Режим функционирования Государственной границы Российской Федерации как организационно-правовая основа защиты общественных отношений в пограничной сфере

(Степенко В. Е.) ("Таможенное дело", 2006, N 4) Текст документа

РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ

В. Е. СТЕПЕНКО

Степенко В. Е., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Тихоокеанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности, а также безопасности пограничного пространства Российского государства <1>, охватывающего Государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через Государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, рассматривается в качестве важнейшей задачи в области обеспечения национальной пограничной безопасности Российской Федерации и составляет основу интересов РФ в пограничной сфере наряду с поддержанием правопорядка на Государственной границе, созданием благоприятных условий для развития межгосударственных связей и взаимовыгодного пограничного сотрудничества <2>. -------------------------------- <1> Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. // Российская газета. 2000. 18 января. <2> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.

Территориальная целостность государства как основополагающий элемент суверенного равенства <3> наряду с нерушимостью границ является важнейшим принципом в международных отношениях и имеет своим назначением защиту национальной территории. Соблюдение данных принципов при реализации национальных интересов государств в международной, военной и пограничной сферах выступает важнейшим условием для сохранения международного мира, безопасности и стабильности <4>. -------------------------------- <3> Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принята 24 октября 1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996. Т. 1. С. 2 - 8. <4> Декларация о неприкосновенности границ, принята 7 августа 1993 г. // Дипломатический вестник. 1993. N 17/18.

В пределах государственной территории, примыкающей к Государственной границе на суше, в воздушном и водном пространстве, устанавливается специальный правовой режим функционирования Государственной границы Российской Федерации, направленный преимущественно на обеспечение интересов государственной (национальной) безопасности. Данный режим представляет собой совокупность нормативно установленных правил относительно: 1) содержания Государственной границы, то есть установки, сохранения, поддержания в исправном состоянии и контрольных осмотров пограничных знаков, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельными государствами проверок прохождения Государственной границы; 2) пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, а также перемещения через нее грузов, товаров и животных в установленных пунктах пропуска в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов) либо в иных местах, определяемых международными или внутригосударственными нормативными правовыми актами. В частности, воздушные суда при выполнении международных полетов пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета <5>; -------------------------------- <5> Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", статья 9; Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 // СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861. П. 31.

3) осуществления на Государственной границе или вблизи нее (в пределах пятикилометровой полосы местности), в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации хозяйственной, промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности, а также проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах; 4) разрешения с иностранными государствами пограничных инцидентов. Указанные правила, установленные Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" <6>, регулируют: -------------------------------- <6> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

а) деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов управления по обеспечению безопасности государства и защите национальных интересов в пограничной сфере (в пределах приграничной территории); б) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по осуществлению охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде. Следовательно, правовой режим функционирования Государственной границы РФ характеризует юридическую природу общественных отношений в пограничной сфере, содержит требования к установлению, изменению прохождения, содержанию и пересечению Государственной границы, принципы осуществления пограничной, хозяйственной, промысловой, исследовательской, изыскательской и иных видов деятельности на Государственной границе, вблизи нее (в пределах пятикилометровой полосы местности), в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и закрепляет систему организационно-правовых средств, необходимых для их реализации. Рассматриваемый режим, как и большинство административно-правовых режимов, устанавливаемых в интересах обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности <7>, является организационно-правовой основой общей системы обеспечения безопасности Российской Федерации в международной, военной и пограничной сферах. С его помощью реализуются меры по защите Государственной границы Российской Федерации, охране экономических и иных законных интересов Российского государства в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. -------------------------------- <7> Розанов И. С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. N 9. С. 85; Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М., 2003. С. 147.

Систему организационно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений в пограничной сфере при введении специального режима функционирования Государственной границы Российской Федерации, составляют: 1. Нормативно-правовая регламентация порядка деятельности государственных органов, физических, должностных и юридических лиц при установлении режима функционирования Государственной границы Российской Федерации, осуществляемая посредством принятия нормативных правовых актов международного и внутригосударственного характера. Правовые нормы, устанавливающие особый порядок регулирования общественных отношений в пограничной сфере, содержатся: а) в международных договорах о Государственной границе Российской Федерации с сопредельными государствами, соглашениях о деятельности пограничных представителей, о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам (в том числе контртеррористическом сотрудничестве в области безопасности границ, информационном взаимодействии, совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках, упрощенном порядке пересечения Государственной границы, взаимодействии пограничных войск при возникновении кризисных ситуаций на Государственной границе); б) в законодательных нормативно-правовых актах Российской Федерации, устанавливающих статус и правовой режим функционирования Государственной границы Российской Федерации <8>, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации <9>, правовые основы, принципы и направления деятельности органов государственной власти по обеспечению национальных интересов Российской Федерации на Государственной границе РФ и приграничной территории <10>; -------------------------------- <8> Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 7 марта 2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594. <9> Федеральный закон от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833. <10> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 1993; Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 7 марта 2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594; Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (ред. от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

