Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество

(Тамаев Р.)

("Законность", 2007, N 6)

Текст документа

БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ:

НЕОБХОДИМО МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Р. ТАМАЕВ

Тамаев Р., заместитель директора НИИ при Генеральной прокуратуре РФ, кандидат юридических наук.

Экстремизм за достаточно короткий срок превратился в одну из главных проблем как в России, так и за рубежом. Его проявления разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования незаконных вооруженных формирований и совершения террористических актов.

В отечественной литературе выделяются три основные формы экстремизма: политический, национальный и религиозный.

Экстремизм политический предусматривает насильственные действия, направленные на изменение политического строя или политики государства.

Он обосновывается разнообразными утопическими социальными теориями: от псевдореволюционных до фашистских. В большинстве случаев сопровождается актами терроризма, убийствами политических противников, попытками дестабилизации ситуации в стране и т. п.

Экстремизм национальный выступает под лозунгом защиты "своего народа", его экономических интересов, культурных ценностей, национального языка и т. д. в ущерб представителям других национальностей.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость к представителям той же или других религий.

В XXI в. экстремизм приобрел новую форму своего проявления. Через глобальную сеть Интернет любая провокационная информация или подрывная идея становится всеобщим достоянием. Сегодня терроризм в сфере компьютерных систем и информационном пространстве представляет собой реальную опасность.

Международное сообщество предпринимает попытки противостоять угрозе киберэкстремизма и кибертерроризма. В частности, в США создан сайт, посвященный борьбе с кибертерроризмом. На нем размещается информация о спаме, онлайн-мошенничестве, вирусах и червях, а также о способах борьбы с ними.

Малайзия выступила с инициативой создания международной организации IMPACT, представляющей собой "структуру, объединяющую представителей государственного и коммерческого секторов для поиска и реализации наиболее эффективных путей противостояния кибертерроризму".

В Китае действуют ограничения на посещения сайтов, а с 2006 г. создано специальное полицейское подразделение, предназначающееся для контроля за онлайновыми форумами.

Представляется, что борьба с экстремистскими проявлениями в Интернете должна вестись созданием более мощного потока конструктивной информации, противостоящей деструктивной экстремистской. Противодействие экстремизму прежде всего должно оказываться не полицейскими методами, а путем развенчания его идеологии, создания положительных образцов для поведения.

На сегодняшний день ситуация в сфере противодействия экстремизму продолжает оставаться достаточно проблемной. По данным социологического исследования ВЦИОМ в 2006 г., значительная часть опрошенных (41%) воспринимают угрозу распространения экстремизма в России как существенную. Мы становимся очевидцами процесса повсеместного роста экстремистских настроений среди различных групп людей, проживающих в разных странах. Причин множество: это и глобализация экономики, и волна религиозного возрождения, и развитие национального самосознания.

Данные статистики свидетельствуют об увеличении преступных проявлений экстремизма. В 2004 г. было зарегистрировано 130 преступлений экстремистской направленности, в 2005 г. - 151, в 2006 г. - 263.

Рост экстремистских проявлений не только в нашей стране, но и в международном масштабе привлекает внимание юристов, политологов, социологов, психологов, политических деятелей, в целом международной общественности.

Противодействие экстремизму в качестве одного из ведущих направлений правоохранительной деятельности в связи с особой опасностью угроз экстремистского характера неоднократно признавалось официально: в Послании Президента России Федеральному Собранию в 2005 г., в его выступлениях на коллегиях Генеральной прокуратуры РФ и МВД России.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями от 27 июля 2006 г.) противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим направлениям:

- принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности Генеральный прокурор РФ 23 января 2007 г. издал Приказ N 14 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности".

Согласно его п. 2 прокурорам субъектов Федерации, городов, районов, приравненных к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, исходя из законодательного определения понятия "экстремизм", предложено принимать обоснованные меры реагирования по каждому факту противоправной деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, редакции средств массовой информации, физических лиц.

В соответствии с п. 3 Приказа прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предлагается незамедлительно сообщать в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры РФ о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 136, 141, 148, 149, 208, 212, 277, 278, 280, 282, 282.2, 239 УК, а также ст. ст. 105, 111, 112, 117, 213, 214, 243 и 244 УК, если они совершены по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.

Кроме того, о необходимости усиления противодействия экстремизму и терроризму указано в решении коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 22 февраля 2007 г. В частности, в п. 6 указано: "Исходить из того, что противодействие экстремизму и терроризму является одной из важнейших задач органов прокуратуры, выполнение которой должно осуществляться в постоянном взаимодействии с правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При осуществлении надзорной деятельности особое внимание обращать на полноту и достаточность принимаемых уполномоченными органами мер по профилактике экстремизма и терроризма, организацию оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение этих проявлений".

