Угрозы экономической безопасности в налоговой сфере и пути их устранения

(Трунцевский Ю. В., Терзиди А. В.)

("Налоги" (журнал), 2006, N 3)

Текст документа

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ, А. В. ТЕРЗИДИ

Трунцевский Ю. В., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России, доктор юридических наук.

Терзиди А. В., преподаватель кафедры документальных проверок и экспертиз Академии экономической безопасности МВД России.

Налоговая сфера жизни любой страны представляет собой экономическую базу для существования государства. Ведь налоговые поступления составляют 85 - 95% доходов бюджета. Оценка роли налогов и налоговой политики в системе экономической безопасности является критерием и показателем экономической безопасности. Поэтому требуется анализ существующих угроз экономической безопасности в налоговой сфере и разработка мероприятий по защите от них или их ликвидации.

Коррупция как угроза экономической

безопасности в налоговой сфере

Одной из самых главных угроз экономической безопасности в налоговой сфере является коррупция, которая с каждым годом набирает большие обороты. Динамика развития коррупции в России впечатляет. Размер средней взятки в деловом мире за четыре последние года вырос более чем в 13 раз и составил 135,8 тыс. долларов, среднегодовой взнос предпринимателя на прокорм чиновников - почти в 11 раз (243,75 тыс. долларов). Объем коррупционного рынка увеличился более чем в девять раз и составил в абсолютном выражении 316 млрд. долларов, что перекрыло доходы федерального бюджета 2005 года в 2,66 раза.

По данным ГИАЦ МВД РФ, в 2005 году общее количество правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, возросло по сравнению с 2004 годом на 46,8%. Наиболее распространенными являлись преступления коррупционной направленности. В результате 1457 сотрудников привлечены к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, 1075 - за злоупотребление должностными полномочиями, 574 - за взяточничество.

Экономические преступления как угроза экономической

безопасности в налоговой сфере

Сегодня многие специалисты не без оснований утверждают, что в России не осталось ни одного сколько-нибудь прибыльного вида хозяйственной деятельности, который бы в большей или меньшей степени не был криминализирован. К этому следует добавить, что не менее 70% доходов субъектов хозяйственной деятельности по-прежнему никаким образом не декларируются, а обращаются и вкладываются в различные формы теневого и криминального предпринимательства. Значительная часть этих средств расходуется на приобретение недвижимости, вывозится за рубеж, выпадая из внутреннего оборота. Поэтому второй угрозой экономической безопасности в налоговой сфере являются экономические преступления. Согласно официальным данным, в России ежегодно выявляется от 300 до 375 тыс. преступлений экономической направленности, что составляет около 15% всех регистрируемых в стране преступлений. К уголовной ответственности за совершение этих преступлений привлекаются более 130 тыс. человек. Анализ статистических данных за последние годы свидетельствует о высоких темпах роста экономической преступности. Так, с конца 90-х годов до настоящего времени она выросла в 1,7 раза, а ее среднегодовой прирост составил свыше 15%. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе преступлений экономической направленности составляет более 50%.

Экономическая преступность охватывает различные виды преступной деятельности, проявляющейся в разнообразных сферах, что находит отражение в ее структуре. Так, доля преступлений против собственности составляет свыше 25%; преступлений в сфере экономической деятельности - 12,5%; преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях - около 3,5%; преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - свыше 6%.

Экономические преступления носят все более изощренный характер, маскируются под прогрессивные формы рыночной деятельности. Приметой времени стали проникновение общеуголовной преступности в экономику и ее трансформация в экономическую организованную преступность, что неизбежно приводит к нарушению нормального экономического развития государства. По различным оценкам, организованные преступные формирования установили контроль над 40 тыс. различных организаций с разнообразными формами собственности. В их числе 1,5 тыс. предприятий государственного сектора, 4 тыс. акционерных обществ, около 600 банков.

Преступления в финансово-кредитной сфере занимают особое место в структуре экономической преступности вследствие аккумуляции в этой сфере колоссального количества денежных средств и из-за возможности получения преступниками за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли. О высокой степени криминализации финансово-кредитной системы российской экономики и огромных масштабах причиняемого стране ущерба свидетельствуют данные Интерпола, согласно которым доходы организованной преступности в указанной сфере превышают доходы от иной преступной деятельности в целом, уступая лишь наркобизнесу. К основным формам экономической преступности в этой сфере относятся:

- контроль со стороны организованной преступности коммерческих банков;

- криминальные денежные расчеты;

- коррумпированность банковской и кредитно-денежной системы, особенно связанной с деятельностью чековых и других аукционов и инвестиционных фондов;

- бесконтрольное обналичивание денежных средств;

- фальшивомонетничество, в результате которого в оборот выпускаются фальшивые деньги, валюта, ценные бумаги, банковские документы;

- фиктивное и умышленное банкротство.

