Предупреждение преступлений в сфере оборота наркотиков, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел

(Иванов Д. В.) ("Право и политика", 2007, N 6) Текст документа

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИКОВ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Д. В. ИВАНОВ

Иванов Дмитрий Владимирович - соискатель Всероссийского научно-исследовательского института МВД России.

Предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, имеет особое значение. Как справедливо отмечал И. И. Карпец, "общество, специально создавшее слой людей, поставленных на борьбу со злом, рассчитывало на то, что уж эти-то люди не будут совершать преступления". При этом "поскольку работники правоохранительной системы наделены властными полномочиями, каких не имеют многие должностные лица, то преступность их не только специфична, но и во многих случаях более болезненно отзывается на функционировании государственного и общественного организма, правах и свободах личности" <1>. На общем фоне преступности сотрудников органов внутренних дел особое место занимают преступления, связанные с оборотом наркотиков. Это связано с тем, что должностное лицо имеет властные полномочия, которые может использовать во вред обществу, например, распространяя наркотики. Одновременно, являясь наркозависимым, должностное лицо не может должным образом выполнять свои полномочия, подрывая тем самым властные устои. -------------------------------- <1> Карпец И. И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 364.

Предупреждение преступлений в России имеет длительную историю. Так, еще в XIX веке в Своде уставов о предупреждении и пресечении преступлений Российской империи на губернаторов, местную полицию и вообще всех лиц, "имеющих начальство по части гражданской или военной", возлагалась обязанность "всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякие деяния, клонящиеся к нарушению... общественного спокойствия, порядка, благочиния...". При этом к мерам предупреждения и пресечения преступлений относились: "отдача под надзор полиции, воспрещение жительства в столицах или иных местах, а также высылка иностранцев за границу" <2>. -------------------------------- <2> Уставъ о предупрежденiи и пресеченiи преступленiй. Санкт-Петербургъ, 1876. С. 1.

В настоящее время практика предупреждения преступлений содержит целый спектр предупредительных мер, различных по направлениям воздействия, материальным затратам и по степени эффективности. В научной литературе периодически возникают споры о выделении теории предупреждения преступлений в самостоятельную отрасль науки <3>. На сегодняшний день большинство авторов сходится во мнении, что теория предупреждения преступлений является неотъемлемой частью криминологии <4>. -------------------------------- <3> См.: Хохряков Г. Ф. Криминология. М., 2000. С. 400; Наумов С. С. Использование технических средств в профилактике преступлений: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 6 и др. <4> См.: Наумов С. С. Профилактика преступлений с помощью технических средств. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Наумов С. С. Использование технических средств в профилактике преступлений: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2005; Мусеибов А. Г. Методика предупреждения преступлений: Монография. Воронеж, 2003; Мусеибов А. Г. Частные методики предупреждения преступлений (вопросы теории): Монография. Воронеж, 2003; Мусеибов А. Г. Теоретические основы методики предупреждения преступлений. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003 и др.

Однако такое утверждение нельзя считать бесспорным. Так, известно, что предупреждение преступлений является одной из задач оперативно-розыскной деятельности, но вести его криминологическими методами невозможно. Согласно ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", оперативно-розыскное предупреждение преступлений осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Таким образом, оперативно-розыскное предупреждение преступлений происходит только методами оперативно-розыскной деятельности и не может быть реализовано криминологией. Противоречия, касающиеся определения места оперативно-розыскной профилактики, встречаются и у активных сторонников мнения, что всякая профилактика может вестись только в рамках криминологии. Так, по мнению А. Г. Мусеибова <5>, методика предупреждения преступлений использует достижения теории оперативно-розыскной деятельности для разработки рекомендаций по применению оперативно-розыскных мер в предотвращении и пресечении отдельных видов преступлений. Это мнение проистекает из утверждения, что "основанием для разграничения предметов наук выступает вид деятельности, а не методы ее осуществления. Теория оперативно-розыскной деятельности ответственна только за разработку теоретических, организационных и тактических основ этой деятельности. Она не является и не может являться наукой, обеспечивающей все стороны многогранной деятельности оперативных подразделений соответствующих органов государства и их должностных лиц. Сотрудники, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, руководствуются при квалификации преступлений рекомендациями науки уголовного права, при оперативно-розыскном обеспечении проведения следственных действий - рекомендациями науки уголовного процесса и криминалистики, при проведении мероприятий по предупреждению преступлений - рекомендациями криминологии, в частности, методики предупреждения преступлений. Использование личного сыска и других оперативно-розыскных мер в предотвращении и пресечении преступлений - проблема теории предупреждения преступлений, а не теории оперативно-розыскной деятельности" <6>. По мнению автора, А. Г. Мусеибов сам обозначает соотношение оперативно-розыскного предупреждения преступлений и криминологии, указывая, что при проведении мероприятий по предупреждению преступлений сотрудники, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, руководствуются рекомендациями криминологии, в частности, методиками предупреждения преступлений, так же как и, например, при решении вопроса о документировании - положениями уголовного права и уголовного процесса. -------------------------------- <5> См.: Мусеибов А. Г. Методика предупреждения преступлений: Монография. Воронеж, 2003; Мусеибов А. Г. Частные методики предупреждения преступлений (вопросы теории): Монография. Воронеж, 2003; Мусеибов А. Г. Теоретические основы методики предупреждения преступлений. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. <6> Мусеибов А. Г. Методика предупреждения преступлений: Монография. Воронеж, 2003. С. 104.

