Особенности правового регулирования отдельных действий при обороте гражданского оружия

(Волянская Р. В.) ("Предпринимательское право", 2007, N 2) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБОРОТЕ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ

Р. В. ВОЛЯНСКАЯ

Волянская Р. В., аспирант кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Оборот гражданского оружия подчиняется не только требованиям гражданского законодательства, но и специальным актам, в их числе особое значение имеют Закон об оружии <1>, Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации <2>, а также Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации <3>. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5681 (с изм. по ФЗ от 29 июня 2003 г. N 58), далее - Закон об оружии. <2> Утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3878 (послед. изм. внесены Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718), далее - Правила. <3> Утв. Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 // Бюллетень нормативных актов органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. 1999. N 32 (послед. изм. внесены Приказом МВД РФ от 15 июля 2005 г. N 568).

Традиционное понятие оборота, гражданского (экономического) оборота связывается либо с отношениями по переходу права собственности на имущественные объекты <4>, либо с суммой гражданско-правовых обязательств <5>, либо с волевыми действиями субъектов, направленными на возникновение имущественных прав и обязанностей (сделками) <6>. Независимо от деталей конкретных взглядов оборот мыслится как динамическая составляющая рынка, обеспечивающая возникновение прав на имущество. -------------------------------- <4> См., например: Руденко А. В. Товарный рынок: понятие, объект, субъекты. М.: Пелеотип, 2004. С. 10 - 11 и др. <5> См.: Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 597. <6> См.: Голубков А. Ю. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Государство и право. 1997. N 3. С. 86 - 93.

Совершенно иное определение оборота дается в ст. 1 Закона об оружии, где под оборотом понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации. По существу, в основе такого понимания оборота гражданского оружия лежат не экономические процессы и не акты приобретения прав иными субъектами, а его физическое перемещение. Отмеченная особенность в данном случае лишь констатируется, хотя есть все основания и для критики (нельзя в федеральных законах игнорировать сложившееся представление о базовых понятиях), и для внесения конструктивных предложений по исправлению положения <7>. -------------------------------- <7> Здесь возможны различные варианты, одним из них является простая замена терминологии без изменения сложившейся архитектуры и логических связей Закона об оружии.

Неудачно и описание объема отдельных действий в отношении оружия. Например, с точки зрения ст. 1 Закона под производством понимается не только изготовление оружия, но и его исследование, разработка, испытание, а также художественная отделка и ремонт. Что же касается выделения в качестве самостоятельных элементов оборота оружия торговли, передачи, приобретения, то даже при первом приближении ясно, что эти понятия не находятся в одном логическом ряду. Например, при торговле, конечно же, происходит и приобретение, а торговля и приобретение включают в себя акты передачи. В данном случае мы дистанцируемся от обсуждения этих противоречий и проанализируем лишь правовые режимы отдельных действий с гражданским оружием. Коллекционирование оружия и патронов законодательство определяет как "формирование коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях" (п. 30 Правил оборота). Оно также осуществляется на основании лицензий в порядке, установленном МВД РФ (по согласованию с Министерством культуры РФ). Коллекционированием могут заниматься как отдельные граждане, так и юридические лица. Приобретать для коллекционирования можно всякое оружие и патроны, не запрещенные к обороту, а также огнестрельное и холодное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций. Такое скупое описание коллекционируемого оружия, конечно же, неоправданно ограничивает возможности коллекционера и поэтому в п. 32 Правил оборота дается дополнительный список оружия, которое может войти в состав коллекции: оружие, которое выступало вещественным доказательством по уголовным делам, но только после окончания рассмотрения дела в суде, оружие иностранного производства, не являющееся гражданским или служебным, оружие опытных партий или ввезенное на территорию РФ и не прошедшее сертификационных испытаний; учебное оружие, оружие для имитации выстрела, копии оружия (без использования подлинных деталей) и его реплики (имеющие авторские изменения внешнего вида и художественной отделки). Как видим, содержание перечня ограниченно, не дает ответа на многие вопросы. Например, неясна правомерность коллекционирования иностранного оружия, оружия, производитель которого неизвестен, и т. д. В целом же эта сфера имеет весьма слабое правовое регулирование, что неоднократно отмечалось в литературе <8>. Во-первых, ни единого списка оружия, дозволенного к коллекционированию, ни общего определения такого оружия. Во-вторых, коллекционное оружие не подразделяется на виды (например, старинное, редкое, антиквариат, памятное и пр.), хотя практика большинства стран (Франции, США) показывает, что в этом есть большой смысл - различные виды коллекционного оружия должны иметь различный правовой режим. В-третьих, не установлены четкие права и обязанности владельцев коллекционного оружия, в том числе в отношении оружия, которое нейтрализовано с точки зрения возможного выстрела. -------------------------------- <8> См., например: Шелковникова Е. Д. Коллекционирование оружия: правовое регулирование и организация контроля // Законодательство. 1998. N 10.

