О предупреждении преступности несовершеннолетних в сфере употребления наркотических средств и психотропных веществ

(Кобец П. Н.) ("Наркоконтроль", 2007, N 1) Текст документа

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

П. Н. КОБЕЦ

Кобец П. Н., доктор юридических наук, доцент, г. Москва.

Предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних предполагает решение весьма сложной и многоаспектной проблемы, где главным является оптимальный выбор из известных современной теории и практике средств превентивного воздействия именно той их совокупности, которая бы действительно способствовала достижению намеченной цели. Исходя из классического понимания криминологией причинности тех или иных явлений, представляется, что любое криминальное явление - результат соперничества двух групп факторов, как способствующих возникновению данного явления, так и его сдерживающих. Меры по коррекции делинквентного поведения должны предусматривать как ослабление либо нейтрализацию определенных негативных факторов, так и создание необходимых условий для позитивной социализации несовершеннолетних. Моделирование наиболее эффективных превентивных средств в отношении несовершеннолетних наркоманов предполагает объединение ряда важных направлений общего и специального предупреждения. К числу мер общего предупреждения (общая профилактика) относится комплекс профилактических мер, направленных прежде всего на нейтрализацию либо ослабление тех или иных негативных социально-экономических факторов. Индивидуальная профилактика нацелена на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления. К числу мер индивидуальной профилактики относятся те, что имеют строго адресный характер, т. е. направленные на выявленных и поставленных на профилактический учет несовершеннолетних, входящих в так называемую группу риска. По механизму действия различают меры, нейтрализующие причины и условия преступности, а также конкретные преступления; блокирующее действие некоторых причин и условий преступности и преступлений; ослабляющие, ограничивающие это действие; препятствующие реализации преступного умысла, затрудняющие возникновение ситуаций, благоприятных для действий преступников. Анализ современной специальной литературы, посвященной вопросам предупреждения наркотизации среди несовершеннолетних и предупреждению традиционных спутников наркотизации - различных видов правонарушений, показывает, что применение наказания как средства регулирования поведения ведет к быстрому, однако недолгому прекращению нежелательного поведения, здесь высока вероятность его повторного проявления. Побочным результатом является общее снижение социальной активности индивида. Уголовное наказание, несомненно, играет важную роль в системе общепредупредительного воздействия на наркоманийную преступность, в том числе несовершеннолетних. Тем не менее его значение не беспредельно. Такие пределы ограничиваются, во-первых, естественными рамками уголовно-правового воздействия; во-вторых, многофакторностью детерминирования отклоняющегося поведения индивида; в-третьих, особенностями психофизиологических свойств подростков и, наконец, в-четвертых, положением всех перечисленных аспектов на преступное поведение юных наркоманов. Уголовное наказание необходимо, во-первых, для снятия социального напряжения (при совершенном тяжком или особо тяжком преступлении), во-вторых, с целью предупреждения рецидивной преступности среди несовершеннолетних наркоманов. Вместе с тем, как хорошо известно, уголовное наказание, в полном значении этого термина, далеко не единственное (в рамках уголовного права) средство противодействия рассматриваемому явлению. Применительно к подросткам-наркоманам, совершившим преступления, обращают на себя внимание специально выделенные в Уголовном кодексе Российской Федерации разд. V и VI (уголовная ответственность несовершеннолетних и принудительные меры медицинского характера), предусматривающие достаточно широкий арсенал средств по своей сути предупредительного характера. Так, согласно п. 1 ст. 87 УК РФ "Уголовная ответственность несовершеннолетних" указанные меры уголовно-правового характера могут быть применены к несовершеннолетним, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. В ч. 2 этой же статьи указывается на то, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия по ч. 2 ст. 90 УК РФ "Применение принудительных мер воспитательного воздействия": а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Применительно к несовершеннолетним правонарушителям, злоупотребляющим наркотиками, не менее значимой является возможность применения при определенных обстоятельствах принудительных мер медицинского характера. В число видов принудительных мер медицинского характера согласно ч. 1 ст. 99 УК РФ "Виды принудительных мер медицинского характера" входят: а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; в) принудительное лечение в стационаре специализированного типа; г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Другая линия профилактической деятельности - выявление и устранение факторов, играющих роль социально-психологических оснований аморального или противоправного поведения. Оставшись без подкрепления, такие действия пусть не так быстро, как в случае применения наказания, но с гораздо большей надежностью устраняются из поведения <1>. -------------------------------- <1> См.: Яковлев А. М. Индивидуальная профилактика преступного поведения (социально-психологический аспект). Горький, 1977. С. 92 - 107.

