Проблемы борьбы с терроризмом

(Гурулев Д.)

("Законность", 2007, N 6)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

Д. ГУРУЛЕВ

Гурулев Д., заместитель прокурора Республики Ингушетия.

Несмотря на исключительную опасность терроризма, у некоторой части населения пока нет адекватного его осуждения и желания сотрудничать с правоохранительными органами в силу отсутствия четкой гражданской позиции, а порой страха перед местью преступников в условиях практической незащищенности. Одним из условий, способствующих терроризму, является и неудовлетворительная раскрываемость преступлений.

Для решения тех проблем, которые стоят перед государством в сфере противодействия терроризму, требуется сосредоточение, концентрация сил правоохранительных органов, координация их деятельности. Вопросы координации деятельности правоохранительных органов обсуждаются уже давно. В Республике Ингушетия, например, регулярно проводятся совещания на всех уровнях, принимаются решения. Однако зачастую они носят формальный характер и многие планы так и остаются неисполненными.

Сегодня органы прокуратуры остро ставят вопрос о необходимости выработки эффективного механизма общей координации борьбы с преступностью на государственном уровне. В этой части необходимо обеспечить единообразную постановку задач, осуществлять единое управление, а также установить и персональную ответственность должностных лиц за выработку, принятие и результаты управленческих и оперативных решений.

Координация действий правоохранительных органов должна стать активной и наступательной. Акцентироваться на определении приоритетных направлений борьбы с преступностью, выделении основных форм и методов согласованных усилий по противодействию преступным проявлениям, в том числе и актам терроризма.

Для решения этих вопросов потребуется внести необходимые изменения в правовую базу. В первую очередь целесообразно разработать новое положение о координационной деятельности правоохранительных органов, в котором следует определить порядок выработки решений, взаимоотношения правоохранительных органов в процессе их реализации, отчетность и ответственность должностных лиц за их исполнение.

Современная преступность динамично изменяется, вырабатываются новые способы совершения преступлений. Жизнь требует адекватного и своевременного реагирования государства на преступные проявления.

Прокуратурой Ингушетии ведется планомерная работа по активизации борьбы с преступностью, созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования особо тяжких и тяжких преступлений. Они укомплектованы лучшими следователями и оперативными сотрудниками, сегодня необходимо дополнительно вооружить их современными техническими средствами.

Жизнь показывает, что положение в вопросах профилактики преступлений и правонарушений надо менять коренным образом. Необходимо увязывать уголовно-правовые меры с мероприятиями комплексных и целевых предупредительных программ. Их эффективность сегодня крайне низка, прежде всего в силу отсутствия финансирования со стороны республиканского бюджета. Потому-то их положения остаются лишь декларациями на бумаге, что практически исключает проведение мероприятий, предусматривающих социальную адаптацию ранее судимых, занятость подростков, профилактику поведения других криминогенных категорий населения, да и просто воспитательную работу среди молодежи. Предупреждение правонарушений - дело, безусловно, затратное, но необходимое. Иначе придется расплачиваться значительно большими потерями.

Зачастую имеют место вопиющие факты непринятия первоочередных мер безопасности. Для Северного Кавказа эта тема как никогда актуальна. Приведу в пример тот факт, что образовательные учреждения не отвечают требованиям антитеррористической защищенности. И это в то время, когда общеизвестны трагические уроки Беслана. Вопрос ежегодно ставится прокуратурой республики перед исполнительными и представительными органами республиканской власти. Но, к сожалению, до настоящего времени не получаем адекватного ответа. А ведь доподлинно известно, что дети - наилегчайшая мишень для террориста.

Как показывает практика, усилия, направленные на противодействие терроризму, далеко не всегда дают желаемый результат. И прежде всего потому, что они не затрагивают его основ, финансовой составляющей. К слову, на территории Республики Ингушетия и ряда других субъектов Южного федерального округа отсутствуют органы финансового мониторинга на местах. А контроль специалистов в области финансов в регионе необходим как никогда.

Несмотря на комплекс мер, Северный Кавказ до сих пор остается как жертвой кровавого террора, так и плацдармом для его воспроизводства. И дело не только в количестве террористических актов и преступлений террористического характера. Системой стали посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в том числе сотрудников прокуратуры. Они, исполняя свой долг, в полной мере рискуют своими жизнями и жизнями своих семей, находясь на передовой линии борьбы с террором. Вспомним пятерых сотрудников прокуратуры Ингушетии, погибших в ночь с 21 на 22 июля 2004 г., посягательство в этом году на жизнь прокуроров г. Буйнакска в Дагестане и Назрановского района в Ингушетии.

Серьезная социальная напряженность в республике остается, о ее причинах сказано немало. Выделим те, что наиболее часто просматриваются по материалам уголовных дел и прокурорских проверок.