Поэтому следует поддержать предложения о том, что требуется принятие отдельного закона о коллекционном оружии, что реализовано в большинстве развитых стран. А пока есть смысл дополнить Закон об оружии указанием на то, что он не распространяется на коллекционное оружие, изготовленное до 1892 г. <9>. -------------------------------- <9> По информации Е. Д. Шелковниковой, дата предложена специалистами Министерства культуры РФ; см.: Там же.

Не признаются коллекционированием и не требуют получения лицензии сбор и хранение оружия и патронов, предназначенных для осуществления производственного или учебного процесса, исследований, разработки, испытаний, разрезных образцов оружия и патронов с просверленной гильзой без пороха и с пробитым капсюлем, моделей оружия, лишь воспроизводящих конструкцию оружия и имитирующих его действие либо лишь сходных с ним конструктивно, а также муляжи и оружия, и патронов. Как видим, отнесение оружия к коллекционируемому не основано на логическом единстве критериев, и это периодически вызывает споры, тексты норм противоречивы и не отличаются надежной юридической техникой. В частности, формальное прочтение п. 32 Правил оборота позволяет предположить, что оружие иностранного производства (не являющееся гражданским и служебным) вообще не может быть объектом коллекционирования, хотя, конечно же, так не должно быть. Коллекции оружия граждан предусмотрено хранить только по месту проживания, коллекции оружия юридических лиц хранятся в местах, указанных в лицензии. Экспонирование оружия есть публичное представление образцов оружия для ознакомления с ним всех желающих. Оно также осуществляется исключительно на основе лицензии, но в Правилах оборота оружия (п. 43) необходимость лицензии связывается только с осуществлением экспонирования только на возмездной основе. Наверное, это техническая ошибка, так как смысл лицензирования в установлении контроля за оружием, что никак не связано с извлечением прибыли. Кроме лицензии проведение экспонирования, если оно проводится не в стационарном месте, требует разрешения о временном хранении оружия в месте проведения экспонирования, органам внутренних дел представляются план экспонирования и схема размещения экспозиций. Не относится к экспонированию демонстрация оружия и патронов в пределах производственных помещений и торговых залов производителей, проведение аналогичных мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. В принципе экспозиции могут проводиться совместно несколькими лицами, ограничений здесь нет, но в любом случае соглашение о совместном экспонировании должно предусматривать, кто именно отвечает за соблюдение режима экспонирования, за сохранность и режим безопасности. Запрещено экспонировать оружие, не зарегистрированное в органах внутренних дел, оружие с другими предметами, за исключением устройств и инструментов его производства, технического обслуживания и ремонта, а также спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей, запасных частей к оружию, сопровождающих экспонатов историко-культурных выставок <10>. -------------------------------- <10> На наш взгляд, это ограничение слабо мотивировано.

