Проблемы методологии организации обеспечения общественной безопасности Российской Федерации

(Полынков А. В.) ("Российский следователь", 2007, N 3) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. ПОЛЫНКОВ

Полынков А. В., соискатель ВНИИ МВД России.

Проблемы обеспечения общественной безопасности Российской Федерации органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проводимыми в стране, проблемами формирования гражданского общества, демократии, что требует, на наш взгляд, их системного осмысления в контексте с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Здесь необходимо отметить принципиальную позицию автора, которую высказывают в разной интерпретации в своих научных трудах ведущие ученые-административисты, исследующие современные проблемы обеспечения безопасности <1>, в том, что общественная безопасность является не разновидностью национальной безопасности, а образует органически присущий ей структурный элемент, наделенный собственным содержанием, установление которого носит не только теоретический, но и сугубо практический интерес, поскольку прямо влияет на формирование особого направления правоохранительной политики государства, определяющего систему стратегических и тактических мер противодействия угрозам общественной безопасности. -------------------------------- <1> См.: Кондратов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: Монография. М.: Изд-во "Щит-М", 1998; Маилян С. С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002; Воронов А. М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения и организации управления: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004; Позднышов А. Н. Институт государственной службы в сфере обеспечения общественной безопасности (теоретико-методологические проблемы): Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД России. 2004; и др.

В связи этим возникают задачи по дальнейшему развитию норм законодательства, действующих в сфере обеспечения общественной безопасности, с учетом критического осмысления национального и зарубежного опыта, "...но главное - научного обоснования Концепции обеспечения общественной безопасности Российской Федерации как совокупности понятийных категорий, отражающих систему стратегических и тактических мер противодействия угрозам общественной безопасности. Эти принципиально важные соображения позволяют придать проблеме обеспечения общественной безопасности Российской Федерации общенаучный характер, ее разработка предполагает координацию усилий ученых и специалистов различных отраслей знаний в целях получения научно обоснованных и практически значимых результатов" <2>, являющихся платформой для конструирования административно-правовых основ деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) по обеспечению общественной безопасности Российской Федерации. -------------------------------- <2> См.: Воронов А. М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения. Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2006. С. 6.

Подобная система взаимодействия субъектов обеспечения общественной безопасности требует учета особенностей ее функционирования в условиях федеративного устройства государства, уровня развития экономики, состояния правопорядка и иных детерминационных факторов, прямо или косвенно, позитивно или негативно влияющих на достижение целей и задач обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. Концептуальное конструирование современной системы обеспечения общественной безопасности Российской Федерации представляет известную сложность в силу своей многоаспектности и предполагает разработку как теоретико-методологических вопросов, так и административно-правового механизма, основных направлений, форм и методов реализации соответствующих нововведений. Здесь важно соблюсти сочетание теоретических и прикладных аспектов изучения проблемы административно-правового обеспечения общественной безопасности Российской Федерации так, чтобы на основе установления ее роли, функционального значения и места в общей структуре проблем обеспечения национальной безопасности Российской Федерации выработать и уточнить соответствующие понятийные категории в науке административного права, обосновать предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере и практике его применения <3>. -------------------------------- <3> См.: Воронов А. М. Указ. раб. С. 7.

Необходимо отметить, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет принципы, задачи и приоритетные направления обеспечения всех видов безопасности Российской Федерации. Однако политика и средства ее реализации в этой сфере должны быть определены применительно к отдельным ее видам. Особенно это касается общественной безопасности, об обеспечении которой прямо указано в Конституции Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72). Также важна и системность в таком опредмечивании государственной политики в области национальной безопасности - ряд концепций по отдельным видам безопасности уже принят (например, Концепция информационной безопасности и т. д.). Данное обстоятельство учитывается и в организации работы Совета Безопасности Российской Федерации <4>, в котором на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1603 созданы межведомственные комиссии по отдельным видам безопасности. В его составе создана и функционирует Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 1996. N 29. Ст. 3479.