Наиболее обоснованной в настоящее время представляется точка зрения, что предупреждение преступлений, являясь одной из задач оперативно-розыскной деятельности, представляет собой составную часть теории оперативно-розыскной деятельности. В теории оперативно-розыскной деятельности применительно к своему предмету сформировано частное учение об оперативно-розыскном предупреждении преступлений как самостоятельном функциональном направлении деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности. Однако, учитывая сложность и комплексность задач предупреждения преступлений, в будущем целесообразно выделение теории предупреждения преступлений в самостоятельную юридическую дисциплину, разрабатывающую теоретические, организационные и тактические основы этой деятельности. Эта точка зрения была высказана еще в марте 1977 года на объединенной сессии советов научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, проведенной в Академии Министерства внутренних дел СССР <7>. -------------------------------- <7> См.: Хохряков Г. Ф. Криминология. М., 2000. С. 440.

Другим важным теоретическим моментом, связанным с практикой организации предупреждения преступлений, является систематизация терминов. В данной области существуют понятия "профилактика", "предупреждение", "предотвращение", которые следует рассмотреть, прежде чем заниматься вопросами предупреждения преступлений в сфере оборота наркотиков, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Ряд авторов рассматривает упомянутые термины как синонимы, другие считают это неправильным <8>. Автор разделяет точку зрения С. М. Иншакова, что предупреждение преступности - деятельность государства и общественных органов, направленная на удержание граждан от совершения преступлений. Предупреждать преступность в целом, как существующее социальное явление, терминологически не корректно, так как нельзя предупреждать то, что уже существует. -------------------------------- <8> См.: Иншаков С. М. Криминология: Учебник. М., 2000. С. 78.

Профилактика преступности обычно рассматривается как защита от преступности. Следовательно, можно поддержать точку зрения С. С. Наумова, который считает, что "профилактика преступлений составляет часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин преступности и условий, ей способствующих, а также причин и условий конкретных преступлений, отдельных их групп и видов, рассматриваются существующие различные подходы к содержанию комплекса мер профилактики преступлений, проводится их общетеоретический анализ" <9>. -------------------------------- <9> Наумов С. С. Профилактика преступлений с помощью технических средств. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 10.

При этом анализ существующих в литературе точек зрения показывает, что наиболее обоснованной можно считать точку зрения С. С. Наумова, что соотношение понятий "профилактика преступлений" и "предупреждение преступности" может быть представлено в философском плане как взаимосвязь части и целого, особенного и общего <10>. Так, Ю. М. Антонян отмечает, подчеркивая взаимосвязь преступлений и преступности, что "профилактика преступлений составляет часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин преступности и условий, ей способствующих, а также причин и условий конкретных преступлений, отдельных групп преступлений и отдельных видов преступности" <11>. -------------------------------- <10> См.: Наумов С. С. Использование технических средств в профилактике преступлений: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 8. <11> Антонян Ю. М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. 1977. N 26.

Как отмечает Г. А. Аванесов, "...термины "предупреждение", "профилактика", "предотвращение" (преступности, преступлений) применимы как взаимозаменяющие, но не без детализации соответствующих понятий... отождествление указанных терминов не позволяет понять всей сложности и специфики различных направлений этой борьбы, сущности каждого из направлений, ибо упрощает и огрубляет смысл конкретизации различных в своей основе видов деятельности" <12>. -------------------------------- <12> Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 336.

