О закреплении понятия "национальная безопасность" и составляющих его элементов в законодательстве Республики Корея
(Максимов В. А.) ("Право и политика", 2007, N 1) Текст документаО ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОНЯТИЯ "НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
В. А. МАКСИМОВ
Максимов Вадим Александрович - старший преподаватель Академии ФСБ России.
Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности имеет своей целью закрепить организацию системы обеспечения национальной безопасности и упорядочить общественные отношения в этой сфере. Оно слагается из двух элементов: нормативного правового регулирования и индивидуального правового регулирования. В данной статье предполагается осветить основы нормативного правового регулирования обеспечения национальной безопасности Республики Корея как процесс закрепления формально определенных правил поведения для установления единого порядка регулирования общественных отношений в этой сфере. Основу нормативного правового регулирования обеспечения национальной безопасности составляют нормы конституционного (государственного), административного, гражданского, уголовного и некоторых других отраслей права, регулирующих наиболее важные, значимые общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности любого государства <1>. Эти нормы содержатся в соответствующих источниках права, к которым в Республике Корея относятся: конституция, законодательные акты Национального собрания, указы президента, ордонансы премьер-министра и ведомственные нормативные правовые акты <2>. -------------------------------- <1> Под правовой основой обеспечения национальной безопасности в данной статье понимается совокупность взаимосвязанных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями и государственными интересами (см.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А. В. Опалева. М.: Юнити, 2004. С. 104). <2> Судебные прецеденты не являются источником права, хотя на практике решения Верховного Суда учитываются при рассмотрении дел нижестоящими судами, но такие решения не имеют характера прецедента, а скорее имеют рекомендательный характер.
В них находят свое выражение и закрепление политика безопасности и меры по ее реализации. Рассмотрим проблему правового регулирования обеспечения безопасности Республики Корея через призму государственных интересов и угроз этим интересам, определив, каким образом они сформулированы в нормативных правовых актах. Законодательство страны не содержит четкого определения понятия "безопасность". Так, например, пункт 2 статьи 5 Конституции Республики Корея вверяет Вооруженным силам миссию "обеспечения национальной безопасности и защиты страны", Закон 1977 года "О территориальном море" называет в качестве объекта защиты "мир, добрый порядок или безопасность Республики Корея", а Закон 1980 года (в редакции 1994 года) "Об охране национальной безопасности" говорит об "угрозах существованию государства, его безопасности или основам демократического строя" <3>. Такое многообразие терминов, на взгляд автора, является следствием нескольких факторов: во-первых, в Корее отсутствуют глубокие исторические традиции парламентского нормотворчества, и, во-вторых, размытость терминологии в условиях авторитарного режима позволяла очень широко трактовать многие понятия в интересах правящего режима. Поэтому определить содержание понятия "основы государственного и общественного строя" возможно лишь посредством анализа норм конституционного, уголовного и административного права. -------------------------------- <3> Термин "основы демократического строя", на взгляд автора, требует некоторого уточнения и пояснения. Учитывая условия принятия данного законодательного акта, когда в стране только начинался процесс перехода от авторитарного режима, было бы правильным использовать термин "основы государственного строя".