Меры по предупреждению наркотизации среди несовершеннолетних и их противоправного поведения не являются уникальными. Напротив, многие средства предупреждения являются универсальными. Соответствующая проблема вобрала в себя все перипетии как субъективных, так и объективных противоречий, возникающих при ее решении. Здесь следует обратить внимание в большей степени на личностные, в том числе психофизиологические, особенности несовершеннолетних. Проблему предупреждения необходимо рассматривать через призму специфики механизма как приобщения несовершеннолетних к наркотикам, так и особенностей психологического рисунка криминальной активности последних. Именно с учетом отмеченных особенностей следует конструировать специальные программы предупреждения для девушек и юношей, соответственно выстраивать индивидуальную профилактику, адресованную юным наркоманам. Центральным звеном такой деятельности может и должна стать идеолого-пропагандистская работа со стороны различных государственных и общественных организаций. Исследования ЮНЕСКО показали, что в тех случаях, когда осуществляется просветительская антинаркотическая работа, целесообразно придерживаться следующих направлений: - во-первых, необходимо принять меры к тому, чтобы лишить наркотики того ореола "романтичности" и тайны, которые их окружают, с учетом того что молодежь зачастую использует одностороннюю информацию о наркотиках и, как правило, о "приятных" сторонах воздействия наркотика на организм человека; - во-вторых, преследуя цель развеять ту атмосферу романтики, тайны, необычности, которая связана с наркотиками и во многом определяет их привлекательность для молодежи, необходимо сделать так, чтобы соответствующая разъяснительная работа стала неотъемлемой частью школьной программы и просвещения вообще, обычным уроком в школе; - в-третьих, в программах обучения школьников здоровому образу жизни, проблеме наркомании должно быть отведено значительное место, прежде всего в отношении детей из семей групп риска. Применительно к наркоманам-подросткам антинаркотическая работа должна быть направлена на формирование у них морально-психологических и волевых установок на неприятие наркотиков и строиться с учетом их психофизиологических особенностей <2>. Соответствующая деятельность может быть успешной только в том случае, если она будет в достаточной мере связана с общими усилиями по устранению причин и условий, порождающих наркотизм, а также учитывать мотивы потребления наркотиков. В силу особенностей мотивации потребления наркотиков подростками особую значимость имеют специальные программы, включающие мероприятия антинаркотического их воспитания, формирования у них устойчивой антинаркотической позиции, воспитания здорового образа жизни. -------------------------------- <2> См.: Целинский Б. П., Кобец П. Н., Борбат А. В., Носова Е. П. Методические основы правового регулирования отношений, связанных с практикой употребления несовершеннолетними психоактивных веществ в условиях образовательной среды: Методическое пособие. Федеральное агентство по образованию. М., 2005. С. 28.

