Рецензия на работу Ю. М. Антоняна, Г. И. Белокурова, А. К. Боковикова и др. "Этнорелигиозный терроризм"

(Платонова Л. В.) ("Юридическая психология", 2007, N 1) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОТУ Ю. М. АНТОНЯНА, Г. И. БЕЛОКУРОВА, А. К. БОКОВИКОВА И ДР. "ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕРРОРИЗМ" <*>

Л. В. ПЛАТОНОВА

Платонова Л. В., заместитель главного редактора, кандидат юридических наук, доцент МГЮА.

Книга представляет собой результат комплексного исследования, осуществленного Институтом гуманитарного образования и Академией права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Впервые современный терроризм рассмотрен именно как этнорелигиозный, со всеми его особенностями. Монография содержит уникальный эмпирический материал, полученный в результате изучения репрезентативного числа осужденных за преступления террористического характера, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Для этой работы использовались беседы, психологические тесты и социологические анкеты. Особое внимание уделено причинам этнорелигиозного терроризма, представлена система мер его предупреждения. Работа не имеет аналогов в отечественной научной литературе и адресована сотрудникам правоохранительных органов, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам - всем, кто обеспокоен масштабами терроризма в сегодняшнем мире и стремится понять причины и возможности борьбы с ним. Терроризм в современном мире настолько масштабен и опасен, что нет необходимости доказывать актуальность предлагаемой вниманию читателей книги, особенно в России, которая принадлежит к числу наиболее пораженных этим явлением стран, где мы наблюдаем рост числа преступлений террористического характера. Если в 1997 г. их было 1290, то в 2005-м - 1728. Особенно возросло количество таких уголовно наказуемых деяний, как организация незаконного вооруженного формирования. Достаточно сказать, что в том же 1997 г. зарегистрировано всего одно подобное преступление, а в 2005 г. уже 356! Между тем именно незаконные вооруженные формирования создают терророгенную обстановку в России, причем не только на Северном Кавказе. В таких формированиях планируются, готовятся и реализуются практически все террористические нападения. Научных работ, посвященных терроризму в России и за рубежом, очень много. Не отстают от ученых, а иногда даже обгоняют их журналисты. Однако общим недостатком исследований чаще всего является почти полное отсутствие эмпирических научно достоверных данных о механизмах террористических преступлений, и особенно о лицах, их совершивших. В лучшем случае это разрозненные и единичные факты, обычно почерпнутые из периодических изданий и телевизионных передач. При подготовке этой монографии авторский коллектив пошел по другому пути: помимо изучения имеющейся литературы по терроризму, исследовательская группа в местах лишения свободы обследовала репрезентативное количество осужденных за террористические преступления. Данные, полученные с помощью бесед, психологических тестов и социологических анкет, положены в основу работы, выводов и рекомендаций. Хотелось бы надеяться, что они представляют собой теоретический и практический интерес и будут активно использоваться в работе по противодействию терроризму, в частности, для установления преступников, ведения с ними переговоров, расследования и рассмотрения в суде уголовных дел, исправления осужденных террористов. Разумеется, авторский коллектив широко использовал материалы и других исследований, в том числе полученных им ранее. В настоящей работе самый распространенный в современном мире терроризм впервые назван своим настоящим именем - этнорелигиозный. Это значит, что он представляет собой крайнее выражение этнорелигиозных конфликтов, столкновения главным образом двух культур - христианской и мусульманской, между которыми еще не найдены должные связи и компромиссы. Но это не означает, конечно, что весь исламский мир воюет против западного. Совсем не так. Террористические методы борьбы избрали и используют самые радикальные и агрессивные исламские круги. Но они выражают некие общие тенденции и установки, которые во многом противоречат исламу и не вытекают из его священных текстов. В противостоянии в той или иной форме участвуют сотни тысяч людей. Понимание того, что современный терроризм, в сущности, является этнорелигиозным, пришло не сразу. Многие годы в криминологии, как и в политологии, сегодняшние кровавые конфликты обычно называли просто терроризмом. Понадобились такие исключительные события, как нападение исламских боевиков на Нью-Йорк, Вашингтон, Пенсильванию 11 сентября 2001 г., вторжение сил объединенной коалиции во главе с США в Афганистан, Ирак, мусульманские бунты в Париже и некоторых других европейских городах в 2005 г., массовые протесты исламских народов против карикатур на мусульманские божества, чтобы стало ясно: противостояние двух мировых цивилизаций - свершившийся факт. Терроризм является крайней формой такого противостояния, что не исключает иных его форм (типов). В монографии представлены научные доказательства этой точки зрения. На этой основе, равно как и на базе полученных эмпирических данных, предложена система мер противодействия терроризму. Мы полагаем, что она и должна быть только системой, т. е. совокупностью взаимодополняющих и взаимоусиливающих мер, без которой успешное противодействие терроризму невозможно. Но он, как и преступность в целом, неискореним, а поэтому ставить задачу полной победы над ним ни в коем случае нельзя. Так или иначе он всегда будет существовать. Не забудем, что в гитлеровские и ленинско-сталинские времена государственный террор был несравненно страшнее нынешнего этнорелигиозного, даже если иметь в виду нападение на Нью-Йорк, взрывы домов в Москве и захват школы в Беслане. В настоящей работе исследованы криминологические и уголовно-правовые проблемы не только тех преступлений, которые обычно относят к числу террористических (терроризм, вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению; захват заложника, организация незаконного вооруженного бандформирования или участие в нем; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), но и ряда "экстремистских" преступлений (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества или деятельности экстремистской организации). Есть все основания утверждать: последние не просто близки к террористическим, а сама близость к ним означает, что ненависть и вражда в связи с принадлежностью человека к иной расе, нации или религии, национальный и религиозный экстремизм обладают мощным террористическим потенциалом. Не случайно ответственность за такие деяния предусмотрена в главе о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства. Между тем современная Россия столкнулась с небывалым взрывом ксенофобии, ненависти к другим расам, нациям и религиям; все чаще совершаются насильственные преступления, в том числе особо тяжкие, на расовой, национальной и религиозной почве; все громче заявляют о себе группировки фашистского, иного экстремистского и крайне радикального толка. Однако российское общество и государство не готовы к должному противодействию и отпору этнорелигиозным экстремистам; общественность неадекватно оценивает грозящие опасности, а общественное мнение в ряде случаев даже склонно брать их под свою защиту. Исследование осуществлено в 2005 - 2006 гг. авторским коллективом из числа научных сотрудников Института гуманитарного образования, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Руководитель исследования - Ю. М. Антонян. Авторы выражают искреннюю благодарность за организационную и финансовую поддержку ректору Института гуманитарного образования М. В. Волынкиной, вице-президенту Российской академии наук, академику Г. А. Месяцу и начальнику Федеральной службы исполнения наказаний Ю. И. Калинину.