Конституция Республики Корея 1988 года содержит нормы, закрепляющие политическую систему, форму правления, форму государственного устройства, правовое положение личности, формы собственности, организацию управления экономикой. В преамбуле, на взгляд автора, в наиболее общем виде определены основные цели и задачи государства и общества: "Мы, народ Кореи, испытывая законную гордость за богатую историю и традиции, восходящие к временам незапамятным, поддерживая дело временного правительства Республики Корея, рожденного первоапрельским движением за независимость 1919 года, и демократические идеалы восстания 19 апреля 1960 года против несправедливости, принимая на себя миссию демократических реформ и объединения нашей родины, полные решимости крепить национальное единство на принципах справедливости, гуманизма и братской любви и с целью разрушить все социальное зло и несправедливость, и представить равные возможности каждому человеку, и обеспечить самое полное развитие индивидуальных способностей во всех областях, включая политическую, экономическую, общественную и культурную жизнь, посредством дальнейшего укрепления основных свобод демократического строя, способствующего частной инициативе и общественной гармонии, с тем чтобы помочь каждому человеку исполнять обязанности, соответствующие правам и свободам, поднять уровень жизни всех граждан и способствовать длительному миру во всем мире и общему процветанию человечества и тем самым навсегда обеспечить безопасность, свободу и счастье нам и нашим потомкам". В Конституции Кореи нет отдельной главы, закрепляющей основы государственного строя, как в Конституции Российской Федерации 1993 года, но это не мешает определить те элементы, которые могут рассматриваться как исходные принципы конституционного регулирования отношений между человеком, обществом и государством. Конституция определяет Корею как демократическую республику, что предполагает формирование органов власти на выборных началах и осуществление принципа разделения властей как основы государственного строя <4>. Она также закрепляет положение о том, что суверенитет Республики Корея принадлежит народу и вся государственная власть исходит от народа. В конституционном праве это положение рассматривается как принцип народного суверенитета и относится к основам государственного строя. Государственный суверенитет как верховенство власти во внутренней и независимость во внешней политике распространяется на весь Корейский полуостров и ближайшие острова <5>. Тем самым подчеркивается временный характер раскола Кореи и фактически провозглашается, что только Южная Корея является государством, которое представляет интересы корейского народа <6>. -------------------------------- <4> Ст. 1 Конституции РК (здесь и далее перевод законодательства Республики Корея с корейского и английского языков выполнен автором). <5> См.: ст. 3 Конституции РК. <6> В КНДР придерживаются иного мнения. Ст. 1 Социалистической Конституции КНДР гласит, что "Корейская Народно-Демократическая Республика есть суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа" (цит. по: Конституция социалистических государств. Учеб. пос. в 2-х томах. Т. 1 / Под ред. Б. А. Страшуна, Б. Н. Топорнина, Г. Х. Шахназарова. М.: Юрид. лит., 1987. С. 313).
Ситуация "двух Корей" заставила законодателя включить в Конституцию положение о стремлении страны к объединению, причем подчеркивается, что это политика мирного объединения, основанная на принципах "свободы и демократии" <7>, т. е. без использования силы. -------------------------------- <7> Ст. 4 Конституции РК. Социалистическая конституция КНДР в статье 5 несколько иным образом формулирует аналогичные положения: КНДР борется за полную победу социализма в северной части страны, за то, чтобы, отклонив внешние силы, добиться мирного объединения родины на демократических началах и полной национальной независимости в масштабе всей страны. См.: Там же.
Конституция устанавливает, что "Республика Корея прилагает усилия к поддержанию мира во всем мире и отвергает все агрессивные войны" <8>, то есть тем самым провозглашаются мирные принципы внешней политики и отказ от войны как способа разрешения международных конфликтов, что характерно для большинства послевоенных конституций зарубежных стран. -------------------------------- <8> П. 1 ст. 5 Конституции РК. Аналогичные положения содержатся в ст. 9 Конституции Японии 1947 года, ст. 26 Основного закона ФРГ 1949 года (см.: Конституции зарубежных стран. Учеб. пос. / Сост. В. В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2003).
Основным законом на Президента возложена обязанность гарантировать "независимость, территориальную неприкосновенность и целостность государства и Конституции" <9>, т. е. выделены три составляющие основ конституционного строя: независимость, территориальная неприкосновенность, целостность государства и Конституции. Эти основы также проявляются в положениях Конституции, где говорится о том, что "в случае военной необходимости для обеспечения общественной безопасности посредством мобилизации Вооруженных сил во время войны, вооруженного конфликта или иной угрозы для нации Президент может объявить военное положение в соответствии с законом" <10>. -------------------------------- <9> Ст. 66 Конституции РК. <10> Ст. 77 Конституции РК.
Определяя полномочия Президента, Конституция устанавливает, что он может предпринимать ряд мер "по обеспечению национальной безопасности или общественного спокойствия... во время внутренних беспорядков, внешней угрозы, стихийного бедствия или тяжелого финансового положения или экономического кризиса". А "в случае больших военных действий, затрагивающих национальную безопасность, Президент может издавать указы, имеющие силу закона, только если это требуется по соображениям сохранения единства нации" <11>, что позволяет выделить еще один элемент - единство нации. -------------------------------- <11> Ст. 76 Конституции РК.