Таким образом можно утверждать, что в научной литературе понятие "профилактика преступлений" чаще всего используется для обозначения специальных мер и видов деятельности, обеспечивающих устранение или нейтрализацию причин и условий преступлений <13>. В настоящее время профилактика преступлений составляет часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин преступности и условий, ей способствующих, а также причин и условий конкретных преступлений, отдельных их групп и видов, рассматриваются существующие различные подходы к содержанию комплекса мер профилактики преступлений, проводится их общетеоретический анализ <14>. -------------------------------- <13> См.: Игошев К. Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М., 1980; Наумов С. С. Использование технических средств в профилактике преступлений: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2005 и др. <14> Наумов С. С. Профилактика преступлений с помощью технических средств. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 10.

Одновременно предупреждением преступлений считается сложная и разнообразная деятельность, формы которой отличаются друг от друга по направленности, содержанию, субъекту и характеру правового регулирования <15>. Очевидно, что общее понятие "предупреждение преступлений" следует конкретизировать применительно к основным направлениям предупредительной деятельности, например, оперативно-розыскной. При этом совершенно справедливым является утверждение Ю. М. Антоняна, что "чем успешнее будет осуществляться профилактика, тем меньше придется затрачивать усилий и средств на пресечение, раскрытие и расследование преступлений" <16>. -------------------------------- <15> См.: Колодкин Л. М. Стадии преступления и предупреждение преступлений. Киев, 1972. С. 8; Наумов С. С. Использование технических средств в профилактике преступлений: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 8 и др. <16> Антонян Ю. М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. 1977. N 26.

Рассматривая оперативно-розыскное предупреждение преступлений, следует отметить, что анализ ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" показывает, что предупреждение преступлений должно осуществляться гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Надо учитывать, что существуют оговоренные законодателем в ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Помимо этого органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Все это накладывает определенные ограничения на предупреждение преступлений в сфере оборота наркотиков, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. С. С. Наумов считает, что по правовой регламентации предупредительные меры можно разделить на регламентируемые законами и подзаконными актами "криминального профиля", регламентируемые законами иных отраслей права, конкретно не регламентируемые законом <17>. Анализ данной классификации показывает, что автор относит нормы административного права к нормам "криминального" профиля и совершенно не упоминает нормы ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", с чем вряд ли можно согласиться. -------------------------------- <17> См.: Наумов С. С. Использование технических средств в профилактике преступлений: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 12.

Более обоснованной можно считать точку зрения О. В. Старкова, что правовой основой предупреждения преступлений является законодательная, нормативная нацеленность всей системы права, а значит, и любой ее отрасли на обеспечение предупреждения любых правонарушений <18>. Он предлагает выделить конституционные основы; федеральные правовые основы; уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные и иные юридические основы предупреждения преступлений. К сожалению, ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" автором также не рассматривается. -------------------------------- <18> См.: Старков О. В. Предупреждение преступлений: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2005. С. 93 - 94.

