Р®р’р•рќрђр›р¬рќр«р• рўр•рґрќрћр›рћр“р?р? <1>
Д.М. ЗАМЫШЛЯЕВ
<1> Р’ работе использованы результаты, полученные РІ рамках проекта N 11-04-0041 "Права ребенка РІ Р Р¤", выполненного РІ рамках Программы "Научный фонд ГУ - Р’РЁР" РІ 2011 Рі.
Замышляев Р”.Рњ., аспирант кафедры судебной власти Рё организации правосудия РќРРЈ - Р’РЁР.
Juvenalis (лат.) - юношеский, неполовозрелый, justitia - правосудие, таким образом, ювенальная юстиция - правосудие по делам несовершеннолетних.
Явление это западное, РЅРѕ РєРѕСЂРЅРё его СѓС…РѕРґСЏС‚ РІ историю, РЅР° глубину, гораздо более удаленную РѕС‚ нас, чем жизнь Рё деятельность известной активистки Лауры Джейн Аддамс <2>, чья настойчивость побудила законодателей штата Рллинойс принять РІ 1899 Рі. Закон "Рћ детях покинутых, беспризорных Рё преступных Рё Рѕ присмотре Р·Р° РЅРёРјРё", учредивший специальный СЃСѓРґ, рассматривающий дела несовершеннолетних. Рто послужило РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ зарождения Рё распространения РїРѕ РјРёСЂСѓ идеи ювенальной юстиции, которую подхватила сначала Великобритания (РіРѕРґ 1908), Р РѕСЃСЃРёСЏ, Франция (РіРѕРґ 1914), Р° затем Рё РґСЂСѓРіРёРµ страны <3>.
<2> Лаура Джейн Аддамс, основательница общества Hull Hause и Судебного комитета по ювенальным вопросам (позднее - Ассоциация защиты ювенальных интересов), первый вице-президент Национальной американской женской суфражистской ассоциации, первый президент Женской международной лиги за мир и свободу, лауреат Нобелевской премии мира за 1931 год. См.: James Weber. Jane Addams: A Biography. Urbano, Illinois: University of Illinois Press, 2000. P. 24. ISBN.
<3> Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Российской империи 22 января 1910 г. Ррасполагался он в Санкт-Петербурге. Подобные суды функционировали и в некоторых других городах империи (Москве, Харькове, Саратове и т.д.), однако в 1918 г. они были ликвидированы повсеместно. Затем на короткий срок суды по делам несовершеннолетних были восстановлены, но в 1935 г. вновь были упразднены.
РљРѕСЂРЅРё ювенальной юстиции (РІ смысле идеи выделения РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ возрастного статуса правонарушителя) СѓС…РѕРґСЏС‚ Рє СЂРёРјСЃРєРѕРјСѓ праву, так, РІ Дигестах Юстиниана (VI РІ. РЅ.СЌ.) был титул, озаглавленный "Рћ лицах, РЅРµ достигших 25 лет" <4>. Рсследователи ссылаются также РЅР° Законы XII таблиц, содержащие принцип прощения наказания (уменьшение наказания, вследствие того, что совершивший преступление РЅРµ понимал характера СЃРІРѕРёС… действий Рё преступный акт РЅРµ был доведен РґР° конца), это напрямую затрагивало малолетних правонарушителей <5>.
<4> Р’РѕС‚ какое повествование ведется РІ этом титуле: "Следуя естественной справедливости, претор установил этот СЌРґРёРєС‚, путем которого РѕРЅ предоставил защиту юным, так как всем известно, что Сѓ лиц этого возраста рассудительность является шаткой Рё непрочной Рё подвержена возможностям РјРЅРѕРіРёС… обманов; этим эдиктом претор обещал Рё помощь Рё защиту против обмана... Теперь следует рассмотреть, нужно ли приходить юным РЅР° помощь лишь тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё потерпели ущерб РїРѕ заключенному РёРјРё контракту, или Рё тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё совершили правонарушение... нужно признать, что РїСЂРё правонарушениях РЅРµ следует приходить несовершеннолетним РЅР° помощь, Рё таковая РЅРµ оказывается". РЎРј.: Дигесты Юстиниана: РР·Р±СЂ. фрагменты / Пер. Рё примеч. Р.РЎ. Перетерского. Рњ., 1984. РЎ. 89.