В рассматриваемой части Правила также содержат противоречивые нормы и юридически не выверенный текст. Например, п. 47 предусматривает, что "в ходе проведения выставок-продаж или аукционов поставщики (продавцы) и юридические лица вправе осуществлять торговлю оружием и патронами, а также их продажу". Логический закон исключенного третьего требует признать, что по Правилам поставщики (продавцы) никак не могут быть юридическими лицами. А торговля не является продажей, что, конечно же, противоречит закону и здравому смыслу. Дополним, что в следующем пункте (п. 48) устанавливается запрет на осуществление продажи оружия и патронов оптом или в розницу в ходе коммерческих или некоммерческих выставок. Надо ли явное противоречие (в связи с разрешением продавать по предшествующему пункту) толковать так, что продавать во время выставок можно, но только не оптом и не в розницу?! Мы допускаем, что в основе лежала идея не допустить к продаже на выставках оружия (патронов) те организации, которые непосредственно не являются участниками экспонирования, но тогда и следовало бы внятно это прописать. Не менее загадочно (на наш взгляд, исключительно по небрежности) звучит фраза о том, что организаторы экспозиций обязаны "не допускать несанкционированного доступа посторонних лиц к местам размещения и хранения экспонируемого оружия и патронов" (п. 45). Мы понимаем, что в принципе выставки и другие формы экспонирования могут содержать условие об ограничении доступа (например, круг лиц может быть заранее определен, могут быть и пригласительные билеты), но в приведенной из Правил фразе дезавуируется сама идея подобных мероприятий, традиционно рассчитанных на максимально широкий круг неопределенных лиц. Хранение оружия и патронов. Основное здесь требование - хранить можно лишь тем, кто имеет соответствующее разрешение. По общему правилу режим хранения должен быть таков, чтобы обеспечить сохранность и безопасность оружия (патронов), исключить доступ посторонних лиц. Поэтому оружие (патроны) должно храниться в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны, в запирающихся на замок сейфах или шкафах. Объемы хранимого определяются комиссией с учетом правил противопожарной безопасности, но не более 50 килограммов расфасованного для розничной торговли пороха и не более 15 тыс. патронов. Допускается хранение спортивного огнестрельного оружия, в том числе с нарезным стволом, либо спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибром более 4,5 мм, спортивного холодного оружия непосредственно в помещениях спортивных объектов, но с соблюдением указанных выше требований. Это положение касается и граждан, являющихся членами спортивных клубов (п. 59 Правил оборота). Принадлежащие гражданам оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением общих требований безопасности; допускается также хранение в деревянных ящиках, обитых железом. Что же касается иностранцев, то хранение ими приобретенного в РФ оружия разрешается только в течение пяти дней на основании лицензии на его приобретение. А хранение оружия, ввезенного в РФ для охоты, участия в спортивных соревнованиях или экспонирования, осуществляется организациями, пригласившими иностранных граждан. Императивность данного положения также нуждается в уточнении хотя бы уже потому, что для приезда иностранцев в Россию сегодня не требуется специального приглашения. Ряд вопросов возникает при хранении оружия в других организациях. ООО "Частное охранное агентство "Шериф Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания УВД области г. М. об устранении нарушений правил хранения оружия и патронов к нему. Суды первой и второй инстанции удовлетворили требование. Как было установлено при рассмотрении дела в кассационной инстанции <11>, оспариваемое предписание было выдано в связи с передачей заявителем оружия ООО "Охранное предприятие "Форт-М" по договору хранения. По мнению кассационной инстанции, сам по себе факт заключения такого договора закону соответствует, но судам в предшествующих инстанциях следовало выяснить два важнейших обстоятельства: 1) имеется ли у хранителя разрешение на хранение и использование данного оружия и 2) какие конкретные права (законные интересы) заявителя были нарушены указанным предписанием. -------------------------------- <11> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2004 г. N Ф03-А37/04-2/634 // СПС.