Учитывая сложившиеся системы классификаций, а также видя целесообразность определения места оперативно-розыскного предупреждения в общей системе, автор предлагает классифицировать предупредительные меры в зависимости от правовой регламентации следующим образом: - регламентируемые Конституцией Российской Федерации; - регламентируемые законами и иными нормативными правовыми актами, направленными на осуществление уголовного судопроизводства (нормы уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права, положения об оперативно-розыскной деятельности); - регламентируемые законами и иными нормативными правовыми актами отраслей права, соблюдение которых важно для борьбы с преступностью (нормы административного, таможенного, гражданского и других отраслей права); - не регламентируемые законом, но вытекающие из норм морали (мероприятия культурно-воспитательного характера, правовая пропаганда, воздействие общественности и др.). Очевидно, что в предупреждении преступлений в сфере оборота наркотиков, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, оперативно-розыскного предупреждения недостаточно. Необходимо шире посмотреть на эту проблему. По масштабам применения оперативно-розыскные предупредительные меры относятся к отраслевым мерам, если за основу классификации взять схему, предложенную С. С. Наумовым, который выделяет: федеральные, региональные, в отношении отдельных объектов или отраслей хозяйства и индивидуальные <19>. Одновременно анализ научной литературы показывает, что обычно выделяют два уровня профилактики: общесоциальный, включающий в себя комплекс общих, неспециальных мер, действующих на уровне общества; специальный, сориентированный непосредственно на причины и условия преступлений, который, в свою очередь, делится на два вида: общая профилактика, направленная на микросреду, то есть неперсонифицированная; индивидуальная профилактика, объектом которой является личность человека <20>. Вторая позиция заключается в том, что выделяется три уровня: общесоциальный; групповой, ориентированный на социальные группы, куда, по мнению автора, можно отнести и сотрудников органов внутренних дел; индивидуальный <21>. То есть, применительно к сотрудникам органов внутренних дел можно применять как отраслевую, групповую, так и индивидуальную профилактику. -------------------------------- <19> См.: Наумов С. С. Использование технических средств в профилактике преступлений: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 11 - 12. <20> См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 37 - 49; Саркисов Г. С. Социальная система предупреждения преступности. Ереван, 1975. С. 73 - 94; Наумов С. С. Использование технических средств в профилактике преступлений: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 12 - 13 и др. <21> См.: Яковлев А. М. Индивидуальная профилактика преступного поведения. Горький, 1977. С. 5; Старков О. В. Роль криминогенной ситуации в бытовых насильственных преступлениях. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1981. С. 22.

Говорить об общесоциальном уровне предупреждения преступлений не имеет смысла, так как органы внутренних дел не могут повлиять на фундаментальные причины наркомании, однако они могут принять ряд специальных мер организационного и оперативно-розыскного характера, направленных на предупреждение преступлений в сфере оборота наркотиков, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел <22>. -------------------------------- <22> Сотрудники Министерства внутренних дел России относятся в соответствии с законодательством к категории представителей исполнительной власти. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 120) органы внутренних дел относятся к числу государственных учреждений, созданных собственником для осуществления управленческих функций. Особенности правового статуса учреждений позволяют говорить об отнесении сотрудников органов внутренних дел к числу должностных лиц.

Анализ преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел в сфере оборота наркотиков, позволяет выделить две категории должностных лиц - совершающих преступления, связанные с оборотом наркотиков, пользуясь должностными возможностями, и лица, потребляющие наркотики и по этой причине совершающие преступления. Причины совершения ими преступлений разные, следовательно, и профилактические меры должны различаться. Так, если речь идет о злоупотреблении должностными возможностями, по мнению автора, акцент следует делать на факторы, связанные с внешней средой. При выявлении внешних условий преступлений сотрудников следует обращать внимание на количество служебных проверок, проведенных в соответствующих подразделениях, а также на их результаты. Другим приемом предупреждения преступлений, рассмотренным в научной литературе, можно считать рейд, обход, направленный на выявление специфики того или иного подразделения <23>. Применительно к рассматриваемой теме, это может быть устройство комнат хранения вещественных доказательств, исследование особенностей упаковки наркотиков (в части возможности изъятия их части или замены содержимого). Такие "выходы" могут производиться как собственными силами отдельных служб и руководства, так и контролирующими органами. -------------------------------- <23> См.: Старков О. В. Предупреждение преступлений: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2005. С. 175.

Касательно методов устранения внешних условий преступлений сотрудников, связанных с наркобизнесом, в научной литературе особо отмечаются комплексные профилактические операции, проводимые совместно службами собственной безопасности, подразделениями по борьбе с организованной преступностью и другими заинтересованными министерствами и ведомствами <24>. -------------------------------- <24> См.: Старков О. В. Предупреждение преступлений: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2005. С. 176.

Другой метод - информированность на всех уровнях, что необходимо для улучшения контроля за обеспечением законности и предупреждения преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Сюда входит анализ статистики, изучение причин и условий этих деяний. Как справедливо отмечала О. А. Чистотина, такая информация о преступлениях и понесенных за них наказаниях, периодически доводимая до личного состава, будет сама по себе оказывать превентивное влияние <25>. -------------------------------- <25> См.: Чистотина О. А. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000. С. 133.

