профессионально подготовленными кадрами, знающими специфику работы и в той и в другой системах, оснащение этих подразделений необходимой техникой и спецоборудованием. В целях модернизации системы взаимодействия милиции со СМИ и населением требуется постоянное научное обеспечение, включающее поисковые исследования, технологические разработки, подготовку методик и учебных программ. Особенно важно в настоящих условиях, чтобы информационная политика органов внутренних дел строилась на критериях полезности, доступности, дифференцированной направленности информации, отвечающей потребностям населения. Таким образом, налицо стремление правоохранительных органов к более тесным контактам, конструктивному сотрудничеству с населением. Насколько успешно будут реализованы планы МВД России в этом направлении - покажет время. Основными условиями эффективного взаимодействия правоохранительной и массово-информационной систем, на взгляд автора, являются, во-первых, наличие желания, стремления к сотрудничеству, взаимного уважения у представителей данных социальных институтов. Не менее важно для реализации взаимодействия между журналистами и сотрудниками милиции в узком смысле этого слова, т. е. сотрудничества (совместных действий для достижения общих целей), осознание и понимание их участниками задач, стоящих перед каждой из сторон, необходимости их учета и согласования. Все многообразие форм взаимодействия органов внутренних дел и СМИ в создании позитивного общественного мнения о работе ОВД сводится к нескольким группам: совместное планирование деятельности; координации деятельности путем выделения для этих целей специальных сотрудников; проведение совместных мероприятий; проведение взаимообучения, специализации ответственных сотрудников обеих сторон, участвующих во взаимодействии, специфике деятельности как ОВД, так и СМИ (в качестве одной из форм такого взаимообучения возможно сотрудничество журналистов с органами внутренних дел в качестве внештатных инспекторов милиции, а работников ОВД в качестве внештатных корреспондентов). Для успешного решения данных задач особенно важен систематический, регулярный характер сотрудничества. Это выгодно как для СМИ, так и для ОВД, поскольку позволяет установить более тесные, доверительные взаимоотношения, облегчить взаимодействие между ними, с одной стороны, сформировать постоянную аудиторию (что также немаловажно для обоих социальных институтов) - с другой. Кроме того, в данном случае легче обеспечить еще одно условие конструктивного сотрудничества массово-информационной и правоохранительной систем - согласованность методов подачи информации. И материал, и отклики на него должны быть поданы в одном и том же органе - газете, радио - или телепередаче. Это приведет к более эффективной обратной связи с читательской, слушательской и зрительской аудиторией и будет корректно по отношению к тому СМИ, с которым сотрудники ОВД начали взаимодействовать. Таким образом, без конструктивного, планомерного, регулярного сотрудничества со СМИ ОВД не смогут решить задачу формирования позитивного общественного мнения населения и в конечном счете оптимизации своего взаимодействия с ним в деле охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Название документа