Соотношение понятий "военная организация", "ведомство" и "федеральный орган исполнительной власти": проблемы правовой терминологии

(Бараненков В. В.) ("За права военнослужащих", 2007) Текст документа

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ", "ВЕДОМСТВО" И "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ": ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

В. В. БАРАНЕНКОВ

Бараненков В. В., кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Московского пограничного института ФСБ России, полковник юстиции.

По отношению к организациям, обеспечивающим оборону и безопасность военными методами, достаточно часто применяется термин "федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба" <1>. В то же время не существует ни легального определения такого органа, ни четко сформулированных в законодательстве признаков, особенностей правового положения таких органов. Кроме того, сам термин представляется неудачным, так как военная служба предусмотрена, конечно же, не в федеральных органах исполнительной власти <2>, а в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах. -------------------------------- <1> См., например: Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ. <2> Одним из примеров неудачного применения вышеуказанного термина может служить вступивший с 1 января 2005 г. в силу Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ. Так, например, согласно ч. 5 ст. 9 указанного Закона "федеральный орган исполнительной власти, в котором участник накопительно-ипотечной системы проходит военную службу, в письменной форме уведомляет военнослужащего о включении его в реестр участников...". Но военнослужащие проходят службу не только в федеральных органах исполнительной власти (Министерство обороны Российской Федерации, ФСБ России и т. п.), но и в подведомственных этим органам организациях (соединения и части Вооруженных Сил Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и т. п.). Вряд ли разработчики действительно стремились ограничить действие ч. ч. 4 и 5 ст. 9, п. 3 ч. 1 ст. 11 и ряда иных статей Закона распространением их лишь на военнослужащих органов управления - это всего лишь юридико-техническая ошибка, обусловленная поспешностью, с которой принимался Закон.

При этом следует отметить и сохраняющуюся неопределенность соотношения понятий "федеральный орган исполнительной власти", "территориальные органы федерального органа исполнительной власти", "центральный аппарат федерального органа исполнительной власти" и их отграничения друг от друга, что затрудняет выработку единых подходов к формированию структуры ведомственных систем органов исполнительной власти. В частности, нигде не определено, входят территориальные органы в состав федерального органа исполнительной власти или нет (иными словами, состоит ли федеральный орган исполнительной власти из центрального аппарата и территориальных органов или территориальные органы обособлены от федерального органа исполнительной власти и подчиняются ему, не входя в его состав). Особенно негативное влияние на сохраняющуюся терминологическую путаницу оказало решение о повышении размера денежного вознаграждения сотрудникам "центральных аппаратов", а также необходимость соблюдения численности "центральных аппаратов" в рамках, утвержденных Президентом Российской Федерации. Так, если ранее понятия "федеральный орган исполнительной власти" и "центральный аппарат" часто воспринимались как синонимичные, то теперь на практике встречаются случаи, когда часть должностей подразделений, входящих в состав федерального органа исполнительной власти, и некоторые должности территориальных органов стали "должностями центрального аппарата" с правом на специальную надбавку к должностному окладу, в то время как иные должности в тех же подразделениях к "центральному аппарату" не относятся. В связи с отсутствием единых четко установленных критериев отнесения подразделений к "центральному аппарату", "федеральному органу исполнительной власти", "территориальным органам" неясно, могут ли входить в состав таких органов административно-хозяйственные органы, осуществляющие функции охраны, транспортного, коммунального обеспечения, содержания и обслуживания административных зданий и т. п. Отсутствие легального определения понятия "государственный орган", "орган государственной власти", "орган государственного управления" приводит к их различному толкованию <3>, что (как справедливо указывает заместитель директора ФСБ России В. Н. Ушаков) затрудняет их применение в правотворческой и правоприменительной деятельности <4>, не всегда позволяет точно определить, относятся ли к таковым такие организации, как органы управления военными округами и территориальными командованиями, воинские части, иные военные организации. -------------------------------- <3> См., например: Харичкин И. К. Национальная безопасность: природа, содержание // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. В. Н. Ушакова, И. Л. Трунова. М., 2006. С. 200. <4> Ушаков В. Н. Особенности правового положения Федеральной службы безопасности Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности России // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. С. 184.

