Правовая организация обеспечения продовольственной безопасности Древней Руси

(Белхароев Х. У.) ("История государства и права", 2013, N 15) Текст документа

ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДРЕВНЕЙ РУСИ <*>

Х. У. БЕЛХАРОЕВ

Белхароев Хаджимурад Уматгиреевич, советник Управления федеральной поддержки территорий МЧС России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье автор раскрывает правовую организацию обеспечения продовольственной безопасности Древней Руси, затрагивает европейский правовой опыт. Проводит сравнительный анализ между Германией и Русью.

Ключевые слова: реформа, Судебник, развитие, сельское хозяйство, продовольственная безопасность.

In this article the author reveals the legal organization to ensure food security of ancient Russia, affect European legal experience. A comparative analysis between Germany and Russia.

Key words: reform of Law, development, agriculture, food safety.

Продовольственное обеспечение актуально во все времена. В Древней Руси большинство жителей столетиями проживали на селе, а значит, напрямую были связаны с землей. И от того, сколько у них было земли, как они ее обрабатывали, какой урожай они получали, зависело не только их благополучие, но и сама жизнь. В VII - VIII вв. у славян развивается земледелие, совершенствуются орудия труда (соха, рало), на юге стали заниматься пашенным земледелием. В земледелии начинают использовать лошадь, выросшая производительность труда благоприятствовала переходу славян от родовой к соседской общине, в рамках которой не весь род, а каждая семья в отдельности вела свое самостоятельное хозяйство. Наряду с земледелием функционировали ремесла по изготовлению различных видов продукции, и с этим связан рост внутренней и внешней торговли. Торговые пути шли по рекам, на берегах которых основывались новые города и новые сельскохозяйственные поселения. Города строились как военные и торговые поселения, появлялось постоянно проживающее торговое и ремесленное население, а на селе появлялись первые землевладельцы. В обоих случаях выделялась знать, которая, опираясь на вооруженные отряды (дружины), устанавливала свои порядки. Она захватывала земли, облагала население данью, концентрируя в своих руках управление. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства, славяне несли с собой земледельческую культуру. С VIII в. основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Большую роль играло скотоводство. Занимались охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел). Русь стала контролировать огромные территории от Карпат до Северного Кавказа. Соответственно, перед Русским государством встал вопрос об обеспечении безопасности, в том числе и продовольственной. С этой целью была поставлена задача объединения всех славян, обеспечения безопасности торговых путей, укрепления рубежей. В устройстве Руси во главе государства находилась династия Рюриковичей, которая опиралась на дружину. Дружинники выполняли функции наместников, судебных чиновников, сборщиков торговых пошлин и податей. На местах у князей существовали свои дружины, так обеспечивалась безопасность и экономическое развитие. Основное население проживало в сельской местности и каждый год платило дань князю. Со временем сформировались наследственные княжеские землевладения, а затем сложилось феодальное землевладение. Преобладание в феодальном обществе аграрной сферы, особенно на ранних этапах его развития, предопределило преимущественно сельскохозяйственную организацию его пространства, главными компонентами которого были поля, луга и пастбища, огороды и сады. Основным видом поселений являлись деревни, дома в деревнях служили не только жильем, но и комплексом, рассчитанным на производственные нужды (содержание скота, место хранения кормов и зерна). Разнообразие в эту организацию вносили географические условия: природный ландшафт, горы и равнины, леса и реки, а также климат, почвы, которые влияли на тип расселения, виды полей, специализацию хозяйственных занятий - земледелие, скотоводство и т. д. Разорившиеся или стоявшие на грани разорения свободные крестьяне легко попадали в зависимость от крупных землевладельцев. При этом, однако, феодалы были заинтересованы не в сгоне крестьян с земли, а скорее в их прикреплении. Земля была в условиях господства натурального хозяйства единственным средством существования. Поэтому свободные общинники брали у феодалов землю в пользование на условиях выполнения определенных повинностей. За пользование этим наделом его получатель обычно должен был платить оброк или в отдельных случаях выполнять барщину в пользу собственника земли. В большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений. В одних странах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в X в.; в Англии и Византии этот процесс завершился в основном только к концу XI в., в Германии - к началу XII в. Еще медленнее шла феодализация в Скандинавских странах. Но к концу XI в. феодальные отношения утвердились в большинстве стран Западной Европы и в Византии. Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством. Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости от землевладельца и подвергается эксплуатации с его стороны. Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется с помощью различных средств внеэкономического принуждения. Ранее свободная сельская община превращается к этому времени в зависимую общину, а традиционные формы общинного землепользования заимствуются феодалами для организации эксплуатации крестьянства. На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен, торговые связи не развиты; ремесло еще только начинало отделяться от сельского хозяйства. В западноевропейских странах у лично зависимых крестьян, особенно в крупных поместьях, преобладала отработочная рента и связанная с ней барщинная система хозяйства. Широко распространяется также натуральный оброк с крестьян, находившихся в более легкой зависимости. Денежная рента была развита еще слабо. Установление феодальных отношений в Европе в IX - XI вв. в целом привело к подъему экономики и скачку в развитии производительных сил. Развивалось ремесло, постепенно отделяясь от сельскохозяйственных занятий, возрождались на новой феодальной основе пришедшие в упадок римские города, возникали новые предгородские поселения, рыночные центры, порты для морской торговли, как в Южной, так и в Северной Европе. Характерной чертой социально-политических отношений, сложившихся в Европе к середине XI в., была неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство - сеньорию. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и государем - сеньором, в руках которого находился суд, администрация, военные и политические силы. Такая организация общества обусловила господство в Европе в X - XI вв. (в некоторых странах и позже) политической раздробленности. Оформление феодальной собственности на землю в Западной Европе привело к существенным изменениям в хозяйственной и социальной жизни общества. Если в условиях родоплеменного строя и начала феодализма главным хозяйственным и социальным организмом являлась община, то с конца VIII в. (в ряде регионов в XI в.) в Западной Европе складывается вотчина (сеньория во Франции, манор в Англии). Она концентрировала в себе все средства, необходимые для реализации крупной земельной собственности, взимания ренты и внеэкономического принуждения. Вотчина, т. е. комплекс крупной земельной собственности, делился на господскую часть и землю, отданную в держание крестьянам. Как хозяйственный организм вотчина способствовала интенсификации труда и развитию производительных сил, организуя простую кооперацию на барщинных работах, расчистку и внутреннюю колонизацию земель, внедрение новых хозяйственных методов и культур. При этом она в известной мере обеспечивала экономическую устойчивость крестьянского хозяйства, гарантируя ему защиту от поборов государства и личную безопасность под покровительством феодала в условиях феодальной раздробленности. Хозяйственная роль вотчинника менялась по мере развития феодализма и эволюции форм ренты. С переходом к продуктовой и денежной ренте феодалы могли свернуть собственную запашку, раздав весь резерв пахотных земель в крестьянские держания. В этих условиях возрастает экономическая значимость крестьянского хозяйства, способного, благодаря усовершенствованию условий труда, способов обработки земли и повышению производительности труда, произвести как необходимый, так и прибавочный продукт в виде продуктовой или денежной ренты. Усиление экономической роли крестьянства сопровождалось его освобождением от тяжелых форм личной зависимости. В условиях эксплуатации баланс взаимоотношений феодала и крестьянина, который обеспечивал жизнеспособность последнего как производящей силы общества, нередко нарушался. Насилие со стороны феодала могло вызвать разрушение крестьянского хозяйства и протест, вплоть до восстаний. Таким образом, хозяйственная и созидательная роль вотчины тесно связана с ее социальной функцией как организации по присвоению ренты, регулирующей административную и правовую жизнь крестьянства. С утверждением