За истекшее десятилетие неизмеримо вырос интеллектуальный уровень противоправной деятельности лиц, избравших экономику объектом своего преступного промысла, многократно увеличилось число способов достижения криминальных замыслов, в том числе основанных на использовании современной техники и технологий. Неизмеримо возросли и доходы преступников, позволяющие им не только использовать их на воспроизводство собственно преступности, но и оказывать заметное влияние на социально-политические процессы в государстве. Сегодня на службе у криминальных предпринимателей находятся мощные юридические силы, значительная часть коррумпированных служащих государственного аппарата, позволяющие им лоббировать свои интересы в различных государственных структурах и на всех без исключения уровнях.

Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой - явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.

Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений (около 15%), ущерб от их совершения многократно превышает совокупные материальные потери от общеуголовных преступлений и ежегодно достигает, по данным МВД России, более 60 млрд. рублей.

При анализе экономической преступности необходимо учитывать особо высокий уровень ее латентности. Реальные масштабы этой скрытой преступности несопоставимы с количеством зарегистрированных преступлений. Большинство экономических преступлений по разным причинам не находит отражения в официальной статистике - уровень их латентности находится в пределах 70 - 95%. Результаты специальных исследований свидетельствуют, что вся зарегистрированная экономическая преступность составляет не более трети от ее общего фактического массива.

В то же время уровень латентности преступлений экономической направленности существенно различается по отдельным ее видам. Например, сравнительно низкую латентность имеют преступления, связанные с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, т. к. факты фальшивомонетничества выявляются в результате проведения проверок при расчете за товары либо при поступлении в кредитно-банковские учреждения.

Наиболее латентными являются: незаконное предпринимательство; преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, взяточничество.

На значительной латентности преступлений в сфере экономической деятельности сказывается и пассивность населения. Так, выборочные исследования свидетельствуют, что около 80% опрошенных граждан ежегодно становятся потерпевшими от экономических преступлений, а 2,8% из них - два и более раза. Однако лишь каждый девятый потерпевший обратился в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении его преступлении.

Проблема латентности экономической преступности усугубляется и стремлением сотрудников правоохранительных органов искусственно улучшить показатели раскрываемости преступлений.

Взаимодействие государственных органов как инструмент

противодействия экономической преступности и обеспечения

экономической безопасности в налоговой сфере

Для осуществления эффективного контроля, а также для пресечения совершения преступлений, а также расследования и раскрытия преступлений и привлечения к ответственности необходимо постоянное взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов. При этом главной целью такого взаимодействия является обеспечение экономической безопасности.

В узком рассмотрении взаимодействие представляет собой комплекс определенных мер. При взаимодействии различных органов государственной власти применяются различные формы взаимодействия.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Важнейшей целью деятельности правоохранительных органов (МВД, ФТС) является обеспечение экономической безопасности в РФ (выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов, выявление, предупреждение и пресечение нарушений в налоговых органах).

Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного функционирования налоговой системы, содействуя тем самым реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы.

В качестве форм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов можно выделить:

- обмен информацией;

- совместные проверки;

- совместная подготовка кадров;

- подготовка совместных аналитических материалов;

- издание совместных приказов и других документов;

- проведение совместных служебных расследований.

Совместная контрольная работа органов МВД и налоговых органов осуществлялась, в частности, по следующим направлениям:

- выявление и пресечение фактов подпольного производства алкоголя;

- проверка соблюдения установленных правил производства, хранения и реализации этилового спирта, правильности уплаты акцизных сборов;

- проверка соблюдения действующего законодательства по применению ККТ;

- проверка полноты уплаты налогов лицами в местах массовой торговли.

В Приказе МВД/МНС РФ от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" определяется порядок организации и проведения налоговыми органами с участием ОВД выездных налоговых проверок налогоплательщиков (ВНП), плательщиков сборов, налоговых агентов, определено, что:

взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении ВНП не препятствует их самостоятельности при выборе средств и методов, предусмотренных законодательством контрольных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий.

Сотрудники ОВД принимают участие в ВНП на основании мотивированного запроса налогового органа. Основанием для направления запроса могут являться:

- наличие у налогового органа данных о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах, необходимость их проверки с участием специалистов-ревизоров или сотрудников оперативных подразделений;

- назначение ВНП на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом ВД в налоговый орган, для принятия по ним решения согласно п. 2 ст. 36 НК;

- необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, в случае воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья.

Должностные лица налоговых органов совершают действия по осуществлению налогового контроля в соответствии с НК, Законом "О налоговых органах РФ", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, сотрудники ОВД участвуют в ВНП в соответствии с полномочиями, предоставленными им Законом "О милиции", иными нормативными правовыми актами.

В случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты меры по сбору доказательств.