Эти же нормы показывают, насколько большое значение законодатель придает экономике, приравнивая экономический кризис к беспорядкам и внешней агрессии. При этом "экономический строй Республики Корея основывается на уважении к свободе и сознательной инициативе предприятий и частных лиц в сфере экономики", оставляя за государством право "регулировать и координировать экономические вопросы с целью повышения сбалансированности роста и стабильности национальной экономики, обеспечения правильного распределения доходов для недопущения доминирования рынка и злоупотребления экономической мощью и в целях демократизации экономики посредством гармонизации отношений между агентами" <12>. -------------------------------- <12> Ст. 119 Конституции РК.
Так же как и Конституция России, Конституция Республики Корея содержит положения, провозглашающие многопартийную систему в качестве одной из основ государственного строя, определяя, что образование политических партий свободно и гарантируется многопартийная система. Это, по мысли законодателя, должно создавать "условия для реализации народом своей политической воли" <13>. Более того, политические партии пользуются покровительством государства и могут быть обеспечены государством специальными фондами в соответствии с законом. Но если "цели и задачи политической партии противоречат основным демократическим принципам, правительство может обратиться в Конституционный Суд с требованием о ее роспуске, и политическая партия может быть распущена в соответствии с решением Конституционного Суда" <14>. -------------------------------- <13> Ст. 8 Конституции РК. <14> Сходным образом сформулированы аналогичные положения Основного закона ФРГ 1949 года (см.: Конституции зарубежных стран. Учеб. пос. М., 2003. С. 109).
Анализ текста Конституции позволяет выделить ряд институтов, которые могли бы рассматриваться нами в качестве основ государственного строя Республики Корея: - государственный суверенитет; - территориальная целостность; - мирное объединение; - единство нации; - мирные принципы внешней политики; - политическая система общества; - разделение властей на законодательную, исполнительную, возглавляемую Президентом, и судебную; - свобода экономической деятельности с элементами государственного регулирования. Анализируя положения ряда нормативных правовых актов уголовно-правового характера, определим непосредственный объект посягательств и выявим родовой. При этом нельзя забывать, что правовая система страны испытала на себе влияние и континентальной, и англосаксонской систем, поэтому формулирование многих понятий и построение нормативных актов (нормы уголовного права содержит не только УК, но и целый ряд иных законов) имеет отличные от российского законодательства черты. Специальный Закон "О наказаниях за преступления против государства" дает определение термина "государственный преступник" и перечисляет ряд нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности <15>. Термин "государственный преступник" применяется в этом Законе к лицам, совершившим преступления, предусмотренные главой 1 "Мятеж", главой 2 "Иностранная агрессия" и статьей 127 "Разглашение государственных секретов" Особенной части Уголовного кодекса, главой 1 и главой 2 "Содействие врагу" Особенной части Военного уголовного кодекса, Законом "Об охране национальной безопасности" (кроме ст. 10) или Законом "Об охране военных секретов" (кроме ст. ст. 5, 9, 12) и подпадающих под один из следующих пунктов: -------------------------------- <15> См.: ст. 2 Специального акта 1977 года "О наказаниях за преступления против государства".
1. Лицо, попросившее убежища или защиты у иностранного правительства. 2. Лицо, не вернувшееся из-за границы, тяжесть вины которого очевидна. Закон 1980 года "Об охране национальной безопасности" является одним из наиболее известных законов Республики Корея. Этот Закон в первоначальной редакции был поводом для усложнения отношений между Севером и Югом, так как содержал следующие положения: "Данный Закон, как и антикоммунистический Закон, призван обеспечить безопасность и свободу государства и нации от подрывных действий беззаконной северокорейской марионеточной клики, стремящейся ввергнуть нашу страну в пучину красной смуты" <16>. Это позволяло Пхеньяну обвинять Сеул в абсолютной недемократичности законодательства в сфере безопасности. В КНДР справедливо считали, что он направлен против коммунистических организаций и прежде всего против самой Северной Кореи и ее правящей Трудовой партии. -------------------------------- <16> Свод законов РК. Сеул, 1995. С. 1827. (Цит. по: Кобозев Н. М. Законодательство Северной и Южной Кореи и проблема объединения страны // Проблемы Корейского полуострова и интересы России: Матер. 2-й науч. конф. М., 1998. С. 68.) В настоящее время данное положение изъято.