Прежде всего, это низкий уровень развития экономики, безработица, коррупция во властных структурах. Страдающие от безработицы люди, которые не имеют возможности обеспечить свои семьи, становятся особенно восприимчивы к проповедям экстремистов и даже за небольшие деньги соглашаются участвовать в террористических акциях. В этой связи усилия властей по созданию новых рабочих мест, развитию производства приобретают особое антикриминогенное и, соответственно, антитеррористическое воздействие, значение которого трудно переоценить. Но состояние занятости населения и уровень дохода людей в Ингушетии крайне низки, производство практически не развивается, а значительная часть предприятий аграрно-промышленного комплекса либо на грани, либо уже за гранью банкротства.

Конечно, и деятельность правоохранительных органов по борьбе с терроризмом нуждается в совершенствовании. Недостатки есть практически на всех этапах - и в ходе следствия, и при поддержании государственного обвинения в суде. Прокуратурой республики принимаются меры к усилению требовательности, координации и сосредоточению мер, направленных на пресечение и предупреждение террористических проявлений, квалифицированное расследование уголовных дел рассматриваемой категории.

Прокуратура считает противодействие экстремизму и преступлениям на национальной почве одним из основных направлений работы. Оценивая глубинные причины экстремистских настроений, мы пришли к безусловному выводу, что в их основе лежат прежде всего социально-экономические причины: социальное неравенство, бедность, отсутствие перспектив для некоторых категорий граждан, прежде всего молодежи.

Не следует забывать, что даже экономические просчеты или ошибки местных властей, вызывающие недовольство населения, могут быстро приобретать национальную окраску.

Насущная потребность сейчас - создание в России центра по проведению лингвистических и иных экспертных исследований печатных, видео - и аудиоматериалов, а в субъектах Федерации, соответственно, экспертных советов. Они могли бы рассматривать представляемые правоохранительными органами материалы на предмет содержания в них экстремистских призывов и оперативно принимать решения о необходимости признания таких материалов экстремистскими.

Крайне серьезную обеспокоенность вызывает бесконтрольное распространение материалов откровенно экстремистского содержания в Интернете. Особую значимость эта проблема имеет для Ингушетии. В сети действуют сотни сайтов, пропагандирующих разжигание межнациональной розни, содержащих призывы к организации незаконных вооруженных формирований и свержению государственного строя.

Все это прямым образом направлено на введение в заблуждение, прежде всего молодежи. Именно эта категория жителей республики активно пользуется Интернетом и воспринимает те идеи, которые оттуда черпает. Пришло время установить уголовную ответственность для распространителей, держателей сайтов, провайдеров за размещение и распространение экстремистских материалов в сети, а также принимать новые меры в отношении организаций, осуществляющих выпуск такой печатной продукции, вплоть до прекращения их деятельности.

Борьба с терроризмом, применительно к территории Республики Ингушетия, отличается своими особенностями: менталитетом жителей, местными традициями и обычаями.

Не секрет, что на Северном Кавказе действует обычай "кровной мести". Именно он является серьезным препятствием в борьбе с терроризмом для правоохранительных органов. Ингушетия - мононациональная республика, практически более 90% личного состава органов внутренних дел относятся к титульной в республике национальности, проживают с семьями на территории республики.

Основная сложность состоит в том, что правомерное применение оружия сотрудником внутренних дел неминуемо влечет кровную месть со стороны родственников погибшего, будь он даже трижды террористом. При этом кровная месть по обычаю может быть обращена и на родственников, как правило на самого видного представителя семьи. Этот факт практически полностью парализует работу местных милиционеров, которые просто боятся применять оружие для защиты закона и общественной безопасности.

Прокуратурой республики к разъяснительной работе о недопустимости кровной мести среди населения были привлечены правоохранительные и судебные органы, органы исполнительной власти, депутатский корпус, общественные организации и духовенство. Но надо констатировать, что положительного эффекта это не дало. Невозможно переломить за годы то, что жило веками.

В то же время не могу не отметить высокий уровень латентной коррупции в рядах органов внутренних дел и практически отсутствие результатов в работе отдела собственной безопасности.

Значительное препятствие для раскрытия террористических актов - уничтожение террористов в ходе специальных мероприятий, что не позволяет по ряду преступлений закрепить доказательную базу. Члены бандформирований имеют установку живыми не сдаваться, практически всегда оказывают вооруженное сопротивление, иногда подрываются с помощью "поясов шахида" или гранат в момент их задержания.