вотчины как главного социального и хозяйственного организма феодального общества крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной, подавив собственным административным и судебным аппаратом ее политико-юридические функции, но продолжала сосуществовать с ней как с первичной хозяйственной организацией, регулирующей главным образом крестьянские отношения по земле, использование общинных угодий, порядок севооборота. Этой стороной своей деятельности община в известной мере влияла и на хозяйственную жизнь вотчинника. Утрата прежней социальной роли вызывает исчезновение общины из источников на ранних этапах эволюции феодализма. Однако позже, с усилением экономической роли крестьянского хозяйства и личным освобождением крестьян, община сумела частично возродить свои социальные и политико-юридические функции. В ряде стран (Франция, Италия, Испания) община смогла получить статус коллективного юридического лица. Утверждение денежной ренты и экономической самостоятельности крестьянского хозяйства способствовали значительной дифференциации крестьянства. Большая свобода в пользовании землей и, в частности, возможности ее заклада или продажи при условии выплаты в пользу феодала определенного взноса, привели к появлению в деревне значительной прослойки обедневших крестьян. Заклад земли и долговая кабала чаще всего не спасали от разорения, так как выплата долга ложилась дополнительным бременем на хозяйство крестьянина. Будучи не в состоянии справиться с этими трудностями, иногда вынужденный продать часть своего надела, крестьянин, чтобы прокормить семью, уплатить ренту и государственные налоги, должен был наниматься на сезонные работы к феодалу или к своим зажиточным соседям. Так появился наемный труд в деревне, существующий в рамках мелкотоварного хозяйства. Возникает особая категория сельского населения - наемные работники. Параллельно этому процессу формируется новый вид крестьянского держания - аренда земли, часто в виде издольщины. Она отличалась от цензивы, которая как форма наследственного держания с фиксированной рентой обеспечивала возможности сохранения части прибавочного продукта в хозяйстве крестьянина и делала его положение относительно стабильным. Аренда, условия которой земельный собственник менял в свою пользу в зависимости от рыночного спроса, уменьшала сопротивляемость крестьянского хозяйства процессу имущественного и социального расслоения. Развитие товарно-денежных отношений в деревне в целом тяжело отразилось на широких массах крестьянства. С развитием рынка росли потребности феодалов. Часть их удовлетворяла свое стремление к увеличению доходов путем увеличения размеров барщины; другие - повышая под разными предлогами денежную ренту. Наступление на крестьян шло также по линии захвата феодалами части земель, находившихся в общинном пользовании. На усиление эксплуатации крестьянство отвечало сопротивлением. В XIII в. оно носило в основном локальный характер. Так, в Италии различия в аграрном развитии отдельных регионов сказались на характере антифеодальной борьбы крестьян. На северо-западе полуострова, в маркизатах Монферрат и Салуццо, в Пьемонте, где сохранялись наиболее тяжелые формы личной зависимости крестьян, в 1303 - 1307 гг. произошло одно из наиболее организованных восстаний сельской и городской бедноты. Однако после длительной осады обреченные на голод повстанцы весной 1307 г. были разбиты. В XIV - XV вв. в разных районах Северной и Средней Италии вспыхивали крестьянские волнения, вызванные ростом налогов, торговых пошлин, резкими колебаниями цен и т. д. Европейские страны внесли особый вклад в развитие аграрной отрасли. Правовые институты, унаследованные от Римской империи, ускорили выработку новых общественных отношений в Западной Европе. Проводя сравнительный анализ между Германией и Русью, отметим, что германская община изначально выделялась большей свободой, и это поспособствовало бурному развитию не только Германии, но и других стран в Европе, которые унаследовали правовые институты римского права, что позволило Западной Европе приблизиться к уровню развития стран Востока, а затем и обогнать их не только в аграрной, но и в других сферах. С усилением феодальной зависимости крестьян на Руси тоже началось обострение социальных противоречий, и в 1068 г., а затем в 1113 г. произошли крупные восстания. Учитывая требования восставших, был издан юридический свод законов Русская Правда, и этот правовой акт положил начало нормотворчеству Древней Руси. Так как экономика государства была преимущественно сельскохозяйственного уклада и последующее