Данный Закон ставит целью "охрану национальной безопасности, прав и свобод граждан путем определения антигосударственной деятельности, которая представляет угрозу национальной безопасности" <17>. Антигосударственная деятельность в Законе определяется через понятие "антигосударственная организация", под которой понимается организация, созданная внутри страны или за ее пределами и ставящая целью свержение правительства или дестабилизацию государства. При этом преступными рассматриваются как собственно создание такой организации, так и рекрутирование новых членов <18>, деятельность по реализации целей данной организации, установление связи с ее членами, добровольная помощь им, агитация в пользу идеологии и деятельности данной организации, что рассматривается как угроза государству. -------------------------------- <17> Ст. 1 Закона РК 1980 года "Об охране национальной безопасности". <18> См.: ст. ст. 2, 3 Закона РК "Об охране национальной безопасности".
Деяния, определенные этим Законом как преступные, можно условно разделить на три группы: - деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, поскольку Закон содержит отсылочные нормы <19> к его статьям; -------------------------------- <19> П. п. 1, 3 и 5 ст. 4 Закона "Об охране национальной безопасности". Ст. 4 говорит о совершении преступных деяний для осуществления целей организации. При этом способ изложения законодателем этих деяний можно сравнить с японским Законом 1952 года "О подрывной деятельности".
- деяния, предусмотренные УК и конкретизируемые данным Законом <20>; -------------------------------- <20> П. п. 2 и 4 ст. 4 Закона "Об охране национальной безопасности".
- деяния, предусмотренные Законом "Об охране национальной безопасности", если известно о наличии "угрозы существованию государства, его безопасности или основам демократического строя". К первой группе относятся преступления, связанные с внешней военной агрессией: инициирование внешней агрессии, а именно сговор с иностранной державой, который направлен на начало военных действий против РК; переход на сторону врага, т. е. ведение боевых действий на стороне враждебного государства; содействие врагу посредством набора солдат, передачи враждебному государству войск, оборонительных сооружений, лагерей или транспортных средств, самолетов, иного оборудования, снаряжения или других предметов, которые могут быть использованы для военных целей; содействие врагу посредством разрушения или создания условий, не позволяющих использования военного имущества с целью содействия враждебному государству; содействие врагу посредством передачи частей, сооружений или снаряжения, которое прямо не используется для военных целей, но которое может быть использовано для ведения военных действий. Также предусмотрено наказание за нанесение вреда военным интересам Республики Корея или оказание содействия враждебному государству любым иным образом, кроме перечисленных выше <21>. Значит, непосредственным объектом этих деяний можно считать обороноспособность Республики Корея. -------------------------------- <21> См.: ст. ст. 92 - 97 и 99 УК Республики Корея 1961 года.
К этой же группе относятся деяния, посягающие на основы государственного управления: нарушения общественного порядка, выразившиеся в совершении насильственных действий или высказывании угроз совершить таковые действия; использование взрывчатых веществ для причинения ущерба жизни и здоровью людей или их имуществу; организация беспорядков для осуществления целей антиправительственной организации, особенно во время войны или стихийного бедствия; оказание помощи при побеге лиц, лишенных свободы на законных основаниях; поджог зданий, сооружений, средств транспорта, кораблей, летательных аппаратов или подземных сооружений; использование водной стихии для затопления и разрушения жилых помещений граждан, зданий, транспортных средств, летательных аппаратов, подземных сооружений в целях дестабилизации государства; загрязнение или отравление питьевой воды или разрушение систем водоснабжения; подделка с целью выпуска в обращение монет, банкнот, банковских билетов РК и иностранной валюты; убийство в интересах антигосударственной организации; совершение разбойных действий, т. е. совершение насильственных действий, направленных на завладение чужим имуществом; захват силой корабля или завладение силой чужим имуществом после захвата корабля на море и совершение убийства при осуществлении актов пиратства; причинение вреда здоровью других лиц при совершении деяний, направленных на реализацию целей антиправительственной организации <22>. -------------------------------- <22> См.: ст. ст. 115, п. 1 ст. 119, 147, 148, 164 - 169, 177 - 180, 192 - 195, 207, 208, 210, п. 1 ст. 250, 252, 253, 333 - 337, 339 или п. 1 и п. 2 ст. 340 УК.