Следует отметить и то, что хотя законодатель в Федеральном законе "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ почему-то избегает называть Министерство обороны федеральным органом исполнительной власти <5>, вряд ли кто-то может усомниться в том, что Министерство обороны Российской Федерации - только часть Вооруженных Сил Российской Федерации <6>. Иными словами, можно обозначить Вооруженные Силы Российской Федерации как ведомство, а Министерство обороны Российской Федерации как составную часть такого ведомства (орган управления ведомством) - федеральный орган исполнительной власти <7>. Не определен в этом отношении и статус Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, который не является федеральным органом исполнительной власти. В отличие от военных комиссариатов не определено, являются ли управления военных округов территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации (что, как представляется, вполне могло бы следовать из их полномочий). -------------------------------- <5> Законодатель ограничился формулировкой: "Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации" (п. 2 ст. 13), но указывает при этом, что Министерство обороны Российской Федерации "координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны" (п. 13 ст. 14). <6> Таким образом, такая, например, формулировка, как "военнослужащий Министерства обороны Российской Федерации" неправомерна и может быть применима только в шутливо-разговорном значении как тождественная выражению "военнослужащий Арбатского военного округа". <7> Следует отметить, что понятие "ведомство" в дореволюционном праве традиционно отграничивалось от понятия "министерство" как орган управления ведомством (например, в состав морского ведомства входил флот и Морское министерство) (см.: Кавелин К. Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам в применении к русскому законодательству: Опыт систематического обозрения. Избранные произведения по гражданскому праву. М., 2003. С. 510).

Несколько сложнее для неподготовленного человека выглядит ситуация с ФСБ России. Так, до 1 июля 2003 г. Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ определял систему органов федеральной службы безопасности следующим образом (ст. 2): "Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках)" <8>. Таким образом, соответствующее ведомство называлось "органы федеральной службы безопасности" или "система органов федеральной службы безопасности". -------------------------------- <8> При этом в ст. 3 было указано, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее Структура были утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806). Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

В результате реализации Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" от 11 марта 2003 г. N 308 в Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 июля 2003 г., в соответствии с которыми ведомство стало называться "федеральная служба безопасности" (именно в таком написании - со строчной буквы и без дополнения "Российской Федерации"). А Федеральная служба безопасности Российской Федерации (официальное сокращенное наименование - ФСБ России) <9> - это орган управления ведомства (федеральный орган исполнительной власти). -------------------------------- <9> Следует также отметить, что официальное сокращенное наименование Федеральной службы безопасности Российской Федерации - именно ФСБ России, а вовсе не ФСБ РФ и не ФСБ Российской Федерации (как иногда ее называют в литературе), так как, во-первых, официальное сокращенное наименование нашей страны (в соответствии с Конституцией Российской Федерации - Россия, а не РФ, а во-вторых, именно такое сокращенное наименование указано в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (а также в других подзаконных актах).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ Федеральная служба безопасности - это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации <10>. -------------------------------- <10> См. подробнее: Бараненков В. В. Состав и структура Федеральной службы безопасности (проблемы правовой терминологии) // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. С. 191 - 197. См. также: Ушаков В. Н. Указ. соч. С. 184.

