К вопросу научной и инновационной деятельности органов внутренних дел

(Овчинников О. А.) ("Российский следователь", 2006, N 10) Текст документа

К ВОПРОСУ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

О. А. ОВЧИННИКОВ

Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили <1>. -------------------------------- <1> Блейк В. Избранное. М., 1965. С. 128.

Овчинников О. А., главный эксперт-консультант ОИД МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В современном обществе наука играет особо важную роль. Ее развитие приводит к новому качеству жизни, основанному на применении научных достижений. Революционизируясь, она оказывает влияние на многие сферы человеческих отношений, начинает регулировать и перестраивать их средства, методы. Поэтому неудивительно, что проблемы будущего российского общества не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Наука является первым и главным компонентом инновационной деятельности, условием обеспечения ее эффективности. При изучении научной литературы отечественных и зарубежных авторов сталкиваемся с тем, что инновационная деятельность рассматривается как непосредственно связанная с наукой. Так, например, по мнению Д. И. Кокурина <2>, инновационная деятельность в широком смысле слова - это момент жизнедеятельности общества, включающий естественные и искусственные, социально-политические, экономические и другие факторы общественного развития. В узком ("специфически экономическом") смысле слова она направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства благодаря использованию новых научно-технических знаний. Любые изменения в способе взаимодействия социального субъекта с природной и общественной средой возникают в результате его практической, в том числе духовной, деятельности. -------------------------------- <2> Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. С. 19.

В другом случае предлагается инновационную деятельность понимать как практическое использование в массовом производстве инновационно-научного потенциала с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос населения в конкурентоспособных товарах и услугах <3>. -------------------------------- <3> Игнатов В. Г., Бутов В. И. Инновационный фактор регионального развития / Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. М.: Теса; Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. С. 48.

Существует и такой подход к определению инновационной деятельности, который указывает на то, что она направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок. То есть инновации возникают при использовании результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование производственного процесса, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах развития общества <4>. -------------------------------- <4> Основы инновационного менеджмента / Учебное пособие. М.: Экономика, 2000. С. 7.

В конечном итоге Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832 <5>, определила, что "инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.

С точки зрения Н. В. Малаховой, инновационная деятельность является более широким понятием, поскольку предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. В этом случае научная стадия может и не входить в инновационный процесс <6>. Однако, по нашему мнению, этот вопрос следует рассматривать самостоятельно. -------------------------------- <6> Малахова Н. В. Организационно-правовые основы инновационной деятельности в органах внутренних дел. Дис... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2002. С. 21.

В свою очередь, наука - это целостная система получения, накопления, преобразования и целесообразного применения новых знаний о природе, человеке и обществе. Ее содержанием является познание свойств и закономерностей развития природы, общества, человека. Она включает в себя как процесс, направленный на получение и применение новых знаний, так и ее результат - сумму знаний, составляющих основу научной картины мира и отражающих законы его развития. Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, является научной и предполагает проведение фундаментальных и прикладных исследований <7>. -------------------------------- <7> См.: Ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Результаты таких исследований заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. В ходе исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей. Примерно 90% фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. А из оставшихся 10% не все найдут применение на практике. Цель фундаментальных исследований - познание и развитие теории вопроса. Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. То есть в отличие от фундаментальных научных исследований они имеют иную направленность. Их цель - "овеществление" научных знаний в процессе производства, в результате чего создаются новые технологии, конструкции, оборудования, машины и т. д. Процесс этот плавно переходит в фазы: проектирование, строительство, освоение и промышленное производство. Поэтому, бесспорно, можно сказать, что наука - это один из путей создания нового, новшества. Установление конкретного круга аспектов, характеризующих сущность любого понятия, является исходным моментом для формулирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Поэтому, по мнению Р. А. Фатхутдинова, целесообразно разграничивать понятия "новшество" и "инновация". Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта <8>. -------------------------------- <8> Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. СПб.: Питер, 2004. С. 45.

По существующему мнению П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели, инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов <9>. -------------------------------- <9> Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 2000. С. 56.

