Установление безопасной скорости движения транспортных средств и ее использование при расследовании дорожно-транспортных происшествий

(Ермаков Ф. Х.) ("Российский следователь", 2013, N 13) Текст документа

УСТАНОВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ <*>

Ф. Х. ЕРМАКОВ

Ермаков Фирдаус Хасанович, специалист по техническим вопросам расследования дорожно-транспортных происшествий, доктор технических наук, профессор по безопасности жизнедеятельности, заслуженный механизатор сельского хозяйства Республики Татарстан, государственный научный стипендиат РАН, почетный работник высшего и профессионального образования России, заслуженный деятель науки и техники Республики Татарстан, академик Международной академии наук высшей школы.

На основе математических вычислений получены цифровые величины безопасных скоростей движения транспортных средств, соответствующие требованиям п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации на различных дорожных покрытиях в зависимости от разрешенных скоростей движения в Правилах, что позволит более объективно и достоверно определить наличие или отсутствие превышения скорости. Статья адресована судебным автомеханическим экспертам, дознавателям, следователям, прокурорам и судьям, занимающимся расследованием дорожно-транспортных происшествий и рассмотрением их в судах.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, судебная автотехническая экспертиза, следователь, безопасная скорость движения, Правила дорожного движения, дорожные условия, коэффициент сцепления, зрительно-моторная реакция, презумпция невиновности водителя, превышение скорости движения.

Based on mathematical calculations numerical values of safety speed of transport vehicles meeting the requirements of paragraph 10.1 of the Traffic Rules of the Russian Federation, obtained here on different road surfaces depending on the traffic speed authorized in the Rules, will allow to more objectively and accurately determine the presence or absence of over-speeding. The article is addressed to forensic automotive experts, interrogating officers, investigators, procurators and judges investigating traffic accidents and their hearing in courts.

Key words: traffic accident, transport vehicle, forensic automotive investigation, investigator, safety traffic speed, Traffic Rules, road conditions, friction coefficient, hand-eye reaction, presumption of driver's innocence, over-speeding.

Очень часто эксперты в заключениях судебной автотехнической экспертизы и следователи в обвинительных заключениях по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) указывают, что действия водителя транспортного средства не соответствуют требованиям п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации <1> (ПДД) о выборе скорости движения в зависимости от конкретных условий. Однако ни эксперт, ни следователь никогда не указывают цифровую величину безопасной скорости движения, соответствующей требованиям п. 10.1 ПДД. И это затрудняет процесс расследования ДТП. -------------------------------- <1> Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: ООО "ИДТР", 2009.

В соответствии с требованиями п. 10.1 ПДД "водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". Как видно из этих требований, в них не имеется прямого указания на цифровую величину безопасной скорости движения транспортного средства. Между тем для каждого конкретного случая дорожно-транспортного происшествия на любом дорожном покрытии и в зависимости от метеорологических условий, связанных с видимостью в направлении движения, безопасную скорость движения транспортного средства можно и нужно определить расчетным путем. Одним из основных факторов, который водитель должен учитывать при выборе скорости движения транспортного средства в соответствии с п. 10.1 ПДД, всегда и в каждом конкретном случае являются дорожные условия, т. е. вид и состояние дорожного покрытия и его сцепные свойства, оцениваемые коэффициентом сцепления шин транспортного средства с дорогой. В технической литературе <2> известны следующие величины этого коэффициента: сухое асфальтобетонное или цементобетонное покрытие - 0,7 - 0,8, мокрое - 0,35 - 0,45; сухое щебеночное покрытие - 0,6 - 0,7, мокрое - 0,3 - 0,4; сухая грунтовая дорога - 0,5 - 0,6, мокрая - 0,2 - 0,4; дорога, покрытая укатанным снегом, - 0,2 - 0,3; обледенелая дорога - 0,1 - 0,2. -------------------------------- <2> НИИАТ. Краткий автомобильный справочник. М.: Транспорт, 1978. С. 21.