На наш взгляд, необходимо учитывать и тот фактор, что с момента принятия основополагающих нормативных актов в сфере обеспечения безопасности (Закон "О безопасности" 1992 г., Концепция национальной безопасности 1997 г. (новая редакция 2000 г.)) <5> прошел относительно большой промежуток времени, т. е. они были приняты в прошлом веке и не в полной мере отвечают реалиям сегодняшнего дня. В связи с чем нуждаются в конкретизации угрозы общественной безопасности, а также в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О типовом регламенте органов исполнительной власти" и система субъектов, обеспечивающих в комплексе общественную безопасность, и ряд других. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5909; 2000. N 2. Ст. 170.

Представляется, при изучении проблемы организации обеспечения общественной безопасности важное значение приобретает ее структурная классификация, которая относительно условна и строится в соответствии с определенными целями и задачами. В настоящее время впервые в соответствии с Законом Российской Федерации 1992 г. "О безопасности" национальная безопасность подразделяется в зависимости от местонахождения источника угрозы на два типа - внутреннюю и внешнюю безопасность. В основе такого деления лежат государственные границы Российской Федерации. Сегодня, в условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни, грань между внутренней и внешней безопасностью весьма размыта, а многие угрозы - международный терроризм, наркобизнес, экологические и природные катастрофы и т. д. - порой трудно привязать к какому-то одному источнику. Однако такое деление представляется весьма целесообразным и полезным с практической точки зрения, поскольку оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения безопасности в целом. Кроме того, такое деление на внутреннюю безопасность, которая охватывает своим содержанием сущность общественной безопасности и внешнюю безопасность, необходимо для осознания того, что при обеспечении внутренней (общественной) безопасности требуются совершенно другие методы, формы и способы, чем при обеспечении внешней безопасности государства. В настоящее время угрозы национальной безопасности носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, экологической, информационной и духовной сферах жизнедеятельности нашего общества. Как отмечалось выше, общественная безопасность является составной, органической частью национальной безопасности. Отсюда следует, что совпадение отдельных видов угроз для них вполне оправданно. Это касается и международного терроризма, и военных угроз, и коррупции государственного аппарата и т. д. Данные факторы несут угрозу национальной безопасности, в то же время они представляют опасность и для общественной безопасности России в целом. Необходимо отметить, что в правовой литературе высказываются разные трактовки такого ключевого понятия, как обеспечение общественной безопасности. Мы исходим из того, что обеспечение общественной безопасности представляет собой сложнейший социально-правовой механизм, под которым следует понимать формирование и проведение государственной политики по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов безопасности посредством осуществления мер нормативно-правового, организационного, управленческого и иного характера, мер, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основная цель этой политики заключается в создании на соответствующих концептуальных положениях и поддержании должного уровня функционирования организационно-правового механизма обеспечения общественной безопасности, которая не ограничивается лишь правоохранительной сферой государственного управления, а охватывает достаточно широкую совокупность административных, экономических, правовых, организационных и иных мер по предупреждению и пресечению угроз общественной безопасности и ликвидации последствий их проявлений. Здесь необходимо отметить, что обеспечение общественной безопасности Российской Федерации - это деятельность не только государства, но и всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства и их практическую реализацию. Политика обеспечения общественной безопасности - это деятельность политического руководства страны по определению целей и постановке принципиальных задач по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства и выработке форм, методов и способов достижения этих целей. Политика обеспечения общественной безопасности осуществляется на принципах строгой законности, соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, а также взаимной ответственности личности, общества и государства за поддержание должного уровня функционирования механизма обеспечения общественной безопасности. Основные направления политики национальной, а равно и общественной безопасности России определяются жизненно важными интересами личности, общества и государства, необходимостью выработки и использования эффективных средств в противодействии внутренним и внешним угрозам этим интересам. Достижение долгосрочных целей политики безопасности осуществляется путем решения комплекса подчиненных им задач во всех сферах жизнедеятельности. Как нами отмечалось выше, общественная безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности системой мер экономического, политического и организационного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в соответствии с Законом "О безопасности" образуется государственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Организационную структуру системы обеспечения общественной безопасности, как органической части единой государственной системы национальной безопасности, согласно Закону Российской Федерации "О безопасности" (ст. 8) образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, органам местного самоуправления и иным общественным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом и составляющим негосударственную систему обеспечения общественной безопасности.

Название документа