Рецензия

Вышла в свет монография "Этнорелигиозный терроризм". Ее авторы - Ю. М. Антонян, Г. И. Белокуров, А. К. Боковиков (М.: Аспект-Пресс, 2006). Современное мировое сообщество, как зеркало, отражает массу противоречий, возникших по этническим и религиозным мотивам. Население многонациональной страны, имеющей вековые традиции добрососедства, бесспорно, должно воспитываться в духе толерантности. Это - постоянная константа национального характера любого общества, живущего не только по законам государства, но и по законам совести. В связи с вышеизложенным актуальным и ценным представляется комплексное исследование, осуществленное Институтом гуманитарного образования и Академией права и управления Федеральной службы исполнения наказаний под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ю. М. Антоняна, в котором авторы проанализировали сложившуюся в мире ситуацию, пытались дать ответы на многие вопросы, вставшие перед человечеством в XXI в. В книге уделено большое внимание проблемам борьбы с терроризмом, в том числе путем совершенствования уголовного законодательства. Впервые современный терроризм рассмотрен именно как этнорелигиозный, со всеми его особенностями. Особое внимание уделено причинам этнорелигиозного терроризма, представлена система мер его предупреждения. Рассмотрены общесоциальные, политические, административно-правовые меры, выделены психологические основы исправления осужденных, сформулированы правовые проблемы защиты от террористических угроз. Проблема терроризма является всеобщей, потому что он делает своей жертвой любого и каждого человека даже безо всякой его связи с врагами террористов. Поэтому обществу необходимо подумать о механизмах терроризма и механизмах его предупреждения. В данной книге проводится исследование системы (классификации) мер противодействия терроризму, что является особо ценным в связи с принятием в марте этого года Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". В книге большое внимание уделено методологии психологического изучения личности террориста. Особый интерес представляют рекомендации по практической психотерапевтической и психокоррекционной работе с осужденными за террористические преступления. Книга написана на основе обобщений уголовных дел и реальных историй "живых" террористов. Авторами широко использовались сведения, полученные в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Данная книга, несомненно, вызовет интерес у научных и практических работников.

Название документа