Плохие метеорологический условия: туман, большой снегопад, метель, буран, проливной дождь и др., а также темное время суток, особенно при неисправности фар дальнего и ближнего света транспортного средства, ограничивая видимость в направлении движения, также влияют на выбор безопасной скорости движения. Когда ДТП совершается в перечисленных выше метеорологических условиях и в темное время суток, всегда в процессе осмотра места происшествия и осмотра транспортного средства должен быть проведен следственный эксперимент для определения расстояния видимости в направлении движения из кабины водителя транспортного средства. Если техническое состояние транспортного средства, совершившего ДТП, не позволяет проведение следственного эксперимента, то необходимо привлечь для этого другое транспортное средство аналогичной модели. В ПДД имеются следующие нормативно установленные ограничения или разрешения скорости движения транспортных средств. Согласно п. 10.2 ПДД: "В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч...", п. 10.3: "Вне населенных пунктов разрешается движение: легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч; междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах - не более 90 км/ч; другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч; грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, - не более 60 км/ч; транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, - не более 60 км/ч", п. 10.4: "Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч...". Как видно из приведенных данных, в ПДД имеются следующие нормативно установленные ограничения или разрешения скорости движения транспортных средств: 110; 90; 70; 60 и 50 км/ч, применительно к которым проведем исследование названного вопроса. Безопасную скорость движения транспортного средства, соответствующую требованиям п. 10.1 ПДД, зависящую от дорожных условий, можно определить по следующей формуле:

где - безопасная скорость движения транспортного средства, соответствующая требованиям п. 10.1 ПДД в зависимости от дорожных условий, км/ч; - коэффициент сцепления шин с дорогой, где произошло ДТП;

- нормативно установленная или разрешенная в ПДД скорость движения транспортных средств: 110; 90; 70; 60 и 50 км/ч; - минимальный коэффициент сцепления шин с дорогой с сухим асфальтобетонным или цементобетонным покрытием - 0,7, который имеется на преобладающих устроенных дорогах. На дорогах с сухим асфальтобетонным или цементобетонным покрытием максимальная величина коэффициента сцепления шин с дорогой равна 0,8, которая может быть на новых и мало эксплуатируемых дорогах, а на постоянно эксплуатируемых дорогах преобладает коэффициент 0,7. Поэтому его принимаем как основу для расчетов, чтобы не закладывать потенциальной опасности в рекомендуемые величины безопасной скорости движения, так как при коэффициенте 0,8 будут величины этого важного параметра, которые могут привести к необъективным и недостоверным выводам при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Безопасную скорость движения на мокром асфальтобетонном или цементобетонном и других дорожных покрытиях при их различном состоянии определяем расчетами относительно коэффициента сцепления шин с дорогой 0,7. Учитывая, что сцепные свойства каждого дорожного покрытия оцениваются двумя предельными величинами коэффициента сцепления шин с дорогой, и исходя из презумпции невиновности водителя, для расчетов принимаем меньшие величины данного параметра, приведенные выше, за исключением обледенелой дороги, где коэффициент сцепления шин с дорогой 0,1 соответствует чистому и сплошному гололеду, как на катке. Практически на дорогах бывает обледенелое покрытие с коэффициентом сцепления шин с дорогой 0,2, который и будет принят для расчетов. Приняв в расчетах меньшие величины коэффициента сцепления шин с дорогой, получим значительно безопасную скорость движения транспортного средства, соответствующую требованиям п. 10.1 ПДД в зависимости от дорожных условий, по сравнению с расчетом, проведенным с применением предельной величины коэффициента сцепления шин с дорогой. Это позволит в большей степени обеспечить соблюдение интересов водителя в расследовании ДТП. Результаты расчетов приводим в таблице.

Безопасная скорость движения транспортных средств, соответствующая требованиям п. 10.1 ПДД

Вид дорожного Состояние Меньшие Безопасная скорость движения покрытия дорожного величины транспортных средств при покрытия коэффициента разрешенной скорости ПДД сцепления не более, км/ч шин с дорогой 110 90 70 60 50

Асфальто - сухое 0,7 110,0 90,0 70,0 60,0 50,0 бетонное или цементобетонное мокрое 0,35 55,0 45,0 35,0 30,0 25,0

Щебеночное сухое 0,6 - 77,1 60,0 51,4 42,9

мокрое 0,3 - 38,6 30,0 25,7 21,4

Грунтовая сухая 0,5 - 64,3 50,0 42,9 35,7 дорога мокрая 0,2 - 25,7 20,0 17,1 14,3

