Взаимодействие государственных контрольных органов в целях противодействия нелегальной миграции в пунктах пропуска
(Романов В. А.)
("Миграционное право", 2007, N 2)
Текст документа
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЦЕЛЯХ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА
В. А. РОМАНОВ
Романов В. А., заместитель начальника кафедры N 5 МПИ ФСБ России.
С начала административной реформы прошло более трех лет. Основные направления реформирования пограничных органов ФСБ России определены Концепцией формирования пограничных органов ФСБ России на период до 2007 г. Данная Концепция в рамках совершенствования системы охраны границы предусматривает проведение мероприятий по изменению организационно-штатных структур пограничных органов ФСБ России и их подразделений, повышению эффективности систем управления пограничными органами, выработку новых подходов к обучению руководителей различных управленческих структур.
В настоящее время создано 32 пограничных управления, в которых есть органы и подразделения пограничного контроля. Всего сформировано отдельных отрядов пограничного контроля - 1, отрядов пограничного контроля - 7, отдельных контрольно-пропускных пунктов - 15, отделов пограничного контроля - 10, контрольно-пропускных пунктов - 87, отделений пограничного контроля - 171, постов пограничного контроля - 109.
Вместе с тем процесс формирования органов и подразделений пограничного контроля не закончен. В настоящее время находится в проработке вопрос о создании межрайонных (районных) служб, которые будут представлять собой формирования в составе пограничных управлений с возложением на них функций охраны государственной границы на отдельных ее участках и в пунктах пропуска. Кроме того, на российско-украинском и российско-казахстанском участках государственной границы планируется рассмотреть целесообразность формирования дополнительных подразделений для осуществления пограничного контроля грузовых железнодорожных поездов.
При выполнении своих обязанностей органы пограничного контроля Федеральной службы безопасности обязаны:
- выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
- выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;
- выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
- разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
- осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
- обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
- участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
- участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Таким образом, направлениями пограничной деятельности являются:
- защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Свою деятельность органы пограничного контроля осуществляют в пунктах пропуска. В Законе РФ "О Государственной границе Российской Федерации" под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации) и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Перечень иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ранее в пунктах пропуска осуществляло контроль большое количество контрольных органов. Согласно распоряжению Президента необходимо сократить их количество и повысить эффективность пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, животных и грузов. Для оптимизации и минимизации проведения контрольно-проверочных действий, сокращения временных затрат при пропуске через Государственную границу Российской Федерации продолжается реформирование законодательства и предусматривается:
- возложение функций иммиграционного контроля в пунктах пропуска на пограничные органы;
- специализация пунктов пропуска по видам перемещаемых грузов, товаров и животных;
- наделение таможенных органов полномочиями по осуществлению отдельных действий транспортного контроля, а также полномочиями по истребованию документов, необходимых для осуществления иных видов контроля, и внесению данных о перемещаемых через государственную границу грузах, товарах и животных в межведомственную информационную систему.
В настоящее время разработана новая технологическая схема пропуска через Государственную границу, которая предполагает проведение в автомобильных пунктах пропуска контроля по принципу "одной остановки" и "одного окна". При этом в зоне контроля останутся только сотрудники пограничных и таможенных органов, которые будут вносить в межведомственную информационную систему данные, полученные в результате контроля документов на право пересечения границы лицами и транспортными средствами, а также контроля оснований на право перемещения через границу грузов и товаров. Остальные контрольные органы планируется расположить в зоне досмотра пунктов пропуска, где будет осуществляться контроль специалистами санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля только при необходимости.
Предложенная схема пропуска транспортных средств позволит сократить временные показатели проведения контрольно-проверочных действий и будет способствовать тому, что автомашины, направленные на контроль в досмотровую зону, не будут перекрывать движение основному потоку транспортных средств в пунктах пропуска.
Сокращению временных показателей будет способствовать и предлагаемая специализация пунктов пропуска по видам перемещаемых грузов и товаров.