в) в нормативных правовых актах подзаконного характера по вопросам правового регулирования в пограничной сфере. В частности, указами Президента Российской Федерации регламентируются вопросы совершенствования порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации, сохранения и рационального использования природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ. Правительство Российской Федерации посредством издания постановлений определяет перечень пунктов пропуска через Государственную границу РФ, утверждает порядок применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы на суше, воздушном пространстве и подводной среде, разрабатывает меры по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска. 2. Организационное обеспечение надлежащей реализации мер по защите Государственной границы Российской Федерации посредством создания системы государственных органов, уполномоченных формировать и поддерживать режим функционирования Государственной границы Российской Федерации <11>. В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" полномочиями в рассматриваемой сфере правового регулирования обладают Президент РФ и высшие органы государственной власти Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, пограничные органы, Вооруженные Силы РФ, иные войска и воинские формирования, органы муниципального управления, юридические лица, общественные объединения, а также граждане РФ (в качестве внештатных сотрудников пограничных органов или в составе добровольных народных дружин). -------------------------------- <11> Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 401 - 402; Розанов И. С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. N 9. С. 86, 88 - 90; Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М., 2003. С. 146 - 147.

3. Введение режимных правил пересечения Государственной границы, перемещения через нее грузов, товаров и животных, осуществления на Государственной границе Российской Федерации и в пограничной зоне хозяйственной, промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности, проведения в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов массовых общественно-политических, культурных и иных мероприятий. Указанными правилами предусматриваются определенные изъятия (ограничения) из общепринятых норм. В частности, устанавливаются определенные запреты при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через нее на сухопутной территории, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориальном море и воздушном пространстве: а) не допускаются высадка людей, выгрузка грузов, товаров и животных и прием их на транспортные средства; б) заход в порты, посадка в аэропортах, на аэродромах, не открытых Правительством Российской Федерации для международного сообщения; в) заход в закрытые для плавания или временно опасные для плавания районы, залет в закрытые для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения; г) осуществление хозяйственной, промысловой или иной деятельности, связанной с пересечением Государственной границы Российской Федерации, без разрешения пограничных органов, содержащего сведения о месте и времени пересечения Границы, характере производимых работ, количестве участников и используемых промысловых и иных судах; д) выезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону без документов, удостоверяющих личность, индивидуальных (коллективных) пропусков, выдаваемых пограничными органами; е) допуск лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля. 4. Установление особой системы контроля за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима функционирования Государственной границы Российской Федерации и ответственности в рамках рассматриваемого правового режима. В целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения законности пересечения Государственной границы и перемещения через нее грузов, товаров и животных в установленных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляются пограничный, таможенный и иные виды государственного контроля. Контрольно-надзорные полномочия в пунктах пропуска через Государственную границу реализуются подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля, координирующими совместные усилия по вопросам поддержания режима функционирования Государственной границы Российской Федерации по следующим направлениям: 1) совместный анализ складывающейся обстановки в пункте пропуска, прогнозирование тенденций по изменению пассажирского и грузового потоков, возможных нарушений правил пересечения Государственной границы Российской Федерации физическими лицами и перемещения через нее транспортных средств и грузов; 2) разработка и реализация предложений по совершенствованию работы пункта пропуска; 3) разработка и утверждение схем пропуска через Государственную границу Российской Федерации и планов взаимодействия <12>. -------------------------------- <12> Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 60 (в ред. от 2 февраля 2000 г. N 100). П. 27 // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 485.

Пограничный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется в целях выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений, посягающих на установленный режим функционирования Государственной границы. В рамках осуществления пограничного контроля пограничные органы при осуществлении служебной деятельности вправе: - проверять документы у физических лиц на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации; - проверять документы на транспортные средства, грузы, товары и животных, делать в указанных документах соответствующие отметки, изымать недействительные документы; - производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (вывозу из Российской Федерации); - не пропускать через Государственную границу иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд на территорию Российского государства; - не пропускать через Государственную границу лиц, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации; - осуществлять задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима функционирования Государственной границы; - задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, в отношении которых приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении за пределы Российской Федерации, вынесено постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации; - задерживать обнаруженные при выполнении возложенных задач по защите Государственной границы Российской Федерации в пределах пограничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые товары, грузы и транспортные средства с передачей их таможенным органам <13>. -------------------------------- <13> Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 7 марта 2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594; Приказ директора ФПС России от 11 сентября 2000 г. N 455 "Об утверждении Положения об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 31.