Данные положения приобретают в современных условиях все большую актуальность, так как могут быть применены и для противодействия международным террористическим организациям <23>. На взгляд автора, это возможно, потому что содержание термина "дестабилизация государства" достаточно широко. Совершение же действий, предусмотренных статьями данного Закона, особенно масштабных, вполне может иметь крайне негативные последствия для государства. -------------------------------- <23> Особенно в свете событий 2001 года в США, 2005 года в Испании и Великобритании и учитывая наличие американского военного контингента и достаточно сильных антиамериканских настроений среди населения страны.
Ряд положений Закона "Об охране национальной безопасности" посвящен посягательствам на финансовую систему страны, определяя в качестве преступных деяния, направленные на выпуск в обращение поддельных ценных бумаг Республики Корея или иностранного государства с целью подрыва этой системы при осуществлении задач организации <24>, равно как повреждение, сокрытие, подделка, переделка документов или предметов, содержащих государственную тайну. Тем самым Закон определяет как угрозы посягательства на основные интересы в сфере экономики и сохранность государственной тайны. -------------------------------- <24> См.: ст. ст. 214 - 217, 257 - 259 и ст. 262 УК.
Ко второй группе относятся деяния, посягающие на сохранность государственных и военных секретов Республики Корея: шпионаж <25>, т. е. выведывание, сбор, разглашение, передача враждебному государству или антиправительственной организации сведений, составляющих государственную или военную тайну, или посредничество при совершении таких деяний. Эта же статья фактически дает определение военной и государственной тайны, относя к ним "сведения, издания, знания, известные только строго ограниченному кругу лиц с целью избежать нанесения значительного ущерба государству" <26>. Более подробное определение дает Закон "О защите военных секретов". В настоящем Законе под "военными секретами" понимается "запись на специальном носителе или иной материальный объект, связанный с обороной (документ, рисунок, электронная запись и т. д.), которые не могут быть достоянием общественности и утечка которых может стать причиной нанесения ущерба национальной безопасности и которые определяются или объявляются военными секретами и защищаются как таковые" <27>. К военным секретам Республики Корея приравниваются также военные секреты Вооруженных сил ООН, расквартированных в данной стране; военные секреты иностранных государств, Вооруженные силы которых выполняют совместные операции с Вооруженными силами Республики Корея; военные секреты иностранных государств в соответствии с договорами и другими международными соглашениями в военной сфере и относящимися к военным секретам <28>. -------------------------------- <25> УК не раскрывает сущность (объективную сторону) шпионажа. <26> П. 2 ст. 4 Закона "Об охране национальной безопасности". <27> Ст. 2 Закона "О защите военных секретов". <28> См.: ст. 21 Закона "О защите военных секретов". Данное положение может быть учтено нашей страной при осуществлении военно-технического сотрудничества и заключении соответствующих договоров.
Ко второй группе деяний также относятся: разрушение коммуникаций, средств связи, зданий и сооружений, принадлежащих государству или общественным организациям, захват людей, угон или повреждение плавательных средств, летательных аппаратов, автотранспортных средств, оружия и других предметов членами антигосударственной организации, что повторяет положения Уголовного кодекса <29>. Скорее всего, включение данных деяний в этот Закон обусловлено стремлением законодателя подчеркнуть их относимость к компетенции спецслужб <30>. -------------------------------- <29> См.: п. 4 ст. 4 Закона "Об охране национальной безопасности". <30> П. 6 ст. 4 Закона "Об охране национальной безопасности" определяет как угрозу безопасности подстрекательство к совершению деяний, относящихся к первым двум группам, равно как и фабрикацию или распространение ложных фактов, которые могут создать угрозу общественному порядку.
Третью группу составляют статьи 5 - 10 Закона "Об охране национальной безопасности", которыми предусмотрены следующие деяния: - добровольная помощь антиправительственной организации, ее организатору или членам в реализации целей, получении от руководства антигосударственной организации или ее членов на хранение денег и вещей <31>; -------------------------------- <31> См.: ст. 5 Закона "Об охране национальной безопасности".