Инновация - получение результата, направленного на обновление, преобразование предыдущей деятельности, приводящего к замене одних элементов другими либо дополнению уже имеющихся новыми. Она имеет общие закономерности: определяются цели изменения, новшество разрабатывается, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, "отмирает", исчерпываясь физически и морально. При инновациях требуется преодоление инерции сложившегося порядка, потому что обычно возникает проблема последствий - ожидаемых, желаемых и вредных <10>. -------------------------------- <10> Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. С. 19.

В целом основные направления развития инновационной деятельности, приоритеты инновационной политики и этапы ее реализации определяются потребностями промышленных и других производств в технологическом перевооружении и наличием инвестиционных ресурсов, развития форм управления организациями и др. Важным видом социальных нововведений в организациях являются управленческие нововведения, которые могут носить как узко организационный характер (создание новых организационных структур, новых форм организации труда, выработки и принятия решений, контроля за их выполнением и т. д.), так и широких социально-управленческих преобразований, связанных с изменением системы власти и ответственности и т. д. <11>. -------------------------------- <11> Радугин А. Н., Радугин К. А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления. Воронеж. Высшая школа предпринимателей, 1995. С. 38.

Перед инициаторами нововведений встают проблемы: каким путем провести необходимые изменения в организации, привести ее в соответствие с радикально изменившейся ситуацией в окружающей среде и в то же время избежать риска гибели самой организации. Наиболее эффективными могут показаться революционная ломка, быстрый демонтаж имеющейся системы целей, структуры управления организацией. Но этот путь может оказаться неэффективным, поскольку он сопряжен с дезорганизацией и образованием хаоса в ранее контролируемой сфере деятельности. Потребуются большие усилия, чтобы восстановить управляемость данной организации. Другой путь - постепенное "пошаговое" изменение. Здесь, казалось бы, нет риска, и положительный эффект нововведений обеспечен. Но теория систем (а организации являются системными объектами и функционируют по законам теории систем) установила, что "пошаговые" изменения довольно быстро "приручаются" старой системой и практически не дают эффекта. Следовательно, системный объект должен меняться также системно, то есть в случае коренной переориентации в деятельности организации в ней должны быть проведены глубокие системные изменения <12>. -------------------------------- <12> Радугин А. Н., Радугин К. А. Указ. раб. С. 80 - 100.

Инновационная деятельность в органах внутренних дел (ОВД) осуществляется в двух направлениях. Во-первых, это научно-исследовательская деятельность и использование ее результатов в правоохранительной сфере. Этим направлением занимаются научные организации, входящие в систему МВД России, для которых научные исследования и разработки являются их основной задачей. Во-вторых, это выявление, изучение и внедрение передового и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел. Следует особо остановиться на терминах, с помощью которых обозначаются нововведения в практике органов внутренних дел. В соответствии с Приказом МВД России от 11 июля 2006 г. введены в оборот следующие понятия: "передовой опыт", "положительный опыт", "апробация", "выявление передового опыта", "внедрение передового опыта" и "распространение передового опыта". Так, например, передовой опыт - это новые формы и методы практической реализации задач и функций подразделений (учреждений) органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, одобренные и рекомендованные к внедрению в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел и служебно-боевую деятельность внутренних войск МВД России Главным командованием внутренних войск МВД России, Следственным комитетом при МВД России, департаментами МВД России, подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России. Положительный опыт - это наиболее эффективные формы и методы практической реализации задач и функций подразделений (учреждений) системы МВД России, одобренные и рекомендованные к внедрению в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел и служебно-боевую деятельность внутренних войск МВД России Советом МВД России по науке и передовому опыту. В словаре С. И. Ожегова эти понятия трактуются следующим образом. Положительный - "заслуживающий одобрения, полезный и существенный". Передовой - "движущийся или находящийся впереди, не останавливающийся в развитии, прогрессивный" <13>. Как видим, разграничения в толковании этих понятий нечеткие, довольно смутные. В управленческой литературе содержится ряд признаков, уточняющих, характеризующих понятие "передовой опыт". Ими являются: новизна, эффективность (результативность), репрезентативность (оставаться результативным при использовании его иными органами), преемственность, стабильность, соответствие законам и подзаконным актам <14>. С нашей точки зрения, именно репрезентативность и есть тот отличительный, ключевой признак, который разграничивает эти два понятия. -------------------------------- <13> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. С. 433, 480. <14> Иванов Н. Н., Копейкин А. Ф., Русаков В. Я. Организация изучения и внедрения передового опыта в органах внутренних дел. Академия. М., 1988. С. 8 - 10.