Между тем УПК РФ не в полной мере отвечает требованиям борьбы с преступностью, в том числе и с криминальным экстремизмом.

Ранее ст. 21 УПК РСФСР предусматривала, что при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления. А в ст. 21.1 говорилось, что орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, вносят в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению этих причин и условий.

В УПК РФ подобных статей нет. Лишь в ч. 2 ст. 73 есть ссылка на то, что подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. В ч. 2 ст. 158 сказано, что, установив в ходе досудебного производства по делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Таким образом, если в УПК РСФСР выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и внесение представлений по их устранению для органа дознания, следователя, прокурора и судьи было обязанностью, то в действующем УПК прокурор и судья вообще не упоминаются. Дознаватель и следователь вправе это делать, но не обязаны.

О каком должном противодействии преступности и экстремистской деятельности можно говорить в такой ситуации? Представляется, что, лишь выявив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, в том числе экстремистского характера, можно планировать работу по их пресечению и предотвращению.

В целях надлежащего обеспечения борьбы с преступностью, в том числе с криминальным экстремизмом, полагал бы целесообразным ввести в систему прокуратуры прокуроров-криминологов, которые систематизировали, анализировали и внедряли бы в следственно-прокурорскую практику методику предупреждения криминального экстремизма.

После террористических акций 11 сентября 2001 г. правительства ряда зарубежных стран активизировали деятельность по реформированию не только собственно антитеррористического законодательства, но и законодательства, направленного на борьбу с ксенофобией и расизмом, что нашло отражение в расширении круга криминализированных деяний и ужесточении наказаний.

В течение последних трех лет новые составы преступлений, совершаемых на почве расовой, национальной ненависти, были введены в уголовные законы Франции и Финляндии. Статья 222-18-1 УК Франции устанавливает ответственность за угрозу совершения преступления или проступка против личности в связи с реальной или предполагаемой принадлежностью потерпевшего к этнической группе, нации, расе, а также его вероисповеданием. Статьи 311-4 и 312-2 дополнены квалифицирующим признаком: "если деяние совершено в связи с реальной или предполагаемой принадлежностью или непринадлежностью потерпевшего к этнической группе, нации, расе, а также его вероисповеданием или сексуальной ориентацией".

Принятый в Великобритании в 2006 г. Акт "О расовой и религиозной вражде" дополнил Акт "Об общественном порядке" 1986 г. разделом 3 "А" "Возбуждение религиозной вражды". Ранее британское законодательство устанавливало ответственность за действия, направленные на возбуждение исключительно расовой вражды.

В 2004 г. в Нидерландах и во Франции вступили в силу законы, повысившие размер наказания за оскорбление граждан в связи с их национальной, религиозной, этнической принадлежностью, иными признаками, а также за дискриминацию. Согласно Закону Франции N 2004-204 от 9 марта 2004 г. "О внесении изменений в законодательство в связи с развитием преступности" размер наказания, предусмотренный санкцией статьи 225-2 УК Франции, увеличен с двух лет тюремного заключения и 30 тыс. евро штрафа до трех лет тюремного заключения; наказание же за дискриминацию, осуществленную публичным служащим, повышено с трех лет тюремного заключения и 45 тыс. евро штрафа до пяти лет тюремного заключения и 75 тыс. евро штрафа.

Аналогичные процессы происходят и в российском законодательстве.

После принятия в 2002 г. Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в УК РФ были введены две новые статьи 282.1 и 281.2, устанавливающие ответственность за организованные формы экстремистской деятельности.

В декабре 2003 г. в УК РФ внесены изменения, существенно расширившие признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного в ст. 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства". В перечень криминализирующих признаков были добавлены пол, язык, происхождение, принадлежность к какой-либо социальной группе.

Но успешная борьба с криминальным экстремизмом во многом зависит не только от принятия тех или иных законов, приказов, политической воли и способности лидеров государств к эффективному противодействию, но и от состояния международного сотрудничества в этой области, в том числе от уровня уже накопленных практических и теоретических знаний об этом явлении в целом.

Криминальному экстремизму необходимо противопоставить международный заслон. Борьба с ним должна приобретать новые трансграничные формы. В этой связи уместно сказать о правовом обеспечении противодействия экстремистской деятельности на пространстве Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Законодательство государств-членов ШОС, связанное с регулированием отношений в области противодействия экстремизму, включает в себя уголовное, уголовно-процессуальное, административное и другие отрасли права.

В нем можно выделить более узкий круг нормативных актов, непосредственно направленных на противодействие экстремистской деятельности. К их числу следует отнести законы о противодействии экстремизму, другие нормативные акты, в которых формулируются нормы, определяющие порядок признания организации экстремистской, правовые последствия этого либо устанавливающие порядок регистрации, приостановления, прекращения деятельности общественных организаций.

Название документа