- тайное проникновение в месторасположение антиправительственной организации или убытие из него; проникновение в месторасположение данной организации для получения указаний или обсуждения способов реализации целей антигосударственной организации или ее руководителя, а также убытие оттуда после получения указаний или такового обсуждения <32>; -------------------------------- <32> См.: ст. 6 Закона "Об охране национальной безопасности".
- восхваление, поддержка или агитация за антигосударственную организацию ее руководителя или членов; призыв к мятежу; распространение ложных сведений и создание тем самым угрозы общественному порядку; изготовление, размножение, обнародование, сбыт или приобретение письменных документов, рисунков или иных наглядных произведений с целью восхваления, поддержки и агитации <33>; -------------------------------- <33> См.: ст. 7 Закона "Об охране национальной безопасности". В 2003 году обязанность предупреждения и пресечения деяний, предусмотренных данной статьей, передана полиции и прокуратуре. Еще раньше этим органам была передана аналогичная функция в отношении положений ст. 10 (Недонесение).
- осуществление связи с антигосударственной организацией любыми средствами, включая встречи или использование с этой целью средств связи <34>; -------------------------------- <34> См.: ст. 8 Закона "Об охране национальной безопасности".
- оказание помощи лицу, которое совершает вышеперечисленные деяния или намеревается их совершить, равно как снабжение его оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами; предоставление места для осуществления встреч, контактов и других видов связи или снабжение деньгами и вещами либо другими видами имущества <35>; -------------------------------- <35> См.: ст. 9 Закона "Об охране национальной безопасности".
- недонесение, то есть неинформирование следственных органов или органов безопасности о совершении преступлений, предусмотренных Законом "Об охране национальной безопасности". Однако лицо, "находившееся в родственных отношениях с лицом, совершившим таковые деяния, может быть освобождено от наказания или наказание может быть уменьшено" <36>. -------------------------------- <36> Ст. 10 (приводится в редакции Закона от 31.05.91).
В эту группу включены деяния, посягающие на политическую систему государства и государственное управление. Анализируя Уголовный кодекс Республики Корея 1961 года, необходимо отметить, что такой объект, как "национальная безопасность", не выделен. В формулировках ряда статей содержатся лишь отдельные части того, что в нашем представлении составляют ее элементы. Большинство этих статей нами уже рассматривалось. За рамками Закона "Об охране национальной безопасности" остаются лишь преступления, касающиеся мятежа, и некоторые другие. Уголовный кодекс определяет мятеж как "беспорядки с целью незаконного захвата территории или ниспровержения Конституции" <37>. В свою очередь, под "ниспровержением Конституции" понимается совершение любого из следующих деяний: -------------------------------- <37> Ст. 87 УК РК.
1) прекращение действия Конституции или законов без соблюдения процедур, предусмотренных Конституцией или законом; 2) ликвидация правительственных органов, учрежденных Конституцией, или воспрепятствование силой осуществлению их полномочий <38>. -------------------------------- <38> См.: ст. 91 УК РК.
УК определяет в качестве преступления невыполнение обязательств по поставкам военного снаряжения или иных видов военного имущества правительству во время войны или во время военных действий или воспрепятствование другим в выполнении таких обязательств, что посягает на порядок комплектования и технического оснащения Вооруженных сил страны, а значит, затрагивает обороноспособность <39>. -------------------------------- <39> См.: ст. 103 УК РК.
УК содержит также нормы, защищающие от разглашения официальные секреты должностными лицами, которым эти секреты доверены по службе, но термин "официальные секреты" в статье не раскрывается <40>. В некоторой степени положения этой статьи раскрываются ранее уже цитировавшимися нормами статей Законов "Об охране национальной безопасности" и "О защите военных секретов". -------------------------------- <40> См.: ст. 127 УК РК.