По другому аналогичному делу <12> суд также указал, что охранные организации имеют право передавать принадлежащее им оружие на хранение другим организациям, имеющим лицензию на хранение, с момента передачи ответственность за соблюдение надлежащего режима хранения возлагается на хранителя. И если в таких случаях административные взыскания все же следуют, то в связи с другими нарушениями (например, не проводится ежеквартальная сверка оружия). -------------------------------- <12> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2005 г. N Ф03-А37/05-1/99 // СПС.

Ношение оружия - один из самых спорных аспектов оборота. И дело не в том, что простое физическое перемещение (например, от дома до магазина и обратно) очень трудно признать оборотом. Сам Закон прямо запрещает лишь ношение оружия при проведении митингов, уличных шествий, пикетирования и других массовых публичных мероприятий (п. 5 ст. 6). Но из этого вовсе не следует, что в других случаях ношение оружия допускается. Например, в п. 6 той же статьи указывается, что запрещается ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки и транспортирования такого оружия. Несколько проще обстоит дело с ношением служебного оружия должностных лиц государственных органов, лиц, нуждающихся в защите, работников юридических лиц, имеющих особые уставные цели: они обладают правом ношения, что фиксируется в соответствующих нормативных правовых актах (например, работники прокуратуры, судьи и т. п.). Относительно работников организаций, занимающихся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ведущих охотничий или морской зверобойный промысел, также более или менее ясно - в ходе всякого перемещения на промысле они имеют право держать при себе соответствующее оружие. Также понятна ситуация с военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, находящимися на пенсии, лицами, награжденными оружием, - право на ношение они имеют в случае, если в разрешении имеется запись "Разрешено постоянное ношение оружия", и наоборот. Что же касается иных граждан, то иметь при себе разрешенное оружие они могут только дома, в месте проведения охоты, во время проведения спортивных соревнований и тренировочных стрельб (п. 62 Правил). Мы разделяем ранее высказанную точку зрения М. А. Богуславца о том, что фактически правовой режим использования огнестрельного длинноствольного оружия самообороны, охоты и спортивного исключает его ношение и реально допускает использование только в пределах жилища обороняющегося и самой охоты или состязаний <13>. Ограничение использования указанного оружия только пространством вокруг его владельца сводит роль оружия к роли сторожа. -------------------------------- <13> См.: Богуславец М. А. Доверяют ли "человеку с ружьем" пистолет? // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 5.

Оперативное использование оружия для охоты в целях самообороны также фактически невозможно, поскольку оно должно перемещаться в зачехленном и сложенном виде, боеприпасы должны находиться отдельно. Между тем статистика преступлений против жизни и здоровья однозначно говорит, что основное их количество совершается вне места жительства потерпевших, в том числе в пути. Любое оружие при перемещении должно быть поставлено на предохранитель, досылание патрона в патронник разрешается только при необходимости применения оружия либо для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Перевозка и транспортирование в Законе об оружии названы по отдельности, но в Правилах оборота объединены (п. 69 - 77). На наш взгляд, это разумно, так как перевозка и есть процесс транспортирования. Право на транспортирование имеют юридические лица, получившие разрешение органов внутренних дел. При этом маршрут (маршруты) перевозки и вид транспорта заранее согласовываются с органом внутренних дел по месту учета оружия. По смыслу действующих нормативных правовых актов такое разрешение требуется только для случаев, когда перевозка осуществляется в интересах третьих лиц, обладателей оружия (патронов). Дело в том, что без специальных разрешений транспортирование оружия (патронов) разрешено государственным военизированным организациям, физическим и юридическим лицам в пределах территорий субъектов РФ, органами внутренних дел которых оружие поставлено на учет, гражданам, имеющим на законных основаниях охотничье и спортивное оружие при наличии разрешений на хранение и ношение, а также гражданам, имеющим огнестрельное длинноствольное оружие (п. 2, 3 части второй ст. 3 Закона об оружии) в целях самообороны без права на ношение. Если организация осуществляет продажу оружия и патронов, то для перевозки она должна привлечь организацию, имеющую лицензию на перевозку оружия, либо сама должна получить такое разрешение <14>. -------------------------------- <14> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 июля 2001 г. N А62-232/2001 // СПС.