<5> Мельникова Р.Р‘. Ювенальная юстиция: РЈС‡. РїРѕСЃРѕР±РёРµ для студентов юридических высших образовательных учреждений. Рњ.: Фонд РќРђРќ, 2000. 176 СЃ.
Тем не менее с тех далеких пор и вплоть до XIX в. особые суды по делам малолетних правонарушителей и сама идея особого отношения к мерам воздействия на малолетних правонарушителей отсутствовали, что, конечно же, крайне отрицательно сказывалось на положении молодых людей, претерпевавших всю суровость наказаний тех времен наряду со взрослыми преступниками и получавших богатый криминальный опыт, будучи еще в подростковом возрасте.
На данный момент ювенальная юстиция занимает прочные позиции в правосудии в целом ряде зарубежных государств (США, Франция, Канада, Новая Зеландия и др.), она отделена от общеуголовной юстиции и представляет собой не только специфический вид судопроизводства, но и набор сопровождающих его социальных механизмов <6>.
<6> Карнозова Л.М. К модели восстановительной ювенальной юстиции // Альманах "Неволя". 2005. N 4.
В 1991 г. Верховный Совет РСФСРодобрил Концепцию судебной реформы, которая предусматривала формирование специализированных ювенальных судов (по-видимому, целесообразно создание ювенальных судов, а также учреждений административной юстиции) <7>.
<7> Постановление ВС РСФСРот 24.10.1991 N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // СПС "КонсультантПлюс".
В 1995 г. появился Указ Президента "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)" <8>.
<8> На момент утверждения Основных направлений в нашей стране проживало 38,8 млн. детей, что составляло 26,2% общей численности населения.
В документе среди социальных и экономических мер указывались также меры по укреплению правовой защиты детства, в обосновании их необходимости отмечалось, что "действующие законы и иные правовые акты пока не могут остановить рост преступности среди несовершеннолетних, даже детей малолетнего возраста;
- не выработаны правовые меры по борьбе с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом;
- не установлена в законе повышенная ответственность взрослых за вовлечение детей в криминальную сферу, преступную деятельность;
- пенитенциарная система не стала эффективным инструментом в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и нуждается в совершенствовании и соответствующем правовом обеспечении" <9>.
<9> Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" // СПС "Консультант+".
Среди предлагаемых мер указывалось "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних; создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков; создание необходимых условий для исправления и перевоспитания несовершеннолетних прав нарушителей".
То есть в начале становления нашего нового государства была вновь воспринята идея о необходимости специального правосудия по делам несовершеннолетних, тем не менее эта идея далеко не сразу получила распространение в непосредственной реализации. В законодательстве было отражено понимание того, что несовершеннолетний как субъект правонарушения нуждается в особом подходе, и механизмы воздействия правоохранительной системы на него должны быть особыми. Так, УК и УПК РФ содержат понятие несовершеннолетнего и прописывают особые процедуры и статусы, связанные именно с этой характеристикой лица, УК содержит отдельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних, УПК содержит главу "Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних" <10>. Но этого не было достаточно.
<10> УК РФ: возраст, с которого наступает уголовная ответственность, обстоятельства, смягчающие наказание, и т.д., глава 14 "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних". УПК РФ: основания прекращения уголовного преследования, обязательное участие защитника, меры пресечения и т.д.
О необходимости создания в России системы ювенального правосудия заявлялось в официальных документах и позднее. В Постановлении Президиума Совета судей "О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 г." от 26 декабря 2007 г. также указывается, что для защиты прав несовершеннолетних необходима особая ветвь правосудия - ювенальная юстиция.
Мы видим, что с момента утверждения Основных направлений прошло пятнадцать лет.
В своем Постановлении от 21 июня 2010 г. "О результатах обобщения информации судов субъектов Российской Федерации об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции" Президиум Совета судей отметил, что ювенальные технологии в своей работе используют суды общей юрисдикции 52 субъектов Российской Федерации <11>. Таким образом, ювенальной юстиции как таковой в Российской Федерации нет и на данный момент, однако существуют определенные ювенальные технологии.
<11> Постановление Президиума Совета судей РФ от 21.06.2010 N 228 "О результатах обобщения информации судов субъектов Российской Федерации об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции" // СПС "Консультант+".
В смысле нормативного закрепления ювенальные технологии основываются прежде всего на статьях УПК РФ, УК РФ и Постановлениях Пленума Верховного Суда, уже продолжительное время регулирующих уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних.