законодательство большей частью затрагивало аграрную отрасль, соответственно этим и обеспечивалась правовая организация продовольственной безопасности. Юридическая централизация выразилась в появлении первого общерусского Судебника 1497 г. В Судебнике 1497 г., принятом великим князем всея Руси Иваном Васильевичем, в п. 4 сказано "О полевых пошлинах": "А досудятся до поля, у поля не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому росчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь денег, а околничему, и диаку, и недельщиком пошлин полевых нет". Далее реформы привели к принятию Судебника в 1550 г. В 88-м пункте Судебника 1550 г. сказано для крестьян: "Один срок в году Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осением". Крестьяне могли переходить из села в село, из волости в волость. В 1551 г. провели церковную реформу; все эти реформы привели к крупным внешнеполитическим, экономическим и военным успехам. С развитием системы государственного управления, укреплением военной системы, земские соборы, избранная Рада и другие правовые реформы привели к укреплению русской государственности. В грамоте царя Федора Иоанновича от 8 июля 1595 г. говорится: "...ныне по нашему указу крестьянам и бобылем выходу нет". На протяжении длительного времени жизнь российского крестьянства претерпела множество перемен. Реформы затрагивали прежде всего не интересы крестьян, а систему управления отрасли. Успех реформ всегда определялся прогрессивными изменениями в сельском хозяйстве, а в России реформы приводили к обнищанию крестьян и росту социальной напряженности. В некоторых случаях крестьяне использовали методы протеста против аграрной политики господствующего класса. И эти методы приобретали массовый характер; доведенные до отчаяния крестьяне выступали против господствующей власти, что приводило к массовым выступлениям и военным действиям, например, под руководством Болотникова И. И. (1606 - 1607 гг.), Разина С. Т. (1670 - 1671 гг.), Пугачева Е. И. (1773 - 1775 гг.). Автором обоснован вывод, что от состояния аграрного сектора зависит обеспечение продовольственной безопасности, а также вся общественно-политическая ситуация в стране. В то же время и изменения общественно-политической ситуации в целом, безусловно, определяющим образом влияют на состояние аграрных отношений, вызывают потребность в их совершенствовании. В период с 862 г. по настоящее время политика, направленная на регулирование сельского хозяйства страны, по признанию как политиков, так и ученых страдает необоснованностью, а принимаемые при этом нормативно-правовые акты, по существу, не работают. Все это, по мнению автора, происходит потому, что в России до сих пор не найдена научная концепция осуществления аграрно-правовых преобразований в интересах обеспечения продовольственной безопасности. Как в историческом прошлом, так и в настоящее время не преодолена зависимость российского крестьянина от различных форм организации сельскохозяйственного производства, навязанных ему государством. Наши изыскания показывают, что ни одна российская аграрная реформа полностью еще не освободила крестьянина от форм организации сельскохозяйственного производства, навязанных со стороны. Из вышесказанного следует, что реформы нужно проводить исходя из потребностей сельского хозяйства, корректируя и направляя нормотворчество, опираясь именно на потребности села.

Список использованной литературы

1. Юридический свод законов Русская Правда. 1019 - 1054 гг. 2. Судебник 1497 г. 3. Судебник 1550 г. 4. Церковная реформа 1551 г. 5. Грамота царя Федора Иоанновича от 8 июля 1595 г. 6. Российский государственный архив древних актов. XVI. Отд. 5. Рубр. 1. N 3. 7. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. 3-е изд. М.: ООО "Проспект"; ОАО "ИПК "Ульяновский Дом печати", 2010. 8. Сергеев С. П. История Отечества. М.: Ответ, 2009. 9. Орлов А. С. и др. Хрестоматия по истории России. М.: ООО "Проспект", 2009. 10. Белхароев Х. У. Генезис правового обеспечения продовольственной безопасности Древней Руси // Пробелы в российском законодательстве. Саранск, 2011. 11. История Средних веков / Под ред. С. П. Карпова. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. унта; Высшая школа, 2003. 12. Самыгин С. И. История России. 3-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 13. Шевелев В. Н. История России. 5-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 14. Голдобин А. В. История Древней Руси (IX - XVII вв.). Пермь: ГОУ ВПО "Пермский государственный педагогический университет", 2008.

Название документа