Более того, планируется, что в этих же целях на некоторых участках границы со странами СНГ (в первую очередь с Казахстаном) и ЕС (Литва и Польша) возможно строительство совместных пунктов пропуска.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 312 "О паспортах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации" осуществляется паспортизация пунктов пропуска. Со всеми организационными недостатками это попытка документально закрепить полную информацию обо всех пунктах пропуска. Результаты паспортизации лягут в основу нормативно-правового оформления функционирования пунктов пропуска, их специализацию по видам перемещаемых грузов, а также послужат своеобразной отправной точкой для их технического переоснащения современными техническими средствами.
В условиях значительно возросших объемов оперативных учетов, а также задач по информационному взаимодействию со структурными подразделениями ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти необходима не просто замена устаревших технических средств, а широкомасштабное внедрение автоматизированных систем и главное содержательное ее наполнение, которое зависит от оперативности выявленных возможных каналов противоправной деятельности.
Первые шаги в этом направлении уже делаются. В настоящее время пункты пропуска, а также пограничные органы оснащаются элементами Автоматизированной системы контроля машиносчитываемых паспортно-визовых документов, абонентскими пунктами автоматизированной информационной системы учета и контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.
Введение в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения, утвержденных поручением Правительства Российской Федерации N МФ-П4-1075 от 12 марта 2005 г. и распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 г. N 1156-р, создание государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. В состав этой системы должны войти сегменты 6 ведомств Российской Федерации, в том числе ведомственный сегмент Пограничной службы ФСБ России, который планируется создать на основе развития существующей автоматизированной системы контроля машиносчитываемых паспортно-визовых документов. Имеет свой сегмент и Миграционная служба МВД России.
В связи с качественным ростом полиграфическо-множительной техники, ее доступностью возросло количество поддельных документов, что определило рост фирм-однодневок, предлагающих свои услуги в легализации на территории РФ иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан СНГ, используя поддельные документы. К поддельным документам относятся любой документ на въезд (выезд) или удостоверение личности, которые:
- были подделаны или изменены каким-либо материальным образом любым лицом или учреждением, кроме тех, которые в законном порядке уполномочены изготавливать или выдавать документ на въезд (выезд) или удостоверение личности от имени государства; или
- были ненадлежащим образом выданы или получены с помощью представления неверных данных, коррупции или принуждения или каким-либо иным незаконным образом; или
- используются лицом иным, чем законный владелец.
В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос о преобразовании системы взаимодействия, с государственными структурами по противодействию незаконной миграции, для этого:
- в пунктах пропуска должны находиться образцы документов на право пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства или их описания;
- образцы печатей и подписей должностных лиц, оформляющих документы на право пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на документы, выдаваемые россиянам на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
- условия регистрации и учета иностранных граждан на территории РФ должны противодействовать незаконному пребыванию данных лиц и депортации в страну их постоянного проживания;
- упорядочить процесс ликвидации фирм-однодневок, спекулирующих на горе людей и предлагающих легализовать их пребывание на территории России и дальнейший транзит в страны Шенгенской зоны, Канаду и США;
- стабилизировать и упорядочить законотворческий процесс и введение единой информационной базы учета пребывания на территории РФ и транзита иностранных граждан и лиц без гражданства;
- назрела необходимость создания стройной структуры технического обеспечения органов пограничного контроля, без которой невозможно внедрение в службу передовых технологий, в том числе автоматизации процесса пограничного контроля;
- сокращение количества государственных контрольных органов в пунктах пропуска;
- модернизация технологического процесса проведения контрольно-проверочных мероприятий и оптимизация количества пунктов пропуска;
- оптимизация порядка финансирования и материально-технического обеспечения функционирования пунктов пропуска;
- дальнейшее совершенствование уведомительного характера пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;
- скорейшее завершение решения вопросов гражданства для соотечественников и бывших граждан СССР, желающих восстановить или приобрести российское гражданство.
В заключение хотелось отметить, что совершенствование деятельности органов пограничного контроля невозможно без создания надежной правовой основы, разделения на границе и отмены дублирования функций в пунктах пропуска, планового финансирования данной сферы и технической оснащенности.
Название документа