Нелегальная миграция как угроза региональной экономической безопасности
(Александров Д. Л.) ("Миграционное право", 2007, N 3) Текст документаНЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Д. Л. АЛЕКСАНДРОВ
Александров Д. Л., адъюнкт Пограничной академии ФСБ России.
Современное понимание национальной, и особенно одного из ее главных компонентов - экономической, безопасности, отражает важную взаимосвязь и взаимообусловленность безопасности личности и общества на всех уровнях - от международного до конкретного локального или регионального уровня. Концепция национальной безопасности в ее нынешнем виде не уделяет должного внимания региональным аспектам обеспечения национальной (экономической) безопасности. Может создаться впечатление, что интересы людей защищаются и могут реализовываться только на федеральном уровне, что в корне неверно. Если понятие "национальная безопасность" охватывает все вертикально расположенные уровни социума (от государства до личности), то региональная безопасность объемлет лишь часть территории Российской Федерации и социальную общность, проживающую на данной территории. Регион может находиться в границах субъекта Российской Федерации либо объединять территорию нескольких субъектов. В связи с этим региональную экономическую безопасность можно определить как состояние защищенности жизненно важных экономических интересов региональной социальной общности и местных институтов государства от внешних и внутренних угроз. Нелегальная миграция - одна из наиболее острых проблем современной цивилизации, причем в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально-экономическими потрясениями в жизни многих стран мира. Нелегальная миграция оказывает все более заметное негативное влияние на социально-политическую и экономическую ситуацию в России, на состояние всей национальной безопасности государства. Она превратилась в устойчивое масштабное явление и ведет ко многим нежелательным последствиям. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе основных первоочередных задач обеспечения национальной безопасности определено пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, нелегальной миграции и противодействие демографической экспансии на территорию России со стороны других государств. Исторический анализ показывает, что после распада СССР началась массовая иммиграция китайцев, в основном нелегальная, в пограничные регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири. По подсчетам специалистов, численность китайских мигрантов от Иркутска до Приморского края уже составляет порядка 300 - 400 тыс. человек. При этом население Северо-Восточного Китая превышает 70 млн. жителей. Данный регион КНР характеризуется высоким уровнем безработицы, особенно среди молодежи. В то же время население российских регионов, расположенных вдоль китайской границы, насчитывает всего 10 млн. человек и постоянно уменьшается, а экономика Дальнего Востока ухудшается. Китайцы же успешно адаптируются к любым условиям. Их влечет не только возможность трудоустройства, но и отсутствие ограничений по количеству детей на семью. В России они чувствуют себя более свободно, чем на родине. Политика руководства Китая нацелена на перенесение части проблем своего населения на сопредельные страны путем миграции, что позволяет снижать социальную напряженность внутри страны. Таким образом, Китай решает проблему перенаселения своей территории за счет заселения территорий сопредельных стран, в том числе посредством нелегальной миграции. Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере определяет, что интересы личности в пограничной сфере состоят в обеспечении личной безопасности граждан от угроз, проявляющихся в пограничной сфере, реализации их конституционных прав и свобод; интересы общества заключаются в создании и обеспечении эффективного функционирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, способствующей прогрессивному развитию общества и надежно защищающей от негативного воздействия внешних и внутренних угроз; к интересам государства относится создание благоприятных условий для развития межгосударственных связей и взаимовыгодного пограничного сотрудничества. Серьезную угрозу безопасности Российской Федерации в пограничной сфере представляет нелегальная миграция. Наибольшая активность нелегальных мигрантов отмечается на въезд в Россию - на российско-китайском и российско-казахстанском участках Государственной границы. Высокий уровень безработицы способствует формированию в приграничных районах преступной среды, представители которой пытаются наладить через Государственную границу каналы противоправной деятельности. На фоне демографического роста в сопредельных государствах происходит отток