Роль органов внутренних дел в системе профилактики правонарушений

(Виневский В. Н.)

("Юридический мир", 2006, N 11)

Текст документа

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ

ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В. Н. ВИНЕВСКИЙ

Виневский В. Н., начальник управления внутренних дел Липецкой области.

Профилактика правонарушений на протяжении многих лет была и остается одной из основных задач, стоящих перед государством и обществом в целом. На современном этапе угроза криминального характера сопровождается проявлениями терроризма и экстремизма, наркоэкспансией, коррупцией и организованной преступностью. Они нарушают спокойствие граждан, подрывают здоровье и потенциал нации, мешают развитию экономических отношений. Сегодня мы подошли к такому рубежу, когда совершенно очевидна необходимость принятия адекватных мер по локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, воздействию на граждан в целях формирования их законопослушного поведения и правового воспитания. Причем все это должно проводиться комплексно, с непосредственным и активным участием всех субъектов государственной системы предупреждения преступлений. В этой системе органы внутренних дел являются основным субъектом специально-криминологической профилактики, выполняющим правоохранительные функции. Деятельность милиции направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Алгоритм действий органов внутренних дел в рамках формирования государственной системы профилактики правонарушений определен указанием МВД России от 29 сентября 2005 г. В УВД области образован временный организационный комитет по координации деятельности в сфере профилактики правонарушений.

В аппарате Управления и на местах созданы координационно-методические советы по предупреждению преступлений, которые являются постоянно действующими совещательными органами по вопросам совершенствования методического обеспечения и координации деятельности структурных подразделений милиции в профилактике правонарушений.

Реализуя поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина от 26 сентября 2005 г., Управлением внутренних дел области совместно с правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами разработан проект Областной программы профилактики правонарушений на 2007 - 2010 годы. Аналогичные программы по инициативе милиции уже приняты в Воловском и Долгоруковском районах. К сожалению, в других городах и районах области эта работа ведется недостаточно активно. Разработанные проекты месяцами лежат без движения, их рассмотрение и принятие неоправданно затягивается на неопределенный срок несмотря на то, что это поручение Президента России находится на особом контроле и является обязательным не только для органов внутренних дел.

В целях реальной оценки результатов профилактической работы и оперативного реагирования на ситуацию в городах и районах области с ноября прошлого года введена форма отчетности "Профилактика-КП". Обобщенные результаты регулярно направляются в МВД для последующего доклада в Администрацию Президента России.

Приказом Министра от 17 января 2006 г. N 19 определены основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Это прежде всего анализ причин совершения преступлений с выработкой адекватных мер реагирования, выявление и постановка на профилактические учеты лиц криминальной направленности, пресечение преступлений на стадии подготовки, привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

В ходе расследования уголовных дел органами предварительного следствия и специализированными подразделениями дознания вскрываются многочисленные причины, способствующие совершению преступлений. Ни одна из них не остается без соответствующего реагирования. Ежегодно в различные учреждения, организации и предприятия направляется от 10 до 12 тысяч представлений по устранению условий совершения преступлений. К сожалению, многие из них остаются без внимания. На практике мы по-прежнему встречаемся с фактами ненадлежащей организации охраны вверенного имущества, особенно в сельской местности. Подавляющее большинство краж скота совершается с неохраняемых животноводческих комплексов, практически каждый второй обворованный магазин не оборудован элементарными средствами тревожной сигнализации. Половина хищений электропроводов регистрируется с обесточенных линий электропередачи. При этом число руководителей, допустивших халатное отношение к сохранности имущества и привлеченных за это к уголовной ответственности, можно пересчитать по пальцам либо таковых вовсе нет.

Основная нагрузка по выполнению профилактических функций лежит на участковых уполномоченных милиции. Сегодня участковый - это лицо милиции. Именно он занимает центральное место в системе органов внутренних дел, является гарантом защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств по месту их жительства, связующим звеном милиции с населением.

В настоящее время в органах внутренних дел области служат 517 участковых уполномоченных милиции, которые ежегодно рассматривают до 80% обращений граждан. В 2005 г. участковыми раскрыто около трети всех раскрытых преступлений (более 3 тысяч), рассмотрено свыше 50 тысяч заявлений и обращений граждан.

Немаловажно, что участковым уполномоченным милиции оказывают помощь в жилом секторе 280 общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе 190 народных и 4 казачьих дружин общей численностью 1820 человек. С их участием раскрыто 220 преступлений, выявлено свыше 2,5 тысячи административных правонарушений. Кроме того, участковые проводят индивидуальную профилактическую работу с гражданами, состоящими на учете органов внутренних дел, общее число которых сегодня превысило 32 тысячи человек. Практически на одного участкового приходится в среднем по 62 профилактируемых лица. К сожалению, вся работа с данной категорией граждан организуется на основе наших ведомственных приказов. На законодательном уровне соответствующая нормативная база отсутствует. Хорошим подспорьем в контроле за ранее судимыми лицами был административный надзор. Однако в настоящее время мы лишены возможности использовать этот действенный инструмент в профилактической работе. У нас нет оснований обязать подучетных приходить на отметку в милицию. Проверки по месту жительства возможны лишь при их согласии. Однако далеко не всегда гражданин с криминальным прошлым, самогонщик, алкоголик и наркоман распахивает двери своей квартиры для представителей органов внутренних дел. Зачастую, выполняя профилактические функции, сотрудники милиции находятся на грани нарушения ст. 18 Закона "О милиции" и ст. 139 УК РФ "Нарушение неприкосновенности жилища". Думаю, назрела необходимость в повышении социальной защищенности работников милиции, создании четкого механизма обеспечения надзорных функций в отношении лиц, находящихся на профилактических учетах органов внутренних дел. В противном случае мы будем находиться в роли плохого строителя, которому поставили задачу построить крепкий дом, дали кирпич, но не дали раствор.