Закон "О защите военных секретов" устанавливает перечень посягательств на порядок государственного управления в сфере защиты военной тайны. К ним относятся: неосуществление мер по охране военных секретов; поиск и сбор военных секретов посредством нарушения законодательства; передача военных секретов другим лицам; умышленная передача военных секретов другим лицам при осуществлении бизнеса (при наличии допуска к военным секретам); разглашение секретов по небрежности при осуществлении предпринимательской деятельности <41>. Законом предусмотрено наказание за совершение вышеперечисленных преступлений, совершенных в пользу иностранного государства <42>, что расценивается как отягчающее обстоятельство. Посягательством на эти интересы также является неинформирование руководства своего учреждения или соответствующих контролирующих органов о фактах утраты или хищения военных секретов, в том числе и при случайном обнаружении предметов или документов, содержащих такие сведения <43>. Особо следует выделить норму, предусматривающую уголовное наказание за вторжение в зону, находящуюся под военной охраной, причем как с целью хищения, уничтожения военных секретов, так и собственно за само вторжение <44>. -------------------------------- <41> См.: ст. ст. 10 - 14 Закона "О защите военных секретов". <42> См.: ст. 15 Закона "О защите военных секретов". <43> См.: ст. 16 Закона "О защите военных секретов". <44> См.: ст. 17 Закона "О защите военных секретов".
Закон 1977 года "О территориальном море", определяя порядок прохода иностранных судов через территориальные воды Республики Корея, устанавливает, что "проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Корейской Республики, если в территориальном море это судно осуществляет любой из нижеследующих видов деятельности": - применение силы или угроза применения силы против суверенитета, территориальной целостности или независимости Корейской Республики или нарушение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, любым другим образом; - любые маневры или учения с оружием любого вида; - проведение исследовательской или изыскательской деятельности; - любую промысловую деятельность; - любой акт, направленный на сбор информации в ущерб безопасности РК; - любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу судна <45>. -------------------------------- <45> См.: ст. 5 Закона "О территориальном море".
Кроме перечисленных действий, в качестве угроз Законом определены: - подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата; - подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства; - подводное плавание; - любой акт пропаганды или подстрекательства в ущерб безопасности РК; - погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарно-гигиеническим правилам РК; - любой акт, направленный на создание помех функционированию систем связи, или причинение ущерба сооружениям или оборудованию Республики Корея; - выброс загрязняющих веществ в размерах, превышающих стандарт. Данный Закон вводит понятия "мир, добрый порядок и безопасность", содержание которых прямо не определено, но раскрывается перечисленными пунктами: суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность, экономическая основа государства, основы государственного управления, здоровая окружающая среда. В соответствии с иммиграционным законом наложен запрет на въезд в страну лиц, которые: - пытаются при въезде в страну нелегально провезти оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества; - серьезно подозреваются в возможности совершения действий, направленных на подрыв существующего в стране строя и безопасности; - могут нанести ущерб экономическому потенциалу и социальной стабильности в Республике Корея; - пытаются нарушить таможенные правила. Что фактически приводит нас к тем же объектам посягательств, как и в предыдущем случае, добавляя существующий в стране строй. Проведенный анализ нормативных правовых актов Республики Корея позволяет сделать вывод о том, что законодательство этой страны по вопросам безопасности носит в достаточной степени фрагментарный характер и не содержит однозначного определения термина "национальная (государственная) безопасность", однако позволяет сформулировать его в юридическом смысле как систему общественных отношений, регулируемых правовыми нормами и направленных на обеспечение прочности, незыблемости и нерушимости "основ демократического строя" Республики Корея, где под основами демократического строя может пониматься устройство общества и государства, закрепленное нормами права. В содержание этого понятия включены такие элементы, как государственный суверенитет, территориальная целостность, мирное объединение, народный суверенитет, мирные принципы внешней политики, политическая система, разделение властей на законодательную, исполнительную, возглавляемую Президентом, и судебную, социально-экономические основы государства, государственное управление, общественный порядок, обороноспособность. Нужно также отметить, что в Корее, стране, где конфуцианство долгое время являлось идеологической основой отношений в обществе, в системе ценностных ориентиров государство всегда имело приоритет перед личностью и в рамках представлений о безопасности всегда отождествлялись интересы нации и государства. Вместе с тем нечеткость и неоднозначность формулировок в законодательстве создает предпосылки для расширительного толкования национальной безопасности Республики Корея и позволяет приспосабливать его к складывающимся реалиям.
Название документа