населения из приграничных регионов России, что создает реальную угрозу демографической экспансии, наносит ощутимый ущерб интересам жителей российского приграничья. Переизбыток трудовых мигрантов в приграничных регионах приводит к тому, что все большее число мигрантов из-за рубежа оказывается в теневом секторе российской экономики. Отмечается неконтролируемый приток нелегальной рабочей силы и увеличение числа иностранных граждан, использующих легальные пути въезда с последующим изменением целей пребывания в России. Лица, нелегально прибывшие в Россию, зачастую попадают под влияние криминальных структур, т. е. вовлекаются в противоправную деятельность, объединяясь на этой основе в этнические группировки, действующие, как правило, в неконтролируемой сфере товаров и услуг, обостряя проблему на национальном рынке труда. По мнению известного исследователя миграционных процессов профессора Иркутского госуниверситета В. Дятлова, в ближайшие годы демографическое давление на Сибирь значительно возрастет. По подсчетам специалистов, в настоящее время на территории Иркутской области нелегально находятся более 20 тысяч китайцев. Они с присущим им трудолюбием строят, продают, скупают лес, металлический лом, другое сырье. Налогов от их трудовой деятельности в бюджет не поступает. Обычный китайский челнок, как считают эксперты, за три месяца работы способен вывезти на родину до 50 тыс. долларов. Нынешние китайские мигранты в своей массе, по словам В. Дятлова, давно не напоминают челноков первой и второй волны. Они обзавелись полезными связями, определили ниши для своего многостороннего бизнеса, в том числе и полулегального, приобрели недвижимость. А самое главное, они стали ощущать себя силой, способной постоять за собственные интересы. В середине прошлого года в Иркутске окончательно был похоронен миф о тихих и незаметных китайских мигрантах. В середине мая при проверке паспортно-визового режима на одной из строительных площадок произошла массовая драка китайских рабочих с сотрудниками милиции. В потасовке приняли участие около сотни граждан КНР. Разбирательство инцидента вышло на международный уровень. В сентябре вновь возникла массовая драка китайских граждан с охранниками торгового центра "Меркурий". Служба безопасности была вынуждена обратиться за помощью к сотрудникам Кировского РОВД. Данные факты свидетельствуют о наступательной тактике китайской нелегальной миграции, что лишний раз подтверждает концепцию КНР скрытой экспансии на Дальний Восток. Основные угрозы региональной экономической безопасности со стороны нелегальной миграции состоят в том, что: нелегальная миграция способна нанести значительный ущерб региональным рынкам, экономическому и трудовому потенциалу региона; чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории чревата быстрым и резким обострением проблемы безработицы на соответствующем региональном рынке труда; труд определенных категорий мигрантов используется в теневой экономике, а часть мигрантов-торговцев из стран СНГ и нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья прямо вовлекаются в противоправную деятельность, налицо угроза дальнейшей криминализации российской экономики под влиянием миграции; внешняя миграция, как правило, сопровождается вывозом и переводом капитала за рубеж, что может представлять угрозу внешнеэкономическим и финансовым позициям региона и страны в целом. Так, анализ миграционной обстановки Приамурья показывает, что количество приезжающих на работу в регион иностранцев увеличивается в среднем на 40% ежегодно. Главным образом это рабочая сила близлежащих Китая и КНДР. Доля приезжих из республик СНГ не превышает 9%. На 1 апреля в 2006 г. в Амурской области на 261 предприятии официально трудилось более 9,5 тысячи иностранных граждан. Иностранцы все более заявляют о себе в строительстве, сельском хозяйстве, лесозаготовке, а также в коммерции, торговле и общественном питании. Особую активность в коммерческой деятельности проявляют китайские мигранты. Вместе с тем приток мигрантов обостряет криминогенную обстановку в регионе. За 2006 г. к административной ответственности за нарушение режима пребывания привлечено 1048 иностранных граждан, взыскано более 1 млн. руб. штрафов. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах. Наибольшее количество преступлений приходится на долю нелегальных мигрантов, например, в Москве - до 70%. В 2005 г. гражданами СНГ совершено 46,6 тысячи преступлений, что составляет 90,9% от общего числа преступлений, совершенных иностранными гражданами в этом периоде <1>. -------------------------------- <1> См.: Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2005 году: Аналитические материалы итоговой коллегии МВД России. М., 2006. С. 57.