Одна из основ в профилактике терроризма - эффективная работа участковых инспекторов. Действительность такова, что жители не знают своего участкового, а участковый полностью не владеет ситуацией на обслуживаемой им территории. Прокуратурой выявлено, что участковые уполномоченные повсеместно привлекались к осуществлению мероприятий, не входящих в их обязанности, их работа фактически не контролируется и не анализируется руководством, меры к устранению недостатков не принимаются. Прокуратурой республики предпринят комплекс мер прокурорского реагирования, ряд руководителей и сотрудников республиканского МВД наказан в дисциплинарном порядке. Но, пока руководство МВД не организует свою же работу, кардинального изменения ситуации ждать не приходится.

В этой связи представляется только единственный выход из сложившегося положения - преимущественное комплектование органов внутренних дел республики наиболее опытными сотрудниками из других регионов России, не связанных обычаями, местным менталитетом, обычаем кровной мести. Это решило бы множество вопросов, связанных с утечкой служебной оперативной информации. Высвободившихся же сотрудников местной милиции, наоборот, целесообразно направить на работу в другие регионы страны. Эта ротация кадров позволила бы обогатить их опыт, обучить тонкостям милицейского мастерства и только после того представлять возможность службы в регионе со столь сложной криминогенной обстановкой.

Практикой доказано, что именно в мононациональных республиках возникает наибольшее количество негативных процессов, связанных с националистическими и экстремистскими настроениями в обществе. И это касается не только МВД, но и всей системы республиканской власти. По моему мнению, нашей стране жизненно необходима четкая политика в сфере межнациональных отношений. Особенно остро этот вопрос стоит на Северном Кавказе. Именно такая политика может стать действенным инструментом предотвращения экстремизма и терроризма. Наша страна многонациональна, богата самобытностью каждого народа, и характерной чертой общества должна стать толерантность друг к другу, переходящая в гордость за мирное, доброе и конструктивное существование всех национальностей.

Криминальная ситуация, сложившаяся в республике, была предметом обсуждения координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъектов Южного федерального округа в августе 2006 г. под председательством Генерального прокурора России. Во исполнение принятых на нем решений прокуратурой республики предприняты определенные меры по стабилизации напряженной криминогенной обстановки. В частности, созданы следственные группы из числа работников прокуратуры, МВД, УФСБ для более оперативного и качественного расследования преступлений террористического характера и их оперативного сопровождения. На значительно более качественную ступень вышел и уровень взаимодействия с органами безопасности, располагающими более сильными оперативными возможностями и позициями.

Отдельно хочу отметить объективную сложность в доказывании вины лиц, совершающих акты терроризма. Они иногда ведут переговоры между собой на ингушском языке. Зафиксированные оперативным путем такие переговоры ввиду отсутствия методики не позволяют назначить и провести экспертизу на идентификацию голоса. А это серьезный барьер на пути сбора доказательств.

Особую тревогу вызывает введение судов присяжных в республике. Скажу прямо: общество не готово к такому институту судопроизводства. В республике менее половины миллиона жителей. В условиях традиционной типовой структуры общества, связанной родственными узами, практически исключена независимость присяжных заседателей. В Ингушетии до настоящего времени народ сохранил вековые традиции поддержания родственных отношений вплоть до седьмого поколения. В такой ситуации практически у каждого подсудимого, чье уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, в числе последних есть не один близкий или дальний родственник, что является основной причиной вынесения оправдательных вердиктов коллегией присяжных заседателей. Такие факты уже подорвали доверие у законопослушных и уважаемых в республике граждан к институту присяжных заседателей.

Имеют место случаи, когда при полной доказанности, с нашей точки зрения, виновности подсудимого суды присяжных огульно выносят оправдательный вердикт. Обжалование же такого решения возможно исключительно при нарушении процессуальных норм. Таким образом, принцип справедливости законодательно поставлен в юридический тупик.

Прокуратурой республики предлагается создание единого окружного суда присяжных заседателей в ЮФО с дислокацией в Ростове-на-Дону или Ставрополе с процедурой набора присяжных заседателей из представителей различных субъектов округа. Это позволило бы, не нарушая прав подсудимого на разбирательство его дела судом присяжных, более объективно и справедливо отправлять правосудие.

Кратко хочу остановиться на вызывающих обоснованное недоумение положениях ст. 405 УПК РФ о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора. Прокуратура республики в своей практике зачастую сталкивается с неправосудными, с нашей точки зрения, приговорами. Фактически провозглашена бесконтрольность суда, где в последнее время, по моему мнению, как ни в одной другой структуре укрепилась круговая порука. В ряде случаев при наличии грубейших нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона мы лишены возможности выйти на уровень Верховного Суда России для беспристрастного и объективного рассмотрения уголовного дела. При этом законодатель явно забыл о правах потерпевшей стороны.

Подводя итоги сказанному, хочу заметить, что у нас есть все возможности создать надежный заслон террору и экстремизму. Необходимы только соответствующие условия. И прокуратурой принимаются меры для этого.

Название документа