Оружие транспортируется в специальной таре, а если партия оружия составляет более 5 единиц (патронов - более 400 штук), то и с сопровождением. Если колонна составляет более 5 автомашин, то группа сопровождения должна составлять не менее 3 человек, вооруженных огнестрельным оружием, и на специально выделенном транспортном средстве. По смыслу норм Правил оборота до указанных предельных величин транспортирование оружия (патронов) могут осуществлять и сами граждане на основании общих (ранее выданных) лицензий. Понятно, если количество превышает указанное, то требуется делать заказ на перевозку специализированной организации. Неясна лишь возможность транспортировки не на собственной автомашине. Поскольку прямого указания в тексте Правил нет, мы полагаем, что перевозка в пределах названного количества может осуществляться и другим гражданином (юридическим лицом), но в присутствии обладателя оружия. Особо оговариваются вопросы безопасности перевозки, реакции на случаи вскрытия груза, оформления сопровождающих документов, оборудования грузовых мест и пр. Универсальным правилом (то есть это касается и граждан, и юридических лиц) является ограничение веса патронов, бездымного пороха и изделий на его основе, разрешенных к перевозке с ручной кладью по железной дороге и водным путям сообщения, - общий вес нетто не должен превышать 10 кг, а дымного пороха (изделий из него) - 5 кг. В сфере воздушного транспорта также имеются специальные правила о перевозке гражданского оружия <15>. В частности, предусмотрена сдача оружия уполномоченному службы авиационной безопасности в аэропорту вылета, передача оружия командиру судна, выдача оружия гражданину по акту в аэропорту прибытия, порядок приемки и осмотр оружия, наличие специальных ящиков для хранения на борту, опережающая информация между аэропортами и т. п. -------------------------------- <15> См., например: Инструкция о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утв. Федеральной службой воздушного транспорта РФ и МВД РФ от 30 ноября 1999 г. N 10/971 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. 2000. N 18 - 19.

Существуют также специальные ведомственные инструкции, приказы, распоряжения для перевозки отдельных видов оружия, хотя вызывает сомнения возможность квалифицировать такие акты (например, Минтранса РФ <16>) в качестве именно нормативных правовых актов. -------------------------------- <16> См., например: распоряжение Минтранса РФ от 16 июля 2002 г. N НА-254-р "О дополнительных мерах по обеспечению перевозки длинноствольного оружия, переданного пассажирами для временного хранения в период полета" // СПС.

Прямо в Законе (п. 4 ст. 6) запрещается пересылка оружия, что следует толковать как запрет на отправление оружия через органы связи. Использование оружия выделяется непосредственно Законом об оружии как отдельный акт (момент) в обладании им. Однако нет ясности и в том, что следует понимать под применением и использованием оружия, хотя в нормативных актах порой правила о том и другом излагаются дифференцированно. Мы полагаем, что логический объем понятия "использование" шире понятия "применение" уже потому, что функционально использовать оружие можно с различным назначением <17>. -------------------------------- <17> По мнению М. Ф. Савелия, соотношение этих понятий именно такое, но под применением он понимает случай, когда производится выстрел на поражение в человека. См.: Савелий М. В. Когда стрелять общественно необходимо // Законодательство. 1998. N 2.

Под влиянием литературных источников и средств массовой информации сложилось неверное представление о возможности частных охранников применять огнестрельное оружие. ООО "Охранное агентство "Вальтер" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным отказа отдела лицензионно-разрешительной работы управления внутренних дел в выдаче разрешения на ношение и использование служебного пистолета при оказании охранных услуг. Как было установлено, Агентство заключило договор с М. на оказание услуг по охране его жизни и здоровья и обратилось в УВД с заявлением о выдаче разрешения на ношение и использование оружия охранником Б. Суд отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на следующее. В соответствии со ст. 3 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" разрешается предоставление услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране их имущества, в том числе при транспортировке. Статьей 16 этого Закона разрешается применять специальные средства, а оружие - только в случаях и в порядке, предусмотренных данным Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав. Из ст. 11 названного Закона следует, что разрешается применять технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде. Таким образом, частный охранник, оказывающий услуги, имеет право применять специальные средства, но не огнестрельное оружие <18>. -------------------------------- <18> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/192 // СПС.