Так, еще Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", ныне утратившее силу, обращало внимание судей на особенности выбора меры пресечения, обязательность участия защитника, законных представителей, необходимость участия в производстве по делам несовершеннолетних наиболее опытных судей, необходимость повышения квалификации судей по вопросам педагогики, социологии и психологии, исключительность наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних, приоритет принудительных мер воспитательного воздействия перед уголовным наказанием <12>, необходимость повышения воспитательного значения судебных процессов и т.д. <13>.
<12> Согласно ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор родителей либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
<13> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 (в ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" // СПС "Консультант+".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" продолжает разрабатывать и дополнять особенности процессуального положения несовершеннолетних. В нем Пленум, помимо уже отмеченных в предыдущем Постановлении, указал также на необходимость внедрения современных индивидуальных методик работы с несовершеннолетними; особенности участия психологов и педагогов при допросе несовершеннолетних; сокращенные сроки давности привлечения к ответственности для несовершеннолетних; необходимость учета при назначении наказания условий жизни, воспитания, индивидуальных особенностей несовершеннолетнего, влияния старших; ограничение сроков лишения свободы для несовершеннолетних; возможность применения курсов социально-педагогической реабилитации и т.д. <14>.
<14> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // СПС "Консультант+".
Таким образом, мы видим, что процессуальные особенности положения несовершеннолетних уже детально проработаны в нашем законодательстве. Тем не менее в том же Постановлении 2011 г. Верховный Суд указывает, что производство по уголовному делу в отношении лица, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте, осуществляется в общем порядке, лишь с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ (Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних). То есть сейчас можно говорить только о системе ювенальных подходов, существующей в общем порядке уголовного судопроизводства.
Но может ли она обеспечить индивидуальный, воспитательный, психологический подход в правосудии по делам несовершеннолетних? Давайте сопоставим некоторые аспекты процессуального положения и ответственности взрослых и несовершеннолетних по УПК РФ.
¦ Процессуальное¦ Общий подход ¦Подход к несовершеннолетним¦
¦ положение ¦ ¦ ¦
+---------------+-----------------------------+---------------------------+
¦Обстоятельства,¦- событие преступления; ¦помимо уже перечисленных: ¦
¦подлежащие ¦- виновность лица, форма его ¦- возраст ¦
¦доказыванию ¦вины и мотивы; ¦несовершеннолетнего, число,¦
¦ ¦- обстоятельства, ¦месяц и год рождения; ¦
¦ ¦характеризующие личность; ¦- условия жизни ¦
¦ ¦- характер и размер вреда; ¦и воспитания ¦
¦ ¦- обстоятельства, исключающие¦несовершеннолетнего, ¦
¦ ¦преступность и наказуемость; ¦уровень психического ¦
¦ ¦- обстоятельства, смягчающие ¦развития и иные особенности¦
¦ ¦и отягчающие; ¦его личности; ¦
¦ ¦- обстоятельства, которые ¦- влияние на ¦
¦ ¦могут повлечь за собой ¦несовершеннолетнего ¦
¦ ¦освобождение от уголовной ¦старших по возрасту лиц; ¦
¦ ¦ответственности и наказания; ¦- способность в полной мере¦
¦ ¦- обстоятельства, связанные ¦осознавать фактический ¦
¦ ¦с имуществом, подлежащим ¦характер и общественную ¦
¦ ¦конфискации; ¦опасность своих действий ¦
¦ ¦- обстоятельства, ¦(бездействия) либо ¦
¦ ¦способствовавшие совершению ¦руководить ими ¦
¦ ¦преступления ¦ ¦
+---------------+-----------------------------+---------------------------+