Дорога, покрытая - 0,2 31,4 25,7 20,0 17,1 14,3 укатанным снегом

Обледенелая - 0,2 31,4 25,7 20,0 17,1 14,3 дорога

Рассмотрим пример определения безопасной скорости движения транспортного средства с использованием приведенных в таблице данных. Предположим, что водитель на легковом автомобиле с полной нагрузкой, движущемся со скоростью 55 км/ч на дороге с мокрым асфальтобетонным покрытием, совершил наезд на пешехода, переходящего через улицу по пешеходному переходу на расстоянии 50 м впереди автомобиля. Расчеты показывают, что у водителя при этой скорости движения не имеется технической возможности предотвращения наезда автомобиля на пешехода экстренным торможением, так как наибольший остановочный путь легкового автомобиля с полной нагрузкой, управляемого водителем с замедленным (но допустимым) временем зрительно-моторной реакции на опасные дорожные ситуации 1,2 с, равный 68,3 м, намного больше расстояния появления пешехода 50 м. Поскольку 55 км/ч меньше ограничения скорости движения в населенных пунктах 60 км/ч, установленной п. 10.2 ПДД, можно было бы считать (сделать вывод), что в данном случае нет превышения скорости движения. Однако безопасная скорость движения в соответствии с требованиями п. 10.1 ПДД согласно таблице в данном случае на дороге с мокрым асфальтобетонным покрытием составляет 30 км/ч, при которой наибольший остановочный путь легкового автомобиля с полной нагрузкой, управляемого водителем с замедленным (но допустимым) временем зрительно-моторной реакции на опасные дорожные ситуации 1,2 с, в условиях рассматриваемого ДТП составляет 27,2 м, что намного меньше расстояния появления пешехода 50 м впереди автомобиля. Следовательно, при скорости движения 30 км/ч и принятии водителем своевременных мер к экстренному торможению имеется техническая возможность предотвращения наезда автомобиля на пешехода, и поэтому заключаем, что избранная водителем скорость движения 55 км/ч в данном случае будет превышенной, так как она не соответствует требованиям п. 10.1 ПДД. Если при безопасной скорости движения 30 км/ч не имеется технической возможности предотвращения наезда автомобиля на пешехода, то избранная водителем скорость движения 55 км/ч тем более будет превышенной и не соответствующей требованиям п. 10.1 ПДД. В обоих случаях это свидетельствует о том, что выбор не соответствующей требованиям п. 10.1 ПДД скорости движения 55 км/ч, являющейся превышенной в данном случае, с технической точки зрения находится в прямой причинной связи с наездом автомобиля на пешехода. В этом ДТП именно скорость движения 30 км/ч является той безопасной скоростью, которая в соответствии с п. 10.1 ПДД позволит водителю выполнить указанное в этом пункте требование: "...При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". Безопасную скорость движения транспортного средства, соответствующую требованиям п. 10.1 ПДД в зависимости от метеорологических условий, связанных с ограничением видимости для водителя в направлении движения, можно определить путем решения квадратного уравнения, полученного из формулы остановочного пути транспортного средства, приравняв ее к экспериментально установленному расстоянию видимости. Учитывая, что никогда не измеряются фактические величины времени зрительно-моторной реакции водителя на опасные дорожные ситуации и коэффициента сцепления шин с дорогой, исходя из презумпции невиновности участников ДТП (водителя и пешехода при наезде транспортного средства, водителей при столкновении транспортных средств и др.), необходимо решить квадратное уравнение по наибольшему остановочному пути транспортного средства. Для этого в расчетах нужно принимать известную в технической литературе большую величину времени зрительно-моторной реакции водителя на опасные дорожные ситуации 1,2 с и меньшую величину коэффициента сцепления шин с соответствующей дорогой, которая приведена выше. О том, как определяются наибольший и наименьший остановочные пути транспортного средства, от которых зависит выбор безопасной скорости движения, подробно изложено в статье автора "Дорожно-транспортное происшествие: остановочный путь транспортного средства и презумпция невиновности водителя" <3>, опубликованной в журнале "Российский следователь" (2012. N 19). Вопрос о выборе безопасной скорости движения транспортных средств рассмотрен также в статье "Дистанция безопасности до движущегося впереди транспортного средства и безопасная скорость движения" <4> (Транспортное право. 2011. N 4). Определение безопасной скорости движения транспортного средства по расстоянию видимости для водителя путем решения квадратного уравнения изложено в монографии автора "Технические особенности расследования и установления причин ДТП" <5> (Казань: Отечество, 2007. 296 с.). -------------------------------- <3> Ермаков Ф. Х. Дорожно-транспортное происшествие: остановочный путь транспортного средства и презумпция невиновности водителя // Российский следователь. 2012. N 19. С. 6 - 12. <4> Ермаков Ф. Х. Дистанция безопасности до движущегося впереди транспортного средства и безопасная скорость движения // Транспортное право. 2011. N 4. С. 14 - 17. <5> Ермаков Ф. Х. Технические особенности расследования и установления причин ДТП. Казань: Отечество, 2007. С. 128 - 130.