Анализ зарубежного опыта показывает, что в Великобритании и Германии к факторам, связанным с внешней средой, относят также реакцию сотрудников на давление внешних обстоятельств, взаимоотношения между сотрудниками и преступниками и т. д. Есть определенные сферы, где охрана правопорядка создает особо благоприятные условия для совершения преступлений <26>. Применительно к наркобизнесу к ним можно отнести сам наркобизнес, проституцию, распространение порнографии, то есть те сферы, которые сопряжены с распространением и потреблением наркотиков. -------------------------------- <26> Моднов И. С., Васина Е. С., Шинкаренко Н. И., Шурыгин П. А. Организация борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах Европы и США: Пособие. М., 2005. С. 12.

Американский исследователь Дж. Гардинер выделяет следующие дополнительные внешние факторы: - слабый служебный контроль руководства за деятельностью подчиненных. Из-за особенности службы начальство редко непосредственно следит за тем, как линейные полицейские действуют на своем участке, контроль осуществляется задним числом и по формальным признакам; - скрытость деятельности полиции от общественности. Например, полицейский располагает правом на доступ к таким местам, людям и сведениям, которого другие лица не имеют; - круговая порука, своеобразная "братская субкультура" полицейских, для которой характерна преданность по отношению к коллегам, сокрытие их проступков. Этому способствует в том числе враждебность к полицейским как представителям власти со стороны внешнего мира; - статус полицейского в обществе. Уверенность в том, что общество недостаточно вознаграждает за службу, может нейтрализовать чувство вины, порождаемое преступлением <27>. -------------------------------- <27> Моднов И. С., Васина Е. С., Шинкаренко Н. И., Шурыгин П. А. Указ. соч. С. 14.

Указанные внешние причины влияют и на совершение сотрудниками органов внутренних дел России преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в основе которых лежит использование должностных полномочий. Таким образом, предупреждая преступления должностных лиц, связанные с оборотом наркотиков, совершаемые посредством использования должностных возможностей, необходимо прежде всего выяснить степень вероятности их существования в подразделении, для чего, по мнению автора, следует: - определить наличие тех участков работы, на которых возможно их существование (борьба с незаконным оборотом наркотиков, проституцией и т. п.); - определить круг действий сотрудников, которые могут способствовать возможности их совершения; - установить признаки таких действий сотрудников; - выявить реакцию руководства и общественности на такие действия. Другая схема предупреждения преступлений касается сотрудников, потребляющих наркотики и по этой причине совершающих преступления. Она, по мнению автора, должно строиться в первую очередь на выявлении изначальной склонности сотрудника к потреблению наркотиков. Особое внимание логично уделять набору на службу и отбору квалифицированных кадров. Следует разработать программу набора кадров, которая бы обеспечила поступление на службу в полицию лиц с необходимыми характеристиками. В отборочном процессе особое значение имеет изучение личности кандидата. Для повышения уровня отбора кадров необходимо применять различные способы выявления личностных характеристик: опросы с применением полиграфных устройств, составление психологического портрета и т. д. Сюда относится полиграфологическое исследование, составление психологических портретов. Однако для их правильного применения нужно понимать суть методов. Полиграфологическое исследование может дать информацию о наличии у человека психофизиологических реакций, возможно, свидетельствующих о совершении в прошлом противоправных деяний, склонности к определенным поступкам, в том числе и к потреблению наркотиков. Особенностью проведения такого тестирования является: возможность осуществления только на основании письменного согласия тестируемого; физиологические ограничения, запрещающие проведение исследования с использованием полиграфного устройства и т. д. При всем этом результаты исследования на полиграфе носят вероятностный характер, поэтому, по мнению автора, делать вывод о "благонадежности" сотрудника или кандидата на должность только на основании результатов полиграфного тестирования неправильно. Другим новым направлением предупреждения преступлений можно считать установление потенциальной личности преступника или жертвы в результате составления их психологического портрета. Однако это требует сбора информации о лице, например, в результате наблюдения. Принцип здесь только один: больше информации - более достоверный прогноз. Подводя итог сказанному, следует отметить, что относительно предупреждения преступлений в сфере оборота наркотиков, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, необходимо переходить от индивидуальных кампаний к разработке общей единой стратегии. Эта стратегия может включать в себя следующие компоненты: - проверка сотрудников, нанимаемых на работу; - насаждение прочных этических постулатов, делающих непривлекательным потребление наркотиков и совершение преступлений; - совершенствование технических средств предупреждения; - использование системы предварительного анализа и прогнозирования, предполагающей анализ основных элементов служебной деятельности на предмет предрасположенности к совершению преступлений данной категории.

Название документа