С решением полностью согласиться нельзя, поскольку частные охранные организации, конечно же, могут вооружать своих сотрудников гражданским и служебным оружием (см. об этом выше), а ст. 18 Закона "О частной детективной и частной охранной деятельности в Российской Федерации" прямо указывает, что охранники могут применять оружие (хотя и ограниченно). Но текст нормативных актов изложен таким образом, что допускает и противоположное толкование. Чтобы исключить споры, ст. 11 данного Закона следует просто скорректировать, допустив, что охранник имеет право на обладание и применение огнестрельного оружия в случае охраны других лиц. Непонятно также, почему охранник имеет право применить огнестрельное оружие для отражения нападения, когда "его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности", а вовсе не жизнь тех, кого он охраняет? <19> -------------------------------- <19> На это обратили внимание Г. Крылов и В. Осин. См.: Крылов Г., Осин В. Деятельность частных охранников и детективов // Российская юстиция. 1997. N 6.

Не вносит ясности и ст. 24 Закона об оружии. Она фактически допускает, что оружие может быть применено для самообороны даже в случае, когда выдавалось для иных целей <20>, но, с другой стороны, не дает прямого ответа на многие вопросы. Не предусматривает Закон и известного для многих по армейской службе правила часовых: сначала надо крикнуть "Стой, стрелять буду!", дать время для выполнения требования, сделать предупредительный выстрел и лишь затем стрелять. Однако в специальных законах (о милиции, о вневедомственной охране и т. д.) имеются сходные правила; например, частные охранники до выстрела на поражение должны сделать выстрел в воздух. Общим же правилом (ст. 24 Закона об оружии) является необходимость "четко выраженного предупреждения", если только промедление в применении оружия не создает непосредственную опасность для жизни людей или не может повлечь иные тяжкие последствия. -------------------------------- <20> Разбор ситуаций легитимного применения оружия. См.: Савелий М. Ф. Когда стрелять общественно полезно // Законодательство. 1998. N 2.

Безусловно, запрещено использовать гражданское и служебное оружие путем установки приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов ночного видения, за исключением применения оружия на охоте (п. 3 ст. 6 Закона). В Инструкции имеется еще один термин, относящийся к использованию, - "безопасное обращение", имеются также специальные Правила об этом (приложение N 53 к Инструкции). В частности, разрешается приступать к стрельбе из оружия только после изучения его устройства, предварительно требуется проверить каналы стволов, в случае осечки затвор можно отворять не ранее чем через 5 секунд, запрещается направлять оружие на человека даже в случае, если оно не заряжено (за исключением случаев самообороны), запрещается стрелять из неустойчивых положений или одновременно из двух стволов двуствольного ружья, запрещается самостоятельно производить ремонт основных узлов и механизмов, вносить в них конструктивные изменения, хранить оружие и патроны в одном помещении с горючими, легковоспламеняющимися и химически агрессивными материалами, запрещается ношение и транспортирование оружия и патронов в состоянии опьянения и т. д. Аналогичные Правила имеются и для безопасного обращения с газовым оружием. Изъятие оружия. Выделение данных действий сомнительно и в том смысле, что оно совершается не владельцем оружия, а соответствующими государственными органами. Изъятие ни в каком смысле оборотом не является, и некоторая целесообразность его выделения имеется только в связи с тем, что в задачи нормативных актов здесь входило максимально полное и комплексное определение прав и обязанностей обладателей оружия. Понятие "изъятие" практически ни в одном нормативном акте об оружии не раскрывается, но по смыслу имеется в виду принудительное отобрание оружия, которое в результате действий уполномоченных органов перестает находиться во владении собственника. Основные правила об изъятии помещены непосредственно в ст. 27 Закона об оружии, поскольку этот вопрос может решаться только на уровне федерального законодательства. К числу таких оснований отнесены отсутствие соответствующей лицензии, разрешений на хранение или хранение и ношение оружия, аннулирование данных лицензий (разрешений), нарушение обладателями оружия правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспортирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия, выявление самодельного или переделанного с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками, смерть собственника или ликвидация юридического лица. Оружие также может изыматься таможенными органами и органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил охоты, рыболовства, охраны природы и природных ресурсов, - для пресечения таможенных нарушений, нарушений законодательства об охране окружающей среды. К сожалению, в Законе не определено, любые ли нарушения влекут изъятие, но в судебной практике признается, что такие нарушения должны быть грубыми <21>. -------------------------------- <21> Судебная практика следует этому положению. См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2004 г. N Ф09-863/04-АК; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2004 г. N Ф09-1284/04АК // СПС.

