Правовые основы реализации органами внутренних дел административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности

(Белоконь А. В.) ("Административное право и процесс", 2007, N 4) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ОБОРОТА ОРУЖИЯ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ, ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. БЕЛОКОНЬ

Белоконь А. В., старший инспектор УОЛРР и КЧДОД ГУВД по Краснодарскому краю, соискатель ВНИИ МВД России.

Органы внутренних дел для исполнения возложенных на них функций должны обладать соответствующим правовым статусом, в том числе в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности. Статус - это совокупность прав и обязанностей, а также ответственность определенного субъекта права относительно разных объектов, а значит, система правовых норм, регулирующих правовое положение <1>. -------------------------------- <1> См.: Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. М., 2000. С. 16.

Административно-правовой статус характеризуется прежде всего тем, что является одним из стержневых основ административно-правовых отношений и все признаки, характерные для данных правоотношений, можно отнести к признакам, характерным для административно-правового статуса. Таким образом, исследуя вопрос административно-правового статуса, необходимо дать характеристику административно-правовым отношениям и показать их отличительные черты от других видов правоотношений. Необходимо отметить, что административно-правовой статус является неотъемлемой частью понятия субъекта правоотношений, так как каждый субъект имеет свой правовой статус. Иными словами, изначально каждый субъект права - "физическое или юридическое лицо, наделенное по закону способностью иметь права и принимать на себя юридические обязанности" <2>. -------------------------------- <2> Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 1278.

Особенность административных правоотношений состоит в том, что они складываются в сфере управления, организации и деятельности исполнительной власти. Сфера регулирования административного права включает широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной жизни, а также в межотраслевом управлении. Административно-правовые отношения имеют определенные признаки, при этом необходимо подчеркнуть тот фактор, что одним из субъектов административно-правовых отношений являются органы исполнительной власти, которые выражают интересы государства. Административно-правовые отношения носят организационный характер и направлены как на организацию внутренней деятельности органов исполнительной власти, так и на регулирование деятельности других субъектов административного права, они возникают как по инициативе органа исполнительной власти, так и по инициативе подконтрольного субъекта, при этом согласия на установление таких отношений не требуется. Основанием установления административно-правовых отношений является наличие соответствующих нормативных правовых актов, а также юридических фактов. В административно-правовых отношениях подконтрольный субъект ответствен или подчинен перед органом исполнительной власти. Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности <3>. -------------------------------- <3> См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М., 2004. С. 107 - 108.

В административно-правовых отношениях участвуют различные субъекты. Это физические, юридические лица и государственные органы. Каждый субъект административно-правовых отношений имеет свое правовое положение, а поскольку основным признаком административного права является императивность, правоотношения между субъектами административного права строятся на основе властности - подчинения одного субъекта права другому. Во взаимоотношениях субъектов административного права исключено равенство. Административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере государственного управления, оно придает управленческим общественным отношениям характер правоотношений <4>. -------------------------------- <4> См.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2000. С. 24.

В административно-правовых отношениях выделяется субъект управления, который в пределах своей компетенции обязан реализовывать государственно-властные полномочия, в данном случае таким субъектом являются органы внутренних дел, на которые возложена статусная обязанность по реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности. Нормативно-правовую основу статуса органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности составляет целый комплекс различного вида нормативных правовых актов. Правовой фундамент этого комплекса составляют Законы Российской Федерации "О милиции", "Об оружии", "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые устанавливают соответствующие полномочия органов внутренних дел в области контроля за выполнением лицензионных требований и условий юридическими лицами, соблюдением режимных правил физическими лицами. В связи с многообразием социальных явлений, происходящих в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности, путем издания подзаконных нормативных правовых актов осуществляется дополнительная регламентация правового статуса органов внутренних дел. К ним прежде всего следует отнести Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", Приказ МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" и ряд других. Отношения в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности в основном регулируются административно-правовыми нормами. На органы внутренних дел возложены лицензионные, контрольные функции по отношению к субъектам правоотношений, осуществляющим указанную деятельность. Для реализации этих функций органы внутренних дел должны обладать необходимым и достаточным административно-правовым статусом. В целях реализации административно-правового статуса, выполнения специальных функций по лицензированию и контролю за оборотом оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельностью в органах внутренних дел образованы лицензионно-разрешительные подразделения, которые наделены соответствующими правами, позволяющими выполнять статусные обязанности органов внутренних дел. Оборот оружия и взрывчатых веществ, частная детективная и охранная деятельность - это сложный комплекс административно-правовых, гражданско-правовых и иных правоотношений, совокупность которых образует различные административно-правовые режимы. Административно-правовой режим определяется как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления <5>. -------------------------------- <5> См.: Ласточкин В. В. Административно-правовые режимы и охрана Государственной границы. М., 1999. С. 55 - 56.

В органах внутренних дел административно-правовой статус лицензионно-разрешительных подразделений должен соответствовать тем задачам, которые возложены на них по реализации административно-правовых режимов, а нормативные правовые акты, определяющие статус и функции лицензионно-разрешительных подразделений, должны быть приведены в соответствие с требованиями, определенными законодательством, регламентирующим оборот предметов, функционирование объектов разрешительной системы <6>. -------------------------------- <6> Долгополов А. А. Административно-правовые и организационные основы деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8, 19.

Административно-правовой режим оборота оружия регламентирует деятельность всех субъектов и объектов разрешительной системы, а органы внутренних дел призваны выполнять функции контролирующего органа, то есть выступать, по сути, в качестве организационно-правовой гарантии реализации режима безопасного оборота оружия, взрывчатых веществ, правомерной частной детективной и охранной деятельности. Юридические гарантии административно-правового режима включают в себя: правовые средства выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, защиты от правонарушений, юридическую ответственность за невыполнение режимных правил. Организационные гарантии функционирования административно-правового режима определяют порядок наделения соответствующих должностных лиц необходимыми полномочиями, порядок управленческой деятельности, кадровые ресурсы. Материально-технические гарантии устанавливают материально-технические меры защиты и обеспечения режимных правил <7>. -------------------------------- <7> Белоконь А. В. Сущность правового регулирования оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности административно-правовыми режимами // Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в особых условиях: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 129 - 130.

Присутствие в административно-правовом режиме гарантий исполнения всех режимных правил направлено на безусловное выполнение поставленной правовой цели - обеспечение правопорядка в области лицензионно-разрешительных правоотношений. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что административно-правовой статус субъектов правоотношений, регулируемых административно-правовым режимом, должен состоять из определенных компонентов, которые позволяют субъекту правоотношений выполнять задачу, установленную правотворческим органом. К таким структурным компонентам правового статуса следует отнести компетенцию и полномочия органа внутренних дел, которые в последующей детализации преобразуются в его функции и позволяют обеспечить: организацию внутренней деятельности органов внутренних дел; регулятивное воздействие на деятельность подконтрольных субъектов правоотношений; реализацию ответственности и подчиненности подконтрольных субъектов; реализацию органом внутренних дел государственно-властных полномочий. Совокупность указанных полномочий, функций, позволяющих органу внутренних дел реализовать административно-правовые режимы в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, контроля за частной детективной и охранной деятельностью, образует его административно-правовой статус.

Название документа