Особое внимание уделяется вопросам предупреждения подростковой преступности. По инициативе УВД приняты и реализованы 10 областных комплексных программ по улучшению положения детей в Липецкой области на 2002 - 2005 годы, в том числе "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав на 2002 - 2005 годы". Принят Закон Липецкой области от 30 декабря 2004 г. N 167-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав". Только в прошлом году сотрудниками милиции выявлено свыше одной тысячи безнадзорных и беспризорных детей, подавляющее большинство из них возвращены в семьи, детские дома и интернаты. Под постоянным профилактическим воздействием органов внутренних дел находится около 3 тысяч неблагополучных родителей. За неисполнение обязанностей по воспитанию детей мы вынуждены были привлечь к административной ответственности свыше 4 тысяч родителей или законных представителей несовершеннолетних. За жестокое обращение с детьми 19 (+26,7%) человек привлечены к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ. Более 500 родителей были лишены родительских прав.

Работа с детьми требует постоянного совершенствования, использования новых форм и методов работы. Не случайно наша идея образования института "школьных" инспекторов милиции явилась одним из элементов развития многоуровневой системы профилактики правонарушений. В основу организации их работы положен принцип взаимодействия милиции и коллектива школы по раннему выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершенствованию правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися. Инспектор обязан принимать меры по защите учащихся от всех форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и иного подавления личности несовершеннолетнего, противодействовать распространению наркомании и пьянства, оказывать помощь "проблемным" семьям, а также многое другое, что в конечном итоге должно значительно понизить уровень подростковой преступности.

В настоящее время в школах и колледжах 29 регионов нашей страны в тесном контакте с преподавателями индивидуальной профилактикой с детьми занимаются свыше 2 тысяч специально подготовленных сотрудников.

В нашей области введено всего 23 должности школьного инспектора милиции, что при 715 образовательных учреждениях в области явно недостаточно, так как это не позволяет обеспечить полного охвата несовершеннолетних в их правовом всеобуче.

В целях своевременного пресечения правонарушений в общественных местах и на улицах регулярно проводятся оперативно-профилактические мероприятия и рейды. Только в прошлом году патрульно-постовыми нарядами при совершении преступлений задержано 558 преступников и свыше 74 тысяч правонарушителей, в том числе около 20 тысяч - за мелкое хулиганство и почти 40 тысяч - за распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах. К охране правопорядка мы вынуждены привлекать дополнительные силы и средства, задействуя личный состав внутренних войск МВД России, частные охранные предприятия и общественные организации. Еще раз подчеркну, что это вынужденная мера, так как ежегодно свыше 400 наших сотрудников отвлекаются от выполнения возложенных задач по месту постоянной дислокации. Даже сегодня по указанию МВД России личный состав липецкой милиции выполняет задачи в Северо-Кавказском регионе, в Санкт-Петербурге, Новороссийске и других городах России.

Широкий спектр профилактических задач выполняется по обеспечению безопасности дорожного движения. Регулярное проведение технического осмотра автотранспорта, обследование дорог, контроль за соблюдением правил дорожного движения позволяют сдерживать темпы роста аварийности и тяжесть последствий от ДТП. К сожалению, на фоне заметного увеличения автотранспортных средств медленно улучшается состояние автомагистралей и дорожное покрытие в городах и районах области. Уровень дисциплины многих участников дорожного движения оставляет желать лучшего.

Для повышения уровня безопасности каждого гражданина требуется объединение усилий органов власти и управления, коммерческих структур, общественных объединений и всего населения в целом. В этих целях предлагаю акцентировать внимание на предупреждении правонарушений - как наиболее эффективном механизме защиты российских граждан от преступных посягательств.

Сегодня на ведущее место выходит задача правового воспитания населения, пропаганда патриотизма и здорового образа жизни, в том числе с использованием возможностей средств массовой информации и наружной рекламы. Так, во исполнение поручения Президента России о создании государственной системы профилактики правонарушений органами внутренних дел реализуется ряд информационно-пропагандистских программ, в частности программа по информационной поддержке деятельности участковых уполномоченных милиции. Для этого используются все имеющиеся возможности доведения информации до населения: печатные и электронные СМИ, средства наружной рекламы, изготовление и прокат тематических видеороликов и другие. Одним из условий эффективности профилактических функций органов внутренних дел является формирование и пропаганда положительного образа сотрудника милиции. Общими усилиями надо возвратить утраченное доверие населения к блюстителям правопорядка, чтобы каждый законопослушный гражданин видел в милиционере прежде всего защитника и помощника, готового в любой момент отстоять его права и интересы.

Название документа