Санитарно-карантинный контроль осуществляется структурными подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <14> в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на автомобильном транспорте, в аэропортах, морских, речных, пограничных железнодорожных станциях в соответствии с санитарным законодательством РФ и международными медико-санитарными правилами. В период ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Дальневосточном регионе в связи с распространением заболевания "атипичная пневмония" в Китайской Народной Республике губернатором Хабаровского края, главами других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда граждан РФ за границу. Данными актами был утвержден перечень мероприятий по предупреждению завоза и распространения на территории Дальневосточного региона синдрома острого респираторного заболевания <15>. -------------------------------- <14> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // Российская газета. 2004. 8 июля. <15> Постановление губернатора Хабаровского края от 9 апреля 2003 г. N 114 "Об усилении противоэпидемических мероприятий в целях недопущения завоза и распространения синдрома острого респираторного заболевания на территории Хабаровского края" // Собрание законодательства Хабаровского края. 2003. N 4 (9); Приказ Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края от 28 мая 2003 г. N 5 "О порядке согласования ходатайств юридических лиц об оформлении приглашений иностранных граждан из стран, неблагополучных по заболеванию "атипичная пневмония" // Собрание законодательства Хабаровского края. 2003. N 5 (10); Постановление главы города Советская Гавань с Советско-Гаванским районом от 25 апреля 2003 г. N 105 "Об усилении противоэпидемических мероприятий в целях недопущения завоза и распространения синдрома острого респираторного заболевания на территории Советско-Гаванского района" // Советская звезда. 2003. N 47.

Государственный ветеринарный и фитосанитарный надзор осуществляется органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору <16> на железнодорожных и автомобильных вокзалах, станциях, морских и речных портах, аэропортах и аэродромах, иных специально оборудованных местах для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, животных и продуктов животноводства. Данный вид государственного контроля осуществляется за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на Государственной границе РФ, включая требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных и возбудителей болезней растений, а также ввоза иных грузов, опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении. -------------------------------- <16> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" // Российская газета. 2004. 15 июля.

Все товары, транспортные средства и иные предметы, перемещаемые через Государственную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению таможенными органами, расположенными в пунктах пропуска через Государственную границу. Таможенное оформление и таможенный контроль прибывающих на территорию Российской Федерации транспортных средств и грузов осуществляются органами Федеральной таможенной службы <17> с момента уведомления о пересечении Государственной границы Российской Федерации транспортными средствами и грузами, ввозимыми на таможенную территорию РФ. -------------------------------- <17> Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "О Федеральной таможенной службе" // Российская газета. 2004. 26 августа.

Иммиграционный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется органами Федеральной миграционной службы <18> с целью предупреждения неконтролируемой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ и организации депортации данной категории лиц за пределы Российской Федерации в предусмотренных законодательством случаях <19>. Иммиграционному контролю подлежат иностранные граждане и лица без гражданства: а) въезжающие на территорию Российской Федерации, в том числе ищущие политического убежища; б) следующие транзитом через российскую территорию в третьи страны. -------------------------------- <18> Положение о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 // Российская газета. 2004. 21 июля. <19> Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. N 1020 "Об утверждении Положения об иммиграционном контроле" // СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2384.

Транспортный контроль следующих через Государственную границу Российской Федерации автотранспортных средств иностранных и российских перевозчиков в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ имеет целью обеспечить выполнение международных договоров Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, а также российского законодательства, регламентирующего деятельность автомобильного транспорта. При осуществлении пропуска через Государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных контрольные органы применяют следующие методы контроля <20>: проверку документов; устный опрос; получение пояснений; наблюдение; сопровождение, осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров, животных; личный досмотр физического лица, следующего через Государственную границу Российской Федерации, в случаях, если имеются основания предполагать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации (вывозу с территории РФ); осмотр помещений и территории пунктов пропуска через Государственную границу; отбор проб (образцов) определенного количества грузов и товаров для исследования. -------------------------------- <20> Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 462.

В случае нарушения режимных правил в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации виновные лица привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ст. 18.4 КоАП РФ. Следовательно, организационно-правовые меры, реализуемые в рамках правового режима функционирования Государственной границы Российской Федерации, как совершенно точно отмечает И. С. Розанов <21>, направлены прежде всего на неприкосновенность и надежную охрану Государственной границы Российской Федерации, недопущение проникновения на территорию страны членов террористических и иных преступных организаций, лиц, въезд которым в Россию запрещен, в том числе по причине принятия в отношении их решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российского государства. -------------------------------- <21> Розанов И. С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. N 9. С. 87 - 88.

Согласно позиции профессора Г. В. Атаманчука <22>, классифицирующего все административно-правовые режимы на две группы (стимулирующие и ограничительные) в зависимости от административно-правовых средств, используемых в процессе их реализации, режим функционирования Государственной границы целесообразно отнести к категории ограничительных, так как при введении рассматриваемого режима преобладают обязывающие, запрещающие и принудительные меры, направленные на обеспечение охранительных и защитных функций государства. Данные меры складываются из целой системы соответствующих ограничительных средств (запретов, возложенных обязанностей, юридической ответственности). -------------------------------- <22> Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М., 2003. С. 149.

Следовательно, в отношении режима функционирования Государственной границы Российской Федерации международными и внутригосударственными нормативными правовыми актами определены: назначение режима; система государственных и муниципальных органов управления, общественных институтов, участвующих в его осуществлении; система разрешений, предписаний, запретов, предусмотренных данным режимом; контроль за соблюдением режимных правил и ответственность за их нарушение.

Название документа