В силу изъятия вопрос о собственности или о применении иных последствий, конечно же, решаться не может. Поэтому всякое изъятие может длиться только до момента принятия по делу окончательного решения. Всякое принудительное прекращение права собственности возможно лишь по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Перечень таких оснований прекращения права собственности, в том числе на оружие, установлен ст. 235 ГК РФ. Анализ позволяет утверждать, что при осуществлении государственными контрольными органами мониторинга за соблюдение правил оборота оружия прекращение права собственности может последовать либо как выкуп бесхозяйственно содержимого оружия, имеющего культурную ценность (подп. 4 п. 2 ст. 235 ГК РФ), либо при конфискации (ст. 243 ГК РФ). Реквизиция (ст. 242 ГК РФ) изначально предусмотрена не в качестве санкции за нарушение, а как способ удовлетворения интересов общества в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Если же гражданин не вправе обладать оружием (например, при отсутствии лицензии), то здесь возможны два различных варианта, но в обоих случаях принудительного лишения права собственности по решению органов внутренних дел произойти не может. Если покупка оружия состоялась, но лицензия просто не приобретена, то перед нами незаконная (запрещенная), не вызвавшая никаких правовых последствий сделка (ст. 168 ГК РФ), в том числе не возникает и права собственности. Другой вариант возможен, например, в случае, если наследник получает в наследство оружие, но лицензии (разрешения) не имеет. В таком случае он может обратиться за получением лицензии (разрешения), а если не сделает этого или же ему будет отказано в лицензии, то наступают последствия, предусмотренные ст. 238 ГК РФ. Однако и в этом случае в течение года прекращение права собственности зависит от его собственных действий, а не решений органов внутренних дел. Конфискация же во всех случаях имеет своим основанием совершенное правонарушение (преступление) и производится без всякого возмещения <22>. -------------------------------- <22> См.: Гражданское право. Часть первая / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1999. С. 367.

В соответствии с Правилами изъятые или конфискованные оружие и патроны во всех случаях подлежат передаче в органы внутренних дел. Но, как мы видим, дальнейшая судьба этого оружия может быть различной. Например, после установления личности владельца и правомерности обладания оружием оно должно быть возвращено ему. Если в результате экспертизы будет установлено, что ранее изъятое оружие не пригодно для использования, то оно также не подлежит возврату, поскольку требуется его уничтожение <23>. -------------------------------- <23> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2001 г. N КА-А40/3739-01 // СПС.

Поэтому под изъятием следует понимать акт принудительного лишения лица возможности владеть и пользоваться оружием безотносительно определения последующей его юридической судьбы. Всякий акт изъятия должен сопровождаться составлением протокола (акта) с фиксацией вида, модели, калибра, серии и номера изымаемого оружия (патронов).

Название документа