Взаимодействие налоговых и таможенных органов

Существует ряд совместных документов, определяющих порядок взаимодействия налоговых и таможенных органов по обязательным направлениям их деятельности. В соответствии с Соглашением ГТК России и МНС от 09.06.2001 N 01-11/13, БГ-16-18/58 "О взаимодействии ГТК России и МНС России при осуществлении контроля за деятельностью организаций - импортеров (экспортеров) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции по экспорту, импорту, хранению и поставкам вышеуказанной продукции" таможенные органы в течение суток информируют налоговые органы по установленной форме о выявленных нарушениях для принятия налоговыми органами решения в соответствии с действующим законодательством РФ, а налоговые органы - о принятых ими мерах по выявленным таможенными органами нарушениям, с указанием мер ответственности за эти нарушения. Налоговые органы обеспечивают формирование Сводного государственного реестра лицензий на закупку, хранение и экспорт алкогольной продукции, на импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правоохранительные и налоговые органы, спецслужбы взаимодействуют между собой в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля внешнеторговых операций с продукцией рыбного промысла, а также в области контроля за пересечением государственной границы РФ транспортными средствами и перемещением товаров через границу в морских пунктах пропуска. Взаимодействие осуществляется в форме информационного обеспечения в рамках законодательства с применением карточек контроля товаров и транспортных средств; совместных проверок законности внешнеторговых операций и деятельности участников ВЭД; совместных мероприятий по поддержанию режима государственной границы.

Проводятся совместные аналитические исследования в области пересечения государственной границы РФ транспортными средствами и перемещения товаров через границу, осуществляется подготовка совместных предложений по совершенствованию законодательства в этой области, а также таможенного и налогового законодательства. Используются такие формы взаимодействия, как оказание взаимной помощи при обеспечении собственной безопасности сотрудников; обмен специалистами, учебно-методическими материалами по основным направлениям служебной деятельности для проведения консультаций, оказания методической помощи.

Взаимодействие налоговых органов и подразделений пограничной службы осуществляется в следующих формах:

- обмен информацией об обстановке в сфере ВЭД;

- разработка и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по обеспечению правопорядка и предупреждению противоправной деятельности в сфере ВЭД;

- проведение совместных мероприятий по борьбе с незаконным перемещением через границу грузов, товаров и транспортных средств;

- разработка межведомственных нормативных правовых актов;

- подготовка совместных предложений по совершенствованию федерального законодательства.

Налоговые органы взаимодействуют со службой судебных приставов органов юстиции по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества должника-организации и иных исполнительных документов в соответствии с Законом "Об исполнительном производстве".

Взаимодействие налоговых органов с Минфином

Важнейшими задачами взаимодействия налоговых органов и Минфина являются:

- обеспечение достоверности данных по доходам, поступающим в бюджетную систему;

- устранение диспропорций зачисления доходов в бюджеты различных уровней;

- устранение расхождений отчетных данных;

- усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов.

Обмен информацией между налоговыми органами и МФ осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития органов Федерального казначейства на 2000 - 2004 гг. (Постановление Правительства от 23.06.99 N 677). Приказом МНС РФ N 46н/БГ-3-10/266 от 23.05.2003 "Об обмене информацией между управлениями Федерального казначейства Минфина России и управлениями МНС по субъектам" утвержден состав информации, передаваемой управлениями МНС (ФНС) по субъектам в управления ФК и передаваемой управлениями ФК в управления МНС (ФНС). Так, МНС (ФНС) передает в ФК следующую информацию:

- о предоставленных льготах по регулирующим налогам;

- о предоставленных отсрочках (рассрочках) по уплате налогов;

- о предоставленных налоговых кредитах, ИНК;

- заключения на возврат (зачет) излишне уплаченных налогов;

- о поступлении доходов от уплаты федеральных регулирующих налогов, подлежащих распределению органами ФК, на счета бюджетов субъектов и местных бюджетов, минуя счета органов ФК.

В свою очередь, управления ФК передают в управления МНС (ФНС) по субъектам следующую информацию:

- выписка из сводного реестра поступивших доходов по счету N 40101 "Доходы, распределяемые органами ФК между уровнями бюджетной системы РФ" - по доходам, администрируемым налоговыми органами;

- ведомость учета внебанковских операций по счету N 40101;

- ведомость учета возвратов (возмещений) платежей по доходам, администрируемым налоговыми органами;

- уведомление о зачислении налогов и сборов в иностранной валюте на счета ГУФК;

- отчет об исполнении ФБ по доходам, расходам и источникам внутреннего финансирования дефицита ФБ;

- справка о распределении доходов, поступивших по счету N 40101, между бюджетами различных уровней по доходам, администрируемым налоговыми органами;

- отчет о поступлениях платежей в ФБ - по доходам, администрируемым налоговыми органами.

Правительство РФ определило порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами ФНС (Постановление от 12.08.2004 N 410). Это взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов и местных органов информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Обмен информацией между налоговыми органами и финансовыми органами субъектов будет осуществляться с 01.01.2005, а между налоговыми органами и финансовыми органами местных администраций - с 01.01.2006.

Название документа