Случаи некорректного использования термина "федеральный орган исполнительной власти" в отношении всей организационной структуры, им управляемой, весьма распространены <11>. Так, например, согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федерального агентства специального строительства" от 16 августа 2004 г. N 1084 (с изменениями от 31 августа 2005 г.), Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства (далее - воинские формирования). Подпунктом 1 п. 4 этого же Указа установлено, что инженерно-технические воинские формирования, дорожно-строительные воинские формирования и организации, ранее входившие в состав Федеральной службы специального строительства Российской Федерации, являются инженерно-техническими воинскими формированиями и дорожно-строительными воинскими формированиями при Федеральном агентстве специального строительства и входят в его состав. Но еще большее недоумение вызывает формулировка п. 5 Положения о Федеральном агентстве специального строительства: "Спецстрой России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его состав воинские формирования". Что означает для организаций быть "при федеральном органе исполнительной власти" и как они одновременно могут "входить в состав" этого же органа; почему и как деятельность, осуществляемая "через входящие в его состав воинские формирования", отличается от "осуществления своей деятельности непосредственно"? Ответов на эти вопросы ни в Положении о Федеральном агентстве специального строительства, ни в тексте самого Указа нет. В действительности же указанные недоразумения стали возможными вследствие отсутствия легального определения понятия "федеральный орган исполнительной власти". В то же время сложившаяся к настоящему времени практика применения этого термина свидетельствует о том, что под федеральным органом исполнительной власти понимается орган, наделенный специальными полномочиями в определенной сфере деятельности, стоящий во главе системы подведомственных ему организаций, в совокупности с ними образующий возглавляемое им ведомство <12>. -------------------------------- <11> См., например: ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации; Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ. <12> Под ведомством здесь и далее понимается не федеральный орган исполнительной власти, а вся система организаций, возглавляемая таким органом. Ведомство - отрасль, часть государственного управления, составляющая нечто целое. (Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2001. С. 105.) Ведомство - учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь область государственного управления (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1998. С. 71).

Исходя из такого понимания терминов "федеральный орган исполнительной власти" и "ведомство", в подп. 1 п. 4 Указа Президента Российской Федерации "Вопросы Федерального агентства специального строительства" необходимо внести изменения, заменив формулировку "инженерно-техническими воинскими формированиями и дорожно-строительными воинскими формированиями ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ВХОДЯТ В ЕГО СОСТАВ" (выделено автором) на более корректную: "инженерно-техническими воинскими формированиями и дорожно-строительными воинскими формированиями входят в состав ведомства специального строительства". Кроме того, целесообразно внести соответствующие изменения в утвержденные вышеназванным Указом Положения, и в частности в Структуру и состав Спецстроя России, отделив подведомственные Спецстрою России организации от структуры самого федерального органа и при необходимости выделив территориальные органы федерального органа. Анализ ведомства как совокупности организаций, возглавляемых федеральным органом исполнительной власти, чья интегрированная деятельность направлена на обеспечение исполнения определенных функций государства, позволяет сделать вывод о том, что правовая сущность ведомства заключается в ярко выраженном публичном предназначении как самого ведомства, так и организаций, входящих в его состав. Правовая сущность ведомств, выполняющих задачи в сфере военной безопасности, производна из сущности и функций государства, но обусловлена и особенностями их собственных функций (т. е. характером участия в вооруженном противоборстве и выполняемых задач). Сопоставляя, таким образом, сущность ведомств и правовую сущность военной службы, являющейся профессиональной служебной деятельностью граждан "по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов" и "функций по обеспечению обороны и безопасности государства" <13>, можно сделать вывод о том, что все военные организации (т. е. те, которые комплектуются военнослужащими) по своей сущности являются органами исполнительной власти. Вместе с тем в законодательстве до сих пор не определены ни понятия "орган государственной власти", "орган исполнительной власти", ни виды таких органов, ни какие-либо их признаки. Представляется целесообразным выделить такие виды органов государственной власти (различного уровня и с различными уровнями компетенции), как центральный аппарат (центральный орган управления ведомства), территориальные органы, специальные органы (органы, выполняющие специальные функции), включая органы обеспечения. При этом весьма важно определить критерии отнесения организаций к различного уровня органам и соответствующие уровни компетенции <14>. Такой подход совпадает и с уровнями бюджетной иерархии ведомств (главный распорядитель - распорядитель - получатель бюджетных средств). -------------------------------- <13> Статьи 4 и 5 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (с изменениями от 11 ноября 2003 г.). <14> Эта проблема выходит за рамки настоящей работы и требует самостоятельного исследования.