Таким образом, как нам представляется, положительный опыт имеется практически в каждом или во многих органах внутренних дел и является достоянием конкретного органа или группы органов внутренних дел региона. Он не всегда может быть внедрен в других подразделениях по целому ряду причин: размеры территории и климатические особенности, национальная специфика и т. д. Под "передовым опытом" следует понимать новые, наиболее прогрессивные формы и методы работы, проверенную практикой научно-обоснованную систему приемов организации и деятельности служб и подразделений ОВД, наилучшие по сравнению со средними общественными показателями образцы труда и т. д., которые являются в целом репрезентативными для значительного числа ОВД. Следовательно, любой передовой опыт, с нашей точки зрения, всегда положителен, а последний может стать передовым, если может быть внедрен в ряде ОВД или в целом в системе МВД России. Соответственно "передовой опыт", как нам представляется, точнее отражает смысл понятия "инновация". В ОВД к функциям по реализации инновационной деятельности можно отнести следующие: - координация работы подразделений центрального аппарата и МВД, ГУВД, УВД в субъектах Российской Федерации по выявлению, распространению и внедрению отечественного и зарубежного передового опыта организации борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности, управленческой деятельности, организационному и методическому руководству базовыми органами; - осуществление централизованного хранения документов по одобренному и рекомендованному к внедрению передовому опыту; - осуществление организационно-методического обеспечения работы штабных подразделений МВД, ГУВД, УВД в субъектах Российской Федерации и горрайлинорганов: оказание при выездах на места практической и методической помощи по выполнению возложенных на них задач и функций; подготовка и направление на места обзоров и методических рекомендаций, заслушивание отчетов о проделанной ими работе; периодическое проведение семинаров-совещаний с начальниками штабов МВД, ГУВД, УВД в субъектах Российской Федерации; организация стажировок, профессиональной подготовки руководителей и сотрудников штабов на курсах повышения квалификации в образовательных учреждениях высшего профессионального образования системы МВД России; - организация внедрения в работу штабных подразделений всех уровней систем автоматизации процессов управления; - организация совместно с Академией управления МВД России, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, подразделениями центрального аппарата МВД России и МВД, ГУВД, УВД в субъектах Российской Федерации социологических и криминологических исследований, а также прогнозирования тенденций и процессов в криминальной сфере. Предполагается также осуществлять сотрудничество с правоохранительными органами других государств в формах обмена оперативно-следственной, научно-технической, статистической информацией, образцами техники и вооружения и технологиями их производства; совместного и согласованного проведения различных мероприятий - оперативно-следственных, научных и т. д.; взаимных стажировок и обучения специалистов и т. п. <15>. -------------------------------- <15> Иванов Н. Н., Копейкин А. Ф., Русаков В. Я. Указ. раб. С. 10.

Названные мероприятия, а также еще большее количество не указанных нами, но используемых для совершенствования управления, составляют содержание инновационной деятельности в органах внутренних дел.

Список литературы

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886. 3. Иванов Н. Н., Копейкин А. Ф., Русаков В. Я. Организация изучения и внедрения передового опыта в органах внутренних дел. Академия. М., 1988. 4. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Инновационный фактор регионального развития / Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. М.: Теса; Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. 5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 2000. 6. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. 7. Малахова Н. В. Организационно-правовые основы инновационной деятельности в органах внутренних дел. Дис... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2002. 8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. 9. Основы инновационного менеджмента / Учебное пособие. М.: Экономика, 2000. 10. Радугин А. Н., Радугин К. А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления. Воронеж. Высшая школа предпринимателей, 1995. 11. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. СПб.: Питер, 2004.

Название документа