¦Мера ¦применяется по судебному ¦может быть применено в ¦
¦пресечения в ¦решению в отношении ¦случае, если ¦
¦виде ¦подозреваемого или ¦несовершеннолетний ¦
¦заключения под ¦обвиняемого в совершении ¦подозревается или ¦
¦стражу ¦преступлений, за которые ¦обвиняется в совершении ¦
¦ ¦предусмотрено наказание в ¦тяжкого или особо тяжкого ¦
¦ ¦виде лишения свободы на ¦преступления. В ¦
¦ ¦срок свыше двух лет при ¦исключительных случаях эта ¦
¦ ¦невозможности применения ¦мера пресечения может быть ¦
¦ ¦иной, более мягкой меры ¦применена при совершении ¦
¦ ¦пресечения ¦преступления средней ¦
¦ ¦ ¦тяжести. При решении ¦
¦ ¦ ¦вопроса об избрании меры ¦
¦ ¦ ¦пресечения к ¦
¦ ¦ ¦несовершеннолетнему в ¦
¦ ¦ ¦каждом случае должна ¦
¦ ¦ ¦обсуждаться возможность ¦
¦ ¦ ¦отдачи его под присмотр ¦
+---------------+-----------------------------+---------------------------+
¦Допрос ¦допрос не может длиться ¦не может продолжаться без ¦
¦ ¦непрерывно более 4 часов, ¦перерыва более 2 часов, а ¦
¦ ¦общая продолжительность ¦в общей сложности более 4 ¦
¦ ¦допроса в течение дня не ¦часов в день. В допросе ¦
¦ ¦должна превышать 8 часов ¦несовершеннолетнего, не ¦
¦ ¦ ¦достигшего возраста ¦
¦ ¦ ¦шестнадцати лет, участие ¦
¦ ¦ ¦педагога или психолога ¦
¦ ¦ ¦обязательно. Допрос ¦
¦ ¦ ¦потерпевшего или свидетеля ¦
¦ ¦ ¦в возрасте до четырнадцати ¦
¦ ¦ ¦лет, а по усмотрению ¦
¦ ¦ ¦следователя и допрос ¦
¦ ¦ ¦потерпевшего и свидетеля в ¦
¦ ¦ ¦возрасте от четырнадцати ¦
¦ ¦ ¦до восемнадцати лет ¦
¦ ¦ ¦проводится с участием ¦
¦ ¦ ¦педагога. Потерпевшие и ¦
¦ ¦ ¦свидетели в возрасте до ¦
¦ ¦ ¦шестнадцати лет не ¦
¦ ¦ ¦предупреждаются об ¦
¦ ¦ ¦ответственности за отказ от¦
¦ ¦ ¦дачи показаний и за дачу ¦
¦ ¦ ¦заведомо ложных показаний ¦
+---------------+-----------------------------+---------------------------+
¦Сроки ¦лицо освобождается от ¦сроки давности при ¦
¦давности ¦уголовной ответственности, ¦освобождении ¦
¦привлечения ¦если со дня совершения ¦несовершеннолетних от ¦
¦к уголовной ¦преступления истекли ¦уголовной ответственности ¦
¦ответственности¦следующие сроки: ¦или от отбывания наказания ¦
¦ ¦а) два года после совершения ¦сокращаются наполовину ¦
¦ ¦преступления небольшой ¦ ¦
¦ ¦тяжести; ¦ ¦
¦ ¦б) шесть лет после совершения¦ ¦
¦ ¦преступления средней ¦ ¦
¦ ¦тяжести; ¦ ¦
¦ ¦в) десять лет после ¦ ¦
¦ ¦совершения тяжкого ¦ ¦
¦ ¦преступления; ¦ ¦
¦ ¦г) пятнадцать лет после ¦ ¦
¦ ¦совершения особо тяжкого ¦ ¦
¦ ¦преступления ¦ ¦
+---------------+-----------------------------+---------------------------+
¦Сроки погашения¦судимость погашается: ¦сроки погашения судимости ¦
¦судимости ¦а) в отношении лиц, условно ¦сокращаются и, ¦
¦ ¦осужденных, - по истечении ¦соответственно, равны: ¦
¦ ¦испытательного срока; ¦а) шести месяцам после ¦
¦ ¦б) в отношении лиц, ¦отбытия или исполнения ¦
¦ ¦осужденных к более мягким ¦наказания более мягкого, ¦
¦ ¦видам наказаний, чем лишение ¦чем лишение свободы; ¦
¦ ¦свободы, - по истечении ¦б) одному году после ¦
¦ ¦одного года после отбытия ¦отбытия лишения свободы ¦
¦ ¦или исполнения наказания; ¦за преступление небольшой ¦
¦ ¦в) в отношении лиц, ¦или средней тяжести; ¦
¦ ¦осужденных к лишению свободы ¦в) трем годам после ¦
¦ ¦за преступления небольшой или¦отбытия лишения свободы ¦
¦ ¦средней тяжести, - по ¦за тяжкое или особо ¦
¦ ¦истечении трех лет после ¦тяжкое преступление ¦
¦ ¦отбытия наказания; ¦ ¦
¦ ¦г) в отношении лиц, ¦ ¦
¦ ¦осужденных к лишению свободы ¦ ¦
¦ ¦за тяжкие преступления, - по ¦ ¦
¦ ¦истечении шести лет после ¦ ¦
¦ ¦отбытия наказания; ¦ ¦
¦ ¦д) в отношении лиц, ¦ ¦
¦ ¦осужденных за особо тяжкие ¦ ¦
¦ ¦преступления, - по истечении ¦ ¦
¦ ¦восьми лет после отбытия ¦ ¦
¦ ¦наказания ¦ ¦
+---------------+-----------------------------+---------------------------+
¦Назначение ¦при назначении наказания ¦помимо уже перечисленных: ¦
¦наказания ¦учитываются характер и ¦учитываются условия жизни и¦