Безопасную скорость движения транспортного средства, соответствующую требованиям п. 10.1 ПДД, можно определить также и без решения квадратного уравнения. Для этого необходимо несколько раз произвести расчеты наибольшего остановочного пути транспортного средства при различных скоростях движения до получения величины, равной расстоянию видимости для водителя, установленной следственным экспериментом. В этих расчетах, так же как и выше, исходя из презумпции невиновности водителя, следует принимать известную в технической литературе большую величину времени зрительно-моторной реакции водителя на опасные дорожные ситуации 1,2 с и меньшую величину коэффициента сцепления шин с соответствующей дорогой, которая приведена выше. В случае, когда необходимо установить безопасную скорость движения транспортного средства, соответствующую требованиям п. 10.1 ПДД в зависимости не только от дорожных условий, что должно быть сделано всегда, но и дополнительно от ограничения видимости водителю в направлении движения для экспертных, следственных и судебных выводов, исходя из презумпции невиновности водителя, необходимо принимать меньшие величины этого параметра о скоростном режиме, полученные расчетным путем. Покажем это как продолжение приведенного выше примера, добавив, что рассмотренное ДТП произошло в условиях тумана, который ограничивал водителю видимость в направлении движения. Предположим, что расстояние видимости с места водителя в кабине автомобиля, установленное следственным экспериментом, составило 35 м. В дорожно-транспортных условиях, где произошло рассматриваемое ДТП, этому расстоянию соответствует наибольший остановочный путь при скорости движения легкового автомобиля с полной нагрузкой 35,7 36 км/ч. В приведенном выше примере было установлено, что безопасная скорость движения на дороге с мокрым асфальтобетонным покрытием составляет 30 км/ч, а при ограничении видимости из-за тумана она равна 36 км/ч. Следовательно, в условиях ДТП, рассмотренного в приведенном выше примере, когда на движение транспортного средства оказывают влияние два фактора - мокрое состояние асфальтобетонного покрытия и ограничение видимости в направлении движения из-за тумана, безопасная скорость движения легкового автомобиля с полной нагрузкой, соответствующая в данном случае требованиям п. 10.1 ПДД, исходя из презумпции невиновности водителя будет равна 30 км/ч, которая тем более обеспечит безопасность движения при ограниченной видимости при скорости не более 36 км/ч. Как указано выше, разрешенные в п. п. 10.2, 10.3 и 10.4 ПДД скорости движения транспортных средств относятся к асфальтобетонным или цементобетонным покрытиям в сухом состоянии. Предлагаемую рекомендацию, поясняющую смысл требований п. 10.1 ПДД о выборе скорости движения транспортных средств в зависимости от дорожных условий, расстояния видимости и других метеорологических факторов, следует обязательно сообщить при подготовке водителей в автошколах и лицам, уже ставшим водителями и работающим в автотранспортных предприятиях, а также водителям индивидуальных автомобилей, для того чтобы они поняли и усвоили, что безопасная скорость движения транспортных средств, соответствующая требованиям п. 10.1 ПДД, на мокром асфальтобетонном или цементобетонном и других дорожных покрытиях при их различном состоянии намного уменьшается от разрешенных в п. п. 10.2, 10.3 и 10.4 ПДД скоростей, которые установлены для движения на дорогах с сухим асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. В связи с этим необходимо также ввести соответствующее дополнение и в Правила дорожного движения Российской Федерации в понятной и доступной форме для водителей транспортных средств. В противном случае могут быть допущены следственная и судебная ошибки, которые приведут к обвинению невиновного водителя или оправданию виновного. На основании изложенного заключаем, что установление безопасной скорости движения транспортного средства, соответствующей требованиям п. 10.1 ПДД, возможно экспертными расчетами. Для этого следователи должны поставить соответствующие вопросы перед судебной автотехнической экспертизой. Использование полученных данных будет способствовать объективному и достоверному расследованию ДТП и принятию обоснованных решений.

Название документа