Главная проблема нелегальной миграции со стороны граждан Китая заключается не только в скрытой демографической экспансии, но и в том ущербе, который наносится российской, главным образом региональной, экономике со стороны китайских землячеств, которые практически все находятся под негласным контролем собственных мафиозных структур. Система взаимоотношений в землячествах фактически организована по модели "триад" (строжайшее подчинение теневым лидерам, обет молчания, жестокое наказание непокорных и т. д.). Китайские организованные преступные группировки занимаются контрабандой и браконьерством природных таежных и морских богатств Дальневосточного региона. В Уссурийской тайге многократно и сотнями задерживают граждан КНР с женьшенем и другими растениями, занесенными в Красную книгу России. У них же в период сезонного сбора обнаруживали десятки тонн кедровых орехов, которые перерабатываются в Китае на масло, используемое затем в качестве компонента для изготовления лекарств, предметов парфюмерии. Из Приморья контрабандным путем вывозятся трепанг, женьшень, шкура тигров, медвежья желчь. Возник подпольный рынок таких природных ресурсов, как лягушки и черепахи. С 2003 г. гражданами Китая стал активно осваиваться контрабандный вывоз из России осетровых пород рыб. Китайские браконьеры уничтожили промысловое стадо осенней кеты на Уссури, они становятся практически полновластными хозяевами миграционных путей ценных пород рыб - кеты, осетровых нерестилищ. Если вначале китайцы добывали живой товар сами, то сейчас на них работает местное население, которое китайские ОПГ нанимают и для обработки арендуемых ими сельхозугодий. Иными словами, китайские "мигранты", вместо того чтобы восполнять трудовые ресурсы, нещадно эксплуатируют российское население: мафия никогда не становится трудовым ресурсом. Поданным профессора Дальневосточного госуниверситета В. Номоконова, на Дальнем Востоке происходит интенсивная интеграция российских и китайских мафиозных структур. Например, в Уссурийске "триады" строят взаимоотношения с местными лидерами криминального мира на сугубо деловой основе. Представители российских организованных преступных группировок помогают скупать здесь металл и переправлять его за границу. Русские создают пассажирско-перевозочные фирмы, услугами которых пользуются китайцы, предоставляют склады для хранения товара, в том числе и контрабандного. В последнее время наметилась еще одна тенденция: китайцы все чаще вступают в русские ОПГ, играя в них роль наводчиков на соотечественников. Не проходит месяца, чтобы на кого-нибудь из китайских торговцев не был совершен налет. Профессор Сибирской академии госслужбы В. Собольников указывает на то, что в 2002 - 2005 гг. отмечалась тенденция регистрации китайскими ОПГ предприятий на подставных лиц - граждан России, что позволяет фактическим руководителям данных фирм или коммерческим структурам Китая уклоняться от налогообложения. Энергично действуют фирмы китайских ОПГ, ориентированные на совершение разовых сделок. Так, в Читинской области зафиксировано около тысячи таких "компаний". В Новосибирской области тоже вскрыты многочисленные факты осуществления подставными лицами внешнеэкономической деятельности. Большинство таких коммерческих структур ориентированы на вывоз за рубеж стратегического сырья. Аналогичную тенденцию в Иркутской области фиксирует профессор Байкальского государственного университета экономики и права А. Репецкая. Она ссылается на факты выявления и пресечения местными правоохранительными органами хищений и вывоза в Китай стратегического сырья, радиоактивных материалов. При этом, соблюдая принцип специализации, местные ОПГ занимались хищением такого рода продукции на предприятиях Иркутской области, а китайские - контрабандным вывозом в КНР. Таким образом, нелегальная миграция в значительной мере способствует криминализации приграничных регионов, наносит колоссальный ущерб региональной экономической и экологической безопасности. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что нелегальная миграция способна нанести серьезный ущерб национальному рынку труда, экономическому и трудовому потенциалу регионов страны, усугубить спад производства в отдельных секторах экономики. С увеличением масштабов нелегальной миграции ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране в целом и в регионах в частности, где сосредоточено наибольшее количество нелегальных мигрантов. Налицо угроза здоровью коренного населения. Из-за того что значительная часть мигрантов не может найти работу или работает не по специальности, утрачивается и нерационально используется квалификационный потенциал мигрантов, снижается их мотивация к труду. Использование труда определенных категорий мигрантов в теневой экономике, прямое вовлечение мигрантов в противоправную деятельность является угрозой дальнейшей криминализации российской экономики. Кроме этого, результаты трудовой деятельности нелегальных мигрантов в виде капитала вывозятся и переводятся за рубеж, что угрожает внешнеэкономическим и финансовым позициям Российской Федерации. Концепцией формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере определяется, что в системе обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере визовая и миграционная политика России должна быть направлена на создание условий, позволяющих эффективно противодействовать нелегальной миграции на территорию России иностранных граждан, а также обеспечивать защиту прав российских граждан. Неуправляемость и неконтролируемость процессов миграции отрицательно сказываются на состоянии внутреннего рынка труда, приводят к массовым нарушениям прав мигрантов, создают очаги социальной напряженности в местах их скопления, негативно влияют на криминальную обстановку в стране. Обострение проблем миграции связано, во-первых, с отсутствием адекватной современным российским условиям правовой базы по регулированию и квотированию объемов иммиграции, порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законной депортации и обеспечения их интеграции в российское общество. Оценка ситуации показывает, что при должном изменении законодательства РФ, при учете зарубежного, в первую очередь европейского, австралийского и северо-американского, опыта продуманная трудовая миграция как квалифицированная рабочая сила в определенных регионах РФ может быть позитивной. Без решения проблем нелегальной миграции и нейтрализации ее последствий невозможно построить нормальное, цивилизованное, экономически развитое государство, в котором будут учтены его интересы в различных областях при полном соблюдении прав человека.
Название документа