¦ ¦степень общественной ¦воспитания, уровень ¦
¦ ¦опасности преступления и ¦психического развития, иные¦
¦ ¦личность виновного, в т.ч. ¦особенности личности, а ¦
¦ ¦обстоятельства, смягчающие и ¦также влияние на него ¦
¦ ¦отягчающие наказание, а также¦старших по возрасту лиц ¦
¦ ¦влияние назначенного ¦ ¦
¦ ¦наказания на исправление ¦ ¦
¦ ¦осужденного и на условия ¦ ¦
¦ ¦жизни его семьи ¦ ¦
L---------------+-----------------------------+----------------------------
Учет особенностей несовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве очевиден, но все это можно свести к своеобразным послаблениям судебной машины по отношению к людям, не достигшим определенного возраста.
Закрепление подобных особенностей РІ процессуальном законодательстве принципиально важно, однако само РїРѕ себе РѕРЅРѕ РЅРµ сильно отличается РѕС‚ закреплений тех же законов XII таблиц, РїРѕ которым "смертным грехом для взрослого было потравить РІ ночное время урожай... такого человека предать смерти... несовершеннолетнего РІРёРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ РІ РїРѕРґРѕР±РЅРѕРј преступлении или подвергнуть бичеванию или присудить Рє возмещению вреда РІ РґРІРѕР№РЅРѕРј размере" <15>. Относительно Р РѕСЃСЃРёРё законодательное оформление РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ РїРѕРґС…РѕРґР° Рє ограничению ответственности несовершеннолетних можно отнести уже Рє XVIII РІ., временам правления Елизаветы Петровны, вернувшей Сенату былую Рё даже большую власть <16>. Ртот РїРѕРґС…РѕРґ был реализован давно, как РјС‹ РІРёРґРёРј, тем РЅРµ менее едва ли этих особенностей достаточно, если процесс ставит перед СЃРѕР±РѕР№ задачу РЅРµ наказания, РЅРѕ изучения, исправления Рё воспитания.
<15> Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Сост. В.Н. Садиков / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1996.
<16> Указ Сената (1742 г.) определил, что в уголовных делах период малолетства продолжается до семнадцати лет, лица младше этого возраста не могли быть подвергнуты ни пытке, ни сечению кнутом, ни смертной казни. К слову, впоследствии смертная казнь и изощренные пытки были отменены вовсе.
Ювенальная юстиция подразумевает под собой совершенно иное отношение к несовершеннолетнему преступнику, к реагированию на его правонарушение <17>. Система правосудия берет на себя не только защитную и карательную функции, но и функцию воспитательную, восстановительную. Л.М. Карнозова отмечает, что ювенальная юстиция предполагает взаимодействие правоохранительных органов с воспитательными, профессионально-гуманитарными и общественными структурами с целью решения проблем несовершеннолетнего, попавшего в ситуацию правонарушения <18>. Что из этого есть сейчас в отечественной действительности?
<17> Карнозова Л.М. Уголовная юстиция и гражданское общество. Опыт парадигмального анализа. М.: Р. Валент, 2010.
<18> По мнению Л.М. Карнозовой, ювенальная юстиция - система воспитательно-юридическая. См.: Там же.
Рсследователи РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ ювенальной юстиции отмечают, что РЅР° данный момент РІ Р РѕСЃСЃРёРё отсутствует как таковой механизм взаимодействия СЃСѓРґРѕРІ СЃ социальными службами, педагогическая защита Рё социальная коррекция подростков затруднены <19>. Рассмотрение уголовных дел РїРѕ-прежнему осуществляется РІ контексте общих принципов Рё РЅРѕСЂРј уголовной ответственности, большинство несовершеннолетних приговариваются Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ как Рє наиболее доступной Рё "проверенной" мере пресечения, для судей главным мерилом РїСЂРё вынесении решений является устойчивость РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂР°, что исключает индивидуальный РїРѕРґС…РѕРґ Рє рассмотрению дел СЃ участием несовершеннолетних, РїСЂРё этом РЅРµ РІСЃРµ регионы имеют СЃРІРѕРё воспитательные колонии, меры воспитательного воздействия СЃРєСѓРїС‹.