В современном отечественном законодательстве не существует единого термина, который можно было бы применить для обозначения организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, иных войск, воинских формирований и органов. Весьма часто организации, выполняющие задачи в сфере обороны страны и безопасности государства, называют военными организациями. В то же время, как верно отмечает С. В. Терешкович, законодательство Российской Федерации не содержит ни нормативного определения понятия "военная организация", ни определения круга субъектов, относящихся к военным организациям <15>. При этом следует учитывать, что термин "военная организация" в законодательстве, а также в теоретических источниках обычно используется в различных значениях. Как справедливо отмечает Л. Н. Сморчкова, в широком смысле под военной организацией подразумевается государственная структура или совокупность нескольких структур, функции которых связаны с защитой государства военными средствами. В узком смысле - определенным образом обособленное подразделение такой военной государственной структуры <16>. В федеральном законодательстве <17> и в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти отмечаются случаи применения термина "военные организации" в одном ряду с терминами "воинские части" и "учреждения". С. В. Терешкович, считающий, что к военным организациям следует отнести не только Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, но и входящие в их состав самостоятельные организационные структуры, признаваемые законодательством Российской Федерации субъектами права, справедливо отметил, что представляется логически неверным выделение законодателем наряду с военными организациями воинских частей и учреждений, так как по правовому смыслу понятия "военная организация" воинские части и учреждения являются лишь разновидностями военных организаций <18>. Именно поэтому по предложению ФПС России в формулировку проекта легального определения понятия "военная организация" (ч. 2 ст. 1 проекта Федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" от 4 ноября 1998 г.) были внесены изменения, сохранившиеся и в последующих редакциях законопроекта. Так, словосочетание "организации, предприятия, учреждения, военные образовательные учреждения профессионального образования" было заменено новым: "учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организации" <19>. -------------------------------- <15> Терешкович С. В. О правовом понятии "военная организация" // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 10. С. 76. <16> Сморчкова Л. Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 36. О различном содержании термина "военная организация" в нормативных актах также говорит Я. А. Гейвандов (Организации, обеспечивающие вооруженную защиту Российской Федерации (некоторые аспекты соотношения публично-правового содержания и организационно-правовой формы) // Государство и право. 1999. N 2. С. 5 - 6). <17> См., например: п. 3 ст. 27 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ; п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации. <18> Терешкович С. В. Указ. соч. С. 75 - 76. <19> Предложения были разработаны автором в числе других в 1998 г. (подробнее см.: Бараненков В. В. Военная организация как юридическое лицо в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 172 и приложение N 2 к ней) и реализованы в том числе в ходе работы над следующими редакциями законопроекта в 1998 - 2003 гг.

В целях более четкого определения содержания понятия "военная организация" рассмотрим более подробно его применение в отношении различных организаций. Согласно Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706, военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации <20> - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ (утратил силу) государственной военной организацией называлась и Пограничная служба Российской Федерации. -------------------------------- <20> Далее - Вооруженные Силы.

В то же время понятие "военная организация" может быть в полной мере применено и к структурным подразделениям вышеуказанных формирований (центральным органам военного управления, объединениям, соединениям, воинским частям и т. п.). Так, в научных исследованиях военными организациями обычно называют "органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации, предприятия, учреждения, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов государственной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба" <21>. Но данное определение вряд ли можно признать удачным в силу его описательного характера, некорректности использования некоторых понятий (например, использования через запятую слов "организации", "учреждения", в то время как все перечисленные "структуры", несомненно, являются организациями, а многие к тому же и учреждениями) <22>. Кроме того, не все организации, входящие в состав "Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов государственной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба", могут и должны быть названы военными организациями (например, строительная бригада, не комплектуемая военнослужащими). -------------------------------- <21> См.: Загорский М. Г. Организационно-правовые основы участия военных организаций в арбитражном суде: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 55; см. также ч. 2 ст. 1 проекта Федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" от 4 ноября 1998 г. <22> Предложения автора о внесении изменений в формулировку определения понятия "военная организация" в ч. 2 ст. 1 проекта Федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" от 4 ноября 1998 г. посредством замены словосочетания "организации, предприятия, учреждения, военные образовательные учреждения профессионального образования" новым: "учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организации" были реализованы и в дальнейших редакциях законопроекта (подробнее см.: Бараненков В. В. Указ. соч. С. 172 и приложение N 2 к диссертации).

