"Внутренняя" профилактика проявлений делинквентного поведения сотрудников органов внутренних дел

(Мирнова Л. И., Кузнецов А. П.)

("Российский следователь", 2007, N 12)

Текст документа

"ВНУТРЕННЯЯ" ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЛИНКВЕНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Л. И. МИРНОВА, А. П. КУЗНЕЦОВ

Мирнова Л. И., адъюнкт, Нижегородская академия МВД России.

Кузнецов А. П., научный руководитель, доктор юридических наук, профессор.

Проблема превенции делинквентного (от лат. "противоправный") поведения сотрудников ОВД тесно связана с особенностями социально-правового статуса изучаемых субъектов и существенной спецификой совершаемых ими деяний. Профилактировать эти набирающие силу негативные явления с помощью стандартных, апробированных методов противодействия преступности практически невозможно. Вследствие чего особую актуальность приобретают мероприятия "внутреннего" предупредительного воздействия, предусматривающие комплекс мер социально-экономического характера, меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования, меры организационно-управленческого, морально-психологического, административно-надзорного характера. При этом меры социально-экономической направленности должны предусматривать повышение денежного содержания сотрудников; разработку системы дифференцированной оплаты труда, учитывающей оперативную обстановку, уровень нагрузки в различных службах, состояние законности в профессиональной деятельности и ее результативность. Идя по пути совершенствования нормативно-правового регулирования, необходимо установить уголовную ответственность за вынесение сотрудником ОВД незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, укрытие преступлений от учета, предусмотреть в ч. 1 ст. 301 ответственность за заведомо незаконное административное задержание, ввести в УК РФ новую уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность сотрудников ОВД за нарушение конституционных прав и свобод человека. Она могла бы выглядеть следующим образом:

- нарушение сотрудником органов внутренних дел права личной неприкосновенности граждан в ходе осуществления своих должностных обязанностей;

- то же деяние, сопряженное с применением насилия... или угрозой применения такого насилия;

- повлекшее за собой тяжкие последствия. Совершение сотрудником ОВД в ходе выполнения своих служебных обязанностей незаконных действий, посягающих на личную свободу граждан;

- те же действия, сопряженные с применением насилия;

- те же действия, повлекшие за собой наступление тяжких последствий.

Незаконное нарушение сотрудником ОВД личной свободы граждан на срок, превышающий установленный законодательством;

- то же деяние, повлекшее за собой тяжкие последствия.

В целях противодействия должностным преступлениям сотрудников ОВД коррупционной направленности целесообразно ввести в УК РФ новую главу "Особенности уголовной ответственности за коррупционные преступления" либо дополнить главу 30 УК РФ понятием "коррупция", разработать и внести в ее содержание четкий перечень коррупционных преступлений, фиксирующий основные принципы уголовной ответственности за коррупцию, определить ее квалифицирующие признаки. Важно ужесточать меры юридической ответственности за совершение коррупционных преступлений, использовать финансовые санкции и конфискацию имущества как наиболее эффективные меры наказания, исключить из санкций ст. ст. 285, 290 УК РФ виды наказаний, ограничиваемые только наложением штрафов. Включить в диспозиции ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 3 ст. 290 УК РФ квалифицирующий признак "совершенное судьей, должностным лицом правоохранительного или контролирующего органа". Определить в ст. 35 УК РФ, п. 6.6.1, новую форму соучастия - мафия, как организованное преступное сообщество (объединение) с участием представителя власти, созданное с целью совершения тяжких и особо тяжких преступлений, сопряженных с подкупом (коррупцией) должностных лиц государства. Запретить коррективы, содержащиеся в ст. 64 УК РФ, по отношению к должностным лицам правоохранительных органов, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление из корыстной или личной заинтересованности. Предусмотреть новую категорию исключительно тяжких преступлений ст. 285 УК РФ, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями или их превышением должностными лицами органов власти и управления по признаку максимального наказания в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет. Дополнить содержание ст. 30 УК РФ указанием на то, что уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлениям, предусмотренным ст. ст. 285, 290, 292 УК РФ. Предусмотреть в УПК самостоятельную главу, определяющую порядок уголовного судопроизводства по делам о преступлениях коррупционной направленности. Необходимой является реконструкция ведомственного нормотворчества, включающая в себя: разработку государственной программы по предупреждению правонарушений, совершаемых сотрудниками ОВД, утверждение ее федеральным законом РФ с установкой временных рамок 5 - 10 лет; разработку федеральной программы борьбы с коррупцией в правоохранительных органах; законодательное закрепление понятия должностного проступка и нарушения законности с установлением оснований ответственности, квалифицирующих признаков санкций, внесением положения в ст. 19 Закона РФ "О милиции" об увольнении сотрудников, допускающих нарушения законности, установление специальных мер ответственности для руководителей, провоцирующих подчиненных на нарушение законности; внесение дополнений в п. "л" ст. 58 Положения о прохождении службы по определению исчерпывающего перечня проступков, не совместимых с требованиями, предъявляемыми к морально-нравственным качествам сотрудника милиции и влекущих за собой увольнение из органов внутренних дел; введение в действие дисциплинарного устава ОВД с одновременным внесением в Положение о прохождении службы раздела, касающегося его исполнения и санкций за нарушения; разработку нормативно-правового акта, регламентирующего основания и порядок проведения служебных проверок по фактам правонарушений сотрудников ОВД; внесение в ст. 5 Закона РФ "О милиции" исчерпывающего перечня обстоятельств, при которых возможно ограничение прав граждан сотрудниками ОВД; законодательное закрепление системы по проверке должностных лиц ОВД со стороны общественности. Существенное значение в предупреждении делинквентного поведения сотрудников ОВД призваны сыграть меры организационно-управленческого характера, включающие в себя: совершенствование форм и методов профессионального отбора кандидатов путем создания психограмм, профессиограмм, проведения оперативной проверки образа жизни претендентов, их окружения и связей, осуществление индивидуально-воспитательной работы с категорией сотрудников "группы риска", правового и нравственно-этического воспитания, организацию профессиональной подготовки. Необходима также замена практики процентного подхода оценки деятельности органов внутренних дел анализом объема и качества работы по раскрытию преступлений, включающим в себя: оценку оперативной обстановки на участке обслуживания, полноту регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, оценку количества выявленных преступлений, организацию профилактической работы по борьбе с правонарушениями, количество предупрежденных правонарушений, количество раскрытых преступлений, состояние законности в деятельности сотрудников. Важным инструментом общих мер превенции делинквентного поведения сотрудников должны являться меры социально-психологического характера: формирование адекватной мотивации служебной деятельности, устойчивости к действиям в экстремальных ситуациях, развитие коммуникативной компетентности, профилактика профдеформаций, проведение психореабилитационных мероприятий с сотрудниками, вернувшимися из зоны "ЧС", создание здорового морально-психологического климата в служебных коллективах. Приоритетной задачей должно являться обеспечение социально-правовой защиты сотрудников на фоне возрастающей виктимизации. Весь спектр вышеуказанных мер должен дополняться осуществлением мероприятий внутриведомственного надзора за состоянием законности, организационным улучшением деятельности подчиненных подразделений, оказанием практической помощи.

Название документа