<19> Справка по результатам обобщения информации судов субъектов РФ об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 6.
Тем не менее в России существуют важные наработки. Так, суды в некоторых регионах активно привлекают специалистов по работе с несовершеннолетними, введены специализированные составы для рассмотрения дел с участием несовершеннолетних (что является неплохой альтернативой ввиду отсутствия ювенальной юстиции), разработана и внедрена процессуальная роль социального работника (собирающего информацию о личности подростка, проблемах его воспитания), проводится работа по повышению квалификации судей, рассматривающих соответствующие дела, в судебных заседаниях участвуют педагоги и психологи, разработаны даже программы восстановительного правосудия (программы примирения - программы по заглаживанию вреда), выносятся судебные решения, содержащие индивидуальные планы реабилитации несовершеннолетних. Работают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних МВД РФ, и их потенциал в полной мере еще не раскрыт.
Некоторые субъекты (такие, как Ростовская область, Саратовская область, Санкт-Петербург и т.д.) довольно далеко продвинулись на пути внедрения ювенальных технологий в работу своих судов <20>.
<20> Справка о внедрении ювенальных технологий в суды общей юрисдикции. Редакционный материал // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. N 2.
То есть мы видим, что внедрение ювенальных технологий происходит по инициативе самих субъектов, поэтому существующие в разных субъектах технологии отличаются разнообразием подходов, что вызвано различиями уровня финансирования, инициативности, методической базы, поддержки среди судей и общественных организаций в различных субъектах. Мы не можем сейчас говорить о единых государственных ювенальных технологиях, это, скорее, ювенальные инициативы отдельных судов и организаций, нашедших поддержку в своих субъектах. Не существует даже единого понятия "ювенальные технологии" <21>.
<21> Справка по результатам обобщения информации судов субъектов РФ об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 4. С. 18 - 22.
РџСЂРё всем РїСЂРё этом важную роль РїСЂРё продвижении ювенальных РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ РІ правосудии играют общественные организации. Рменно общественные организации Рё сотрудничающие СЃ РЅРёРјРё СЃСѓРґС‹ создают, испытывают Рё внедряют РёС… РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ процесс.
Среди центров таких инициатив следует отметить Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, Общественный центр "Судебно-правовая реформа", Центр социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток" Московского городского психолого-педагогического университета, Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" и многие-многие другие, в т.ч. большое количество региональных организаций.
Рти организации наработали богатейший материал, Рё РјС‹ РІРёРґРёРј, что Верховный РЎСѓРґ, РїСЂРёРЅСЏРІ само выражение "ювенальная технология", РѕРґРѕР±СЂРёР» РёС… внедрение Рё РѕРґРѕР±СЂРёР», РїРѕ сути, ту самодеятельность СЃСѓРґРѕРІ, которую РѕРЅРё вели Рё ведут РІ последние РіРѕРґС‹, что само РїРѕ себе явление знаменательное, поскольку РІ нашей традиции восприятие инициатив СЃРЅРёР·Сѓ - дело РЅРµ такое СѓР¶ Рё частое.
У нас возникает уверенная мысль о необходимости более определенного правового закрепления (создания или одобрения уже имеющихся) технологий работы с несовершеннолетними правонарушителями при тесном сотрудничестве судов с сетью социальных учреждений по работе с несовершеннолетними.
Ну а касательно вопроса о том, необходима ли современной России ювенальная юстиция или достаточно уже имеющихся "ювенальных технологий", нам кажется уместным упомянуть мысли человека, жившего довольно давно, он говорил, что тех, кто болен телом, мы ведем к врачам, а несправедливых и распутных (тех, кто болен душой) мы ведем к судьям, призванным с помощью правосудия и справедливого наказания (воспитания) избавлять душу от этих недугов (Платон).
Если судьи по отношению к душе человека должны быть подобны врачам по отношению к его телу, касательно дел с участием несовершеннолетних должны существовать особые судьи, ведь появились же с развитием медицины детские врачи, знающие особенности детских недугов, другое дело, что правосудие, видимо, развивается не так быстро и однозначно, как другие ремесла.