Военная безопасность государства - элемент национальной безопасности

(Сухова Е. В.) ("За права военнослужащих", 2007) Текст документа

ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е. В. СУХОВА

Сухова Е. В., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Военного университета, майор юстиции.

Важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (далее - Концепция). В соответствии с данным документом выделяют экономическую, внутриполитическую, духовную, социальную, экологическую, информационную, международную, пограничную и военную сферы безопасности. Основной задачей определенных в Концепции сфер безопасности является обеспечение национальных интересов России. "Национальные интересы - это потребности общества, осознаваемые субъектами государственной политики (руководством страны) как подлежащие обязательному удовлетворению и защите для обеспечения безопасного существования, эффективного функционирования и развития страны" <1>. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. -------------------------------- <1> См.: Шаваев А. Национальная безопасность: некоторые вопросы теории // Безопасность Евразии. 2005. N 1. С. 414.

Для обеспечения национальных интересов России необходимо, чтобы уровень военной безопасности соответствовал международной военно-политической обстановке. Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается посредством ее военной политики. Военная политика - составная часть общей политики страны, которая способствует достижению стоящих перед ней целей в военной сфере. К задачам военной политики Российской Федерации относится: военное строительство; обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства; сохранение мира в целях стабильного развития страны; укрепление доверия и сотрудничество с другими государствами для обеспечения международной безопасности. Для Российской Федерации особо важно признание недопустимости войны как средства политики, а также неприменения военной силы или угрозы силой как средства достижения политических, экономических и других целей. Поэтому в ст. 1 разд. II Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706 (далее - Военная доктрина), указывается на готовность Российской Федерации к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами. При этом согласно Концепции применение всех имеющихся в распоряжении Российской Федерации сил и средств в случае необходимости отражения вооруженной агрессии возможно, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными. Под воздействием военно-политических и социально-экономических изменений в стране и в мире угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена. И ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии в целях обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Однако, как отмечается в Военной доктрине, сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. В ст. 7 Военной доктрины закреплено, что обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства в целях предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз Российской Федерации, в результате чего в государстве существует целая система обеспечения военной безопасности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О безопасности", Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороне" всю деятельность по решению задач обеспечения военной безопасности России организует и контролирует Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование в сфере военной безопасности, рассматривает и утверждает бюджет, принимает решение о применении Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск за пределами России в соответствии с ее международными обязательствами, об объявлении состояния войны, прекращении войны и заключении мира. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает правовые акты в области обороны. Основными направлениями деятельности Совета Безопасности Российской Федерации в сфере военной безопасности являются: - подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности; - рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; - организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства; - подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности; - рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Правительство Российской Федерации в сфере военной безопасности обеспечивает: - оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами; - развитие системы двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами об отказе от силовой политики и исключении применения военной силы или угрозы ее применения; - вхождение России в коллективные структуры безопасности либо установление с такими структурами отношений сотрудничества; - совершенствование существующих и создание новых эффективных международных механизмов контроля за распространением оружия массового поражения и средств его доставки; - недопущение нанесения ущерба военной безопасности России вследствие нарушения ранее достигнутых международных договоренностей в области ограничения и сокращения ядерных и обычных вооружений; - развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами в военной области. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности, а также органы управления ими составляют основу системы обеспечения военной безопасности. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору. Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством. Кроме того, в Военной доктрине определены основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и (или) ее союзников; во внутренних вооруженных конфликтах, в операциях по поддержанию и восстановлению мира. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности. Таким образом, обеспечение военной безопасности включает: - формирование и реализацию единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности; - поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации; - обеспечение и совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; - создание системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию); - совершенствование экономического и оборонно-промышленного комплексов; - разработку национально-государственной идеологии; - организацию и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы; - предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора; - использование возможностей ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях, восстановления международной безопасности и мира и др. России в целях обеспечения своей безопасности необходимо оценивать и прогнозировать существующие и потенциальные угрозы и своевременно предпринимать комплекс необходимых мер в различных областях государственной деятельности. В обеспечении военной безопасности необходимо постоянное совершенствование государственных институтов в соответствии с требованиями научно-технического, военно-технического прогресса, с учетом международной обстановки, путем своевременного проведения реформ. Только в данном случае можно обеспечить целостность Российского государства.

Название документа