Важная роль в антинаркотическом воспитании также принадлежит общеобразовательной школе, располагающей большим воспитательным потенциалом, возможностью оказывать в течение многих лет культурно-педагогическое и эмоционально-психологическое воздействие на детей и подростков. При этом методы индивидуально-групповой работы воспитателя могут быть самыми различными. К их числу следует отнести: групповую работу, тренинг поведения, когнитивную модификацию и терапию, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастику, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, "круглые столы", совещания. Все меры, предусмотренные программами предупреждения делинквентного поведения несовершеннолетних наркоманов, в обязательном порядке должны содержать два компонента. 1. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления наркотических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности принятия решений, чувством личной защищенности. Работа с планом личного выздоровления. Цель: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью. 2. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации несовершеннолетних, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т. д. Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни. Вместе с тем содержание антинаркотического воспитания не может сводиться только к информационно-разъяснительной работе, вооружению подростков определенной суммой знаний о наркотиках, их пагубном воздействии на человеческий организм и пр. В иерархии ценностей несовершеннолетнего его собственное здоровье не занимает определяющего места. Для выработки морально-психологического неприятия наркотизма требуется более сильное эмоциональное воздействие, что достигается посредством аргументированного показа зависимости развития личности, решения наиболее значимых для нее вопросов об отношении к наркотикам; последовательное осуществление практических мер по отвлечению учащихся от возможного приема наркотиков, в том числе посредством организации досуга подростков, развития их творческой самодеятельности. Таким образом, рассмотрев лишь часть проблем методологии и методики проведения антинаркотической работы среди несовершеннолетних, можно сделать следующий вывод: в борьбе с этим социальным феноменом существенную роль играет просветительная антинаркотическая пропаганда. Эта работа требует скоординированных и согласованных усилий средств массовой информации, педагогических и воспитательных коллективов детских садов, школ, колледжей и вузов. Вся организация этой деятельности должна получить мощную поддержку со стороны государства и общественных организаций. Создаваемые сегодня повсеместно социально-реабилитационные центры, социальные приюты и центры помощи детям ставят своей основной целью установление взаимоотношений между беглецами и их родителями или попечителями. Другие организации, как, например, консультативные службы, центры обучения и трудоустройства подростков, должны также решать проблемы беглецов, оказания им необходимой, по возможности, всеобъемлющей помощи. Рассматривая вопросы общесоциального предупреждения наркомании, совершаемых на ее почве преступлений, нельзя не обратить внимания на меры виктимологической профилактики, назначение которых - помочь подросткам избежать опасности стать жертвой преступления и иного правонарушения. При этом должны широко использоваться разнообразные методы нейтрализации ситуаций, чреватых опасностью причинения вреда (изготовление и распространение памяток-предостережений с советами о том, как уберечься от правонарушений; разъяснительная работа с родителями, работниками детских учреждений, лицами, входящими в группы криминального риска; меры, позволяющие обеспечить личную безопасность потенциальных жертв обучение способам самообороны, противодействия преступникам), а также другие средства и приемы виктимологической профилактики. В перспективе целесообразно создать специализированную государственную службу поддержки жертв преступлений и иных правонарушений, оказания потерпевшим от них социально-психологической, правовой и иной помощи. Таким образом, можно выделить ряд ключевых компонентов предупредительной работы среди юных наркоманов. Общесоциальные. Признание на государственном уровне проблемы наркомании общенациональной и выработка на этой основе долгосрочной программы-стратегии (десять лет) контроля над молодежной наркоманией с учетом половозрастной и иной социально-демографической специфики: подготовка и проведение четко ориентированной пропагандистско-информационной кампании с соблюдением принципа "легче предотвратить употребление наркотиков, чем заниматься лечением больных"; целенаправленное и широкое привлечение к контролю над молодежной наркоманией общественных движений и структур всех уровней; привлечение к кампании против наркотиков известных политических и общественных деятелей, включая звезд кино и шоу-бизнеса, спортсменов; максимально возможное использование семьи как основы противодействия наркотикам; стимулирование коммерческих и финансовых структур, принимающих участие в борьбе против наркотиков. Специальные. В стратегии предупредительного воздействия на юных наркоманов следует учитывать: психофизиологические особенности несовершеннолетних; необходимость развития личностных психических ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни; целесообразность развития стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего употреблению психоактивных веществ; характер коммуникативных связей в делинквентных группах, состоящих из подростков, употребляющих наркотики. Предупредительная деятельность субъектов уголовной политики по преодолению делинквентности среди юных наркоманов должна включать следующие этапы. Первый - предупреждение на общесоциальном уровне. Задачей этого типа является избежание злоупотребления наркотическими средствами. Второй - индивидуальная профилактика. Основной задачей этого типа является лечение несовершеннолетних, больных наркоманией, в обязательном порядке. Третий - индивидуальная профилактика, объектом которой являются подростки, злоупотребляющие наркотическими средствами и, злостно уклоняющиеся от лечения. Четвертый - уголовно-правовое предупреждение преступлений, направленное против наркомании.

Название документа