В некоторых нормативных правовых актах в качестве обобщающего используется термин "воинская часть" в широком смысле. Так, например, в Федеральном законе "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ термином "воинские части" обозначены "органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, ОРГАНИЗАЦИИ (выделено автором. - В. Б.), военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу" (ст. 2), хотя такое перечисление разновидностей организаций вряд ли можно признать исчерпывающим, если только не посчитать, что включенное в данный перечень слово "организации" на самом деле является всеобъемлющим и позволяющим отнести тем самым к субъектам правоотношений, урегулированным указанным Законом, любые военные организации, прямо не упомянутые в ст. 2 Закона. Но в таком случае перечисление "органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли... военные образовательные учреждения профессионального образования" является излишним, так как все эти "воинские части" являются ОРГАНИЗАЦИЯМИ. Таким образом, более правильно было бы сформулировать ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", например, следующим образом: "военные организации - организации (органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, образовательные, медицинские, научные и иные организации), в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу" <23>. -------------------------------- <23> Данная формулировка не раскрывает в полной мере сущности военных организаций и приводится как один из вариантов для целей указанного Закона.

Отмечаемая многими ведущими военными учеными <24> неразработанность понятийного аппарата не только порождает ошибки в нормотворчестве и противоречия в нормативных правовых актах, но и, в свою очередь, затрудняет правовое регулирование отношений в соответствующих сферах. Так, например, желая обозначить совокупность организаций, выполняющих задачи в сфере обеспечения военной безопасности военными методами, законодатель вынужден использовать громоздкий термин "Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы" <25>. Когда же речь идет отдельно о каждой такой системе организаций (например, о Федеральной службе безопасности), являющейся составной частью военной организации государства, ввиду отсутствия специального термина, как уже отмечалось, достаточно часто ошибочно применяется термин "федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба" <26>. -------------------------------- <24> См., например: Кудашкин А. В. Военное право: понятие, актуальные проблемы направления исследований // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1. С. 7. <25> Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ. <26> Например, в ч. ч. 4 и 5 ст. 9, п. 3 ч. 1 ст. 11 и ряде иных статей Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ.

Для упорядочения понятийного аппарата данной сферы правового регулирования и во избежание путаницы представляется целесообразным четко разграничить понятия: Вооруженные Силы, иные войска, воинские формирования и органы как элементы военной организации государства именовать военными ведомствами, а входящие в их состав организации - военными организациями. Кроме того, целесообразно уточнить содержание понятия "военная организация государства" в части того, что понимается под "органами управления" военной организацией государства <27> и что включает в себя входящая в военную организацию государства "часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности". -------------------------------- <27> Относятся ли к таким органам, например, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и иные органы, наделенные определенными полномочиями в области обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, военными организациями предлагается именовать организации, входящие в состав Вооруженных Сил, иных войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба (военных ведомств), которые, в свою очередь, входят в состав военной организации государства. Такой подход позволит, в частности, устранить юридическую некорректность формулировки одного из базовых понятий военного законодательства: "федеральный орган исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба" <28>, обычно применяемого в качестве обобщающего для всех войск, воинских формирований и органов, на более правильный: "ведомство, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба". -------------------------------- <28> См., например: Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с последующими изменениями).

Название документа